Законодательство стран Азиатско-Тихоокеанского региона о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги
(Ролик А. И., Романова Л. И.) ("Наркоконтроль", 2008, N 4) Текст документаЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДМЕТОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ АНАЛОГИ
А. И. РОЛИК, Л. И. РОМАНОВА
Ролик А. И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Романова Л. И., заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.
В современных условиях незаконный оборот наркотиков приобрел такой размах, что в него вовлечена большая часть государств, составляющих мировое сообщество. А сеть нелегальной транспортировки незаконно выращенных и изготовленных наркотиков опутала своей паутиной практически всю планету. В настоящее время достаточно сложно четко разграничить страны только на производителей или потребителей наркотиков, поэтому современные наркореалии диктуют необходимость объединения усилий на международном уровне, поиск новых нетрадиционных подходов в борьбе, противодействии и профилактике распространения наркомании и криминального наркотизма. Мировое сообщество, придя к пониманию многогранности общественной опасности, масштабности многоплановых отрицательных последствий негативных социальных явлений, связанных с распространением наркотиков, в середине XX в. стало предпринимать ряд мер для противодействия и борьбы с ними. Так, был принят ряд широко известных международных документов: Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.), Конвенция о психотропных веществах (1971 г.), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.). Государства, подписавшие и ратифицировавшие данные Конвенции, стремились выстроить свою внешнюю и внутреннюю политику в русле достигнутых международных договоренностей в области противодействия незаконным операциям с наркотиками. Основные положения Конвенций воспроизводились национальными уголовными кодексами или специальными законами, направленными на сдерживание наркопреступности и борьбу с ней. Вместе с общими принципами, закрепленными международно-правовыми документами, в наркополитике различных государств сохранялись определенные особенности каждого из них в зависимости от традиций и сложившихся обычаев, культурных ценностей, уровня наркотизации населения, эффективности системы уголовно-правового воздействия и наличия комплекса социальной, психологической и иной помощи в процессе адаптации бывших потребителей и исправившихся наркопреступников. В мире сложилось несколько ярко выраженных подходов к построению уголовного законодательства, направленного на борьбу с наркопреступностью: от самого жесткого и сурового, предусматривающего смертную казнь и пожизненную изоляцию от общества за незаконные операции с наркотиками, до мягкого и лояльного, включающего небольшие штрафы и минимальные сроки лишения свободы или исправительных работ. Есть и группа государств, занимающих промежуточную позицию, которые идут по пути установления средних сроков уголовного наказания и иных мер. Ряд государств полагают, что кардинально решить проблему потребления и незаконного распространения наркотиков можно только путем комплексного подхода, включающего и социально-экономическое стимулирование замены выращивания наркотикосодержащих растений на другие сельскохозяйственные культуры, и оказание им гуманитарной и финансовой помощи со стороны мирового сообщества. Проводя сравнительно-сопоставительный анализ уголовного законодательства государств мира, предусматривающего различные виды наказаний за незаконный оборот наркотиков, все эти государства можно условно подразделить на три группы. Первая группа представлена государствами с наиболее мягким, иными словами, либеральным законодательством. К данной группе относятся такие государства, как Королевство Нидерланды (Голландия), Испания, Швейцария. Антинаркотическое законодательство в этих странах строится на дифференцированном отношении к распространению различных видов наркотиков. Так, в Нидерландах разрешено употреблять так называемые легкие наркотики (марихуану, гашиш) в специально отведенных местах (кафе-шопах). Уголовная ответственность наступает только за незаконное хранение и сбыт тяжелых наркотиков (героин, кокаин и т. п.). Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, легализация легких наркотиков способствует дальнейшей наркотизации населения и переходу к потреблению тяжелых синтетических наркотических средств. Например, Испания, которая в 1985 г. ввела на своей территории "голландскую модель" частичной легализации наркотиков, в скором времени расплатилась за данный эксперимент тем, что она превратилась в перевалочную базу сильнодействующих наркотиков, в первую очередь кокаина, и это привело к резкому увеличению количества зарегистрированных наркоманов - с 200 тыс. до 1,6 млн. человек <1>. -------------------------------- <1> Наркомания в России: угроза нации. Аналитический доклад Совета по внешней и оборонной политике // Круг жизни. 2001. 11 мая.
