Уголовная политика России как средство минимизации социальных последствий насильственной преступности

(Афанасьева О. Р.)

("Современный юрист", 2013, N 4 (Октябрь-Декабрь))

Текст документа

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК СРЕДСТВО МИНИМИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

О. Р. АФАНАСЬЕВА

Афанасьева Ольга Романовна, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", Москва.

Статья посвящена общим положениям деятельности по минимизации социальных последствий насильственной преступности. В статье раскрываются принципы, цель, задачи и функции деятельности по минимизации социальных последствий насильственной преступности.

Ключевые слова: преступность, социальные последствия насильственной преступности, предупреждение, минимизация социальных последствий насильственной преступности.

Criminal policy of Russia as a means of minimizing the social consequences of violent crime

O. R. Afanaseva

The article is devoted to the general provisions of the activities to minimize the social consequences of violent crime. The article describes the principles, goals, objectives and functions of the activities to minimize the social consequences of violent crime.

Key words: crime, the social consequences of violent crime, prevention, minimization of the social consequences of violent crime.

Согласно статьям 3 и 5 Всеобщей декларации прав человека [1], статьям 6, 7, 9 Международного пакта "О гражданских и политических правах" [9], статьям 2, 3, 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [2], Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [4], иным международным актам, а также статьям 20, 21, 22, 41 Конституции Российской Федерации [5] каждый имеет право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, охрану здоровья как важнейшего социального блага, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Установленный общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством приоритет прав, свобод и интересов личности над государственными и имущественными интересами определяется господствующим в международной и российской уголовной политике антропоцентричным характером гуманистического мировоззрения.

Однако в настоящее время в научной литературе высказывается критика современной уголовной политики в сфере обеспечения и защиты прав личности за ее непоследовательность, недостаточную научную обоснованность, следование текущим политическим целям [7; 8; 10. С. 71 - 76; 12], но не меньшие нарекания вызывают неэффективное противодействие насильственной преступности и недостаточная реализация мер, направленных на минимизацию ее социальных последствий.

Одним из направлений деятельности общества и государства являлось и является повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. В современных условиях актуализируется проблема повышения эффективности реализации уголовно-правовых норм в целях выполнения правоохранительной функции государства по обеспечению уголовно-правовыми средствами социального мира в обществе и безопасности личности [3]. Между тем успешная реализация уголовной политики в данном направлении возможна только при условии приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами, установленными общепризнанными принципами и нормами международного права, а также при создании внутренне согласованной и криминологически обоснованной системы защиты и охраны прав личности.

В качестве одного из приоритетных направлений современной уголовной политики по обеспечению защиты и охраны прав, свобод и законных интересов личности предлагается рассматривать минимизацию социальных последствий насильственной преступности. Однако его осуществление возможно с учетом следующих замечаний.

1. Исходя из особых свойств насильственной преступности невозможна полная ликвидация ее социальных последствий, поэтому нельзя согласиться с существующими высказываниями о возможности их полного устранения. Следовательно, возможно вести речь только об осуществлении комплекса мер, направленных на частичную ликвидацию, нейтрализацию или уменьшение негативных социальных последствий насильственной преступности, т. е. их минимизацию.

Минимизация происходит от слова "минимум", означающего наименьшее количество, наименьшую величину [13. С. 805], наименьшую величину в ряду данных [11]. Следовательно, минимизация может быть определена как деятельность по уменьшению, сведению к минимуму, наименьшему показателю из возможных.

2. При определении мер по минимизации социальных последствий насильственной преступности необходимо реализовывать комплекс восстановительных мер, направленных на оказание не только помощи потерпевшему, но и виновному лицу. Необходимость оказания помощи виновному лицу осуществляется в целях предотвращения самодетерминации преступности в связи с процессами социальной стигмации и исключенности преступника.

Реализация мер, направленных на минимизацию социальных последствий насильственной преступности, должна основываться на определенных принципах минимизации, как общих, так и специальных.

1. Экономической и социальной целесообразности. В. Н. Кудрявцев справедливо отметил, что с "экономическим фактором вынуждено считаться любое государство, тем более с ограниченными ресурсами" [6. С. 48]. Несомненно, что любая деятельность по предупреждению насильственной преступности и минимизации социальных последствий от уже совершенных насильственных преступлений должна быть ограничена определенной денежной суммой, однако, учитывая социальную опасность и разрушающую силу насильственной преступности и ее долгосрочных социальных последствий, представляется, что действие данного принципа в анализируемой сфере ограничено.

2. Социальной справедливости, заключающейся в устранении наступивших в результате нарушений общественных отношений социальных последствий и восстановлении состояния, существовавшего до совершения насильственного преступления. Реализация данного принципа направлена на формирование чувства защищенности как у потерпевших, так и у очевидцев насильственных преступлений.

Цель минимизации социальных последствий насильственной преступности заключается в противодействии негативным процессам, возникающим в связи с существованием насильственной преступности и совершением насильственных преступлений, направленном как на сдерживание и сокращение насильственной преступности, так и на нейтрализацию, предотвращение наступления социальных последствий насильственной преступности, а также возмещение, устранение и (или) уменьшение материального или нематериального вреда, причиняемого насильственной преступностью.

