Кипр не сдается!

(Соболев М.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 47)

Текст документа

КИПР НЕ СДАЕТСЯ!

М. СОБОЛЕВ

Михаил Соболев, вице-президент (рынки СНГ) группы компаний Consulco International.

К треволнениям бизнесменов, вызванным финансовыми трудностями последних месяцев, 20 ноября прибавился стресс от опубликованных в некоторых российских изданиях статей, которые вышли под броскими заголовками "Кипр согласился сдать владельцев российских офшоров". Журналисты, отчаянно кивая на мнение друг друга, поспешили объявить об этой новости, предполагая, что читатели дружно потянутся за валидолом. Но посоветуем всем вздохнуть поглубже и сначала разобраться, что же произошло на самом деле.

Летом 2008 года Кипр принял Закон 2/71(I)2008 об изменениях в Закон "О подтверждениях и сборе налогов" 1978 года. Этим были внесены поправки в налоговое законодательство, в соответствии с которыми в сфере обмена информацией официально вводятся стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Теперь в республике установлены формальные процедуры, касающиеся возможности передачи информации налоговыми органами Кипра налоговым властям других стран, с которыми существуют соответствующие соглашения об избежании двойного налогообложения.

Вместе с тем это не означает, что информация будет предоставляться автоматически в ответ на любой запрос любого официального органа любого государства. Как и раньше, информацию можно будет получить только с санкции Генерального прокурора Кипра. Кроме того, в запросе на получение информации должны содержаться все необходимые обоснования, а также декларация о том, что все другие возможности получения этой информации по официальным каналам исчерпаны.

Также подтверждено, что остается "привилегия адвоката" на сохранение тайны сведений, которые стали ему доступны в процессе общения со своим клиентом.

Подобный порядок существовал в стране и в прошлом, просто не был прописан официально. Конфиденциальная информация не выдавалась кипрскими налоговыми органами по причине отсутствия разумных оснований в запросах иностранных налоговиков. Логично предположить, что и сейчас генпрокурор Кипра не видит ничего преступного в том, что бизнесмены других стран предпочитают получать доходы путем управления местными компаниями. Киприоты осведомлены об огрехах судебной системы и практики расследований в России и априори не склонны потворствовать ангажированным чиновникам, "кошмарящим" бизнес, и "налоговому терроризму", не искорененному в нашей стране.

Причем здесь офшор?

С момента принятия поправок больше не будет оснований утверждать, что законодательство Кипра не соответствует правилам, установленным в цивилизованном мире. Следовательно, не остается и никаких разумных причин относить страну к группе офшорных центров.

Если рассматривать вопрос непредвзято, то необходимо признать, что Республика Кипр никогда не была и сейчас не является офшорным центром, так как предприятия, зарегистрированные на ее территории, не отвечали и не отвечают ни одному из офшорных критериев (не принадлежат резидентам юрисдикции, не финансируются из местных источников и не получают доход с ее территории, не облагаются налогами в указанной юрисдикции, не обязаны представлять финансовую отчетность в юрисдикции регистрации).

Чем привлекателен Кипр?

На протяжении последних лет Кипр занимает первое место в рейтинге стран - лидеров по инвестициям в российскую экономику. Сомнительно, что киприоты от мала до велика только и делают, что собирают деньги и вкладывают их в российские проекты. Просто международным и российским инвесторам выгодно направлять капиталы в другие страны, включая Россию, именно через свои кипрские компании.

Важная особенность этой средиземноморской страны состоит в том, что она заключила множество соглашений об избежании двойного налогообложения, предусматривающих варианты, при которых доходы, получаемые в других государствах, подлежат налогообложению только на Кипре. Тексты этих соглашений соответствуют тексту Модельной конвенции ОЭСР, подписываются сторонами с общего согласия и во благо развития национальных экономик договаривающихся государств.

Местные компании зачастую привлекательнее предприятий из иных юрисдикций еще и тем, что благодаря невысокой налоговой ставке (10% на прибыль), отсутствию налогообложения получаемых и выплачиваемых дивидендов, доходов от сделок с капиталом и ценными бумагами, ряду других причин позволяют вести бизнес без высоких непроизводственных издержек, с минимальными рисками, под защитой цивилизованного закона и неподкупного суда. Налоговое давление перенесено с компании (инструмента ведения предпринимательской деятельности) на тех, ради кого компания ведет бизнес (физических лиц - работников, получающих зарплату, или на владельцев компаний - резидентов Кипра, получающих дивиденды).

