Запрещенная деловая практика и квалифицирующие ее признаки по праву Венесуэлы

(Беликова К. М.) ("Международное публичное и частное право", 2008, N 6) Текст документа

ЗАПРЕЩЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА И КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ЕЕ ПРИЗНАКИ ПО ПРАВУ ВЕНЕСУЭЛЫ

К. М. БЕЛИКОВА

Беликова К. М., ассистент кафедры гражданского и трудового права юридического факультета Российского университета дружбы народов.

Одной из главных тенденций развития мировой экономики является интеграция государств. Учреждаясь как организации локального региона с целью экономического развития посредством образования зон свободной торговли или общего рынка, интеграционные объединения тяготеют к расширению территории за счет присоединения к ним других государств того же региона. Так обстоит дело и в Европейском союзе, и в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР), учрежденном в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. После подписания в мае 2006 г. Протокола о присоединении к МЕРКОСУР Венесуэла стала его пятой полноправной страной-участницей <1>. -------------------------------- <1> Ассоциированные члены МЕРКОСУР - Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор.

Наряду со свободой предпринимательства основным двигателем экономического развития является конкуренция, поэтому ее защита является важнейшей функцией и проводимой политики современных государств и интеграционных объединений, выражающейся в том, что объектами соответствующего законодательного регулирования являются различные виды нежелательной хозяйственной деятельности. Вопросы правовой охраны конкуренции в МЕРКОСУР и странах, его учредивших, рассмотрены нами ранее <2>. Предметом настоящей статьи является изучение запрещаемой законодательством Венесуэлы деловой практики и квалифицирующих ее признаков, что позволит российским специалистам получить более полное представление об этом вопросе. -------------------------------- <2> См.: Беликова К. М. // Законодательство и экономика. 2006. N 9. С. 49 - 53; Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 3 (6). С. 77 - 89; Право и политика. 2006. N 7 (79). С. 38 - 52; Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 1. С. 31 - 42 и др.

Исходя из цели Закона о содействии и защите свободной конкуренции Венесуэлы от 13 января 1992 г. <3>, провозглашаемой как содействие и защита конкуренции и экономической эффективности во благо производителей и потребителей, запрещаются монополистическая, олигополистическая и иная другая практика и поведение, способные предотвращать, искажать или ограничивать экономическую свободу (ст. 1). Согласно ст. 3 Закона свободная конкуренция - это такое состояние, при котором при осуществлении рыночной деятельности любой субъект, признаваемый экономическим агентом, располагает полной свободой в сфере вхождения или ухода с рынка, а действующие на рынке субъекты не способны в индивидуальном порядке или в сговоре с другими субъектами диктовать какие-либо условия в процессе рыночного обмена. -------------------------------- <3> Ley para Promover y Proteger el Ejercicio de la Libre Competencia (Gaceta Oficial N 34.880 del 13 de enero de 1992) // http://www. procompetencia. gov. ve/lppelc. html.

Антимонопольный орган - Суперинтендантство по содействию и охране свободной конкуренции, позицию которого поддерживает ряд венесуэльских ученых <4>, выделяет три вида запрещаемой практики: выражающуюся в сговоре (ст. 9 и ст. 10 Закона); нацеленную на исключение из конкурентной борьбы соперников (ст. ст. 6 - 8 Закона); заключающуюся в "использовании" принадлежащей предприятию рыночной власти <5>. -------------------------------- <4> Carpio M. R. Anblisis Econymico de la Legislaciyn de Competencia // http://www. procompetencia. gov. ve/analisiseconomicoley. html. <5> Sobre el rugimen de Libre Competencia en Venezuela // http://www. procompetencia. gov. ve/folletoregimenlibrecomp. html.

Отражая национальную специфику, запреты, действующие в отношении некоторых видов нежелательной хозяйственной деятельности в Венесуэле, подразделяются на общие и частные, что сформулировано в положениях главы II раздела II Закона. Общие запреты устанавливаются в отношении перечисляемых на законодательном уровне действий, способных, по мнению венесуэльского законодателя, предотвращать, искажать или ограничивать свободную конкуренцию (ст. 5 Закона), которые могут принимать форму поведения, практики, соглашений, договоров, контрактов или решений. Такое поведение и практика могут носить как односторонний, так и дву - и многосторонний характер, например в случае согласованных или параллельных действий на рынке. Частные запреты налагаются ст. ст. 6 - 13 Закона. Различие между ними состоит в том, что для перехода поведения и практики, означенной в ст. ст. 6 - 13 Закона, в разряд общих запретов они должны предотвращать, ограничивать или искажать конкуренцию. В этом случае они могут быть признаны не противоречащими положениям действующего законодательства об охране конкуренции только на основании положений Закона и регламентирующего его положения Декрета N 2.775 от 21 января 1993 г. <6>. -------------------------------- <6> Reglamento N 1 de la Ley para Promover y Proteger el Ejercicio de la Libre Competencia (Gaceta Oficial N 35.202 del 3 de mayo de 1993) // http://www. procompetencia. gov. ve/r1lppelc. html.

