Межнациональные проблемы и миграционные процессы в Республике Дагестан: некоторые вопросы законодательного регулирования

(Абдуллаев М. Н.) ("Юридический мир", 2008, N 10) Текст документа

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

М. Н. АБДУЛЛАЕВ

Абдуллаев М. Н., доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.

Современные процессы миграции характеризуются достаточной сложностью и многообразием. Учитывая специфику в России, можно выделить три основных вида миграционных потоков: - вынужденная миграция; - трудовая или социально-экономическая миграция; - нелегальная миграция. Причем если в начале 90-х годов основной проблемой государства в миграционной сфере явилось обеспечение прав вынужденных мигрантов, то в последние несколько лет в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране акцент в миграционной политике государства объективно сместился в сторону противодействия нелегальной миграции и ее негативных последствий. Каждый из названных видов миграции является составляющей проблемы обеспечения национальной безопасности РД. При этом существующая парадигма исследуемой проблемы позволяет рассматривать миграцию в различных аспектах обеспечения безопасности - военном, экономическом, международном, социальном, демографическом, этническом, культурном и др. Однако следует учитывать, что сама связь миграции и безопасности носит двусторонний характер: это не только безопасность общества и государства, затрагиваемых миграционными процессами, но и безопасность самих мигрантов, которая во многом зависит от вида перемещения (миграции) и его оснований <1>. -------------------------------- <1> Воронина Н. А. Миграция и национальная безопасность: проблемы государственного регулирования // Гражданин и право. 2003. N 5. С. 17 - 20; Иванюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России // Миграция и гражданство. 2004. N 1(7). С. 4 - 5.

Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, продолжает оставаться существование в стране большого числа нелегальных мигрантов. Все еще значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и в то же время не могут быть привлечены к воспитанию обязанностей, поставленных государством <2>. -------------------------------- <2> Самарина А. Нелегальных мигрантов уравняли с террористами // Независимая газета. 22 сентября 2006. С. 1 - 2.

При этом связь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества. Так, на прошедшем в Архангельске 21 сентября 2006 г. выездном заседании Национального антитеррористического комитета глава ФСБ Николай Патрушев обозначил новые условия борьбы с терроризмом. В связи с проблемами антитеррора глава ФСБ упомянул незаконную миграцию, которая, по его словам, "приобрела признаки организованной и тщательно законспирированной преступной деятельности" <3>. -------------------------------- <3> Куценко Т. И. Нелегальная миграция: статистика - правда или провокация // Отечественные записки. 2004. N 4. С. 9 - 11.

Существующие экспертные расчеты и приблизительные оценки объемов незаконной миграции иногда настолько различаются, что выглядят несопоставимыми. Столь широкий диапазон оценок может свидетельствовать как об отсутствии надежных исходных данных и ведомственных методик их количественного анализа, так и о сознательном взвинчивании антимиграционных настроений среди населения. Динамика преступности нелегальных мигрантов <4> следующая. -------------------------------- <4> Абдуллаев М. Н. Этнополитические процессы в Республике Дагестан: историко-правовые условия эволюции. 2004. С. 153.

Годы Особо тяжкие Тяжкие Убийство Покушение на преступления убийство

2002 3812 7608 439 45

2003 4439 11235 563 50

Процесс миграции как социальное явление носит объективно-исторический характер и выполняет разные противоречивые функции в жизни народов. С одной стороны, он играет прогрессивную роль в плане их становления, развития и этнокультурного взаимообогащения. С другой стороны, частные перемещения больших этноразличных масс объективно несут за собой заряд межэтнической конфликтности. В этом смысле присущий Республике Дагестан, да и всем другим регионам Северного Кавказа высокий уровень миграции вместе с политическими репрессиями и насильственными депортациями (с 1940-х по 1980-е годы) народов в разные периоды советской истории во многом определили современные этнополитические процессы <5>. -------------------------------- <5> Андриченко Л. В. О конституции развития миграционного законодательства РФ // Журнал российского права. 2007. N 4. С. 27 - 31.

Что касается законодательного регулирования миграционных процессов, то на данном этапе возникают сложности, связанные с отсутствием полной и эффективной законодательной базы в сфере регулирования процессов миграции, что также является значительным фактором роста направленности в обществе, оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, межнациональные и межконфессиональные отношения, увеличивает степень криминализации общества, создает прямую угрозу национальной безопасности государства <6>. -------------------------------- <6> Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. 2002. N 11. С. 107 - 110.

Масштабные процессы миграции требуют выработки качественного законодательного регулирования в области осуществления государственной миграционной политики. За последние четыре года были приняты и вступили в действие Федеральные законы: "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г., "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 25 июля 2002 г., "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Эти акты непосредственно затрагивают вопросы определения правового статуса мигрантов, направленные на установление системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территориях, граничащих с другими государствами. Ими предусматривается централизованный учет (создание центрального банка данных) иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих в РФ <7>. -------------------------------- <7> Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация сегодня. 2001. N 11. С. 31 - 37.

Вместе с тем имеющаяся законодательная основа регулирования миграционных отношений все еще не в полной мере отвечает назревшим потребностям правоприменительной практики: она характеризуется значительным отставанием от имеющегося опыта зарубежных стран, не в полной мере соответствует международным стандартам; сохраняет фрагментарный характер в регулировании отдельных направлений и видов миграции, значительное количество устаревших норм. Не осуществляется и всесторонняя научно-практическая прогнозируемость миграционных процессов в стране и в отдельных регионах; нет полного законодательного регламентирования прав мигрантов. В связи с этим считаем актуальным принятие единого Федерального закона "О миграции в Российской Федерации" в целях правового регулирования всех видов миграции, а также юридического закрепления и отлаженных механизмов обеспечения и защиты прав мигрантов. Считаем целесообразным ввести в научный оборот и законодательные акты понятие "мигрант", под которым понимается лицо, осуществляющее пространственные перемещения, вне зависимости от причин его длительности и пространственных границ. Оно является родовым и включает в себя все категории лиц, совершающих миграцию.

Название документа