Кодекс Сити о слияниях и поглощениях

(Гетьман-Павлова И. В., Гущина А. А.) ("Банковское право", 2008, N 6) Текст документа

КОДЕКС СИТИ О СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ <1>

И. В. ГЕТЬМАН-ПАВЛОВА, А. А. ГУЩИНА

Гетьман-Павлова И. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права ГУ - ВШЭ.

Гущина А. А., помощник юриста ОАО "Партнерское бюро "IT-Counseli", студентка факультета права ГУ - ВШЭ.

В настоящий момент Лондон - самый "международный" из всех мировых финансовых центров. На лондонские банки приходится 19% международного банковского кредитования (на США - 10%, на Японию - 9%). В Лондоне расположены 501 международный банк и около 170 международных инвестиционных компаний. Общая сумма активов, которые управляются из Лондона, составляет 2,6 трлн. фунтов стерлингов (из Нью-Йорка управляется 2,3 трлн. долл., из Токио - 2,05 трлн. долл.). Акцент лондонского рынка акций смещен в сторону иностранных ценных бумаг: ежедневный объем торгов акций иностранных компаний - более 25 млрд. долл. в день <2>. В связи с этим большой интерес представляет законодательство Великобритании в сфере регламентирования сделок по слияниям и поглощениям. -------------------------------- <2> http://www. londonstockexchange. com

Вопросы слияний и поглощений в Великобритании регулируют Положение 2006 г. о Директиве ЕС о слияниях и поглощениях (промежуточная имплементация Директивы ЕС о слияниях и поглощениях 2004 г.), Закон о компаниях 1985 г., Закон о компаниях 2006 г., Закон о финансовых услугах и финансовых рынках (FSMA) 2000 г., Закон об уголовном судопроизводстве 1993 г. (положения об инсайдерской торговле). Регулятором фондового рынка Великобритании - Financial Services Authority (FSA) - изданы Правила листинга проспектов ценных бумаг и раскрытия информации. Кроме этого, применяется британское и европейское конкурентное законодательство. Основные нормы и принципы, регулирующие правила совершения сделок по слияниям и поглощениям компаний, зарегистрированных в Великобритании, на Нормандских островах и на острове Мэн, закреплены в Кодексе Сити о слияниях и поглощениях (Кодекс Сити) <3>. Его действие может распространяться и на компании из других стран, входящих в Европейскую экономическую зону (EEA). Главная цель Кодекса - максимально гарантировать соблюдение прав акционеров, установить прозрачную процедуру совершения поглощения. После имплементации в Великобритании Директивы ЕС о поглощениях Кодекс Сити приобрел статус нормативно-правового акта. -------------------------------- <3> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf. Перевод - В. Н. Липовцев.

Кодекс Сити издан британским Комитетом по слияниям и поглощениям - независимым регулирующим органом по надзору за поглощениями и слияниями. Комитет был создан в 1968 г. девятью ассоциациями различных финансово-кредитных учреждений Великобритании; основная задача - контроль за соблюдением Кодекса Сити. В состав Комитета входят представители финансовых компаний Великобритании, профессиональных ассоциаций участников фондового рынка и иные лица, назначаемые самим Комитетом. Главный орган Комитета - Исполнительный совет, состоящий из постоянных членов, прикрепленных сотрудников инвестиционно-банковской сферы, аудиторских и юридических фирм, государственных служащих. Исполнительный совет имеет право давать разъяснения по вопросам применения Кодекса и толковать его положения. В Исполнительном совете председательствует генеральный директор; как правило, это директор крупного инвестиционного банка, занимающий должность генерального директора Комитета в течение двух лет. Кодекс Сити - чрезвычайно гибкий правовой акт. Его принципы и правила могут применяться к большому количеству различных ситуаций. Базовые принципы Кодекса сформулированы очень широко, и Кодекс не определяет ни пределов их применения, ни исключений из них. Общепризнанный постулат - применение Кодекса требует неукоснительного соблюдения не только буквы, но и духа закона <4>. Кодекс применяется при совершении любой сделки по слиянию или поглощению. Применение Кодекса Сити обязательно при совершении предложения о покупке акций или их части: -------------------------------- <4> Ibidem.

