Интеграция знаний из различных отраслей права в конституционном праве зарубежных стран

(Сухова Т. Э.) ("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 23) Текст документа

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Т. Э. СУХОВА

Сухова Т. Э., доцент Тульского государственного университета, кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию интеграции знаний различных отраслей права и подотраслей права в конституционное право европейских государств. The article is devoted to researching of integrating knowleges of different fields of law in the constitutional law of European states <*>. -------------------------------- <*> Sukhova T. Eh. Integration of knowledge from different branches of law in the constitutional.

Анализ содержания конституций различных государств позволяет сделать вывод о закономерности интеграционных процессов, происходящих в конституционном праве различных государств. Ярким примером интеграционных процессов в конституционном праве является Конституция Австрийской Республики от 10 ноября 1920 г. И если интеграционные процессы знаний гражданского права в Конституцию России являются новеллой, то в Конституции Австрийской Республики они нашли свое место уже около ста лет назад. Так, в ст. 10 Конституции Австрийской Республики закреплено отнесение гражданского права к ведению Федерации, закреплены понятия "право хозяйственных объединений", "купля-продажа земельных участков", "акты гражданского состояния, включая регистрацию рождения и перемену фамилии", "частные посреднические конторы", "патентное дело, а также охрана образцов, марок и иных товарных знаков", "деятельность поверенных по патентам" и ряд других: в ст. 4 закреплен гражданско-правовой термин "хозяйственные отношения". Так же как и в Конституции России, интегрированы знания из географии (ст. 2, 3, 16), валютного права (ст. 4), таможенного права (ст. 4), экономики (ст. 6), лингвистики (ст. 8), финансового права (ст. 10, 51, 51a, 51b, 52b, 102, 121, 122, 123a, 126b, 126c, 127, 127a, 127b), банковского права (ст. 10), гражданского права (ст. 10), уголовного права (ст. 10), административного права (ст. 10, 130, 131), геодезии (ст. 10, 102), водного права (ст. 10), электроэнергетики (ст. 10, 12), трудового права (ст. 10, 102), экологии (ст. 10, 11), ветеринарии (ст. 10), земельного права (ст. 12), налогового права (ст. 13, 111), бюджетного права (ст. 13, 51c, 123a), служебного права (ст. 14, 14a), строительства (ст. 15, 102, 111), пожарной безопасности (ст. 15), семейного права (ст. 65), гражданского процессуального права (ст. 87a, 90, 92), уголовного процессуального права (ст. 90, 91, 92) и других наук. Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятый 23 мая 1949 г., также имеет в своей основе интеграцию знаний из самых разных наук. Интеграция знаний из гражданского права прослеживается в ст. 7, 9, 14, 15, 73, 74, 87d, 87c, 87f, 89, 90, семейного права - в ст. 6, уголовного права - в ст. 9, 12, 13, 74, трудового права - в ст. 9, 12, 33, 74, экономики - в ст. 9, 91a, жилищного права - в ст. 13, гражданского процессуального права - в ст. 34, финансового права - в ст. 73, 88, 104a-1, 105, 114, права социального обеспечения - в ст. 74, хозяйственного права - в ст. 74, налогового права - в ст. 74, 106-1, 106a, 107-1, экологического права - в ст. 74, 75, 89, культурологии - в статье 75, таможенного права - в статьях 106-1, 108, бюджетного права - в ст. 109 - 113, 114, 115, географии - в ст. 115a, военного права - в ст. 115a - 115i и ряде других статей. Традиционной как для всех конституций, так и для Конституции Ирландии является интеграция знаний гражданского права, что соответственно отражено в ст. 10, 18, 31, 43, 45. Интеграция знаний гражданского права прослеживается в параграфе 105 Конституции Норвежского Королевства в виде классификации объектов гражданского права на движимые и недвижимые, а также возможности уступки права частной собственности в общественное пользование при полном возмещении стоимости собственности из государственной казны. Интеграция знаний в Конституции Республики Турция представлена не только закреплением права собственности, как это прописано в конституции каждого государства, но и интеграцией знаний института создания, регистрации и ликвидации некоммерческих юридических лиц, в частности ассоциаций. Так, в ст. 33 Конституции Республики Турция закреплен уведомительный порядок создания ассоциаций путем подачи определенных соответствующим законом сведений и документов компетентным органам, указанным в законе, а также возможность роспуска ассоциаций или приостановления их деятельности в судебном порядке в установленных специальным законом случаях. В ст. 34 Конституции Турции закреплена необходимость осуществления деятельности некоммерческих организаций в рамках их целей и полномочий, что является гражданско-правовым понятием специальной правоспособности юридического лица. А в ст. 46 данной Конституции закреплено такое гражданско-правовое основание права собственности, как конфискация, закреплена возмездность конфискации частного недвижимого имущества, возможность установления административного сервитута на данное имущество при условии предварительной выплаты конфискации, а также случаи, когда компенсация может выплачиваться в рассрочку, но в период не более пяти лет. Статья 47 Конституции Турции построена