Ко второй группе относятся страны с наиболее строгим законодательством, содержащим повышенную ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков вплоть до смертной казни, пожизненного лишения свободы, применения каторжных работ и телесных наказаний. К ним относятся: Китай, Иран, Пакистан, Малайзия, Нигерия, Сингапур, Саудовская Аравия. Так, в Иране ежегодно в соответствии с антинаркотическим законом 1989 г. проводится несколько сотен публичных казней. В Саудовской Аравии только за четыре месяца 2002 г. были казнены около 200 человек. При этом процедура рассмотрения данной категории дел не была законодательно закреплена, обвиняемые в суде не имели права пользоваться услугами адвоката. Казни осужденных за сбыт наркотиков осуществлялись публично, путем отсечения головы мечом <2>. -------------------------------- <2> См.: Сообщение официального агентства СПА от 13 мая 2002 г.
В третью группу государств входит большинство стран мира. Законодательство их взвешенно и дифференцировано с учетом общественной опасности и тяжести содеянного, выразившегося в культивировании, производстве, торговле и других незаконных операциях с наркотиками, с учетом особенностей признаков личности наркопреступника и иных характеристик. К ним относятся Франция, Бельгия, Швеция, Люксембург, США, Великобритания, Россия и др. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и потребление, но даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Надо отметить, что в последнее время в законодательстве этих стран отмечается движение в сторону большего ужесточения мер. Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с распространением наркотиков с помощью уголовно-правовых мер сочетается с мощной информационно-пропагандистской работой, направленной, прежде всего, на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов. Это связано, в частности, с осознанием того, что наркомания способствует гигантским потерям для общества - прежде всего в сфере экономики. Противодействие распространению наркотиков - очень трудная, многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств мирового сообщества, задействованных в этом деле. Борьба с наркоманией и криминальным наркотизмом есть проблема международная, межгосударственная, межнациональная. Внутри каждого государства она должна строиться на основе научно разработанной, материально и концептуально обоснованной программы, включающей меры политического, социального, экономического, медицинского, психологического и правового характера. Для эффективной борьбы с наркопреступностью очень важно последовательное использование международно-правовых мер, налаживание действенной системы межгосударственного взаимодействия для выстраивания надежного заслона на пути наркобизнеса, максимальное заимствование положительного мирового опыта. И хотя в целом российское уголовное законодательство предусматривает наказание за все наркопреступления, совершенные на его территории, все-таки следует изучать и в некоторой мере использовать положительный опыт сопредельных соседних государств. Если на развитие наркоситуации и осуществление уголовно-правовой политики в области борьбы с наркопреступностью в Северо-Западном, Центральном, Южном федеральных округах могут оказывать влияние законодательство и государственная политика стран Европы, то многие негативные социальные явления, обострившиеся в последнее время на Дальнем Востоке России, в определенной мере связаны с процессами, происходящими в близлежащих государствах, в первую очередь странами АТР. К числу их можно отнести незаконную миграцию отдельных категорий населения, контрабанду большого перечня товаров, продуктов, биоресурсов, торговлю наркотиками, оружием, живым товаром и т. д. В этой связи особый интерес представляет сравнительный анализ законодательства в области борьбы с преступлениями, связанными с незаконными операциями с наркотиками, на примере ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Данный анализ, во-первых, позволит лучше понять возможности и особенности уголовного законодательства об ответственности за