1. Компаниями, зарегистрированными на территории Великобритании, Нормандских островов или острова Мэн, если хотя бы один тип ценных бумаг такой компании допущен к торгам на регулируемом рынке Великобритании или на фондовых биржах Нормандских островов или острова Мэн. 2. Компаниями, зарегистрированными на территории Великобритании, Нормандских островов или острова Мэн, если, по мнению Комитета по слияниям и поглощениям, руководящие органы компаний находятся в одной из этих юрисдикций. Данное правило распространяется только на частные компании, акции которых ранее находились в обращении на Лондонской фондовой бирже либо в прошлом были объектом публичных предложений или торговых операций. В соответствии с положениями Кодекса Комитет по слияниям и поглощениям обязан координировать и делить свои контрольные полномочия с регуляторами слияний и поглощений других государств в следующих случаях: 1. Компания зарегистрирована на территории Великобритании, ее ценные бумаги допущены к торгам на регулируемом рынке одного или нескольких государств Европейской экономической зоны, но не допущены к торгам в Великобритании. 2. Компания зарегистрирована на территории другого государства - члена ЕС, ее ценные бумаги допущены к торгам исключительно на регулируемых рынках Великобритании, а на рынках государства регистрации ценные бумаги этой компании к торгам не допущены. 3. Компания зарегистрирована на территории другого государства - члена ЕС, ее ценные бумаги допущены к торгам в нескольких государствах Европейской экономической зоны, включая Великобританию, но в государстве регистрации ценные бумаги компании к торгам не допущены. Кодекс Сити устанавливает шесть базовых принципов надлежащего поведения оферента при направлении предложения о покупке <5>. Все иные положения Кодекса направлены на конкретизацию и реализацию этих принципов. Общие принципы Кодекса Сити: -------------------------------- <5> Ibidem.

1. При направлении предложения о поглощении всем владельцам ценных бумаг одного и того же класса в компании-цели должны быть предложены равные условия. Если лицо получает контроль над компанией, все остальные владельцы акций этой компании должны быть защищены. 2. Держателям ценных бумаг компании-цели должны быть предоставлены необходимое время и информация для принятия обоснованного решения об оферте. При наличии просьбы от акционеров совет директоров компании-цели должен сообщить свое мнение о влиянии поглощения на трудовые отношения, условия труда и территориальное место нахождения компании. 3. Совет директоров компании-цели должен действовать в интересах компании в целом и не вправе препятствовать отдельным акционерам принять собственное решение по оферте. 4. Рыночная стоимость ценных бумаг оферента, компании-цели и иных компаний, которых касается оферта, не должна привести к искусственному снижению или росту их стоимости, способному нарушить нормальную торговлю этими ценными бумагами на открытом рынке. 5. Оферта может быть объявлена, только если оферент убежден в своей способности уплатить предложенное вознаграждение. Защита выплаты денежных вознаграждений должна быть обеспечена всеми необходимыми мерами. 6. Компания-цель не может быть ограничена в осуществлении своей деятельности более, чем это необходимо в связи с поглощением. Многие положения Кодекса Сити имеют отношение не только к оференту, но и к "совместно действующим и связанным лицам", которые помогают оференту получить контроль над компанией-целью либо заинтересованы в результате поглощения. Основная цель этих правовых конструкций - не позволить оференту обойти требования Кодекса (например, использование третьих лиц для скупки акций компании-цели). Установленные в Кодексе перечни совместно действующих и связанных лиц имеют открытый характер и должны толковаться "без ущерба для широкого смысла этого определения" <6>. -------------------------------- <6> Ibidem.

По определению Кодекса, совместно действующие лица - это "лица, которые на основании соглашения (формального или неформального) сотрудничают в целях получения или укрепления контроля над компанией либо в целях противодействия успешному завершению предложения о покупке акций" <7>. Такие лица помогают оференту получить контроль над компанией-целью и обычно рассматриваются как часть его команды. Операции этих лиц рассматриваются как операции оферента. Положения Кодекса, распространяющиеся на оферента, должны распространяться и на совместно действующих лиц. Кодекс устанавливает перечень лиц, которые могут быть признаны совместно действующими в силу опровержимой презумпции: -------------------------------- <7> Ibidem.

