Граждане против Российской Федерации

(Бодрягина О., Терешко Ю., Фетисов А.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 39)

Текст документа

ГРАЖДАНЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. БОДРЯГИНА, Ю. ТЕРЕШКО, А. ФЕТИСОВ

Оксана Бодрягина, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

Алексей Фетисов, газета "ЭЖ-Юрист".

Процессы длиной в несколько лет, исполнительные листы, канувшие в небытие, - явления достаточно распространенные в нашем обществе. Как с этим бороться? Некоторые обходят суд стороной, предпочитая искать другие пути, а кто-то добивается правды, обращаясь в Европейский суд по правам человека. России, видимо, стало стыдно перед ЕСПЧ за огромное количество жалоб, поступающих от ее граждан на затяжные судебные процессы. Поэтому скоро сор из избы выносить не придется: все проблемы можно будет решить в России. Долгожданный законопроект, предусматривающий возмещение государством вреда, полученного вследствие нарушения разумных сроков рассмотрения дел и неисполнения судебных решений, наконец-то внесен в Госдуму РФ.

Судьи решили собственноручно бороться с некомпетентностью в своих рядах. Именно Верховный Суд РФ разработал указанный законопроект.

В чем же его суть? Во-первых, обращаться за возмещением вреда могут как граждане, так и организации. Во-вторых, возмещать будут только материальный вред (ваши нравственные страдания никого не волнуют). В-третьих, законопроект обязывает граждан сначала использовать предусмотренный им способ защиты прав, а затем уже обращаться в ЕСПЧ.

Потребовать возмещения вреда за слишком затянувшийся процесс или исполнительное производство могут лица, участвующие в деле, стороны в исполнительном производстве, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный и потерпевший. Для этого надо подать соответствующее заявление в суд.

Данную категорию дел будут рассматривать суды общей юрисдикции, причем с соблюдением определенных правил подсудности.

Когда же можно рассчитывать на возбуждение дела? Законопроект устанавливает своеобразную "вилку": дело могут возбудить как в период производства по делу, в период исполнения судебного акта, так и в течение шести месяцев со дня прекращения уголовного преследования, вступления в законную силу судебного акта или окончания исполнительного производства. Однако по истечении указанного шестимесячного срока, а также если заявление подано преждевременно (т. е. когда процессуальные сроки еще не истекли), в возбуждении будет отказано. Причем в законопроекте ничего не сказано о восстановлении срока, пропущенного, например, по уважительной причине.

Кроме того, дело не будут возбуждать, если заявление по ряду причин признают неприемлемым (например, оно не отвечает установленным требованиям, подано с нарушением срока или является необоснованным, а его подача вызвана злоупотреблением правом).

Что следует понимать под "необоснованным заявлением" (а главное, что под этим будет подразумевать суд) - не совсем ясно. Вообще в законопроекте очень многое оставлено на личное усмотрение судей. Например, что скрывается за формулировкой "нарушение разумных сроков"? Или как заявитель должен производить расчет нанесенного ему материального вреда? На какие стандарты ему ориентироваться?

Если все же дело возбудят, то процесс будет вестись по правилам искового производства. Бремя доказывания разделили по достаточно простой схеме: ответчик (Российская Федерация, которую представляет Минфин России) должен доказать, что нарушений он не допускал, а истец - причиненный ему материальный ущерб. Судье при принятии решения придется установить:

- факт нарушения разумных сроков судопроизводства и (или) исполнения вступивших в законную силу судебных актов;

- длительность нарушения и значимость последствий этого нарушения для лица, в отношении которого оно допущено.

Также судом должны быть оценены: сложность дела, поведение сторон и других участников процесса, действия (бездействие) судебных органов, органов уголовного преследования, действия сторон исполнительного производства и т. д.

Если в ходе разбирательства будет установлено, что нарушения имели место, судья может удовлетворить требования истца и взыскать в его пользу причитающуюся ему сумму за материальный ущерб. Но в то же время судья может ограничиться лишь признанием факта нарушения. Интересно, будет ли истцу легче от того, что нарушение его прав (о котором ему и так прекрасно известно) признают публично?

Решение судьи стороны могут обжаловать в кассационном порядке (по правилам главы 40 ГПК РФ).

Предполагается, что закон начнет действовать с 1 января 2010 года. В течение 6 месяцев со дня его вступления в силу лица, уже подавшие свои заявления в ЕСПЧ, могут (но не обязаны) переадресовать их в российские суды по правилам нового закона.

В целом авторы законопроекта настроены достаточно оптимистично, надеясь, что разработанная ими система позволит сократить количество жалоб российских граждан в ЕСПЧ на затяжные процессы.

Главное, чтобы борьба с судебной волокитой не обернулась стремлением к быстрым судебным процессам, к которым в условиях нашей действительности надо подходить очень осторожно. Ведь нельзя допускать, чтобы дело выигрывал только тот, кто инициировал процесс и заранее к нему подготовился.

Название документа