наркопреступления; во-вторых, выявить пробелы и недостатки национального законодательства в борьбе с данной категорией преступлений, в-третьих, сформулировать предложения законодателю по усовершенствованию некоторых действующих антинаркотических норм. В то же время понимание политики и практики применения уголовных наказаний за совершение преступлений, связанных с незаконными операциями с наркотиками, в странах АТР и на российском Дальнем Востоке позволит создать необходимые предпосылки для более эффективного сотрудничества государств данного региона при проведении совместных операций по противодействию наркобизнесу и наркопреступности. Сравнительный анализ действующего уголовного антинаркотического законодательства в странах АТР позволяет сделать вывод о существенных различиях как в самих законах, так и в количестве норм, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с наркотиками. Они могут быть предусмотрены специальными законами или содержаться непосредственно в уголовных кодексах данных стран. В своем исследовании мы остановимся на сравнительном анализе уголовного законодательства лишь некоторых стран, входящих в группу государств АТР. На наш взгляд, наибольший интерес представляет антинаркотическое законодательство Китайской Народной Республики, предусмотренное Уголовным кодексом (УК КНР). Во-первых, потому что КНР является нашим соседом, имеющим самую большую по протяженности границу с Россией. Во-вторых, на Дальний Восток наибольшие партии наркотиков доставляются, прежде всего, из близлежащих государств: Китая, Вьетнама, Северной Кореи. В-третьих, по оценкам специалистов, в Китае наблюдается некоторая активизация деятельности по возделыванию, увеличению производства наркотических средств, психотропных веществ и других сильнодействующих лекарственных препаратов, специально предназначенных для населения Дальнего Востока и других регионов России. При этом прослеживается и то, что наркодельцы из КНР в течение последних лет усиленно ведут обработку китайских предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью на Дальнем Востоке, часто вербуя из их числа перевозчиков и торговцев эфедрином и другими наркотиками, вырабатываемыми в Китае. Для достижения намеченных целей китайская наркомафия требует от своих сограждан неукоснительного подчинения, активно использует в этих целях шантаж, угрозы, физическое давление и даже расправу. Если в начале нынешнего столетия отмечались лишь единичные случаи, когда предприимчивые дельцы завозили в регион Дальнего Востока под видом медицинских препаратов сильнодействующие и психотропные вещества (например, эффективное средство для похудения <3>), то в настоящее время данные действия приобрели размах устойчивого бизнеса. -------------------------------- <3> Подробнее об этом см.: Романова Л. И. Наркопреступность в Дальневосточном регионе. Владивосток, 2002. С. 74 - 76.
Уголовное законодательство КНР, предусматривающее ответственность и наказание за наркопреступления, достаточно объемно. УК КНР, принятый в 1979 г. (с изменениями и дополнениями 1997 г.), содержит § 7 под названием "Контрабанда, торговля, перевозка, производство наркотиков", куда вошли 11 статей (347 - 357). За наркопреступления УК КНР предусматривает следующие виды наказания: штраф, арест либо надзор; лишение свободы на определенный срок (минимально - до 3 лет, максимально - до 15 лет); пожизненное лишение свободы; смертная казнь. В качестве дополнительного наказания применяется конфискация имущества. Согласно ст. 357 под наркотиками в УК Китая подразумеваются опиум, героин, метилфениламин ("ледяной наркотик"), морфий, конопля, кокаин, а также иные находящиеся под контролем государства наркотические и психотропные вещества, могущие вызвать привыкание. Количество наркотиков определяется исходя из фактического количества контрабандных, продаваемых, транспортируемых, изготовленных, имеющихся при себе наркотиков, перерасчет на химически чистый вес не производится <4>. -------------------------------- <4> См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. Владивосток, 1999. С. 135 - 140.
