Об опыте предупреждения преступности незаконных мигрантов в странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки

(Кобец П. Н.)

("Международное публичное и частное право", 2008, N 6)

Текст документа

ОБ ОПЫТЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕЗАКОННЫХ МИГРАНТОВ

В СТРАНАХ ЕВРОПЫ, АЗИИ, ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

П. Н. КОБЕЦ

Кобец П. Н., доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник (ВНИИ МВД России).

В практике проведения политики в отношении вынужденных мигрантов и внутренней миграционной политики в развитых странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки можно выделить несколько основных направлений реализации такой политики: прием и временное обустройство беженцев, противодействие незаконной миграции, прием и интеграция переселяющихся этнических граждан. При подготовке публикации особое внимание обращалось на анализ вопросов, связанных с учетом миграционных потоков иностранной рабочей силы. Данная проблема в рамках рассмотрения вопросов по предупреждению и пресечению незаконной миграции представляется одной из актуальных для регулирования миграционных процессов в большинстве государств СНГ и стран бывшего соцлагеря, где иммиграция, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер.

Так, вопросами учета иностранных граждан в Японии, в который включают только иностранцев, находящихся в стране более 90 дней, миграционными потоками и натурализацией занимается Министерство юстиции и Иммиграционное бюро, в Швеции - Центральное статистическое управление страны, в Италии, Финляндии, Великобритании и Португалии - Министерства иностранных дел, дающие разрешения на пребывание иностранным гражданам, в Бельгии - Национальный институт по статистике, Министерство труда и занятости, Министерство юстиции и т. д. Рассмотрение полномочий данных структур в сфере миграционной политики при подготовке аналитического обзора должно быть в целях выявления наиболее оптимальных форм деятельности спроецировано на деятельность соответствующих структур в Российской Федерации.

Определенные сложности при проведении анализа могут возникнуть также в связи со значительной разнородностью источников данных о международной миграции, а также имеющимися в разных странах различными системами учета коренного и иностранного населения. Так, в Ирландии, Португалии и многих других странах в отличие от Дании, Германии, Бельгии, Швеции, Японии, Швейцарии отсутствуют специальные регистры населения, в том числе и иностранного, позволяющие вести строгий и полный учет как естественного, так и миграционного движения населения.

В законодательстве зарубежных стран существует различный подход к определению и правовому положению иммигрантов. Так, например, в Германии иммигрантами считаются лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране, в Японии - национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы, в США - иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране.

Во многих странах существуют четыре основные меры противодействия незаконной миграции: усиление пограничного контроля; сохранение правил, регулирующих рынок труда; сокращение возможностей для въезда в страну; переговоры со странами-отправителями о приеме их граждан обратно. Примером может служить строгий режим пограничного контроля вдоль польско-германской границы, который обеспечивают около 6 тыс. агентов погранично-патрульной службы, введенный еще в начале 90-х годов и сохраняемый до сих пор. В результате граница между Польшей и Германией является самой охраняемой в мире после границы США с Мексикой. Федеральная пограничная полиция Германии использует комплекс организационно-технических мер противодействия незаконному пересечению границы. В него входит усиление личного состава пограничных служб восточных рубежей, а также широкое использование современных средств мобильного контроля (радары, инфракрасные приборы, специально обученные собаки, вертолеты и патрульные катера). До сентября 1998 г. в зону особых мер по задержанию нелегальных иммигрантов в Германии включалась 30-километровая приграничная территория. Однако в соответствии с внесенными 1 сентября 1998 г. поправками к закону о государственной границе пограничная служба имеет право проводить проверку документов и за пределами этой зоны.

В США, где, по официальным данным, насчитывается около 5 млн. незаконных мигрантов, укреплению границы с Мексикой уделяется первостепенное внимание. В последние годы на мексиканском участке границы были приняты дополнительные меры по совершенствованию патрульной службы и укреплению границы. До 10 тыс. человек возросло число сотрудников, патрулирующих границу. Были построены металлические ограждения на многих ее участках. Установлены сложнейшие технические устройства, в частности роботизированные и компьютеризированные системы по отслеживанию незаконных мигрантов, установки обнаружения при помощи инфракрасного луча "ШК15", приборы ночного видения, специальные скрытые датчики, реагирующие на движущиеся цели.

