Регулирование имущественных прав в Конституции КНР и Законе "О вещных правах в КНР" в контексте китайской экономической реформы

(Шкиттина Д. А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 24) Текст документа

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ В КОНСТИТУЦИИ КНР И ЗАКОНЕ "О ВЕЩНЫХ ПРАВАХ В КНР" В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

Д. А. ШКИТТИНА

Шкиттина Д. А., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В статье анализируются нормы Конституции и Закона "О вещных правах в КНР", регулирующие имущественные права (caichan quan) в Китайской Народной Республике. На примере данных норм показывается изменение методов регулирования экономики в последние годы, когда наметился отход от директивного планирования к гражданско-правовым методам, что в целом отражает изменение функций государства в сфере экономики.

In this paper the author analyzes articles of the Constitution of the People's Republic of China and the Real Rights Law of the PRC regulating property rights (caichan quan) in the PRC. These articles reflect a deep change in the methods the State is using to manage economics as recently it has been moving from directive non-legal methods towards legal instruments provided by Civil law. This also reflects the change in functions of the State in the sphere of economics <*>. -------------------------------- <*> Shkittina D. A. Regulation of property rights in the Constitution of the Chinese People's Republic and Law "On rights to a thing in the Chinese People's Republic" in the context of chinese economic reform.

В настоящее время в КНР идет процесс реформы экономической системы, основными направлениями которой являются: 1) реформа собственности и системы управления предприятиями; 2) формирование рыночной инфраструктуры в экономике; 3) реформа системы распределения доходов и др. <1>. -------------------------------- <1> Подробнее об этом см.: Островский А. В. Китайская модель перехода к рыночной экономике / Институт Дальнего Востока РАН. М., 2007.

Отличительной чертой китайских реформ является глубокая теоретическая проработка всех ее аспектов и поступательность действий, что отражает общий характер реформ, выраженный широко известной фразой Дэн Сяопина "Переходить реку, нащупывая камни". В КНР по итогам начального этапа реформ была создана многоукладная экономика (т. е. экономика, основанная на различных формах собственности). Все множество различных укладов (их около десятка) можно разделить на две большие группы: обобществленный сектор экономики (государственная и коллективная собственность) и необобществленный (индивидуальный и частный секторы экономики, паевая и акционерная экономика, экономика совместного хозяйствования и т. д.) <2>. При этом в отличие от Российской Федерации появление необобществленных секторов экономики и развитие рыночных механизмов происходило не за счет масштабной приватизации государственных предприятий, а за счет разрешения деятельности и масштабного вовлечения в хозяйственный оборот предприятий необобществленного сектора. Параллельно происходило реформирование предприятий государственного сектора для того, чтобы они могли на равных участвовать в экономической деятельности, основанной на рыночном механизме. Так, государственные предприятия преобразовывались в юридические лица, получали право иметь счет в банке, принимать решения по распоряжению выручкой. С конца 90-х годов прошлого века проводится курс на акционирование средних и крупных государственных предприятий, при этом акционерная форма предприятий рассматривается как оптимальная. -------------------------------- <2> Подробнее см.: Портяков В. Я. Реформа отношений собственности в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1998. N 6. С. 57.

Таким образом, одним из основных направлений экономической реформы является создание рыночного механизма путем развития частного сектора и реформирование предприятий обобществленного сектора экономики. Необходимо отметить теоретическую основу реформ. Руководство КНР пошло по пути отхода от классической теории социализма. Так, согласно китайской теории собственности ("социализма с китайской спецификой") при социализме может существовать многообразие форм собственности при условии признания общественной собственности как основной. Видный китайский ученый и политический деятель Ли Теин указывает на то, что "руководящая роль государственного сектора экономики в основном проявляется в возможности контроля" <3>. Основную теоретическую посылку "социализма с китайской спецификой" можно выразить словами Дэн Сяопина: "Преобладание плана или рынка не являются сущностными критериями разграничения капитализма и социализма. Плановая экономика не тождественна социализму, при капитализме также имеется планирование; рыночная экономика не тождественна капитализму, при социализме также есть рынок. План и рынок - все это экономические меры" <4>. -------------------------------- <3> Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР / Институт Дальнего Востока РАН. М., 2007. С. 88. <4> Дэн Сяопин. Избр. произведения. Т. 3. С. 373. Цит. по: Ли Теин. Указ. соч. С. 83.

