Институт помилования в Молдове: история и современность

(Боршевский А. П., Мыца О. Д.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2008, N 6) Текст документа

ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ В МОЛДОВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А. П. БОРШЕВСКИЙ, О. Д. МЫЦА

Боршевский А. П., старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, кандидат исторических наук.

Мыца О. Д., соискатель Института истории, государства и права АНРМ.

Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осужденного. Отечественная и зарубежная наука уголовного права достаточно интенсивно разрабатывает широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения, одним из которых является помилование. Помилование как один из видов досрочного освобождения является ярким примером реализации закрепленного в ст. 4 УК РМ принципа гуманизма в уголовном законодательстве. Гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осужденных, что ведет к исправлению и перевоспитанию преступников и предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами <1>. -------------------------------- <1> Мирзажанов К. Помилование как реализация принципа гуманизма уголовной политики в СССР // Советское государство и право. 1981. N 8.

Помилование представляет собой акт высшего органа государственной власти (обычно главы государства), смягчающий положение осужденного лица, это мера милосердия публичных властей <2>. Помилование, как и амнистия, является институтом государственного прощения <3>. -------------------------------- <2> Захария С., Боршевский А. Освобождение от уголовной ответственности актом помилования // Закон и жизнь. 2002. N 5. С. 19. <3> Марогулова И. Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М., 1998. С. 59.

Институт помилования имеет длительное историческое развитие. В Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилона Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако имеются сведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в XX в. до н. э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием "Рассказ Синухе". В Молдове Дмитрий Кантемир отмечал, что в XVI - XVII вв. "господарь Молдовы мог помиловать виновных... <4> даже приговоренных к смерти" <5>. Также митрополит, "даже в уголовных делах, когда господарь приговаривает кого-либо к смерти, обязан подтвердить или исправить на суде решение господаря согласно законам" <6>. В XVIII в. помиловать осужденных в Молдове мог и Османский султан. "Так случилось во время правления М. Раковице (1715 - 1726), когда перед исполнением смертного приговора господарь получил фирман об освобождении осужденных" <7>. -------------------------------- <4> Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С. 127. <5> Галбен А. И. Из истории феодального права Молдовы XV - XIX вв. Кишинев, 1998. С. 218. <6> Кантемир Д. Указ. соч. С. 182. <7> Cronica Ghircule tilor. Istoria Moldovei ntre anii 1695 - 1754 / Ed. N. Camarianu i A. Camariano-Cioranu. Bucure ti, 1965. P. 263.

Современное отечественное и зарубежное законодательство дает детальную правовую регламентацию помилования. Институт помилования существует в большинстве государств. В Республике Молдова, согласно пункту "е" ст. 88 Конституции РМ, помилование от имени государства осуществляется Президентом РМ. Помилование - это акт верховной власти, посредством которого осужденное лицо полностью или частично освобождается от назначенного наказания либо назначенное наказание заменяется более мягким наказанием <8>. Таким образом, субъектом помилования в уголовном законодательстве может быть только осужденный. -------------------------------- <8> Постановление Конституционного Суда РМ N 20 от 25 мая 2000 г. "О контроле конституционности статьи 53 УК" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2000. N 59 - 62.

Помилование не распространяется на дополнительные наказания, кроме случаев, когда в акте о помиловании предусмотрено иное. Помилование осуществляется Президентом РМ в индивидуальном порядке (ст. 108 УК РМ). Отметим, что содержание данной части ст. 108 УК вступает в противоречие с Конституцией, которая предусматривает, что объявление амнистии и помилования регламентируется органическим законом (п. "о" ч. 3 ст. 72). Исходя из содержания данной конституционной нормы, парламент РМ тоже правомочен применять акт о помиловании. Помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания <9>. Однако ч. 1 ст. 108 УК РМ предпринимает попытку сузить круг: "Помилование является актом, посредством которого осужденное лицо полностью или частично освобождается от назначенного наказания либо назначенное наказание заменяется более мягким наказанием". Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности <10>. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение ее юридической природы не совсем оправданны. -------------------------------- <9> Скибицкий В. В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывание наказания. Киев, 1987. С. 64. <10> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Молдова. Кишинев, 2005. С. 428.