Кипр является полноправным членом Евросоюза с 1 мая 2004 года, практически никто в цивилизованном мире не считает Кипр офшорным центром, его государственные органы эффективно контролируют деятельность местных предприятий, обязанных вести бухучет и предоставлять аудированную отчетность. По этим причинам международная репутация кипрских компаний находится на достаточно высоком уровне.

Налоговое законодательство Кипра было изменено с 1 января 2003 года (некоторые положения применялись с 1 июля 2002 года) в соответствии с критериями, изложенными в Директивах ЕС. Оно является гармоничным, исключительно привлекательным для международных инвесторов, что позволило стране выйти на лидирующую позицию в ЕС по сбору налогов и росту ВВП. Кипрская статистика последних лет свидетельствует о том, что снижение ставки налога на прибыль привело к существенному повышению деловой активности и "взрывному" росту налоговых поступлений примерно на 40% в год.

В чем виноват Кипр и что делать?

Кипрские компании используются не для того, чтобы "прятать активы на Кипре", а чтобы вести легальный бизнес, инвестировать капиталы и получать инвестиционные доходы, причем после того, как прибыль была обложена налогом в соответствии с законодательством той страны, где возникла (например, в России).

Иногда можно услышать мнение, что из-за использования иностранными и российскими предпринимателями кипрских компаний в казну России не поступают налоги. Но здравомыслящие люди понимают, что киприоты не виноваты в том, что создали современную, стимулирующую развитие налоговую систему. В бедах нашей страны виновны коррупция, изъяны судопроизводства, несовершенство, несправедливость и нестабильность налогового и корпоративного законодательства. Возможность использовать кипрские компании для снижения негативного влияния перечисленных факторов - это большая удача для России и отечественного бизнеса.

Сейчас, в период мирового кризиса, для России важно не совершать опрометчивых шагов, которые отпугнут кипрских инвесторов. И уж, конечно, с целью сохранения полученных инвестиций и для привлечения новых было бы логичным вычеркнуть Кипр из офшорного списка Минфина России.

Что же случилось в дни визита Президента Кипра в Москву?

Во время ноябрьского визита г-на Христофиаса было подписано несколько документов.

В соответствии с положениями, зафиксированными в совместной декларации о дальнейшем укреплении отношений дружбы и всестороннего взаимодействия, Республика Кипр стала первым европейским государством, официально заявившим о поддержке инициативы Президента России по разработке нового договора о европейской безопасности.

Межправительственная комиссия двух стран заканчивает работу и над удалением средиземноморского союзника из дискриминационного офшорного списка. После этого, возможно, кто-то из инвесторов перенаправит свои капиталы из других стран в Россию через кипрский "инвестиционный канал", а российские компании начнут крупные проекты на Кипре.

Старые грабли

Необходимо отметить, что российская ФСФР и кипрская CySEC всегда придерживались строгих стандартов при выдаче лицензий инвестиционным и финансовым структурам, чью деятельность они регулируют. Естественно, при создании подобных компаний одним из требований является открытая и прозрачная информация об акционерах. Необходимо понимать, что сфера такого регулирования не касается иных коммерческих структур России или Кипра. Поэтому безосновательны утверждения некоторых изданий о том, что после подписания Меморандума кипрская комиссия по ценным бумагам будет заниматься раскрытием каких-то секретов тех коммерческих структур, к созданию и деятельности которых не имеет никакого отношения, и передачей некой информации, которой не обладает.

Вся шумиха вокруг этого документа напоминает до боли знакомый скандал, раздутый одной российской газетой 18 и 24 марта 2004 года. Тогда корреспондент неверно истолковал высказывание главы ФКЦБ России Игоря Костикова и воскликнул на всю страну: "Кипр сдал российский бизнес!" Что поделать, не каждый журналист способен стать профессионалом в экономических вопросах, а писать что-то надо, да еще так, чтобы напечатали и чтобы тираж разошелся. Вот и появляется на страницах определенных газет разное "нечто". В результате таких повторяющихся ляпов издание "желтеет" и теряет читателя, в очередной раз увидевшего необъективность и стремление авторов к дешевым трюкам.

Что же делать теперь? Кому-то врачи пропишут поехать на воды подлечить нервную систему, другим вполне эффективно поможет комплексная дыхательная гимнастика. А вот как быть с диагнозом "некомпетентность" у парочки журналистов, что поможет им?..

К публикации подготовил Артур Арутюнян,

газета "Эж-Юрист"

Название документа