Одним из "прорывов" теории реформы собственности китайским руководством и многими исследователями считается разделение понятия "собственность" и "формы реализации собственности". Так, государственная собственность может принимать различные формы реализации, оптимальной из которых является акционирование предприятий с сохранением контрольного пакета акций в руках государства. Разделение двух понятий позволило теоретически обосновать сохранение социалистической системы при наличии рыночного механизма. Ли Теин указывает на то, что "общественный сектор экономики использовал формы реализации собственности, отвечающие потребностям рынка" <5>. -------------------------------- <5> Ли Теин. Указ. соч. С. 91.

Эта двойственность - сохранение социалистической системы и всестороннее развитие рыночных механизмов - проявляется на уровне законодательства в следующем. Цель положений Конституции и текущего законодательства, регулирующих экономическую деятельность, не только закрепление существующего порядка вещей, но и выделение основополагающих принципов дальнейшего развития экономической системы. В начале реформ в КНР была осознана роль законодательного закрепления основополагающих принципов экономической системы. Это выразилось в серии поправок в Конституцию в 1988, 1993, 1999 и 2004 гг. Первые поправки касались ст. 10 и ст. 11, ими были легализованы на высшем законодательном уровне частные хозяйства и разрешена аренда земли. Поправки 1993 г. отразили строительство "социалистической рыночной экономики при сохранении макрорегулирующих функций государства". Коренным образом была изменена ст. 15, устанавливающая плановое хозяйство, - теперь функции государства концентрировались на строительстве рыночной экономики, усилении хозяйственного законодательства, совершенствовании макрорегулирования, были исключены запрет на срыв хозяйственных планов и предписание подчинения предприятий государственной и коллективной собственности Госплану. Поправки 1999 г. в основном закрепляли уже сложившуюся практику государственной жизни. В преамбуле внесенная в 1993 г. поправка о том, что "Китай находится на начальной стадии строительства социализма", была заменена на: "Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии строительства социализма". В текст введения было внесено упоминание о "теории Дэн Сяопина" и выдвинута задача "развивать социалистическую рыночную экономику". Наиболее важной поправкой считается редакция ст. 11, согласно которой легализованный еще в 1998 г. частный сектор получил статус "важной составляющей социалистической рыночной экономики". В последней серии поправок 2004 г. наибольший резонанс вызвала поправка к ст. 13 Конституции. Действующая редакция ст. 13 содержит следующее положение: "Запрещено посягательство на законное частное имущество граждан. Государство согласно закону охраняет частные имущественные права (сы-ю цайчань-цюань) <6> граждан и право на наследование. Государство может в соответствии с законом национализировать и реквизировать частное имущество граждан на общественные нужды при условии предоставления компенсации". -------------------------------- <6> Термин "сы-ю цайчань-цюань" на момент принятия поправок в 2004 г. большинством источников был ошибочно переведен как "право частной собственности". Вместе с тем современная китайская правовая доктрина позволяет перевести данный термин как "имущественные права". На это, в частности, указывает учебник конституционного права Пекинского университета: Цайчань-цюань включает в себя право собственности, а также иные, помимо права собственности, вещные права, права на нематериальные объекты, обязательственные права, право на водопользование, недропользование и т. д. Цайчань-цюань охватывает вещные права и обязательственные. Специалистами также включается в данный перечень интеллектуальная собственность. Подробнее см.: Шкиттина Д. А. Статья 13 Конституции КНР в современных публикациях китайских юристов (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реферативный журнал. Серия 4. Государство и право. М.: ИНИОН РАН, 2007. N 4. С. 48.

В настоящий момент ст. 12 Конституции сохраняет положение о главенствующей роли государственной собственности, недопустимости посягательства на государственную собственность, что позволяет, хотя бы формально, говорить о сохранении основ социалистической системы. Как известно, понятие собственности может рассматриваться как в экономическом смысле (объективно сложившиеся отношения присвоения) и как юридическая (пучок прав, закрепленных законодательно и отражающих объективно сложившиеся отношения) <7>. -------------------------------- <7> Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. М., 2005. С. 173.

