Экологические информационные системы ФРГ. Практический опыт мегаполисов и принципы Орхусской конвенции

(Волков К. В.) ("Экологическое право", 2008, N 5) Текст документа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФРГ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕГАПОЛИСОВ И ПРИНЦИПЫ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ

К. В. ВОЛКОВ

Волков К. В., старший научный сотрудник ЗАО "Центр научно-технических услуг "Наука", стипендиат программы Бундесканцлера ФРГ для молодых лидеров из России (Фонд Александра фон Гумбольдта).

Предстоящая Олимпиада в г. Сочи подняла на новый уровень не только качество подъемников на горнолыжных курортах. Город Сочи создает свою современную систему экологического мониторинга, которая не будет уступать мировым аналогам. В этой связи интересен опыт европейских стран, в частности ФРГ, где экологические данные доступны не только специалистам, но и широкой общественности. То есть доступны для всех. Экологические информационные системы городов Лейпциг (Leipzig) и Халле появилась в 2004 г. и были разработаны Экологическим исследовательским центром Лейпциг-Халле (UFZ-Umweltforschungszentrum Leipzig-Halle GmbH) по заданию Министерства образования и науки в рамках программы "Региональная Агенда 21" ("Locale Agenda 21"). Темы, отраженные в системе, поэтапно согласовывались с администрацией города, так что в итоге получилась не просто система наблюдения, а эффективный инструмент управления. Приоритетными задачами городского развития были названы проблемы, сформулированные в программе "Региональная Агенда 21", которая стала планом устойчивого развития города. Поэтому основным понятием региональной (локальной) Агенды 21 является "устойчивое развитие" - политика соразмерности действий и последствий. Для целого города были сформулированы "правила устойчивого развития" - простые и эффективные индикаторы эффективности управления. Из общего комплекса требований и "правил устойчивости" был выбран ряд индикаторов - конечно же, насколько это было выполнимо, - которые были объединены в группы и детализированы через конкретные данные, представленные в виде таблиц, графиков и текстовой информации.

"Правила устойчивости"

V "Индикаторы устойчивого развития"

V "Коммунальные требования"

Изначально информационная система задумывалась для реализации только информационного обеспечения граждан по всем вопросам перспективного развития города, а потому не было и задачи стать головным, центральным экопорталом города. Поэтому изначально процесс сбора информации носил, по признанию самих авторов проекта, скорее, случайный характер. Источниками информации системы стали министерства и ведомства Лейпцига. Из общего числа целей, перечисленных в городской программе устойчивого развития, были эмпирически выбраны основные и для получения информации по ним были направлены запросы руководству города. Однако скоро стало ясно, что участие всех ведомств невозможно, слишком велика будет рабочая группа. А потому число структур и организаций, участвующих в проекте, было ограничено кругом наибольшей социальной важности, среди которых были департамент экологии, департамент социального развития и департамент городского развития. Участники рабочей группы по запросу исследовательского центра представили информацию по основным группам индикаторов. При этом качество представления информации сильно различалось. Количественные данные и характеристики представлялись нередко в виде "плохо читаемых факсов". В рамках системы собраны самые различные темы и направления, а именно вопросы безработицы, бедности городского населения, загрязненности окружающей среды, а также источники острых социальных проблем, таких, как экономическое неравенство или социальное обеспечение граждан. Источниками права, обеспечивающими правовое поле системы, стали Закон Федеративной Республики Германия об экологической информации, в редакции 2004 г. <1> и Закон федеральной земли Саксония - Ангальт об экологической информации. -------------------------------- <1> См.: Umweltinformationsgesetz // http://www. bmu. de/buergerbeteiligungsrechte/downloads/doc/2879.php.

Перед создателями и разработчиками системы стояли непростые задачи, а именно обеспечить простоту и легкость интеграции в уже существующие программные продукты администрации, а также обеспечить простоту организации многочисленных банков данных, в которых нужно было создать удобный пользовательский интерфейс, а также обеспечить легкость интеграции графических данных. Для удешевления обслуживания системы требовалось упростить ввод данных по конкретным показателям, так, чтобы обновление системы выполнялось самими сотрудниками ведомств без привлечения специальных фирм. Для того чтобы сделать "идеал устойчивого развития" города или развития региона применимым на практике, его необходимо постоянно соотносить с локальными реалиями жизни города или региона. Глобальные цели устойчивого развития в рамках Информационной системы города Лейпциг определены и соотнесены с социоэкологической концепцией (HGF-Konzepts) развития города, иначе говоря, целями и задачами успешного развития Лейпцига. Возникшие тематические разделы образовали тематическую основу Единой информационной системы. Такими целями стали вопросы обеспечения равномерности социально-экономического и экологического благополучия граждан. Сама система рассчитана на определенную группу пользователей, которые в представлении разработчиков обладают "средним" уровнем знаний в области программных продуктов и экологии. Система была задумана с таким расчетом, что пользователю не придется длительное время знакомиться с принципами ее устройства или устанавливать дополнительное программное обеспечение. Для данной категории пользователей в системе предусмотрено размещение регулярных аналитических докладов о социальном положении города и состоянии окружающей среды. Это значит, что система обеспечивает права именно широкой общественности на доступ к наиболее важной социальной и экологической информации города. Система стала удобным инструментом для сотрудников городской администрации, а также для исследователей и специалистов, использующих в своей работе данные и информацию городских служб для проведения собственных научных изысканий (общественные экологические организации, исследовательские группы). Другим важным условием создания системы была ее максимальная техническая простота. Чаще всего ведомства и само руководство города не располагает возможностью устанавливать и обслуживать сложные программные продукты. Особенно это касается ГИС-систем, версии которых стоят от 300 - 500 евро (Manifold System Enterprise Edition 6.5) <2> до 20 тыс. евро за полный программный пакет (BerlinINFO "Extended" - около 20 тыс. евро) <3>. Поэтому основу системы составляют распространенные технологии Oracle и MySQL, а также язык программирования PHP. -------------------------------- <2> См.: Aktuelles rund um Manifold System // http://www. manifold. de/. <3> См.: Preisliste fir die GEOGRAFISCHENINFORMATIONSSYSTEME vom Mobilitdtsverlag // http://www. mobilitaetsverlag. de/infosysteme/geoinfo/preise. html.