В соответствии с УК КНР признан уголовно наказуемым достаточно большой круг общественно опасных действий. Так, в ст. 347 УК КНР предусмотрены лишение свободы на срок 15 лет, бессрочное лишение свободы или смертная казнь за контрабанду, продажу, транспортировку и изготовление наркотиков, независимо от их количества. Данное преступление считается одним из самых тяжких, за его совершение установлены максимально суровые санкции. В то же время закон содержит менее строгое наказание (лишение свободы на срок свыше 7 лет и штраф) за контрабанду, продажу, транспортировку и изготовление опиума в количестве свыше 200 г, но менее 1000 г, героина или метилфениламина в количестве свыше 10 г, но менее 50 г или иных наркотиков в сравнительно крупном объеме. Если те же действия совершены с опиумом в количестве менее 200 г, героином или метилфениламином в количестве менее 10 г или иными наркотиками в небольшом объеме, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, краткосрочного ареста или надзора, а также штрафа; при отягчающих обстоятельствах те же действия наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом. К особенностям антинаркотического уголовного законодательства Китая следует отнести то, что наказание в соответствии с указанными частями упомянутой статьи может быть возложено на руководителей организаций и других лиц, несущих непосредственную ответственность, если вышеназванные преступления совершены организацией или по отношению к организации. Ст. 347 УК КНР предусматривает максимально суровое наказание за использование, подстрекательство несовершеннолетних к контрабанде, продаже, транспортировке и изготовлению наркотиков или продажу наркотиков несовершеннолетним. Аналогичным образом сконструирована ч. 3 ст. 355 УК КНР, когда за преступление, упомянутое в ч. 1 этой статьи, совершенное организацией, по отношению к организации, наказанию подвергаются руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность за данные действия. Ст. 348 УК КНР устанавливает ряд видов наказания (лишение свободы на срок от 3 до 7 лет; на срок свыше 7 лет или бессрочное лишение свободы, а также штраф) в зависимости от определенного количества незаконного владения опиумом, героином или метилфениламином. Предусмотрена также уголовная ответственность за покрывательство преступных элементов, занимающихся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков; за предоставление убежища преступным элементам, передачу, укрывательство наркотиков или имущества, полученного преступным путем (ст. 349). Причем согласно ст. 356 УК КНР "лица, ранее осужденные за контрабанду, продажу, транспортировку, изготовление, незаконное владение наркотиками, повторно совершившие преступления, перечисленные в настоящем параграфе, наказываются максимально суровым наказанием из предусмотренных в статьях настоящего параграфа". В соответствии с действующим уголовным законодательством Китая ответственность установлена и за ряд других незаконных операций с различными веществами. К ним относятся: - транспортировка, владение ангидридом уксусной кислоты, серным эфиром, трихлорметаном или иными веществами, используемыми в качестве сырья для производства наркотиков; либо в нарушение государственных установлений незаконная торговля на территории страны вышеназванными веществами (ст. 350 УК КНР); - купля-продажа, транспортировка, наличие при себе, владение не прошедшими обработку для утраты жизнеспособности маком или другими растениями или сеянцами, используемыми в качестве сырья для производства наркотиков, в сравнительно крупном размере (ст. 352 УК КНР). Специальной нормой (ст. 355) установлена ответственность лиц, которые в соответствии с законом осуществляют производство, транспортировку, контроль за производством, применением, использованием анестезирующих (наркотических) и психотропных веществ, находящихся под контролем государства, и в нарушение государственных установлений передают третьим лицам, употребляющим наркотики перорально или путем инъекций, находящиеся под контролем государства анестезирующие (наркотические) и психотропные вещества, могущие вызвать привыкание. Государственная уголовная политика Китая направлена на то, чтобы не допустить расширения масштабов наркотизации населения. Уголовным законом введены суровые санкции за вовлечение, обучение, привлечение обманным путем третьих лиц к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций; принуждение третьих лиц к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций; вовлечение, обучение, привлечение обманным путем или принуждение несовершеннолетних к употреблению наркотиков перорально или путем инъекций (ст. 353 УК КНР). В случае если для употребления наркотиков перорально или путем инъекций предоставляется помещение третьим лицам, виновный подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 3 лет, краткосрочного ареста или надзора, а также штрафа (ст. 354 УК КНР). Уголовное законодательство Китая содержит институт добровольного отказа. Так, в ст. 350 УК КНР указано, что в случае добровольной ликвидации посадок до сбора урожая мака снотворного или других растений, используемых в качестве сырья для производства наркотиков, наказание может не применяться. В Республике Корея уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотическими и психотропными веществами, предусмотрена Уголовным кодексом и Законами "О контроле за наркотиками", "О контроле за марихуаной", "О контроле за психотропными веществами", "О фармацевтической деятельности". В частности, предусматриваются следующие виды наказания за: - культивирование марихуаны - тюремное заключение на срок не менее 1 года; - производство психотропных веществ - смертная казнь, пожизненное тюремное заключение, тюремное заключение на срок не менее 10 лет; - контрабанду опиума - пожизненное тюремное заключение, тюремное заключение на срок не менее 7 лет; - контрабанду марихуаны - смертная казнь, пожизненное тюремное заключение, тюремное заключение на срок не менее 10 лет; - контрабанду психотропных веществ - пожизненное тюремное заключение, тюремное заключение на срок не менее 7 лет; - хранение наркотических и психотропных веществ - тюремное заключение на срок не более года; - потребление наркотических и психотропных веществ: а) опиума - тюремное заключение на срок не более 10 лет; б) психотропных субстанций - тюремное заключение на срок не более 10 лет или штраф в размере 2 млн. вон. Законодательством Республики Корея предусматриваются наиболее строгие санкции за производство наркотических и психотропных веществ. В отношении виновных в совершении таких преступлений применяются альтернативные виды наказаний. Менее строгое наказание установлено за хранение и потребление наркотических и психотропных веществ <5>. -------------------------------- <5> См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. М., 2003. С. 261 - 262.
