Тенденции развития законодательства зарубежных государств в сфере контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ

(Юхман М. А.) ("Российский следователь", 2008, N 19) Текст документа

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ВЕЩЕСТВ, ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ НЕЗАКОННОМ ИЗГОТОВЛЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

М. А. ЮХМАН

Юхман М. А., заместитель начальника 4-го отдела Управления по контролю за легальным оборотом наркотиков 2-го Департамента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, капитан полиции.

Обязательным предварительным условием для осуществления успешного контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков <1> и включенных в таблицы I и II принятой 20 декабря 1988 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ <2> (далее - Конвенция ООН 1988 г.), является наличие надлежащей правовой основы. -------------------------------- <1> Здесь и далее термин "наркотики" может использоваться для обозначения наркотических средств и психотропных веществ. <2> См.: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

Создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективный контроль за оборотом указанной категории веществ, - первостепенная задача любого государства, предпринимающего усилия, направленные на предупреждение их незаконного оборота. С момента принятия Конвенции ООН 1988 г. и становления правовых основ международной системы контроля за оборотом химических веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, компетентные органы многих стран издали соответствующие национальные законодательные и иные акты, внедрив как обязательные, так и рекомендуемые конвенцией меры и механизмы контроля. Вместе с тем накопление информации о способах и методах незаконного производства наркотиков, а также анализ ситуации, связанной с их незаконным распространением как в национальном, так и в мировом масштабах, обусловливали необходимость развития действующих в указанной сфере правовых норм и требовали их постоянного совершенствования. Такие тенденции присущи законодательствам многих стран - участниц Конвенции ООН 1988 г. и сегодня. При этом, по-видимому, существенное влияние на данный процесс наряду с особенностями той или иной правовой системы в первую очередь оказывают такие условия, как уровень угрозы незаконного оборота наркотиков интересам национальной безопасности, а также его структура, определяемая географическим, социально-экономическим и иными факторами. Представляется целесообразным дать краткую характеристику законодательства различных зарубежных государств на современном этапе развития, выделив наиболее важные, достигнутые в период формирования системы правового регулирования результаты. По оценкам МККН, в последнее время продолжает расти число государств, правительства которых ввели или ужесточили существующие меры контроля за торговлей химическими веществами, часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ <3>. -------------------------------- <3> См.: Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2005 год о выполнении статьи 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (E/INCB/2006/4). Нью-Йорк: ООН, 2007. С. 5 - 8.