Термин "цайчань-цюань" в более ранней литературе рассматривался как собственность в ее марксистском понимании и в такой же трактовке использовался в Конституции. Теперь же данный термин по содержанию все более приближается к гражданско-правовому понятию имущественных прав. За этим процессом стоит изменение механизмов регулирования экономической деятельности. Все это, на наш взгляд, выражается в качественном изменении предмета и механизмов правового регулирования экономической системы, в том числе на конституционном уровне. Это отражает процесс выхода государственных предприятий на рынок и отход государства от директивного планирования к использованию более гибких методов регулирования - координации и развитию правовой базы. Несмотря на то что в Конституции провозглашается главенство общественной собственности как экономической категории, как основы социалистической рыночной экономики, это, по мысли китайского руководства, не противоречит основополагающим принципам рыночного механизма, а именно равноправию всех его субъектов (и госпредприятий, и частных) и свободной конкуренции. Одним из проявлений постепенного изменения механизма регулирования экономической системы является выравнивание правового положения субъектов рынка независимо от формы собственности. Это преследует, по нашему мнению, две основные задачи: 1) обеспечивает развитие рынка, стимулирует активность субъектов необобществленного сектора экономики, привлекает иностранные инвестиции; 2) обеспечивает защиту государственных предприятий при выходе на рынок путем акционирования. Вместе с тем данная точка зрения не является единственной. Рассмотрим всю противоречивость сегодняшних процессов в КНР на примере Закона "О вещных правах Китайской Народной Республики" (вступил в силу 1 октября 2007 г., далее - Закон). Данный Закон существенно изменяет и дополняет Общие положения гражданского права КНР 1986 г. Проект Закона еще в 2002 г. вызвал ожесточенные споры. Его принятие рассматривается неоднозначно китайскими и зарубежными исследователями. С одной стороны, данный Закон уравнивает правовое положение государственного и частного сектора экономики, что делает более стабильным имущественное положение частного бизнеса и граждан, облегчает построение рыночного механизма. Закон развивает положения ст. 13 Конституции, что, по мнению некоторых исследователей, играет очень существенную роль, так как "конституционные положения мало значат без их внедрения посредством законодательства" <8>. -------------------------------- <8> Clarke, Donald C. China: Creating a Legal System for a Market Economy. Asian Development Bank, 2007. Mode of access: SSRN: http://ssrn. com/abstract=1097587.