Право Президента РМ на помилование (п. "е" ст. 88 Конституции, ч. 2 ст. 108 УК) не ограничено ни кругом лиц, ни характером или степенью тяжести содеянного, ни числом совершенных преступлений, ни наличием любого вида рецидива. Акты помилования имеют индивидуальный характер <11>, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица. Таким образом, Конституция наделяет Президента страны исключительным правом помилования. -------------------------------- <11> Захария С., Боршевский А. Освобождение от уголовной ответственности в Молдове: История и современность // Закон и жизнь. 2002. N 4. С. 42.

Вместе с тем п. 13 Положения о порядке рассмотрения ходатайства о помиловании и осуществления помилования осужденных (Указ Президента Республики Молдова N 1646-II от 5 сентября 2000 г.) предусматривает, что, если лица, неоднократно судимые за совершение преступлений, а также лица, к которым ранее были применены амнистия, помилование или условно-досрочное освобождение от наказания или замена наказания более мягким наказанием, до погашения или снятия судимости вновь совершили умышленное преступление, они могут быть помилованы лишь в исключительных случаях <12>. -------------------------------- <12> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Молдова. Кишинев, 2005. С. 428.

Акты помилования ни в коем случае не подвергают сомнению справедливость вынесенного судом приговора. Освобождение от наказания на основании акта помилования не равносильно реабилитации. Президент РМ, издавая акт о помиловании, не вмешивается в деятельность судебных органов по осуществлению правосудия. Акты помилования не являются и актами надзора за деятельностью органов суда и прокуратуры. Это исключительные акты государства <13>. -------------------------------- <13> Синцова Т. А. Амнистия и помилование в советском государственном праве // Правоведение. 1969. N 6. С. 118 - 121.

Рассматривая вопрос о том, каким образом может формироваться право главы государства осуществлять помилование, надо сразу уточнить, что в условиях правового государства никакие государственные решения, в том числе помилование, не могут быть произвольными и ничем не ограниченными. С этих позиций помилование, будучи актом государственной воли, основывается на воплощенной в праве и формирующей право воле народа. Характер и содержание этой воли должны быть ограничены конституционными свободами, правами человека и общими началами уголовного законодательства, уголовной политики. Собственно, так и определяются границы помилования. Отметим, что деятельность по рассмотрению вопросов помилования осужденных неразрывно связана с обеспечением прав человека при реализации уголовного преследования, причем как осужденных, так и потерпевших от преступлений. При осуществлении помилования Президент не устанавливает режим исполнения наказания, а заменяет пожизненное заключение лишением свободы на срок 25 лет, освобождает полностью или частично осужденного от отбывания назначенного как основного, так и дополнительного наказания либо назначенное наказание заменяет на более мягкий вид наказания, установив испытательный срок, как, например, в Указе N 515 от 31.03.2006 о помиловании осужденных <14>, где конкретным лицам был установлен испытательный срок. Президент РМ в порядке помилования досрочно снимает судимость <15>. -------------------------------- <14> Указ Президента РМ N 515 от 31.03.2006 "О помиловании осужденных" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2006. N 55. <15> Флоря В. Когда снимается и погашается судимость // Закон и жизнь. 1994. N 9. С. 40.

Указы Президента РМ о помиловании обязательны для исполнения. В отличие от применения закона об амнистии, на основании которого в отношении каждого лица должно быть принято отдельное решение, при применении помилования сам указ является для этого основанием, поскольку он всегда касается конкретного лица (группы лиц). Указ Президента РМ о помиловании является актом прямого действия, подлежащим немедленному исполнению. Он является актом применения права в конкретном случае <16>. -------------------------------- <16> Комментарий к Уголовному кодексу Республики Молдова. Кишинев, 2005. С. 430 - 431.

Помилование осуществляется по ходатайствам осужденных, их близких родственников, депутатов парламента, органов местного публичного управления, общественных объединений, адвокатов, участвующих в рассмотрении дел при назначении пожизненного заключения и дел несовершеннолетних, а также по ходатайствам администрации предприятий, где осужденные ранее работали <17>. Однако если осужденный отказывается от подачи ходатайства о помиловании, ходатайства других лиц не рассматриваются. Ходатайства о помиловании осужденных рассматриваются только после вступления приговора в отношении данных лиц в законную силу. Для рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных при Президенте РМ Указом создана Комиссия по вопросам помилования осужденных, которая проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Решения Комиссии совместно с ходатайствами о помиловании представляются на рассмотрение Президенту РМ, который удовлетворяет или отклоняет ходатайства. -------------------------------- <17> Указ Президента РМ N 1646-II от 5 сентября 2000 г. "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании и осуществления помилования осужденных" // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2000. N 116-118. С. 11 - 12.