1. Компания, ее материнская компания, дочерние компании, связанные с ней компании и компании, с которыми те компании являются связанными <8>. -------------------------------- <8> Признак наличия связи - владение одним лицом в другом лице не менее 20% акций. - Прим. В. Н. Липовцева.

2. Компания и ее директора (близкие родственники директоров). 3. Компания и все сотрудничающие с ней пенсионные фонды. 4. Управляющий фондом и инвестиционная компания, фонд или лицо, чьими активами управляющий распоряжается по своему усмотрению. 5. Консультант и его клиент. Если клиент действует совместно с оферентом или компанией-целью, консультант является лицом, действующим совместно и с этими лицами. 6. Директора компании-цели или иной компании, в отношении которой есть основания полагать, что она станет объектом поглощения. Оферент и совместно действующие лица образуют группу сговора. Вопрос о наличии или отсутствии сговора, о необходимости суммировать интересы таких лиц нужно выяснить для определения, достигнут ли 30-процентный порог (по достижении этого порога от оферента должно последовать обязательное предложение в соответствии со ст. 9 Кодекса). Требование о раскрытии информации и ограничения на приобретение акций, действующие в отношении оферента, относятся и к совместно действующим лицам. Прежде чем направить предложение о поглощении, оферент должен убедиться, что отсутствуют лица, непреднамеренно действующие совместно с самим оферентом. Кодекс Сити устанавливает, что "связанные лица - это все лица (действуют ли они совместно или нет), которые прямо или опосредованно владеют акциями или совершают операции с акциями оферента или компании-цели и заинтересованы (кроме обычного интереса акционера) или имеют потенциальную заинтересованность (коммерческую, финансовую или личную) в итогах предложения о поглощении" <9>. Понятие "связанные лица" значительно шире, чем понятие "совместно действующие лица". Кодекс предлагает примерный перечень связанных лиц: -------------------------------- <9> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf

1. Компания-оферент, компания-цель, их материнские и дочерние компании, связанные с ними компании и компании, с которыми те компании связаны. 2. Консультанты и лица, контролирующие или контролируемые этими консультантами либо контролируемые теми же лицами, что и консультанты. 3. Директора (их близкие родственники) компании-оферента, либо компании-цели, либо любой компании, указанной в п. 1. 4. Пенсионные фонды, сотрудничающие с компанией-оферентом, либо с компанией-целью, либо с любой компанией, указанной в п. 1. 5. Любая инвестиционная компания, фонд или иное лицо, чьими инвестициями связанное лицо управляет по своему усмотрению. 6. Трастовые фонды, выплачивающие вознаграждение сотрудникам компании-оферента, компании-цели или любой компании, указанной в п. 1. 7. Компания, имеющая торговое соглашение с оферентом или с компанией-целью. Признание лица связанным лицом имеет наиболее важное значение для ответа на вопросы: 1. Обязано ли лицо раскрывать объем своих сделок с акциями и иными ценными бумагами компании-цели? 2. Обязано ли лицо раскрывать объем своих сделок с акциями и иными ценными бумагами оферента в случае оферты, условием которой является обмен акций компании-цели на акции компании-оферента (т. е. когда в качестве оплаты за акции компании-цели оферент предлагает и свои собственные акции)? В Законе о компаниях 2006 г. закреплено понятие "аффилированные лица", и определение этого понятия отличается от установлений Кодекса Сити. Аффилированные лица (ст. 988 Закона 2006 г.) - это номинальные держатели, компании-держатели, дочерние и зависимые предприятия оферента и иных юридических лиц, в которых оферент имеет существенный интерес (т. е. юридическое лицо или его менеджмент действуют в соответствии с указаниями оферента, либо оферент обладает непосредственно или через третьих лиц более 1/3 голосов на собрании акционеров). Аффилированное лицо оферента - это и сторона договора о приобретении акций оферентом, включающего условия, порождающие обязательства или ограничения для такой стороны в отношении владения, пользования или распоряжения акциями <10>. -------------------------------- <10> Cooke S. Buying out minority shareholders // http://www. practicallaw. com/2-254-3971. Перевод - М. Соломин.