Для работы с графической информацией используется бесплатный и простой по сути своего применения ГИС-вивер (по классификации С. Миллера) - MAP-Server-UMN <4>, разработанный и свободно распространяемый в сети Интернет Университетом Минессоты. -------------------------------- <4> См.: http://mapserver. gis. umn. edu/index_html-de? set_language=de.

Таким образом, Единые информационные системы очень легко сделать недорогой общегородской системой, т. е. позволяющей объединить в единое целое информацию, происходящую из разных источников и подготовленную "классическими методами" с использованием инструментальных ГИС-систем или другими средствами соответствующих форматов. Для обслуживания системы и обновления данных в ней не требуется создания специальной управленческой структуры. Обновление информации осуществляется посредством доступа ответственных организаций к собственной отдельной закрытой части банка данных. Сами банки данных разделены и находятся на разных серверах, что позволяет избежать одновременного отказа всех компонентов. Одна из основных задач системы - сделать информацию городских служб максимально доступной. Речь идет об экологических докладах г. Лейпциг, которые публикуются регулярно, но довольно редко - один раз в четыре года. Частично это связано с методикой сбора данных. Поскольку система содержит не только экологическую информацию, но и менее регулярную социоэкономическую информацию, часть данных не нуждается в постоянном обновлении и может быть представлена в простом текстовом формате. Наиболее эффективный и доступный способ представления информации - графический. Интегрированная система г. Лейпциг позволяет не просто просматривать некогда составленные карты и схемы, она может запрашивать актуальную информацию из закрытых рабочих банков данных департаментов и выводить ее в виде карт, схем и графиков. Это позволяет поддерживать максимально возможную актуальность представленных в системе графических данных, а не только представлять усредненную информацию за несколько лет. Для работы с картами используется ГИС-вивер UMN-Map-Server <5> - программа просмотра ГИС-данных. Эта программа не дает пользователю прав изменения представляемой информации или прав доступа к банкам данных, но позволяет просматривать и комбинировать данные. Преимущество вивера UMN-Map-Server для любой городской администрации - его полная и абсолютная бесплатность. Таким образом, при эксплуатировании системы не возникает дополнительных расходов. -------------------------------- <5> См.: Matedataserver von Universitdt Gcttingen. Einfihrung in Metadaten // http://www2.sub. uni-goettingen. de/intrometa. html.

Система города Халле, соседа и сателлита Лейпцига, создавалась по аналогичной схеме, параллельно с информсистемой Лейпцига, однако она имеет интересные отличия. В Халле был создан Атлас экологических данных, названный HalGIS <6>. В нем пользователь получил возможность объединить на одном планшете данные нескольких других. -------------------------------- <6> См.: http://halgis. halle. de/.

В рамках данного Атласа детально представлены данные на следующие темы: - состояние поверхностных и грунтовых вод; - качество питьевой воды; - информация об опасности наводнений; - актуальная информация о загрязнении воздуха; - климатические данные; - данные по особо охраняемым территориям, рекреационным зонам и планы их развития и сохранения; - шумовое загрязнение; - данные по утилизации и переработке ТБО; - данные контроля за уровнем электромагнитной эмиссии от средств мобильной связи; - контактная информация. В отличие от систем г. Лейпциг Экологический атлас г. Халле узко специализирован и рассчитан на предоставление наиболее актуальной информации, не отвлекаясь на разъяснения значений тех или индикаторов. Поэтому такая система представляет интерес, скорее, для специалистов, работающих с ГИС-системами. Однако если система не сможет обеспечить тематическую широту данных и информации, а также ее актуальность - регулярность обновления данных, то она не будет интересна и для неспециалистов. Опционально система предполагает возможность прямого контакта уполномоченных сотрудников и граждан для максимально быстрого решения проблем и задач. Для этого каждый раздел содержит так называемые метаданные - обзорные или детализированные данные по разным вопросам с указанием ответственного лица, отвечающего за решение конкретного вопроса или работающего в определенном направлении. В системе предусмотрена возможность отсылки электронных запросов в адрес ведомств, ответственных за решение конкретных вопросов в установленных законом форме и порядке. Для этого предусматривается возможность организации электронных форм запросов, которые гражданин может заполнить либо непосредственно на портале системы, либо в текстовой программе и позднее отправить запрос в письменном виде. Граждане получают возможность самостоятельно разобраться в административной структуре того или иного ведомства и в случае задержки или отсутствия ответа на запрос в установленном порядке, обратиться напрямую к ответственному лицу или его непосредственному руководству. Информационные системы городской администрации распространены в Германии повсеместно. Они просты, удобны и эффективны для выполнения задач государственного управления. Но их более важная роль заключена в информировании общественности. Быть в абсолютном неведении? Спасибо, это не для нас.

Название документа