При рассмотрении ходатайств о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение, семейное положение, отношение к содеянному, срок отбытого наказания, сведения о возмещении материального ущерба, мнение администрации пенитенциарного учреждения. Повторное помилование по одному и тому же уголовному делу не допускается <18>. Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, ходатайства о помиловании подают через администрацию пенитенциарного учреждения. Ходатайства о помиловании, поданные через администрацию пенитенциарного учреждения, направляются Президенту РМ. К ходатайствам прилагаются копии всех судебных решений, подробные характеристики, мнение администрации по существу ходатайств. Лицам, подавшим ходатайства о помиловании, сообщается о результатах их рассмотрения. В случае отклонения ходатайств о помиловании личные ходатайства осужденных, а также ходатайства других лиц при возникновении новых, заслуживающих внимания обстоятельств могут быть повторно представлены Комиссии по истечении шести месяцев со дня отклонения предыдущего ходатайства. Ходатайства о помиловании, поступившие повторно до указанного срока, приобщаются к имеющимся материалам, о чем сообщается лицам, подавшим ходатайства. -------------------------------- <18> Захария С., Боршевский А. Освобождение от уголовной ответственности актом помилования // Закон и жизнь. 2002. N 5. С. 20 - 21.

Подводя итог, выделим следующие особенности помилования. Во-первых, в отличие от большинства других видов освобождения от отбывания наказания, которые применяются только судом, институт государственного прощения - помилование - применяется главой государства. Сейчас это Президент РМ, до 1812 г. - господарь Молдовы. Во-вторых, помилование является комплексным правовым институтом, с помощью которого Президент вправе применить разные виды смягчения положения осужденного, как, например, освободить осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Третья особенность помилования заключается в том, что оно представляет собой акт разового характера. Оно обязательно для применения только к данному осужденному и касается наказания, назначенного приговором за определенное преступление. Поэтому в указе Президента о помиловании поименно перечисляются помилованные лица, причем каждому из них назначается определенный вид смягчения положения. Из этого вытекает четвертая особенность помилования: указ Президента о помиловании не является нормой права, он не создает обязательного правила, которое должно применяться в иных, даже похожих случаях, он не касается других лиц, приговоренных за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма. Пятая особенность помилования заключается в том, что оно не вносит изменений в приговор, не ставит под сомнение его законность, обоснованность, справедливость. Существо помилования заключается в том, что положение лица смягчается по обстоятельствам, не влияющим на обоснованность и законность осуждения. Применение помилования является милостью Президента, осуществляемой именем государства. В заключение отметим, что, на наш взгляд, в Молдове необходимо принять специальный закон о помиловании. Целесообразность разработки и принятия закона о помиловании объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью дальнейшей реализации принципов правового государства, поставившего во главу приоритет личности человека, его права и свободы. В Конституции РМ закреплено право Президента на применение помилования. Однако это не означает, что отношения, связанные с подготовкой и предварительным рассмотрением ходатайств о помиловании, должны регламентироваться нормативными правовыми актами Президента, как это было ранее да и существует до настоящего времени. Применение помилования нередко связано с установлением ограничений в реализации права осужденного на обращение с соответствующей просьбой. В качестве такого ограничения традиционно предусматривается норма, в соответствии с которой в случае отклонения ходатайства о помиловании повторное обращение допускается не ранее чем через шесть месяцев. Данная норма социально обусловлена и необходима, однако при нахождении ее в указе Президента РМ будет нарушен конституционный принцип, согласно которому конституционные права и свободы не подлежат никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом (а не указом Президента), соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Во-вторых, необходимостью обеспечения единства и стабильности политики в области применения помилования осужденных. Наблюдаемые в последнее время во многих странах перегибы в практике помилования осужденных во многом объясняются отсутствием единого законодательного акта, отражающего согласованную волю законодательной, исполнительной и судебной власти при помиловании осужденных. Закон о помиловании должен гарантировать, с одной стороны, право президента страны на помилование осужденных, с другой стороны, право осужденных на объективное, справедливое рассмотрение его ходатайства о помиловании.

Название документа