Роль судей хозяйственных судов в обеспечении эффективности деятельности службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь (Доклад на Международном научно-практическом семинаре "Роль судей в обеспечении эффективности деятельности судебных исполнителей: реалии и перспективы развития" 17 - 18 июля 2008 года, г. Минск)
(Каменков В. С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2008, N 9)
Текст документа
РОЛЬ СУДЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ "РОЛЬ
СУДЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ"
17 - 18 ИЮЛЯ 2008 ГОДА, Г. МИНСК)
В. С. КАМЕНКОВ
Каменков В. С., Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, профессор, доктор юридических наук.
Уважаемые участники и гости семинара!
Для нас большой честью является принимать в стенах Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь руководителей авторитетной международной организации, коей является МАСИ, и представителей иностранных государств, осуществляющих и координирующих функции принудительного исполнения судебных актов.
Основной темой нашего семинара будет взаимодействие судебного исполнителя и судей.
В древности у восточных славян было такое красивое правило. Если должник длительное время не платил долга, то заимодавец угрожал ему стереть запись о долге (соседский долг записывали обычно мелом), т. е. лишить его возможности рассчитаться. Должник в этом случае кланялся и просил не стирать свидетельство о долге. Потому что в противном случае долг оставался перед совестью, перед Всевышним. Так интересно поддерживался принцип добросовестности, так появилось и другое правило: "Долг платежом красен".
Эти правила работают и сегодня. А на недобросовестных должников имеются судебные исполнители. Поэтому их деятельность нужно расценивать как ответственную, значимую и благородную.
Судебные исполнители в Республике Беларусь являются государственными служащими и работают в рамках судебной системы. Чтобы понять, по каким правилам строятся взаимоотношения между судьями и судебными исполнителями, надо иметь представление об особенностях функционирования судебной ветви государственной власти в Республике Беларусь.
Система судов в Беларуси строится на принципах территориальности и специализации. Судебная система в том виде, в каком она существует сейчас, установилась практически с первых лет существования нашей страны как независимой республики и никаким кардинальным реформам не подвергалась.
Судебную систему в Беларуси составляют:
- Конституционный Суд как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- общие суды, рассматривающие дела с участием физических лиц, в том числе административные и уголовные дела, гражданские, трудовые и семейные споры;
- хозяйственные суды, рассматривающие административные дела, разрешающие экономические и иные споры с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Система общих судов наиболее разветвленная, она состоит из судов первого звена (в каждом районе), второго (среднего) звена - в каждой области и в городе Минске, и третьего (высшего) звена - Верховного Суда.
Система хозяйственных судов содержит в себе суды первого звена (шесть в областях и один в г. Минске) и второго, центрального звена - Высший Хозяйственный Суд.
Конституционный Суд, общие суды и хозяйственные суды независимы друг от друга, они самостоятельно осуществляют взаимодействие с законодательной и исполнительной властью.
Система принудительного исполнения в Республике Беларусь также содержит в себе две отдельно существующие структуры: судебные исполнители общих судов и Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.
Судебные исполнители общих судов подчиняются не только руководству суда, при котором состоят, но и органам исполнительной власти - управлениям юстиции при исполкомах и Министерству юстиции.
Служба судебных исполнителей хозяйственных судов входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и в своей деятельности подчинена Председателю Высшего Хозяйственного Суда.
Службу судебных исполнителей хозяйственных судов возглавляет Главный судебный исполнитель, который одновременно является начальником Управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда. В каждом из семи региональных хозяйственных судов имеется отдел судебных исполнителей во главе со старшим судебным исполнителем. Он непосредственно подчиняется председателю суда и Главному судебному исполнителю.
Всего в Службе работает 81 человек, включая Главного судебного исполнителя.
Остановлюсь на отдельных тенденциях, по которым развивается Служба судебных исполнителей.
1. Несколько цифр, свидетельствующих о количестве и качестве. На сегодняшний день количество возбужденных исполнительных производств выросло до 184 тысяч, а исполненных - до 159 тысяч. При этом динамика выглядит следующим образом: количество возбужденных исполнительных производств выросло с 9 тысяч в 1998 г. до 36 тысяч в 2007 г. (в 4 раза). По исполненным производствам соответственно с 5 тысяч до 33 тысяч (в 6,5 раза). Нагрузка на одного исполнителя по исполненным выросла с 113 до 696 (в 6 раз). Принудительно взысканная сумма выросла в 10 раз и превысила в эквиваленте 1 млрд. евро.
На основе анализа приведенных статистических данных можно констатировать, что созданная главой государства 10 лет назад Служба судебных исполнителей хозяйственных судов Беларуси себя оправдала и функционирует достаточно эффективно. Причин для этого несколько.
Во-первых, судебные исполнители хозяйственных судов специализируются на взыскании долгов только с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая специализация дала возможность более глубоко вникнуть даже в производственные процессы, в особенности оценки, учета и выявления имущества указанных лиц, проведения аукционов и торгов, что существенно повысило оперативность и эффективность взыскания.
Во-вторых, работа судебных исполнителей построена на тесном взаимодействии с момента поступления заявления в суд с судьями, которые рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Это повышает эффективность взыскания долга, поскольку не утрачивается возможность ареста денежных средств должника и имущества.