На мексиканском участке границы американскими патрульными службами используются две основные стратегии задержания нелегалов:

- захват после входа, т. е. задержание нарушителей после пересечения ими границы в транспортных узлах и местах их скопления;

- оперативный контроль на линии, при котором накануне и после массового пересечения границы нелегальными иммигрантами территория скрытно, но надежно блокируется подразделениями пограничного контроля вдоль маршрутов нелегального перехода.

Для пресечения незаконной иммиграции на других участках границы введены системы раннего обнаружения кораблей с нелегальными иммигрантами на борту, прежде всего из КНР. Разработаны программы спутникового оповещения, позволяющие вычислить местонахождение плавучего средства, вести фотосъемку или радиоперехват, а также меры с использованием морской авиации.

Интересен также опыт японского правительства, которое пыталось предотвратить незаконную иммиграцию путем усиления пограничного контроля посредством премий за выявление подпольных иммигрантов.

Еще одной мерой по противодействию незаконной иммиграции, используемой во многих государствах, являются строгие правила, регулирующие рынок труда. Такие правила, например, особенно ужесточены в Германии по отношению к строительной отрасли за счет введения системы проверок на рабочих местах, позволяющей работодателям легко выявлять тех, кто имеет законное право на работу. За незаконное привлечение на работу иностранцев предусмотрены серьезные санкции. Лица, участвующие в контрабандной переправке иностранных граждан либо привлекающие их к труду в качестве наемных работников без соответствующего разрешения, наказываются крупным денежным штрафом или лишением свободы до трех лет. В особо серьезных случаях за незаконный прием на высокодоходную работу (например, при производстве товаров и услуг) немецкие работодатели наказываются лишением свободы сроком до 5 лет или крупным денежным штрафом. В свою очередь, согласно Закону об иностранцах за незаконное пребывание в Германии иностранные граждане наказываются лишением свободы до одного года или крупным денежным штрафом.

Следует отметить, что европейская система социального страхования предполагает гораздо большие отчисления предпринимателями, чем в других странах, в связи с чем штрафные санкции за использование труда нелегальных мигрантов в государствах Европы намного выше, например, предусмотренных в США. В Великобритании работодатели, незаконно нанявшие иностранных работников, могут быть оштрафованы на сумму до 5000 фунтов стерлингов.

В США в случаях нарушения действующего законодательства в области привлечения к работе иностранных граждан к работодателям применяются административные или уголовные санкции. Согласно Закону "Об иммиграции и гражданстве" 1996 г. (ст. 274) штраф установлен в следующих размерах: от 250 до 2000 долл. США за каждого иностранца, не имеющего разрешения на трудоустройство; от 2000 до 5000 долл. США за каждого незаконно работающего в случае повторного нарушения работодателем действующего порядка трудоустройства иностранных работников; от 3000 до 10000 долл. США за каждого незаконно трудоустроенного иностранца в случае многократного нарушения действующего законодательства. Вместе с тем, если работодатели по каким-то причинам утрачивают документы, разрешающие использование ими иностранных работников, они могут быть также оштрафованы на сумму до 1000 долл. США.

В 1990 г. в Японии принят иммиграционный закон, который предусматривает, в частности, получение всеми иностранцами, допущенными на работу в Японии, специальных рабочих сертификатов, и проставление в их паспорте соответствующей визы на японском языке, что, по мнению властей, облегчает официальный контроль и будет способствовать выявлению нелегальных иммигрантов. Этот закон также направлен против неквалифицированной рабочей силы и предусматривает санкции против предпринимателей, нелегально нанимающих иностранных рабочих, от 2 млн. йен штрафа до трех лет тюремного заключения.

Из опыта европейских государств в данной области правового регулирования интересен опыт Швеции. В 1967 г. были введены иммиграционные правила, согласно которым все иностранные граждане (кроме граждан скандинавских стран), желающие выехать на работу в Швецию, обязаны получить разрешение на жительство и работу до въезда в страну. В течение последних лет Швеция придерживается строгих ограничений в отношении въезжающих трудовых мигрантов. С 1991 г. лица, подавшие ходатайство о предоставлении статуса беженца, не имеют права на работу. Поэтому число экономических мигрантов несколько снизилось.

Закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998 г., является лучшим примером принципа "никакой иммиграции без контроля", но и никакого контроля без интеграции, поскольку содержит меры контроля, а также весьма либеральные принципы полной интеграции иммигрантов с местным населением. Существующий Закон, состоящий из семи разделов, весьма обширен и содержит нормы, регулирующие следующие вопросы:

- борьба с нелегальной иммиграцией и организациями контрабандистов;

- регулирование миграции рабочей силы при помощи систем годовых квот;

- совершенствование прав, предоставляемых легальным иммигрантам, способствующих их интеграции с местным населением.

Анализ данного Закона, а также ряда других нормативных актов позволяет сделать вывод, что основой итальянской системы внутреннего контроля над иммиграцией является вид на жительство и разрешение на работу. Прием иммигрантов и работа без проверки разрешения на работу является нарушением закона, за что предусмотрены штрафы и лишение свободы. После того как данный Закон вступил в силу и правительство установило квоту на въезд, была принята новая программа амнистии. Наряду с Италией и рядом других европейских стран аналогичные процедуры по легализации части иностранцев, находящихся в государствах без разрешения властей, проводились и в государствах Северной Америки.

Так как одним из способов легализации пребывания и получения статуса гражданина либо вида на жительство является фиктивный брак, исполнительные и законодательные органы принимающих мигрантов стран уделяют этому явлению особое внимание. Так, во Франции в сомнительных случаях мэр уполномочен отложить регистрацию брака с иностранцем на месяц или совсем отменить регистрацию. В соответствии с действующим законодательством при заключении брачного контракта оговаривается, что супруг-иностранец может получить вид на жительство не раньше чем через год после заключения брака при условии непрерывного совместного проживания.

Лицо, которому разрешено остаться в Швеции в связи с женитьбой (замужеством), обычно получает вид на постоянное жительство после того, как проживет в стране по соответствующим разрешениям в течение двух лет.

Рассматривая законодательство Канады, которая наряду с Австралией и Соединенными Штатами является мировым лидером по приему иммигрантов, необходимо рассмотреть Акт об иммиграции "Зеленая книга" 1977 г., где сформулированы три основные социальные, гуманитарные и экономические цели иммиграции в страну. Основополагающими законами регулирования миграции в Канаде являются С-55 и С-84. Первый обеспечивал упорядочение процесса определения законности подаваемых беженцами жалоб, второй вводил санкции в отношении лиц, способствующих нелегальному въезду иностранцев, намеревающихся требовать статуса беженцев.

Крайней реакцией властей в отношении незаконных мигрантов является выдворение за пределы страны пребывания.

Наиболее жесткие процедуры регулирования выдворения разработаны в США. В соответствии с действующим американским законодательством на иностранца возлагается обязанность при необходимости доказать время, место и способ его въезда в страну. Если иностранец не в состоянии это выполнить, он подлежит депортации. По иммиграционному Закону, вступившему в силу в 1997 г., в США предусмотрена процедура так называемой "ускоренной депортации" незаконно въехавших иностранцев и преступников из числа иностранных граждан. Если раньше решение о депортации принимал суд, теперь иммиграционным властям предоставлены полномочия самостоятельно принимать решения о высылке иностранцев без дальнейшего пересмотра такого решения в том случае, если иностранец прибывает в пункт въезда в США с фальшивыми документами или без документов вообще.

По новым иммиграционным правилам иностранный гражданин может быть немедленно депортирован при въезде в Соединенные Штаты по многократной визе, если он нарушил срок предыдущего пребывания хотя бы на один день. Причем в ближайшие пять лет он не получит разрешения на въезд в США.

В рамках Объединенной Европы действует Маастрихтское соглашение 1992 г., которое устанавливает принципы расширения сотрудничества между 15 государствами - членами Европейского союза в области иммиграции и безопасности, которое предполагает:

- совершенствование пограничного контроля на внешней границе (между Европейским союзом и остальным миром);

- приведение в соответствие национальных законов, направленных на борьбу с нелегальной миграцией. Например, максимальная продолжительность задержания нелегальных мигрантов во Франции составляет 12 дней, в Италии - 30, в Германии и Нидерландах - 6 месяцев, а в Великобритании она не ограничена; вероятно, необходимо установить единый порядок при безусловном уважении прав человека;

- тесное сотрудничество полиции стран-членов при борьбе с нелегальным перемещением людей и унификация уголовных законов, наказывающих этот вид преступного бизнеса в Европе.

Таковы некоторые положительные аспекты деятельности правоохранительных органов развитых странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки.

Название документа