Позитивной чертой нового Закона является четкое определение понятия "вещное право". После образования КНР, в связи с аннулированием Гражданского кодекса, институт вещного права (у-цюань) был исключен из гражданского права. После восстановления системы гражданского права использовалось туманное понятие "имущество", которое, как было показано, не имеет четкого гражданско-правового смысла. В Законе китайский законодатель обратился к традициям немецкой системы пандектного права с характерной структурой, в которой выделяется общая часть с общими для всех институтов нормами. Функции общей части выполняет часть I Закона "Общие положения". Далее следуют часть II "Право собственности", часть III "Право пользования", часть IV "Гарантии вещных прав" и часть V "Владение". В ст. 2 дан перечень вещных прав: право собственности, право пользования (usufructuary) и гарантии вещных прав (аналог способа обеспечения исполнения обязательств в российском ГК, так как сюда относятся различные виды залога имущества), а также перечень объектов вещного права, к которым отнесены: 1) движимые вещи; 2) недвижимые вещи и 3) права, отнесенные к объектам вещных прав законодательством. При этом в Закон введены такие нормы, как сохранение исключительного права собственности государства на земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые, радиочастоты, железные дороги, дороги, электроэнергия, газопроводы и т. п. (часть V). Часть из них может находиться в коллективной собственности. В ст. 45 делается акцент на то, что государственное имущество является имуществом всенародным. Впервые в китайском законодательстве в одной статье одновременно говорится о защите законами и запрете нарушения вещных прав государства, коллективов, индивидов и иных управомоченных субъектов права (ст. 4). Защищаются право собственности индивидов на законно полученные доходы, дома, личные вещи, орудия труда и сырье (ст. 64), повторяется конституционное положение о запрете посягательства на законно нажитое имущество частных лиц со стороны каких-либо органов или физических лиц. Защищается также право собственности юридических лиц. Существенным также является переход к обязательному регистрационному учету прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, ранее в КНР действовали местные нормативные акты о регистрационном учете в пределах Пекина, Шанхая и других крупных городов, но отсутствие единого реестра открывало широкую дорогу злоупотреблениям, махинациям с недвижимостью и ущемлению прав добросовестных покупателей. Система, вводимая частью II, во многом сходна с российской: возникновение, изменение и прекращение любых прав на недвижимое имущество имеет силу только после государственной регистрации (ст. 9). Запретив любое отчуждение государственной земли, законодатель одновременно закрепил уже существовавший в ряде нормативных актов правовой механизм распоряжения правами на землю: часть третья Закона регулирует распоряжение и пользование такими правами - их можно отчуждать, передавать в залог, дарить и наследовать при условии государственной регистрации прав и сделок с ними. Таким образом, права пользования землей могут обращаться на рынке. Пользователям также предоставляется равная с собственниками защита от реквизиций земли со стороны государства. С другой стороны, принятие закона, одновременно регулирующего и государственные, и частные вещные права, уравнивающего их, рассматривается некоторыми юридическими кругами как угроза неконтролируемой приватизации государственных предприятий, легализации незаконно полученного имущества и в целом - как подрыв основ "социализма с китайской спецификой". Одним из наиболее яростных противников принятия Закона можно назвать профессора Пекинского университета Гун Сянтяна (Gong Xiangtian). Еще до принятия Закона Гун Сянтян в нескольких открытых письмах назвал принятие Закона "предательством социализма" и "нарушением Конституции". В какой-то степени именно такое открытое противостояние в 2005 г. отсрочило принятие Закона на два года. Под открытым письмом от 9 декабря 2006 г. подписалось около 718 видных научных и общественных деятелей, и оно было опубликовано в открытом доступе. Среди основных доводов профессора Гуна можно выделить следующие: 1. Закон (в открытом письме он еще именуется "проект") по своему духу и основополагающим принципам нарушает основные положения Конституции и Основ гражданского законодательства 1986 г. Государственная собственность - это собственность всей массы трудящихся, это основная гарантия реализации их вещных прав. Определенные силы, по мнению профессора Гуна, стремятся заменить конституционный принцип "недопустимости посягательства на государственную собственность" (ст. 12 Конституции) на принцип "недопустимости посягательства на частное имущество", что отражает политику небольшой группы людей, инициировавшей поправки в Конституцию 2004 г. При этом профессор критикует проект за то, что в нем, в отличие от Основных принципов гражданского права, не повторяется положение ст. 12 Конституции о запрете посягательства на государственное имущество. 2. Проект Закона о вещных правах - это шаг на пути дальнейшего разбазаривания национальных богатств, усиления позиций частной собственности. 3. Проект Закона нарушает принципы "социалистического равенства", которое, по мнению Гун Сянтяна, заключается в том, что диктатура пролетариата, сохранение демократической диктатуры народа и руководящей роли КПК - это обязательные условия равенства трудящихся. Опосредованно через государство каждый член общества владеет средствами производства, что устраняет общественную эксплуатацию. В основе равноправного труда лежит государственная собственность на средства производства. Вместе с тем идет целенаправленная ликвидация государственных предприятий, увольнение рабочих и внедрение гражданско-правовых понятий в правовую систему. По мнению Гун Сянтяна, "проект отрицает принципы и традиции законодательной системы социализма, а в итоге - принципы самого социализма" <9>. -------------------------------- <9> Подр. см.: Gong Xiatian. Yibu weibei xianfa de "Wuquanfa (caoan)". Mode of access: http://www. jcrb. com/zyw/n28/ca458127.php.

При этом профессор Гун отмечает, что на 98% законопроект содержит хорошие и правильные положения, но при этом настаивает, что принятие такого Закона начнет необратимый процесс изменений в сторону усиления позиций частной собственности. Интересен аргумент касательно ст. 55 проекта (в принятом Законе ей соответствует ст. 48 части V), в которой перечисляются объекты исключительной государственной собственности: по мнению профессора, это шаг на пути дальнейшей приватизации, угроза государственным интересам, так как определение объектов государственной собственности происходит на основании закона, и в дальнейшем законом можно эти же объекты передать в частные руки <10>. -------------------------------- <10> Там же.

Таким образом, Закон о вещных правах, который в итоге все же был принят, по мнению его противников, переводит важнейшие принципы социализма в сферу "безличного", одинакового гражданско-правового регулирования всех форм собственности, что повлечет за собой ущерб государственным, а значит, и общественным интересам. Западные исследователи рассматривают Закон с точки зрения инвестиционной политики, а также в русле перехода КНР к рыночной экономике и в целом оценивают положительно. Вместе с тем они же критикуют его за некоторые "размытые" формулировки ("общественный интерес", "коллектив", "согласно местным нормам права и после утверждения местными властями"). Это, по мнению исследователей, создает нестабильную ситуацию для инвестирования средств <11>. -------------------------------- <11> Подр. см.: Dan Harris, Steve Dickinson. China's New Property Law. Mode of access: http://www. chinalawblog. com/2007/05/chinas_new_property_law_part_i. html.