В Директиве ЕС о поглощениях используется термин "лица, действующие сообща" - это физические или юридические лица, кооперирующиеся с оферентом или компанией-целью на основании соглашения (явно выраженного или подразумеваемого, устного или письменного), которое нацелено либо на получение контроля, либо на противодействие поглощению. Очевидно, что право ЕС заимствовало подобную конструкцию непосредственно из Кодекса Сити <11>. -------------------------------- <11> http://www. thetakeoverpanel. org. uk

Фундаментальный принцип Кодекса Сити - это правило равного отношения оферента ко всем акционерам компании-цели <12>. Всем акционерам - владельцам акций одного и того же класса оферент должен предложить равные условия. Эти положения Кодекса можно разделить на две группы: -------------------------------- <12> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf

1. Обязанность оферента направлять предложение на одних и тех же условиях всем акционерам компании-цели (ст. 11 - всем акционерам должна быть предложена равная цена за их акции; они должны иметь возможность получить вознаграждение в одинаковой форме). 2. Обязанность оферента предоставлять всем акционерам равный объем информации (ст. 20.1 - все акционеры должны получить равный объем информации по возможности в одно и то же время). Оферент обязан делать сопоставимые предложения всем владельцам долей в акционерном капитале компании-цели (ст. 14). Соответствующее предложение должно быть сделано владельцам опционов и конвертируемых ценных бумаг компании-цели (ст. 15). Оферент не вправе предлагать отдельным акционерам более выгодные условия, чем остальным; с конкретными акционерами запрещены особые сделки на специальных условиях, которые не охватывают всех держателей акций определенного класса (ст. 16). Особая сделка может быть разрешена Комитетом по слияниям и поглощениям; в таком случае наибольшую важность приобретает вопрос, являлась ли данная сделка частью оферты и в каком качестве действовала сторона по сделке - как акционер либо в ином статусе. Если в качестве акционера - оферта не соответствует требованию одинаковых условий <13>. Оферент обязан предложить равную выкупную цену всем владельцам акций одного класса. Если оферент (любое лицо, связанное или действующее совместно с ним) совершил хотя бы одну сделку, направленную на участие в акциях компании-цели в течение трех месяцев до начала действия предложения о поглощении, цена, объявленная в оферте, не должна быть ниже наивысшей цены, по которой за этот период приобретались акции компании-цели. Понятие "участие в акциях" (interest in shares) определено крайне широко и включает приобретение акций, приобретение права голоса по акциям, заключение опционной сделки, покупку/продажу любого финансового инструмента, базовым активом которого являются акции компании-цели <14>. -------------------------------- <13> Cooke S. Op. cit. <14> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf

Кодекс Сити детально регулирует обязанности и оферента, и компании-цели обеспечить акционерам компании-цели получение достаточной информации, позволяющей принять взвешенное решение о предложении (ст. 23). Оферент и компания-цель должны предоставить акционерам и сотрудникам компании-цели документы, содержащие подробную информацию об оферте; такая информация должна содержать сведения о самих компаниях. Оферент обязан раскрыть информацию о своих намерениях относительно компании-цели и ее сотрудников (нарушение этого требования - уголовно наказуемое деяние). Информация должна быть точной и актуальной. Директора оферента и компании-цели должны объявить о своей ответственности за содержание предоставленной информации (ст. 19.2). В случае направления конкурирующего предложения иные оференты должны предоставить тот же объем информации, даже если их предложения являются менее дружественными, чем первоначальное предложение (ст. 20.2). Кодекс Сити направлен на обеспечение единообразия в раскрытии информации. В этих целях оферент и иные лица обязаны сообщать о стадиях, на которых находится предложение о поглощении. Можно выделить три такие стадии <15>: -------------------------------- <15> Ibidem.