Так, в недавнем прошлом в таких странах Южной Америки, как Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, а также в Соединенных Штатах Америки было принято более строгое законодательство о контроле за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков. Например, в 2005 г. в Аргентине принят законодательный акт, направленный на повышение эффективности контроля за оборотом данной категории веществ и предусматривающий обязательную процедуру регистрации производителей, импортеров, экспортеров и перевозчиков этих химических веществ. В августе 2004 г. правительство Бразилии издало указ, распространивший меры контроля на 146 химических веществ, которые могут использоваться при незаконном изготовлении наркотиков. Указом введены обязательная регистрация компаний, занимающихся перевозкой, импортом, экспортом, изготовлением или распространением химических веществ, в органах Федеральной полиции Бразилии и отчетность обо всех совершенных с контролируемыми веществами операциях. В Канаде, где всесторонняя нормативно-правовая база для контроля за прекурсорами была создана в 2003 г., правительство в настоящее время принимает меры по дальнейшему ужесточению соответствующих мер контроля, в частности путем повышения требований к лицензированию и отчетности. Кроме того, шесть веществ, которые не подпадают в настоящее время под международный контроль, т. е. не включены в таблицы I или II Конвенции ООН 1988 г., были поставлены под контроль на национальном уровне. К числу таких веществ относятся гаммабутиролактон, 1,4-бутандиол (в том числе препараты, содержащие в своем составе гаммабутиролактон и 1,4-бутандиол), красный фосфор, белый фосфор, фосфорноватистая кислота и йодистоводородная кислота. Мексика в 2005 и 2006 г. значительно ужесточила национальное законодательство в сфере контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, предусмотрев, в частности: запрещение импортных поставок эфедрина весом более 500 кг и псевдоэфедрина весом более 3000 кг; установление годовых квот на поставку эфедрина и псевдоэфедрина отдельным компаниям; выдачу разрешений на импорт псевдоэфедрина только фармацевтическим компаниям, а также аннулирование всех лицензий посредников; осуществление поставок псевдоэфедрина только в бронированных автомобилях, оснащенных приборами глобальной системы позиционирования (GPS) с полицейским эскортом; предоставление права торговли таблетками, содержащими псевдоэфедрин, только лицензированным аптекам; ограничение размера покупки тремя упаковками таблеток и требование предъявления рецепта для приобретения более крупных доз. В Соединенных Штатах 9 марта 2006 г. вступил в силу принятый в 2005 г. Закон о борьбе с широкомасштабным злоупотреблением метамфетамином, которым вводятся общенациональные минимальные требования к продаже таких часто используемых при незаконном изготовлении метамфетамина веществ, как эфедрин и псевдоэфедрин. Новое законодательство не имеет преимущественной силы по отношению к уже принятым многими штатами законам, ограничивающим доступность псевдоэфедрина. Указанным Законом на федеральном уровне устанавливаются ограничения в отношении розничной торговли продуктами, содержащими эфедрин и псевдоэфедрин, согласно которым такие продукты должны храниться за прилавком или в запертом ящике. Кроме того, ужесточая наказания за незаконную торговлю самим метамфетамином, указанный Закон предусматривает ответственность импортеров и экспортеров химических веществ, используемых при его незаконном изготовлении, в случае поступления их товара в незаконные каналы и устанавливает квоты на производство и импорт эфедрина и псевдоэфедрина. Очевидно, что предпринимаемые в вышеприведенных странах меры контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, обусловлены темпами роста незаконного распространения синтетических наркотиков, представляющего серьезную угрозу для стран данного континента. Следует остановиться на характеристике тенденций развития законодательства отдельных стран Европы и Азии. С целью приведения национального законодательства в соответствие с положениями ст. 12 Конвенции ООН 1988 г. Республика Македония приняла новый законодательный акт, посвященный вопросам совершенствования контроля за оборотом химических веществ. Внесены изменения в действующее законодательство Румынии, касающиеся повышения эффективности мер контроля за импортом и экспортом химических веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, и создания соответствующей централизованной базы данных. Правительство Индонезии приняло новые поправки в законодательство, предусматривающие обязательную регистрацию в национальных органах по контролю за оборотом наркотических средств всех предприятий, производящих и реализующих вещества, включенные в таблицы I и II Конвенции ООН 1988 г. Правительство Мьянмы ввело требование о лицензировании и распространило систему разрешений на импорт и экспорт всех веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН 1988 г., а также кофеина и хлористого тионила. В новом законодательстве содержатся также положения об обязательной маркировке и учете контролируемых веществ, за несоблюдение которых предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок от 5 до 10 лет. Новая Зеландия также ужесточила свое законодательство, касающееся контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Согласно принятым в июне 2005 г. поправкам правонарушением стал считаться импорт химических веществ "без достаточных обоснований", и лица, его совершившие, теперь могут быть подвергнуты максимальному наказанию в виде одного года тюремного заключения. Необходимость в криминализации данного деяния продиктована тем, что правоохранительные органы не всегда имеют возможность доказать умышленный характер действий импортера, ввозящего без соответствующего разрешения контролируемое вещество для незаконного использования. Дополнительная поправка дала возможность сотрудникам правоохранительных органов осуществлять контролируемые поставки химических веществ. В соответствии с законодательством Индии намеренная организация "утечки" любого вещества, независимо от того, контролируется ли оно, является уголовно наказуемым деянием. Особенно строгие меры контроля применяются в Индии к торговым операциям с ангидридом уксусной кислоты - веществом, используемым при незаконном производстве героина. Парламент Бутана принял 29 ноября 2005 г. Закон о наркотических средствах и психотропных веществах. В этом Законе предусмотрен новый комплексный механизм лицензирования, регистрации и выдачи разрешений для обеспечения контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Меры контроля за оборотом химических веществ в максимально возможной степени приближены к мерам, применяющимся в Индии, для выработки более согласованного регионального подхода в вопросах правового регулирования и контроля. В 2005 г. Государственный совет Китая опубликовал постановление, посвященное вопросам организации контроля за оборотом химических веществ. Указанное постановление образует правовую основу для стандартизации и более четкой организации осуществляемого контроля, а также борьбы с соответствующими правонарушениями и преступлениями. В частности, были четко определены единые процедуры закупки и перевозки химических веществ. Правительство опубликовало также временные инструкции, регулирующие экспорт химических веществ в отдельные страны и территории, согласно которым был дополнительно ужесточен контроль за экспортом 58 видов веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, в страны "Золотого треугольника" <4>. -------------------------------- <4> Традиционно производство опийных наркотиков было сосредоточено в трех районах: "Золотой полумесяц" (Golden Crescent - Афганистан, Пакистан и Иран), "Золотой треугольник" (Golden Triangle - Мьянма, Таиланд и Лаос) и Центральная Америка - Колумбия, Венесуэла, Боливия. См.: Хохлов И. И. Развитие наркобизнеса в условиях контртеррористической операции в Афганистане: часть первая // Интернет-издание "Kreml. org", политическая экспертная сеть.

Правительство Йемена внесло поправки в национальное законодательство и распространило контроль на все 23 вещества, включенные в таблицы I и II Конвенции ООН 1988 г. Для каждой операции, связанной с ввозом и вывозом этих веществ, от министерства здравоохранения требуется получить индивидуальное разрешение на импорт и экспорт. Компетентные органы Филиппин дополнительно ужесточили национальный режим контроля за оборотом химических веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, дифференцировав применяемые меры контроля и выделив различные классы веществ. Например, эфедрин и псевдоэфедрин, а также их соли и препараты, содержащие эти вещества, отнесены к категории "опасных средств". Согласно новому законодательству запрещена продажа эфедрина и псевдоэфедрина без рецепта, для отпуска препаратов требуется рецепт практикующего врача, имеющего соответствующую лицензию. Запрещена реклама этих веществ среди населения. Кроме того, в список контролируемых веществ включен также тионил хлорид - химическое вещество, часто используемое при незаконном изготовлении метамфетамина. Приведенная характеристика законодательства различных зарубежных государств свидетельствует, что, несмотря на практически 20-летний срок применения Конвенции ООН 1988 г., вопросы совершенствования правовых норм, регламентирующих порядок осуществления контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, а также достижения наибольшей эффективности реализуемых правовых механизмов, в том числе в отдельных случаях путем ужесточения действующего национального законодательства, актуальны во многих странах мира и в настоящее время. Следует отметить, что такая тенденция определенно является позитивной, поскольку меры контроля прежде всего в рамках отдельных географических регионов должны иметь согласованный характер. В противном случае слабые национальные механизмы контроля могут создавать угрозу для усилий соседних стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, что, безусловно, неблагоприятно воздействует на функционирование международной системы контроля в целом.

Название документа