Уголовный кодекс Республики Корея содержит главу XVII "Преступления, связанные с опиумом". В ней предусмотрены наказания в виде штрафа; тюремного заключения на определенный срок (минимально - более 1 года, максимально - 10 лет); пожизненного тюремного заключения и смертной казни. Для реализации уголовного наказания используются каторжные работы. Например, в соответствии со ст. 205 УК РК каторжные работы на срок не более одного года или штраф в размере не более 5 млн. вон могут быть применены к лицу, осуществляющему хранение опиума, морфина или их производных либо приспособлений для курения опиума (дополнена Законом от 29 декабря 1995 г. N 5057). А по ст. 198 УК РК за производство опиума и тому подобных веществ лицо подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок не более десяти лет. Ст. 204 установлены дополнительные наказания в виде приостановления квалификации и наложения штрафа. В частности, в ней сказано, что в случае совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 203, в качестве дополнительного наказания могут быть назначены приостановление квалификации на срок не более 10 лет либо штраф в размере не более 20 млн. вон (дополнена Законом от 20 декабря 1995 г. N 5057) <6>. -------------------------------- <6> См.: Уголовный кодекс Республики Корея. СПб., 2004. С. 140 - 142.
Согласно уголовному законодательству Республики Корея (ст. 206) опиум, морфин, их производные, а также приспособления для курения опиума, использованные для совершения преступления, предусмотренного одной из статей главы XVII УК РК, подлежат конфискации. В случае если их конфискация невозможна, подлежит взысканию их стоимость. Предусмотрена также уголовная ответственность за следующие виды незаконного оборота наркотиков: производство опиума и тому подобных веществ (ст. 198); производство приспособлений для курения опиума (ст. 199); ввоз опиума должностными лицами таможни (ст. 200); курение опиума и содержание курильни (ст. 201). Специальной нормой установлена уголовная ответственность и наказание за покушение на преступления, предусмотренные в предыдущих четырех статьях (ст. 202). В качестве отличительной особенности Уголовного кодекса РК можно назвать состав преступления, предусмотренного ст. 203, который называется "Преступление в силу привычки". В ней указывается, что лицо, которое в силу привычки совершает преступления, указанные в предыдущих пяти статьях, подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок до половины того предела, что установлен в соответствующей статье. При этом Уголовный кодекс не дает расшифровку, какие действия можно расценивать совершенными в качестве привычки. В целом данное уголовное законодательство Республики Корея также можно отнести к достаточно жестким, так как оно содержит смертную казнь за совершение наркопреступлений. В Уголовном кодексе Таиланда не упоминаются преступления, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества <7>. В то же время в этой стране существуют специальные законы: Закон "О наркотиках" 1976 г. и Закон "О психотропных веществах" 1975 г., регламентирующие уголовную ответственность за совершение наркопреступлений. Законодательство Таиланда, в отличие от УК КНР, не определяя конкретные размеры наркотиков, в то же время различает пять классов наркотических веществ. Так, за незаконное производство и переработку героина первого класса установлено пожизненное лишение свободы. А за незаконное производство наркотиков пятого класса предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 15 лет и штраф. -------------------------------- <7> См.: Уголовный кодекс Таиланда. М., 2005. С. 16.