1. Предварительная стадия: обязательство о конфиденциальном статусе информации. 2. Стадия направления уведомления о предложения: обязательство уведомить о предложении. 3. Постуведомительная стадия: раскрытие сделок. До направления предложения о поглощении любая информация, которой располагают лица, имеющие отношение к предложению, должна держаться в строжайшем секрете, чтобы предотвратить возможную утечку информации. Информация должна быть известна только тем лицам со стороны оферента (со стороны компании-цели - если предложение является взаимно согласованным), которым действительно необходимо ее знать (ст. 2.1). Комитет по слияниям и поглощениям разъяснил, что на предварительной стадии не должны проводиться переговоры о предстоящей сделке с партнерами, клиентами, поставщиками или кредиторами. Данное установление направлено на борьбу со "спекулятивными настроениями", основанными только на слухах о предстоящем поглощении, не подтвержденных официальным предложением. Оферент несет обязанность объявить о своих намерениях приобрести акции компании-цели (ст. 2.2). Правило нацелено на предотвращение спекуляций и инсайдерской торговли. В Великобритании под действие норм об инсайдерстве подпадают только ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга в государстве Европейской экономической зоны, а также ценные бумаги, которые торгуются или котируются по правилам регулируемого рынка (NASDAQ, EASDAQ, все основные европейские биржи - Лондонская, Франкфуртская) <16>. Если предложение уже сообщено компании-цели, обязательство сделать официальное уведомление о предложении перекладывается на ее совет директоров. Сообщение о предложении должно быть сделано: -------------------------------- <16> Прокофьев Н. Инсайдерские сделки с ценными бумагами в законодательствах США и Великобритании // http://lawfirm. ru/article/index. php? id=50.

1. Незамедлительно - после того, как компания-цель была уведомлена о предложении. 2. Незамедлительно - после возникновения у оферента обязательства направить обязательное предложение. 3. Если из-за переговоров, происходивших на предварительной стадии, информация о предложении стала известной чрезмерно большому количеству лиц (возросла опасность утечки информации). 4. Если в акциях компании-цели начались значительные спекулятивные движения или имеется необъяснимый скачок цен и есть основания полагать, что это вызвано действиями оферента. Комитет по слияниям и поглощениям уделяет особо пристальное внимание ситуациям "значительных спекулятивных движений и необъяснимых скачков цен" <17>. Если Комитет заподозрит лиц, участвующих в предложении, в задержке объявления предложения, он вправе прибегнуть к санкциям. Сторона предложения и ее консультанты, нарушающие требование Кодекса о своевременном направлении предложения, могут быть обвинены в злоупотреблении рынком по смыслу Закона о финансовых услугах и финансовых рынках. -------------------------------- <17> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf

Если оферент обязан направить уведомление о предложении в соответствии со ст. 2.2 Кодекса, уведомление может быть оформлено как извещение о твердом либо возможном намерении направить предложение. Заинтересованная сторона вправе распространить уведомление о возможном намерении направить предложение по собственной инициативе, например если есть необходимость проверить реакцию рынка, оказать давление на совет директоров компании-цели, провести предварительное исследование компании-цели. Комитет по слияниям и поглощениям контролирует уведомления о возможном намерении направить предложение, поскольку такие уведомления провоцируют неопределенность на рынке. Любое уведомление о твердом намерении направить предложение должно содержать все условия оферты (ст. 2.5). Если предложение предполагает оплату акций денежными средствами, уведомление должно содержать подтверждение консультанта, что ресурсов оферента достаточно для осуществления выплат по предложению. За таким уведомлением должно последовать предложение (ст. 2.7). Незамедлительно после получения уведомления компания-цель обязана сообщить сведения о предложении своим акционерам и Комитету по слияниям и поглощениям (ст. 2.6). И компания-цель, и оферент должны распространить эту информацию среди работников или их представителей. Кодекс Сити содержит ряд запретов для потенциального оферента, желающего приобрести большую долю акций компании-цели путем их скупки на открытом рынке до направления предложения. Нарушение этих правил может повлечь за собой санкции вплоть до уголовных на основании соответствующих норм FSMA, касающихся запрета злоупотреблений на рынке и запрета инсайдерской торговли. Не так давно Комитет решил отменить одно из ранее действовавших ограничений, которое не позволяло чрезмерно увеличить стоимость акций компании-цели до предложения и помогало компании-цели получить информацию о наличии возможного "агрессора" (речь идет о приобретении менее 30% акций) <18>. -------------------------------- <18> Ibidem.