Данная цель реализуется посредством разрешения ряда следующих задач:

1) выявление, устранение или нейтрализация действия причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений;

2) выявление с последующей нейтрализацией, ликвидацией факторов, порождающих возникновение краткосрочных и долгосрочных социальных последствий насильственной преступности;

3) индивидуальное профилактическое воздействие как на лиц, склонных к совершению насильственных преступлений, так и на лиц, совершивших насильственные преступления в целях предотвращения рецидива преступлений;

4) виктимологическая профилактика, предупреждение вторичной виктимизации;

5) возмещение материальных последствий насильственной преступности;

6) устранение или нейтрализация нематериальных последствий насильственной преступности;

7) обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, психологической, медицинской помощи как виновным в совершении насильственных преступлений, непосредственным потерпевшим, так и рикошетным жертвам насильственных преступлений.

Определенная цель деятельности по минимизации социальных последствий насильственной преступности предопределила следующие ее функции:

1) уменьшение, погашение имеющегося социального конфликта и предотвращение последующих криминальных ситуаций;

2) своевременное устранение фактов, самодетерминирующих последующее преступное поведение как виновных лиц, так и жертв преступлений;

3) компенсационная функция, заключающаяся в восстановлении существовавшего положения до совершения насильственного преступления.

Таким образом, представленные принципы деятельности по минимизации социальных последствий насильственной преступности, а также заявленные цель и задачи, направленные на предупреждение преступности, не могут быть эффективно реализованы при отсутствии научно-разработанной системы деятельности по минимизации социальных последствий насильственной преступности. В связи с чем на современном этапе развития уголовной политики актуальна проблема по разработке системы деятельности по противодействию насильственной преступности и минимизации ее социальных последствий. Считаем, что система минимизации социальных последствий насильственной преступности будет жизнеспособной и по-настоящему эффективной только при наличии соответствующего научно-методического обеспечения анализируемой деятельности и своевременном устранении, ликвидации, нейтрализации социальных последствий насильственной преступности, финансово-экономическом, материально-техническом, кадровом, организационном и информационном обеспечении этой деятельности.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 05.04.1995. N 67.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 163.

3. Жалинский А. Э. Уголовная политика и задачи уголовного права // Право и политика. 2006. N 6.

4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 г.) // Российская юстиция. 1995. N 4. С. 49.

5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

6. Кудрявцев В. Н. Стратегия борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 2005.

7. Лопашенко Н. А. Уголовная политика. М.: Волтерс Клувер, 2009.

8. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник для магистров: В 2 т. М.: Юрайт, 2012. Т. 1. Общая часть.

9. Международный пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

10. Милюков С. Ф. Крутые виражи отечественной уголовно-правовой политики. В чем их цель? // Материалы IV Российского конгресса уголовного права "Категория "цель" в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии" (28 - 29 мая 2009 г.). М.: Проспект, 2009. С. 71 - 76.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1995.

12. Побегайло Э. Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Российская юстиция. 2006. N 4.

13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1985.

References

1. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Rossiyskaya Gazeta. 05.04.1995. N 67.

2. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (concluded in Rome on 04.11.1950) // Collection of Laws of the Russian Federation. 08.01.2001. N 2. P. 163.

3. Zhalinsky A. E. Penal policy and objectives of the criminal law // Law and Policy. 2006. N 6.

4. The Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (adopted by General Assembly Resolution 39/46 of the General Assembly of December 10, 1984) // Russian Justice. 1995. N 4. P. 49.

5. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote 12.12.1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FCL, from 30.12.2008 N 7-FCL) // CL. 2009. N 4. 445.

6. Kudryavtsev V. N. The strategy to combat crime, 2nd ed., rev. and add. Moscow: Nauka, 2005.

7. Lopashenko N. A. Criminal policy. M.: Wolters Kluwer, 2009.

8. Luneev V. V. The course of world and Russian criminology: the textbook for the Masters: In 2 volumes. M.: Yurayt, 2012. Volume 1. General Section.

9. The International Covenant on 16.12.1966 "On Civil and Political Rights" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1994. N 12.

10. Milukov S. F. Cool Runnings domestic penal policy. What is their purpose? // Proceedings of the IV Congress of the Russian criminal law "Category "purpose" in the Criminal, Penal Law and Criminology" (28 - 29 May 2009). M.: Prospekt, 2009. P. 71 - 76.

11. Ozhegov S. I., Shvedova N. Y. Explanatory Dictionary of Russian Language: 80000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences; Russian Culture Fund; 3rd ed., stereotype. Moscow: Az, 1995.

12. Pobegaylo E. F. The crisis of the modern Russian crime policy // Russian justice. 2006. N 4.

13. Soviet Encyclopedic Dictionary / Ch. ed. A. M. Prokhorov. 3rd ed. M.: Soviet Encyclopedia, 1985.

Название документа