на интеграции гражданско-правового института национализации, в рамках которого устанавливается возможность национализации предприятий, осуществляющих конкретные виды деятельности, которые могут быть национализированы, а также закрепляет осуществление национализации на возмездной, компенсационной основе - с учетом реальной стоимости национализируемого имущества. Общехарактерно и для Конституции Республики Исландия закрепление экономических прав и основ построения общества, таких, как право собственности, свобода предпринимательской деятельности, которые также являются объектами гражданско-правового регулирования, предпринимательского, корпоративного и других отраслей права, где они зародились и развивались. Интересна Конституция Королевства Испания интеграцией в ее текст знаний из гражданско-правового института опеки и наследования применительно к главе государства - королю (ст. 56 - 61). Интеграция института наследования в данном случае является ярким примером описанного нами ранее творческого характера интеграционных процессов, заключающихся не в простом механическом перенесении знаний из одной области в другую, а в их творческом использовании, переработке для нужд именно конституционного права. Именно в целях упорядочения престолонаследия в ст. 57 Конституции Королевства Испания при наследовании престола (при осуществлении его в обычном порядке первородства и представительства) предпочтение отдается предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви - более близкой степени родства, при той же степени родства - мужчине перед женщиной, в случае одинакового пола - старшему перед младшим. В Конституции Норвежского Королевства при решении вопросов престолонаследия нет предпочтения при той же степени родства мужчине перед женщиной, в параграфе 6 сказано: "Престол наследуется по прямой линии детьми, родившимися в законном браке от королевы или короля, или тем, кто сам имеет право наследования; при этом ближайшей линии отдается предпочтение перед отдаленной или старшей линии перед младшей. К числу наследников престола относится также еще не родившийся ребенок, который незамедлительно занимает принадлежащее ему место по линии наследства, как только она или он появились на свет". В Конституции Королевства Нидерланды интеграция знаний наследственного права также применена при решении вопросов престолонаследия: "После смерти короля право на престол переходит по линии преемственности наследования к старшему по возрасту законному наследнику короля... Если у короля нет наследников, право на престол переходит к старшему по возрасту законному наследнику родителей короля, а в отсутствие такового - к старшему по возрасту законному наследнику предшественников родителей короля по прямой линии наследственности, отдаленным... от умершего короля не более чем на три степени родства" (ст. 25), а также в соответствии со ст. 26 "в целях определения преемственности наследования ребенок, зачатый до смерти короля, считается родившимся в день его смерти". При этом Актом парламента, принимаемым совместно Правительством и Генеральными штатами, может быть установлено: исключение из линии преемственности наследования одного или большего числа лиц, если того требуют чрезвычайные обстоятельства; назначение наследника престола, если у короля нет наследника. В соответствии с параграфами 3 и 5 главы 1 Формы правления 1974 г. - Конституции Королевства Швеции Акт о престолонаследии от 26 сентября 1810 г. также является Основным Законом этой страны, т. е. Конституция Швеции состоит из нескольких конституционных законов. В параграфе 1 Акта о престолонаследии закрепляется, что наследование шведского престола осуществляется как по мужской, так и по женской линии от кронпринца Иоганна Баптиста Юлия (король Карл XIV Иоганн) и его потомка короля Карла XVI Густава, при этом старший брат и сестра и потомки старшего брата и сестры имеют предпочтение перед младшим братом и сестрой и потомками младшего брата и сестры. Развитие конституционного права в различных государствах происходило и происходит по-разному, с учетом особенностей каждого, но однозначно собственность как правовая и экономическая категория является одной из основ построения любой конституции. Конституция Италии от 22 декабря 1947 г., интегрируя знания экономики, политики и частного права, "устанавливает новую экономическую структуру общества, которая основывается на идее о том, что демократическое развитие современного капиталистического общества может быть обеспечено лишь при условии признания и использования разных форм собственности и существенного ограничения права частной собственности" <1>. Именно Конституция Итальянской Республики одной из первых в буржуазном обществе закрепила, что собственность может быть государственной или частной, при этом экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам. В дальнейшем данные формы собственности получили свое конституционное закрепление в конституциях многих государств, включая и Российскую Федерацию. Многие данное положение вещей воспринимают как естественное, но нам бы хотелось отметить, что данный результат является плодом усилий политиков, ученых, основой которых является интеграция. -------------------------------- <1> Ковачев Д. А. Италия. Итальянская Республика. Вводная статья. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 98.

