Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом леса в Монголии и Китае

(Бородуля Е. В., Лавдаренко Л. И.)

("Российский следователь", 2009, N 2)

Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ

ОБОРОТОМ ЛЕСА В МОНГОЛИИ И КИТАЕ

Е. В. БОРОДУЛЯ, Л. И. ЛАВДАРЕНКО

Бородуля Е. В., старший научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Восточной Сибири.

Лавдаренко Л. И., доцент кафедры организации и методики уголовного преследования Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Преступления, связанные с незаконным оборотом леса, не только в России, но и в Монголии и Китае имеют свою правовую регламентацию. В частности, наличие в уголовных кодексах этих стран статей о противоправности незаконной рубки лесных насаждений свидетельствует о том, что данное преступление из всех деяний, касающихся незаконного оборота леса и на их территории, является одним из наиболее распространенных и требующих активного противодействия, в том числе путем грамотного применения имеющихся норм права.

Проблема противодействия незаконному обороту леса актуальна не только для России, но и для многих стран, обладающих лесными запасами. Наиболее острыми стали проблемы незаконных рубок - деяний, причисляемых к экологическим преступлениям, при этом абсолютное большинство которых осуществляется с целью получения материальной выгоды. Данное обстоятельство требует от законодателя более четкой регламентации ответственности за совершение подобных противоправных деяний. Так, Уголовный кодекс Польши приравнивает незаконную порубку к краже. Российское законодательство не так категорично в данном вопросе и относит незаконную рубку лесных насаждений к экологическим преступлениям.

Незаконный оборот леса объединяет в себе экологическую и экономическую составляющие. Прежде всего он включает в себя незаконную рубку лесных насаждений (являющихся частью живой природы), а также иные действия (транспортировка, переработка, купля-продажа, экспорт) в отношении уже заготовленной древесины (круглые лесоматериалы, древесные хлысты, дрова), имеющей номинальную стоимость, а также леса, прошедшего углубленную обработку и приобретшего более высокую товарную ценность (доска, брус, иные пиломатериалы). Причем практически одни и те же действия могут быть квалифицированы и как незаконный, и как вполне легальный оборот леса. Главным отличием является осуществление схожих действий с нарушением требований нормативно-правовых актов, которые регламентируют операции, составляющие оборот леса, либо проведение их на законных основаниях.

Практика показывает, что на территории России преступления в сфере экономики (ст. ст. 158, 159, 171, 174, 193, 194 УК РФ), непосредственно связанные с незаконным оборотом леса, зачастую являются закономерным продолжением экологического преступления (ст. 260 УК РФ). Незаконные лесозаготовители, выбирая коммерчески ценную древесину, уничтожают лесные экосистемы на особо охраняемых природных территориях, вырубают деревья редких пород, причиняя значительный ущерб природе. Нередко эти деяния сопряжены с преступлениями против государственной власти (ст. ст. 285, 290, 291 УК РФ). Совершение указанных преступлений обусловлено корыстными мотивами и определяется конечной целью - получением прибыли.

Что касается наших ближайших азиатских соседей: Монголии и Китайской Народной Республики, - то в этих государствах также существует ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом леса. Перечисленные выше страны имеют не только ряд схожих климатических и сырьевых показателей с Российской Федерацией, но и общую границу с ней. Монголия интересна нам помимо прочего еще и тем, что непосредственно (как и Российская Федерация) граничит с Китаем, являющимся одним из крупнейших импортеров древесины. Как известно, в самой Поднебесной действует 50-летний мораторий на разработку собственных лесных запасов. При этом КНР продолжает наращивать объемы производства пиломатериалов, модернизируя свою деревообрабатывающую промышленность. Для увеличения поставок леса из соседних государств (прежде всего России и Монголии) правительство Китая даже пошло на введение таких мер, как снижение импортных пошлин и налога на добавленную стоимость. Огромный спрос у китайских бизнесменов на древесину вызвал рост числа преступных проявлений, связанных с незаконным оборотом леса, и в связи с этим необходимость своевременного реагирования, в том числе и законодателей пограничных с Китаем государств, на подобные преступления.