Роль судьи в исполнительном производстве высока. Судьи восстанавливают сроки для предъявления судебного приказа к исполнению, осуществляют поворот исполнения, разрешают заявления сторон, в том числе об изменении способа и порядка исполнения, рассматривают жалобы сторон на действия и бездействие судебного исполнителя. И хотя непосредственную ответственность за исполнение судебных решений несет судебный исполнитель, вклад судей в конечный результат тоже существен. Хорошо зная проблемы исполнительного производства, судья реально заботится о соблюдении принципа исполнимости судебного решения. Кроме того, судьи хозяйственных судов контролируют действия судебных исполнителей путем проверки материалов исполнительных производств. Таким образом, осуществляется оперативный контроль со стороны правосудия за правильностью исполнения его решений.
В-третьих, Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в целом и каждый отдел в частности представляют собой высококвалифицированный коллектив. Здесь, как правило, работают люди с высшим юридическим образованием. Нередко наряду с этим имеются другое образование (экономическое, бухгалтерское, финансовое, технологическое и т. п.) и опыт работы в правоохранительных и контролирующих органах, на производстве и т. д. Эти факторы также позитивно сказываются на улучшении результативности работы судебных исполнителей.
В-четвертых, вырос авторитет судебных исполнителей в глазах руководителей организаций и предпринимателей за счет повышения правового и организационного статуса исполнителей, уровня их властных полномочий. По словам главы нашего государства, теперь не судебный исполнитель должен дожидаться в приемной директора завода, а последний должен встречать на проходной судебного исполнителя. Сейчас судебные исполнители являются представителями государственной власти.
В-пятых, мы постоянно находимся в поиске. В поиске новых форм и методов работы с целью максимального учета интересов как взыскателей, так и должников. Поэтому еще раз хочу поблагодарить наших гостей за предоставленную возможность обмена опытом.
2. Сегодня мы готовим программу дальнейшего совершенствования компетенции юрисдикционных органов по разрешению хозяйственных (экономических) споров и исполнению по ним решений. Она будет нацелена на комплексное использование государственных и негосударственных средств, в том числе возможно внедрение института частного судебного пристава. При этом с целью обеспечения гарантии защиты прав участников исполнительного производства будет сохранена возможность широкого судебного обжалования.
В своей деятельности мы стремимся реализовать принципы открытости и доступности правосудия, в том числе и на стадии исполнения решений. Поэтому необходимую информацию в целом о деятельности судебных исполнителей, а также о конкретных действиях по исполнению можно получить безвозмездно любым способом, в том числе через Интернет.
3. Служба судебных исполнителей хозяйственных судов, так же как и сами хозяйственные суды, работает на основе государственных средств. Республиканский бюджет выдает работникам Службы заработную плату и выделяет определенное количество средств на материально-техническое обеспечение, то есть авансирование первоначальных расходов по исполнению осуществляется государством.
В то же время используется правило взаимного интереса: чем больше средств судебный исполнитель вернет взыскателю, тем больше заинтересованность исполнителя. Создан достаточно действенный механизм материального стимулирования: за счет удержания с недобросовестных должников 5% от взыскиваемых в принудительном порядке сумм создан внебюджетный фонд. Он используется:
- на финансирование производимых по инициативе хозяйственных судов экспертиз, аудита и других затрат, связанных как с рассмотрением дел, так и с принудительным исполнением судебных решений по имущественным взысканиям;
- на укрепление материально-технической базы хозяйственных судов;
- на оснащение научно-технической продукцией хозяйственных судов;
- на вознаграждение судебных исполнителей;
- на обеспечение судебных исполнителей форменной одеждой;
- на оплату проезда судебных исполнителей к месту исполнения транспортом городского, пригородного и местного сообщения. Более того, дополнительные средства от имущественных взысканий направляются хозяйственными судами Республики Беларусь также Министерству юстиции и Верховному Суду на укрепление материально-технической базы общих судов.
4. Сейчас мы работаем над повышением действенности взаимодействия судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов. На сегодняшний день нормативно закреплено, что судебный исполнитель, состоящий при районном (городском) суде, оказывает содействие судебному исполнителю хозяйственного суда в части проведения отдельных исполнительных действий. Качественное взаимодействие помогает более оперативно исполнять приказы в отношении должников, чаще индивидуальных предпринимателей, проживающих вдалеке от областных центров.
5. При выборе уровня правового регулирования системы принудительного исполнения в хозяйственных судах мы делаем акцент на централизацию законодательства и его качественное состояние. Сейчас основным правовым источником, регламентирующим принудительное исполнение судебных актов, является Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 2004 г. В нем исполнительное производство признано стадией хозяйственного процесса, подчеркивая тем самым, что конечной целью хозяйственного судопроизводства является не вынесение решения, а его реальное исполнение.
6. Продолжается работа по оптимизации системы труда судебных исполнителей - внедряются новые формы и методы работы, организационного, программного и технического обеспечения. Мы будем признательны нашим коллегам из МАСИ и других стран за хорошие подсказки.
В заключение хочу сказать, что авторитет правосудия в любой стране неразрывно связан с деятельностью судебных исполнителей, так как для лиц, чьи права нарушены, важнее, чтобы их право было восстановлено не только де-юре (в судебном решении), но и де-факто (в действительности). Хочу пожелать всем судебным исполнителям, всем участникам нашего семинара и всем способствующим взаимопониманию между коллегами из разных стран успехов в этом благородном деле, здоровья и благополучия.
Название документа