Взять все лучшее из Болонской системы

(Тресков В.)

("ЭЖ-Юрист", 2014, N 13)

Текст документа

ВЗЯТЬ ВСЕ ЛУЧШЕЕ ИЗ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

В. ТРЕСКОВ

Василий Тресков, преподаватель, кандидат юридических наук, доцент, член СЖ РФ, г. Москва.

В статье Никиты Иванова подняты важные вопросы образования, на которые сегодня нет однозначного ответа. Среди моих коллег есть мнение, что новый процесс не столько содействует повышению качества образования, сколько создает массу бюрократических помех для него. Хотя есть позиция, что это путь к европейскому качеству образования и конвертируемости дипломов в разных странах. Оценивая сегодняшние реалии и ряд высказываний моих коллег "не для печати", мне хочется обратиться к творческому наследию академика Олега Кутафина, имя которого сегодня олицетворяет современную правовую науку и становление высшего юридического образования. С ним связывают и многие конституционные нормы нашего государства. Напомню, что, будучи бессменным ректором, а затем президентом МГЮА, он первый создал новые кафедры в стране: адвокатуры, криминологии, юридической психологии, конституционного права зарубежных стран, международного частного права. Его точка зрения по внедрению "болонских веяний" следующая:

"Полагаю, России необходимо участвовать в Болонском процессе, но так, чтобы национальная школа не потеряла, а приумножила свои достижения" (Законодательство. 2006. N 4).

"Думаю, все лучшее, что предлагает Болонская декларация, следует взять на вооружение, но это вовсе не означает, что нам необходимо копировать западную систему образования. Повторяю, Болонская декларация содержит только рекомендации, которые мы почему-то возводим в рамки закона" (Законодательство. 2006. N 4).

"У нас есть своя школа, свои традиции. Англичане, например, никогда не откажутся от своих традиций, каким бы процесс ни был - болонским или еще каким-либо. Мы же готовы отказаться от всего, как будто бы мы никогда не существовали, как будто не было тысячелетней России, как будто не было блестящих школ, как будто не нами заполнена вся американская Силиконовая долина - как будто это сделали не мы..." (Юридический мир. 2006. N 12).

"Методика болонского процесса направлена на то, чтобы готовить узких специалистов. Я же голосую за систему подготовки специалистов широкого профиля для нашей страны" (Законодательство. 2006. N 4).

"Что касается Болонской декларации, то, по моему мнению, мы должны активно сотрудничать с Западом, обмениваться опытом. Входить в различные международные организации и все такое прочее. Но в самом факте подписания Болонской декларации меня смущают два немаловажных, на мой взгляд, обстоятельства. Спрашивается: что нам дает Болонская декларация? Мне обычно отвечают: ну вы знаете, что наши дипломы сейчас за границей не котируются. А теперь, мол, у выпускников, скажем, Бауманки появится реальная возможность запросто поехать работать за рубеж, а студент МГУ, закончив два курса, может продолжить учебу в Кембридже. Я слушаю и думаю: что же это получается - одной рукой мы готовим за государственный счет кадры в той же Бауманке, а другой рукой создаем условия, чтобы они могли работать за кордоном, выталкиваем их за тридевять земель искать жизнь. И тем самым усугубляем проблему, от которой мы уже начали стонать, - утечки мозгов. Вся американская Калифорния - это наши специалисты, подготовленные в наших элитных вузах, на наши с вами деньги. И государство теряет на этом "исходе специалистов" триллионы долларов.

Повторяю, я не против этого процесса, не против общемировых тенденций, я не призываю снова отделить нашу страну "железным занавесом" от остального мира. Но как этот процесс должен развиваться? Он должен развиваться так, чтобы и в Москве, и в Париже у специалиста были равные условия. Чтобы российский инженер, юрист, медик зарабатывал на родине столько же, сколько его зарубежные коллеги. И тогда он, по крайней мере, мог принимать решение, ехать ему на Запад или нет, исходя не из зарплаты, а из каких-то других соображений. И поверьте, причин покидать свою страну найдется не так уж много. Иначе говоря, можно приветствовать международное сотрудничество в области образования, но все это нужно делать разумно" (Юридический мир. 2004. N 4).

Название документа