В частности, Уголовным кодексом Монголии [1], как и российским, предусмотрена ответственность за нарушения, совершаемые в лесной сфере. Такие преступления входят в раздел 8 "Преступления против общественной безопасности и здоровья населения" и гл. 23 "Нарушения правил охраны окружающей природной среды" УК страны и включают в себя следующие статьи: ст. 211 "Нарушение лесного законодательства", ст. 212 "Нарушение законодательства о растительном мире" и ст. 213 "Причинение лесного или степного пожара".

Следует отметить, что Монголия (с 1924 по 1992 г. - Монгольская Народная Республика) - государство, расположенное на стыке Центральной, Северной и Восточной Азии, на востоке, юге и западе граничащее с Китаем, а на севере - с Россией. Древние законы монголов запрещали загрязнять реки и озера, вскапывать землю, ломать ветви деревьев, охотиться в неположенных местах и в неположенное время. В настоящее время по экологическим соображениям в стране в определенной степени ограничиваются распашка земли, разработка некоторых месторождений (в частности, фосфоритных - в районе озера Хубсугул, которое считают монгольским аналогом Байкала), бурение нефтяных скважин и др.

Тем не менее общее ухудшение экологической обстановки прослеживается и в Монголии. В частности, по данным Министерства природы и окружающей среды Монголии, только за последние 25 лет было заготовлено 29,2 млн. кубометров древесины, 8,2 млн. га лесов охвачено лесными пожарами и 2,1 млн. га лесов повреждено насекомыми-вредителями. При этом лесопокрытая площадь в Монголии сократилась на 1,2 млн. га. Горные лесные экосистемы Северной Монголии, в том числе лиственничные леса, занимающие 72% общей лесной площади хвойных и лиственных лесов, выполняют важные водоохранные, водорегулирующие и почвозащитные функции. По состоянию на 2003 г. вследствие антропогенных и неблагоприятных природных факторов 683 из ранее учтенных 5565 рек и ручьев республики за последнюю четверть века высохли [2], что грозит нарушением экологического равновесия и природными катаклизмами. Следует учитывать и то, что именно на территории Монголии находится 66% водосборной площади бассейна р. Селенги, впадающей в озеро Байкал, которое является уникальным хранилищем 20% запасов поверхностных пресных вод Земли. Возрастающие потребности общества в экологических, социальных и ресурсных функциях горных лесов заставляют обратить внимание на их сохранение, восстановление и рациональное использование.

Статья 211 Уголовного кодекса Монголии состоит из двух частей и устанавливает ответственность за рубку лесов в промышленных целях без соответствующей лицензии и совершение действий, запрещенных законодательством, в запретных зонах, на особо охраняемых территориях, в зеленом поясе, а также в лесах, не относящихся к особо охраняемым территориям. Для привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении данного преступления, необходимо, чтобы такие действия повлекли причинение существенного ущерба. В этом случае противоправные деяния наказываются штрафом в размере от 200 до 250 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до трех лет. Причем в соответствии с п. 1 ст. 8 Уголовного кодекса Монголии уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Квалифицированный состав этой статьи: за то же деяние, совершенное неоднократно либо причинившее ущерб в крупном или особо крупном размере, лицо наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В соответствии со ст. 29 УК Монголии размер ущерба, причиненного противоправным деянием, определяется следующим образом: в размере от 1 до 50 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода признается значительным; от 50 до 125 МРОТ или иного дохода - крупным; в размере от 125 до 200 минимальных размеров оплаты труда - особо крупным.

Кроме того, уголовно наказуемыми являются и иные нарушения законодательства о растительном мире. В частности, ст. 212 УК Монголии констатирует, что сбор и заготовка исчезающих видов растений; перемещение через государственную границу не только непосредственно их, но и семян и саженцев таких растений; ввоз или использование средств защиты растений без специального разрешения, если такие действия повлекли причинение ущерба в крупном размере, смерть человека, поголовья скота или нанесли ущерб окружающей природной среде, наказываются штрафом в размере от 100 до 250 МРОТ либо лишением свободы на срок до двух лет.

Данная статья более конкретно, нежели российское законодательство, регламентирует правовую охрану растений, нуждающихся в особой защите.