Данное разделение имеет практическое значение при определении подхода - правила разумности или доктрины per se, применимого при квалификации того или иного действия в качестве неправомерного. К числу частных запретов относятся: (1) деятельность или поведение лиц, которые, не являясь обладателями прав, защищаемых законом, стремятся предотвратить или затруднить доступ или пребывание предприятий, товаров или услуг на всем рынке или на его части (ст. 6 Закона); (2) действия, осуществляемые с намерением ограничить конкуренцию; побудить третьих лиц - субъектов действия настоящего Закона не принимать поставляемые товары или оказываемые услуги; запретить их приобретение или предоставление; не продавать сырье или средства производства или предоставлять услуги иным лицам (ст. 7 Закона); (3) соглашения и договоры, заключаемые напрямую или в составе союзов, ассоциаций, федераций, кооперативов и иных объединений, на которые распространяется действие указанного закона, которые ограничивают или предотвращают конкуренцию между их членами; соглашения или решения, принятые на собраниях гражданских и торговых товариществ, при условии, что они имеют сходный с вышеуказанным характер (ст. 9 Закона); (4) соглашения, решения, коллективные рекомендации и согласованная практика, в том числе установление прямо или косвенно цен и иных условий торговли; ограничение объемов производства, распределения, технического или технологического развития и инвестиций и др. (ст. 12 Закона). Наряду со словосочетанием "свободная конкуренция" в законе закрепляется и раскрывается понятие "эффективная конкуренция". Для целей установления факта ее существования в какой-либо сфере деятельности Суперинтендантство принимает во внимание количество конкурентов, занятых в этой сфере; рыночную долю каждого из них на соответствующем рынке; мощность предприятий и наличие у них инновационных технологий; спрос на соответствующий товар или услугу; возможности (предоставляемые законодательством и фактические) потенциальной конкуренции и доступа конкурентов к источникам финансирования, снабжения и дистрибьюторским сетям (ст. 16 Закона). Сквозь призму понятия эффективной конкуренции рассматривается и обосновывается правомерность ряда заключаемых участниками рынка соглашений. Так, согласно Закону и Декрету правомерны соглашения, решения или коллективные рекомендации и согласованная практика, указанные в ст. 10 и ст. 12 Закона, если они допускают существование эффективной конкуренции на рынке в смысле положений ст. 16 Закона (п. 1 ст. 4 Декрета), а также иные соглашения, решения или коллективные рекомендации и согласованная практика, не нарушающая существенным образом функционирование рынка, имеющие предметом товары или услуги, совокупная квота которых на рынке не превышает ежегодно устанавливаемого в Резолюциях Суперинтендантства процента (ст. 5 Декрета). Наряду с антиконкурентными соглашениями Закон запрещает также злоупотребление одним или несколькими предприятиями занимаемым ими на всем рынке или на его части доминирующим положением (ст. 13). Неисчерпывающий перечень запрещаемого, как злоупотребление, рыночного поведения включает в себя установление дискриминационных цен и иных условий торговли; необоснованное ограничение объемов производства, распределения, технического или технологического развития и инвестиций в ущерб предприятиям и потребителям; необоснованный отказ в продаже товаров или предоставлении услуг; установление в торговых отношениях неравных условий в отношении эквивалентных предоставлений, ставящих одних конкурентов в более выгодное положение по сравнению с другими; подчинение заключения соглашения принятием дополнительных предоставлений, которые по своей природе или в соответствии с торговыми обычаями не связаны с предметом соглашения; иные подобные действия (ст. 13 Закона). Запрещаются также экономические концентрации, в особенности тех предприятий, которые осуществляют деятельность в одной и той же сфере. Критерием оценки их совместимости с национальным рынком выступают: либо способность ограничивать конкуренцию или выразиться в доминировании на всем рынке или на его части (ст. 11 Закона); либо превышение размера суммарного оборота рассматриваемого предприятия и его подразделений, устанавливаемого Суперинтендантством в Резолюции, подлежащей официальному опубликованию (ст. 2 Декрета). Предприятие считается занимающим доминирующее положение, когда, во-первых, экономическая деятельность осуществляется единственным предприятием или группой предприятий, связанных между собой; во-вторых, при действии более одного предприятия на рынке на нем отсутствует эффективная конкуренция (ст. 14 Закона). Если доминирование налицо, обязанность уведомления о планируемой концентрации распространяется на нее, только когда суммарный оборот предприятия и его подразделений, являющийся предметом операции, превышает размер, периодически устанавливаемый в Резолюции Суперинтендантства. Оценка эффекта от экономической концентрации может быть произведена Суперинтенданством до совершения соответствующей операции. Квалификационные подходы не находят на сегодняшний день единодушия в практике и правовой доктрине Венесуэлы. Так, согласно позиции антимонопольного органа запрещаются per se соглашения, решения, коллективные рекомендации и согласованная практика, означенные в ст. ст. 7, 9 и 10, и злоупотребление доминирующим положением согласно положениям ст. 13 Закона (ст. 7 Декрета). Остальные вертикальные и горизонтальные соглашения в зависимости от степени, в которой они ограничивают конкуренцию, оцениваются на основании правила разумности <7>. Мнения венесуэльских правоведов относительно применения статей Закона и Декрета на основании доктрины per se или правила разумности расходятся <8>. -------------------------------- <7> Sobre el rugimen de Libre Competencia en Venezuela // http://www. procompetencia. gov. ve/folletoregimenlibrecomp. html. <8> См., напр.: Andrade J. C. Oligopolios en Venezuela - un planteamiento comparativo // BLC, N 3-A. Marzo 1998. P. 43 - 55; Artigas Z., Navarro E. Acuerdos Horizontales // http://www. procompetencia. gov. ve/acuerdoshorizontales. html.