Однако сами разработчики указывают на то, что нельзя предусмотреть одинаковые правила для разных по уровню развития регионов (как, например, это происходит с правами на пользование сельскохозяйственными землями: в развитой провинции Гуандун эти права свободно обращаются на рынке, в то время как в менее развитых областях любые действия с ними строго регулируются). В других случаях "размытость" формулировок появилась в Законе вследствие жесткого противоборства со стороны определенных кругов китайского общества (например, ст. 7: "...приобретение и использование вещных прав должно соответствовать законам, общественной нравственности и не должно наносить ущерба общественным интересам и законным правам и интересам третьих лиц"). В последнем случае законодатель пошел по традиционному для китайского законодательства пути, когда в закон намеренно вводятся нечеткие правовые понятия, оставляющие простор для толкования. Некоторые из исследователей, склонных рассматривать Закон как шаг на пути перехода к рыночной экономике, говорят о нем как о важнейшей гарантии защиты частных лиц от произвола государства <12>. Для таких исследований, особенно выполненных зарубежными китайцами, характерно восторженное отношение к рыночной экономике и любым мероприятиям, способствующим защите прав личности. В таких исследованиях зачастую вообще не идет речь о социализме и его законодательных основах. -------------------------------- <12> Zhang Mo. From Public to Private: The Newly Enacted Chinese Property Law and the Protection of Property Rights in China // Berkeley Business Law Journal, Vol. 5, 2008. Mode of access: http://papers. ssrn. com/sol3/papers. cfm? abstractid=1084363.

Итак, если западными исследователями принятие Закона рассматривается как шаг к рыночной экономике, к защите прав инвесторов, частных лиц, то в самом Китае принятие этого Закона рассматривается и как необходимая составляющая рыночного механизма регулирования экономики, не подрывающая основ социализма, и как нарушение этих основ, отход от завоеванных социализмом позиций в угоду обогащения небольшой группы людей. Подводя итог, можно сказать, что для современного регулирования экономической системы КНР характерно появление гражданско-правового регулирования явлений, которые ранее регулировались как явления сугубо экономического характера (например, собственность и право собственности). Это отражается и в расширении содержания термина "имущественные права", который ранее переводился как "собственность" в марксистском понимании, и в принятии законов, регулирующих все формы собственности на основе принципа равенства. В этом, на наш взгляд, отражается двойственность Конституции КНР: с одной стороны, изменения в ней отражают фактические изменения в экономике страны, которые разными специалистами, в первую очередь экономистами, могут рассматриваться и как переход к рыночной экономике, и как реформа социализма, с другой стороны, Конституция и текущее законодательство с точки зрения прагматичного китайского руководства выполняют четкую практическую функцию юридической "демаркации" завершения определенного этапа реформ и начала следующего. В этом отражается, на наш взгляд, особенность китайского политического и правового мышления, обусловленного исторически: право - это прикладная часть политики. Не так уж важно, по сути, сохраняется ли фактически социализм в его классическом понимании, важно то, что в Конституции заданы цели и отражены направления действий руководства страны, в обобщенном виде "четырех иероглифов" <13> задан курс, который далее может развиваться и трактоваться по мере необходимости в любом возможном ракурсе. -------------------------------- <13> В этом аспекте интересно отметить, что иероглиф как таковой - это лексическая единица с содержанием как основного, так и множества "скрытых", глубинных смыслов (частично за счет тождественного произношения огромного количества слов в китайском языке). Предложение из четырех иероглифов - это вершина искусства кратко, но вместе с тем весьма глубоко ухватить сущность проблемы, явления, события. Отсюда несложно понять любовь китайского руководства к кратким, но емким образам, например: "Переходить реку, нащупывая камни". В дальнейшем развитие заданного курса идет на основе этих высказываний. Если приложить данные особенности китайской мысли к праву, то несложно понять, что закрепление некоего постулата в Конституции имеет не только практический, сугубо юридический смысл, но и играет роль некоего цивилизационного послания, основы для дальнейшего развития правовой и политической мысли.

Это также, на наш взгляд, отражает изменение функций государства в КНР - из собственника оно превращается в менеджера, инструмент экономической системы.

Название документа