Еще одна статья Уголовного кодекса Монголии - ст. 213 - регламентирует ответственность за причинение лесного или степного пожара. Следует отметить, что эта проблема в республике является одной из самых острых. Так, в наиболее богатой лесом Северной Монголии за период с 1975 по 1999 г. было зарегистрировано более полутора тысяч лесных пожаров на общей площади 7195 тыс. га (Валендик, Иванова, 1999; Чулуунбатор, 2001). С 1980 по 2005 г. крупнейшие лесные пожары возникали в 1990, 1996, 1997, 1998, 2002 гг. По данным Ж. Цогтбаатара (1996), в 1996 г. в Монголии было зарегистрировано 386 пожаров, охвативших 10,19 млн. га, в том числе лесные пожары охватывали 2,36 млн. га, а степные - 7,83 млн. га. Основной причиной возникновения пожаров является неосторожное обращение населения с огнем и не снабженная искроудержателями автомобильная техника. Пожары, возникшие на степных участках, в некоторых случаях переходят в лесные массивы. Ежегодные лесные и степные пожары причиняют значительный ущерб не только экономике, но и экологии Монголии. Это стало решающим фактором в принятии законодателями страны наиболее жестких санкций по отношению к нарушителям законодательства об охране растительного мира республики. Статья 213 состоит из трех частей:

1. Причинение лесного или степного пожара наказывается штрафом в размере от 100 до 250 минимальных размеров оплаты труда, арестом на срок от трех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Уничтожение лесов, пастбищ, причинение смерти человеку или причинение иных тяжких последствий в результате неосторожного обращения с огнем или легковоспламеняющимися предметами наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

3. Уничтожение лесов, пастбищ, причинение смерти человеку, иных тяжких последствий в результате учинения пожара наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

В соответствии со ст. 17 УК Монголии преступлениями средней тяжести признаются деяния, за совершение которых установлены:

- штраф от 50 до 250 МРОТ;

- принудительные работы (от 100 до 250 часов);

- арест (от трех до шести месяцев);

- лишение свободы до пяти лет.

Тяжкими считаются деяния, наказание за которые составляют:

- штраф (от 251 до 500 МРОТ);

- принудительные работы (от 100 до 250 часов);

- лишение свободы от 6 до 10 лет.

Так же как и в российском уголовном законодательстве, в УК Монголии широко используется в качестве санкции штраф. В соответствии со ст. 48 УК Монголии его размер (от 5 до 500 МРОТ) определяет суд (в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления, материального благополучия, размеров доходов осужденного). Причем, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, суд может заменить штраф на арест или лишение свободы сроком до трех лет. При этом штрафом не могут быть заменены арест, лишение свободы, а также принудительный труд.

Арест в соответствии со ст. 52 УК Монголии заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Эта мера наказания может быть назначена на срок от одного до шести месяцев, при этом арест не назначается лицам, не достигшим 16-летнего возраста на момент совершения преступления, беременным женщинам, одиноким матерям или отцам, имеющим несовершеннолетнего ребенка.

Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста (ст. 21.1). Статья 21.2 устанавливает, что лица, достигшие возраста 14 лет, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу при отягчающих вину обстоятельствах, растрату, грабеж, умышленное уничтожение или повреждение имущества, хулиганство при отягчающих вину обстоятельствах. Таким образом, в Монголии за преступления, связанные с незаконным оборотом леса, уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Что касается самой Поднебесной, то в соответствии с УК Китайской Народной Республики [3] ответственность за незаконный оборот леса предусмотрена ст. ст. 344 и 345, входящими в § 6 "Преступления против охраны окружающей среды и природных ресурсов" [4]. В соответствии с ними незаконные порубки (повреждение) редких деревьев наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, арестом либо надзором, в качестве дополнительного наказания применяется штраф; при отягчающих обстоятельствах виновные наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф (ст. 344 УК КНР).

Статья 345 УК КНР устанавливает, что "тайная порубка леса или других лесных угодий в значительном размере" наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом либо надзором. В качестве дополнительного или самостоятельного наказания применяется штраф; при крупном размере виновные наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф; при особо крупном размере может быть назначено лишение свободы на срок 7 и более лет, а в качестве дополнительного наказания - применен штраф.

Та же статья определяет, что рубка леса, совершенная в значительном размере (в нарушение положений Лесного кодекса КНР), наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом либо надзором, в качестве дополнительного или самостоятельного наказания применяется штраф; случаи преступлений в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф.

Весьма интересным, на наш взгляд, является положение о том, что незаконная покупка в лесных районах заведомо тайно вырубленного, в значительном размере леса с целью извлечения выгоды при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом либо надзором, в качестве дополнительного или самостоятельного наказания применяется штраф; при особо отягчающих обстоятельствах лицо наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф.