В Малайзии, так же как и в Таиланде, существуют особые законы, предусматривающие ответственность за совершение наркопреступлений. Это, во-первых, Закон об опасных наркотиках с дополнением от 1952 г., в соответствии с которым употребление кокаина, героина, морфия влечет наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом. Этим же Законом установлены количественные параметры веществ, находящихся в обороте. Так, в случае хранения 200 г конопли или конопли-смолы, 15 г героина или морфия, 1 кг приготовленного опиума или опия-сырца виновный может быть подвергнут лишению свободы на срок от 5 лет до пожизненного и телесным наказаниям. Во-вторых, Закон о наркомании (лечение и реабилитация) от 1983 г. В Японии, в отличие от Российской Федерации, существует весьма обширное законодательство по борьбе с наркоманией. Японские правоведы рассматривают его как совокупность законов о контроле за потреблением и распространением наркотических и иных стимулирующих средств. Представляет интерес тот факт, что нормы, направленные на борьбу с тем или иным наркотиком, введены, как правило, в конкретный нормативный акт. Законодатель, по всей видимости, полагает, что комплекс нормативных актов существенным образом активизирует борьбу с наиболее опасными и распространенными на территории Японии разновидностями наркотиков. Уголовная ответственность за совершение наркопреступлений предусмотрена Уголовным кодексом Японии (главой 14 "Преступления, относящиеся к опию") и специальными законами. К ним относятся Закон "О контроле за стимулирующими средствами" 1951 г., Закон "О контроле за каннабисом" 1948 г., устанавливающий правовые основы борьбы с коноплей, Закон о борьбе с опиумом 1954 г., Закон "О контроле за наркотиками" 1955 г., Закон об охране психического здоровья. В законодательстве Японии наркотическим и психотропным веществам не присваивают определенные категории. Однако санкции за наркопреступления дифференцированы. Так, самое суровое наказание назначается за производство диацетил-морфина, его солей или наркотиков, содержащих такие соли, стимуляторов в целях получения прибыли. В качестве такого наказания предусмотрены каторжные работы на срок от 3 лет и пожизненное лишение свободы. Возможно применение штрафа в размере до 5 млн. иен (около 43 тыс. долл. США). В числе самых незначительных правонарушений японские законы предусматривают ответственность за культивирование и хранение каннабиса <8>. -------------------------------- <8> См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. М., 2003. С. 261 - 269.
УК Японии предусматривает ответственность и устанавливает разные виды наказания за значительный круг незаконных действий с опием. Так, наказуемы ввоз и другие действия в отношении опия (ст. 136); аналогичные действия в отношении приборов, служащих для курения опия (ст. 137); те же действия, совершаемые лицами, ведающими таможенными делами (ст. 138). Уголовное наказание в виде лишения свободы с принудительным физическим трудом варьируется от 1 года до 10 лет. Самые мягкие санкции (лишение свободы с принудительным физическим трудом на срок до 1 года) предусматриваются УК Японии за обладание опием или прибором, служащим для курения опия (ст. 140) <9>. -------------------------------- <9> См.: Уголовный кодекс Японии. Владивосток, 2000.
В Японии предусмотрено уголовное наказание за потребление наркотиков, в частности за курение опия и предоставление помещения для курения опия (ст. 139). Лицо, курившее опий, наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок до 3 лет, а лицо, предоставлявшее помещение для курения опия и извлекавшее из этого выгоду, наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от 6 месяцев до 7 лет. Специальной ст. 141 УК Японии устанавливается ответственность за неоконченное преступление - за покушение на совершение деяний, предусмотренных в названной главе. Япония не относится к государствам с жестким уголовным наказанием, предусматривающим за преступления, связанные с наркотиками, смертную казнь или пожизненное заключение, тем не менее ей удается достаточно эффективно сдерживать как преступность в целом, так и наркопреступность в частности. Проведенный нами анализ уголовного законодательства об ответственности за наркопреступления показывает, что в разных странах АТР это законодательство не только обладает общими чертами, но и имеет свою специфику. Отдельные приемы и способы борьбы с наркопреступностью, входящие в арсенал уголовно-правовых мер воздействия на эту разновидность антиобщественного поведения и предусмотренные законодательством стран АТР, могут быть восприняты и использованы законодателем России.
Название документа