Существующие запреты не абсолютны, поскольку Закон предусматривает ряд изъятий относительно действий, признаваемых противоправными, подразделяемых на общие и частные <9>. Различие между ними состоит в том, что первые изымаются из-под сферы действия законодательных запретов постольку, поскольку государство считает это необходимым, как в случае исключительных продаж <10>. Вторые же носят индивидуальный характер. Доказать, что они отвечают установленным законом критериям, обязано лицо, их совершающее. Одновременно Президент в Совете министров по представлению Суперинтендантства постановляет нормы, позволяющие прямо или косвенно, индивидуально или совместно с иными лицами устанавливать цены купли-продажи товаров и услуг. Одновременно закон допускает установление в торговых отношениях различных условий в отношении сходных или эквивалентных предоставлений, влекущих за собой неравенство и искажающих совершенную конкуренцию на рынке. Так, например, скидки, предоставляемые за ускоренный платеж, за закупки в больших объемах, и иные обычные в торговле льготы, которые конкуренцию не нарушают (ст. 18 Закона, п. 2 ст. 4 Декрета). Дозволено также заключать договоры об исключительном территориальном представительстве, если торговому агенту одновременно не запрещается распространять товары других производителей (ст. 18 Закона, п. 3 ст. 4 Декрета). -------------------------------- <9> Informe sobre la politica de competencia en Venezuela // http://www. procompetencia. gov. ve/informepoliticacompetencia. html. <10> Resoluciyn N 036-95 sobre Excepciyn Global para Acuerdos Suministros y Compra Exclusiva // http://www. procompetencia. gov. ve.

Установление подобных изъятий возможно при соблюдении следующих условий. Такие действия должны иметь целью усовершенствование производства, торговли или содействовать техническому или экономическому прогрессу и создавать преимущества потребителям или пользователям. Они подлежат последующему контролю за исполнением (§ 1 ст. 18). Декрет дополняет сказанное требованием повышения экономической эффективности самих контрагентов в результате совершаемых действий и уточняет, что могут быть разрешены соглашения, решения, коллективные рекомендации и согласованная практика, означенные в ст. 9 и ст. 10 Закона, если совершаются конкурентами; соглашения, решения, коллективные рекомендации и согласованная практика неконкурирующих предприятий, означенные в ст. 10 и ст. 12 Закона, предотвращающие конкуренцию и оказывающие значительное воздействие на соответствующий рынок; односторонние действия, означенные в ст. ст. 6, 7 и 8 Закона (ст. 8 Декрета). Таким образом, можно констатировать, что в антимонопольном законодательстве Венесуэлы, как и в законодательстве стран, учредивших МЕРКОСУР, воспринят европейский подход. Ограничительные соглашения и злоупотребление доминирующим положением запрещаются на основании смешанного подхода, сочетающего использование доктрины per se и правила разумности при одновременном закреплении ряда изъятий из-под запретов на основании доказанности эффективной конкуренции. При этом признание противоправности соглашений не связывается законом о конкуренции с установлением какой-либо определенной формы: рассмотрению подлежат формализованные контракты гражданско-правового содержания, заключаемые в любой форме договоры - так называемые джентльменские соглашения и др. Одновременно устанавливается контроль за действиями, влекущими образование экономических концентраций, поскольку именно концентрацией капитала и производства, комбинированием отдельных стадий производственного процесса опосредуется стремление к монопольному положению на рынке, составляющему одну из основных тенденций современного этапа экономического развития. В основу квалификации практики как ограничительной положен критерий нарушения ею "свободной" и "эффективной" рыночной конкуренции, поскольку в данный момент экономическая теория указывает, что конкуренция в экономике приводит, с точки зрения общества, к более выгодным результатам.

Название документа