Так, интеграция достижений страхового права нашла свое закрепление в Союзной Конституции Швейцарской Конфедерации, продекларировав страхование на случай старости, потери кормильца и инвалидности (ст. 112), страхование от безработицы (ст. 114), страхование на случай материнства (ст. 116), страхование от болезни и несчастных случаев (ст. 117). Интеграция знаний из уголовного права также наблюдается в Конституции Ирландии и закреплена в ст. 12, 37 - 39. Но в большем объеме интеграция знаний уголовного права прослеживается в Конституции Португальской Республики, где в ст. 29 закреплено, что "никто не может быть осужден за уголовное преступление иначе как на основании закона, вошедшего в силу до совершения деяния", "никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление", в ст. 30 закрепляются основания наказания, пределы наказания и мер пресечения. В Конституции Французской Республики раздел X посвящен уголовной ответственности членов Правительства. Не менее традиционным для Конституции Ирландии является интеграция знаний военного права (ст. 13, 15, 28), что также находит свое отражение и в Конституции Финляндской Республики, где закреплено, что Президент является верховным главнокомандующим, назначает офицерский состав, принимает решение о мобилизации Вооруженных сил. В то же время ст. 20 Конституции Французской Республики провозглашает, что Вооруженные силы находятся в распоряжении Правительства данной страны. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации в ст. 58 "Армия", 59 "Военная и заменяющая ее служба", 60 "Организация, подготовка и оснащение армии", 107 "Оружие и боевая техника" не только ставит задачу армии воспрепятствовать войне и содействовать сохранению мира, но и определяет обязанности как мужчин, так и женщин по несению военной службы, компетенцию Союза по введению в действие армии, по ее организации, подготовке и оснащению, по производству, приобретению, ввозу, вывозу боевой техники, обязанности кантонов по созданию кантональных формирований, назначение и продвижение офицеров этих формирований и целый ряд других вопросов. В ст. 40, 41, 42 Конституции Ирландии прослеживается интеграция знаний семейного права, закрепляются такие основные положения, как "право на жизнь матери", "право на жизнь нерожденного", "семья", "институт брака", "расторжение брака" и ряд других. Интеграция знаний семейного права также нашла свое отражение в Конституции Норвегии следующим образом: "Принцесса или принц Норвежского Королевства не вправе выйти замуж или жениться без согласия короля" (параграф 36). Конституция Республики Словения на высшем законодательном уровне закрепила следующие обязанности родителей по отношению к своим детям (ст. 54): содержать и воспитывать своих детей; давать им образование. Также в Республике Словения конституционно закреплены следующие основы семейного права (ст. 53 - 56): равноправие супругов в браке; государственная регистрация брака; свободное принятие решения о рождении ребенка; равенство прав детей, рожденных в браке и вне брака; государственная забота о несовершеннолетних детях, лишенных родительской заботы, не имеющих родителей или семьи. Особенностью Конституции Финляндской Республики является закрепление правового статуса детей как равных индивидуумов, их право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих, в соответствии с уровнем их развития, что является новеллой семейного права, в котором обычно ставился вопрос о защите самих несовершеннолетних, их прав, об обязанностях родителей по отношению к ним. В соответствии с Актом о престолонаследии Швеции 1810 г. принц и принцесса королевского дома не могут вступать в брак, если Правительство по предложению короля не дало на это своего согласия (параграф 5). Он или она, вступив в брак без такого согласия, лишают себя, своих детей и потомков права на наследование престола в государстве.

Название документа