Несмотря на то, что ограничение на покупку доли до 30% акций вне процедуры направления предложения отменено, оферент не имеет возможности аккумулировать значительную долю акций втайне от компании-цели. Как только лицо приобретает не менее 3% голосующих акций, компания-цель должна быть уведомлена об этом в течение двух рабочих дней. В соответствии с Законом о компаниях 1985 г., если акции компании-цели котируются на бирже, о приобретении 3% голосующих акций должна быть уведомлена регулирующая информационная служба. Аналогичным образом необходимо сообщать о приобретении каждого дальнейшего 1% голосующих акций. В соответствии с Кодексом Сити никто не имеет права приобретать долю в компании-цели свыше 30% голосующих акций вне процедуры направления предложения (ст. 5.1). Из этого правила существует ряд исключений, когда лицо имеет право приобретать акции (ст. 5.2): 1. До направления уведомления о предложении в виде одиночных сделок (не чаще одной сделки в семь дней). 2. Немедленно после направления предложения при условии одобрения предложения компанией-целью. 3. После направления предложения, если поглощение согласовано с компанией-целью. 4. После направления предложения, если предложение или конкурирующее предложение рекомендовано компанией-целью (даже если рекомендация потом была отозвана). 5. В течение действия предложения по истечении 21 дня с момента его направления, если антимонопольный орган не выдвинул возражений против предложения. 6. После направления предложения, если приобретение акций осуществляется в рамках акцепта оферты. Если лицо владеет пакетом от 30 до 50% голосующих акций (как правило, в результате неудачного предложения о поглощении), обязательное предложение должно быть направлено после совершения любой сделки по приобретению акций компании-цели. Приобретение 50% голосующих акций - минимальное условие для получения контроля над компанией. При приобретении 90% голосующих акций лицо имеет право скупить остальные акции у миноритарных акционеров в рамках процедуры принудительного выкупа. В идеале оферент должен рассчитывать достичь 90-процентного порога на "полностью разводненной" основе (презумпции конвертации всех ценных бумаг) и направить публичную оферту в отношении всех акций, которые рассматриваются как размещенные на протяжении срока ее действия. В таком случае оферент будет иметь возможность выкупить любые акции, которые могут появиться в результате конвертации в течение срока действия оферты. Если оферент не может достичь 90-процентного порога на "полностью разводненной" основе, но достиг 90% в отношении уже размещенных акций, он имеет право зафиксировать 90% посредством закрытия оферты или остановки ее действия <19>. -------------------------------- <19> Cooke S. Op. cit.

Достаточно часто оферент не в состоянии достичь 90-процентного порога из-за того, что значительное количество акционеров - это "мертвые души" либо акционеры игнорируют оферту. В подобных ситуациях может быть использован инструмент компромиссного соглашения - установленная законом процедура, в рамках которой компания заключает соглашение с акционерами об условиях выкупа принадлежащих им акций. Суть компромиссного соглашения - закрепление обязанности акционеров принять определенные условия выкупа акций. Такое соглашение обязательно для всех акционеров при наличии одновременно двух условий: 1. Одобрение большинством в 2/3 голосов акционеров компании-цели, голосующих на собрании, связанном с обсуждением соглашения. 2. Наличие санкции суда. Компромиссное соглашение не обязательно должно соответствовать условиям публичной оферты. Зачастую условия соглашения более благоприятны для миноритарных акционеров и учитывают причины их несогласия с условиями оферты. Однако Кодекс Сити запрещает выкупать акции на условиях более выгодных, чем те, что закреплены в публичной оферте, в течение 6 месяцев со дня окончания ее действия <20>. -------------------------------- <20> Ibidem.