Закон оговаривает также, что тайная порубка леса или других лесных угодий на территории государственного природного заказника, совершенная в значительном размере, наказывается более строго.

Не менее интересны положения ст. 346 УК КНР о том, что за совершение преступлений (в том числе и по статьям, касающимся незаконного оборота леса), кроме виновного лица, наказывается штрафом и организация, совершившая преступление. Это лица, непосредственно ответственные за руководство исполнителями, и другие ответственные лица. Общий возраст уголовной ответственности в Поднебесной составляет, как и в большинстве рассматриваемых стран, 16 лет.

УК КНР в редакции 1997 г. также закрепил институт уголовной ответственности юридических лиц. Согласно ст. 30 УК КНР субъектами уголовной ответственности могут быть "компании, предприятия, организации, учреждения, коллективы, осуществляющую опасную для общества деятельность". Данные субъекты несут уголовную ответственность на основании положений, установленных китайским УК для преступлений, совершаемых организациями или учреждениями. В связи с этим в ряде статей Особенной части предусмотрена возможность назначения наказания юридическим лицам за совершение конкретных преступлений, совершенных организацией или учреждением (например, ст. ст. 189 - 191 - преступления, связанные с нарушением валютных операций; ст. 200 - преступления, связанные с мошенничеством при валютных операциях, и др.).

Таким образом, сравнивая уголовное законодательство Монголии и Китая, можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом леса, в значительной степени отличается в данных государствах.

Более жесткое наказание за незаконные лесозаготовки предусмотрено уголовным законом Монголии (ст. 211 УК). Если незаконная порубка повлекла причинение существенного ущерба, то помимо штрафа (в размере от 200 до 250 МРОТ) монгольский законодатель предусмотрел в качестве наказания и лишение свободы на срок до трех лет. Квалифицированный состав данной статьи за то же деяние, совершенное неоднократно либо причинившее ущерб в крупном или особо крупном размере, наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Таким образом, в отличие от российского аналога данной статьи (ст. 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений"), предусматривающей в виде максимального наказания лишение свободы три года, санкции монгольского уголовного закона за подобное преступление гораздо жестче. Квалифицированный и особо квалифицированный составы ст. 260 УК РФ предусматривают и такие меры наказания, не связанные с ограничением свободы, как штраф, обязательные и исправительные работы, а также лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. Монгольские законы более сурово обходятся с правонарушителями, предоставляя выбор лишь между арестом сроком до шести месяцев и лишением свободы до пяти лет (ч. 2 ст. 211 УК).

Особо сурово незаконный оборот леса наказывается в Китае, где жесткие санкции установлены не только за незаконную порубку (помимо штрафа, до семи лет лишения свободы), но и прямо указывается на противоправность незаконной покупки в лесных районах заведомо тайно вырубленного (из корыстных побуждений) леса (ст. 345 УК КНР). Данное положение отсутствует во всех проанализированных уголовных кодексах избранных стран. Кроме того, только в УК Китая существует положение о привлечении к уголовной ответственности (на общих основаниях как физических лиц) непосредственных руководителей и иных ответственных работников, а также юридических лиц.

Можно предположить, что довольно жесткие меры уголовной ответственности, применяемые к нарушителям закона (в том числе и в сфере экологии) на территории Китая, явились одним из факторов усиления криминальной активности представителей Поднебесной в незаконном обороте леса в Российской Федерации, особенно в ее приграничных регионах. Организованный и проплаченный "интерес" Китая к лесным богатствам соседних государств, в свою очередь, спровоцировал всплеск на их территории преступности в сфере незаконного оборота леса.

Литература

1. Монголия // Комментарии законодательства. Режим доступа: http://kommentarii. org/strani_mira_eciklopediy/mongoliy. html.

2. Доржсурэн Ч. Послепожарные сукцессии в псевдотаежных лиственничных лесах Центрального Хангая в Монголии / Доржсурэн Ч., Краснощеков Ю. Н. // Хвойные леса бореальной зоны. 2007. N 4 - 5. С. 391 - 397.

3. Принят на II сессии ВСНП пятого созыва 1 июля 1979 г., изменен V сессией восьмого созыва 14 марта 1997 г.

4. Ахметшин Х. М., Ахметшин Н. Х., Петухов А. А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000. С. 254 - 423.

Название документа