Одна из наиболее значимых норм Кодекса Сити - правило обязательного предложения (ст. 9) <21>. Любое лицо, которое приобретает пакет акций, предоставляющий (вместе с пакетами, имеющимися у связанных и совместно действующих лиц) 30% голосов на общем собрании акционеров, должно объявить предложение о покупке акций у всех остальных акционеров компании-цели. Предложение о покупке должно быть сделано по наивысшей цене, по которой оферент (связанные и совместно действующие лица) приобретал эти акции в течение 12 месяцев до даты направления предложения. Оплата приобретаемых акций должна осуществляться деньгами. Комитет по слияниям и поглощениям утверждает, что владение более 30% от общего количества голосов в компании позволяет контролировать деятельность компании, хотя и не предоставляет непосредственного контроля. Комитет считает, что акционер, аккумулировавший 30% голосов, - это фактическая смена контроля в компании, поэтому остальные акционеры должны иметь право продать свои акции. Комитет по слияниям и поглощениям может принять решение смягчить требование о направлении обязательного предложения, если 30% акций компании приобретено "случайно или по неосторожности" (лицо приобрело свыше 30% акций, но не имеет намерения совершить поглощение). Такому лицу может быть разрешено не направлять обязательное предложение при условии, что оно понизит свою долю до уровня менее 30% голосующих акций. -------------------------------- <21> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf

Акционеры имеют право в течение 6 недель с момента направления уведомления обратиться в суд с иском об отсутствии у оферента права осуществлять вытеснение либо об уточнении или изменении условий оферты. Практика показывает, что доказать несправедливость оферты, принятой более чем 90% акционеров, достаточно проблематично. Судебная практика, основанная на применении Закона о компаниях 1985 г., показывает, что суды рассматривают акцепт оферты акционерами, владеющими более 90% акций, как презумпцию и не пересматривают условия оферты <22>. -------------------------------- <22> Cooke S. Op. cit.

Любая информация о предложении должна быть достоверной и соответствовать требованиям законодательства (ст. 19.1). Ответственность за соблюдение этих требований несут директора компаний, вовлеченных в процедуру поглощения. Такие лица обязаны сделать публичное заявление об ответственности. В заявлении указывается, что директора оферента и компании-цели принимают на себя ответственность за информацию, содержащуюся в этом документе, и что представленная информация соответствуют фактическим обстоятельствам. Это означает, что директора готовы лично отвечать за отсутствие разумной заботливости при публикации такого документа. Директора могут делегировать свои полномочия по подготовке документов совету директоров. Любые лица, которым делегированы такие полномочия, должны быть достаточно осведомлены и знать все существенные факты, необходимые для принятия взвешенного решения. Передача полномочий не освобождает директора от ответственности. Кодекс Сити прямо признает, что интересы совета директоров и акционеров компании-цели могут противоречить друг другу. Закрепление принципа обязанности совета директоров компании-цели не совершать действий, направленных на противодействие поглощению ("оппортунистические действия совета директоров"), во многом представляет собой констатацию этого противоречия <23>. С момента объявления предложения о поглощении либо с момента, когда перспектива поглощения становится очевидной и неминуемой, совет директоров компании-цели не должен совершать каких-либо действий, направленных на противодействие добросовестному поглощению. Кодекс Сити закрепляет открытый перечень мер, которые законным образом могут быть предприняты для противодействия поглощению (ст. 21): -------------------------------- <23> http://www. freshfields. com/publications/pdfs/2006/15139.pdf

1. Дополнительная эмиссия акций. 2. Выдача опционов на невыпущенные акции. 3. Выпуск ценных бумаг, конвертируемых в акции или дающих право получения акций компании-цели. 4. Продажа или покупка активов в значительном объеме. 5. Заключение сделок, выходящих за пределы обычной деятельности компании. Нетрудно заметить, что принципы Кодекса Сити практически идентичны принципам, на которых основана Директива ЕС 2004 г. о слияниях и поглощениях. Основные положения Кодекса заимствованы большинством европейских стран в ходе принятия национальных законов, посвященных поглощениям. Представляется вполне обоснованным утверждение, что европейский подход к регулированию слияний и поглощений имеет английские корни <24>. -------------------------------- <24> Степанов Д. И. Поглощение, осуществляемое путем приобретения крупного пакета акций, и вытеснение миноритарных акционеров // Хозяйство и право. 2006. N 3 - 6.

Название документа