Международно-правовое регулирование обучения граждан СНГ в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

(Савин И. Г.) ("Международное публичное и частное право", 2008, N 5) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН СНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., подполковник юстиции, начальник юридической службы РВВДКУ (ВИ).

В декабре 1991 г. на основании Соглашения о создании Содружества Независимых Государств <1> и Протокола к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в городе Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной образовалось СНГ, включившее в себя 12 из 15 бывших республик Советского Союза. -------------------------------- <1> Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1.

15 мая 1993 г. в г. Ташкенте странами СНГ был подписан Договор о коллективной безопасности <2>, предполагавший создание военно-политического союза бывших советских республик и Объединенных Вооруженных Сил СНГ. -------------------------------- <2> Договор ратифицирован Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 31 июля 1993 г. N 5595-1.

Заключенное в городе Москве 13 ноября 1992 г. Соглашение о подготовке военных кадров, "учитывая ранее сложившуюся систему военного образования и признавая необходимость ее совершенствования", определило, что "количество и специальности обучаемых, порядок расчетов за обучение определяются Сторонами на договорной основе". К данному Соглашению не присоединились Азербайджанская Республика, Республика Грузия и Туркменистан. С 1993 г. обучение военнослужащих из стран СНГ, как и военнослужащих из других стран, ранее обучавшихся в военно-учебных заведениях СССР, а затем РФ, было переведено на платную основу. На основании вышеуказанного Соглашения от 13 ноября 1992 г., а также двусторонних договоров между Российской Федерацией и другими членами СНГ о сотрудничестве в военной области <3>, определивших, что "Стороны будут осуществлять подготовку военных кадров на основе взаимных расчетов и отдельных соглашений", министерство обороны РФ заключает с Министерствами обороны стран СНГ двусторонние соглашения о подготовке офицерских кадров для национальных вооруженных сил в вузах МО РФ <4>. -------------------------------- <3> См., например: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области (Москва, 20 июля 1992 г.). Договор ратифицирован Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 4865-1; Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области (Москва, 25 мая 1993 г.). Договор ратифицирован Российской Федерацией Постановлением ВС РФ от 15 июля 1993 г. N 5444-1; Договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области (Москва, 5 июля 1993 г.). Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. N 72-ФЗ; Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области (Москва, 2 марта 1994 г.). Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. N 65-ФЗ. <4> См., например: Соглашение между Министерством обороны Республики Молдова и Министерством обороны Российской Федерации о подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях (Москва, 13 ноября 1992 г.); Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан о подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Узбекистан в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (Минск, 22 января 1993 г.); Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Таджикистан о подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях (Москва, 19 августа 1993 г.); Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Туркменистана о подготовке военных кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации для Вооруженных Сил Туркменистана (Ашгабат, 1 сентября 1993 г.).

Эти соглашения предусматривали, что "подготовка военных кадров для вооруженных сил Республики... будет осуществляться начиная с 1 сентября 1993 года российскими военно-учебными заведениями по заявкам на контрактно-договорной основе...". При этом указывалось, что "Министерство обороны Российской Федерации предоставляет курсантам и слушателям военно-учебных заведений, направленных Республикой... право бесплатно продолжить и закончить обучение в российских военно-учебных заведениях, в которые они поступили до 1992 года". В соглашениях указывалось, что министерство обороны Направляющей Стороны разрабатывает заявку о приеме на обучение в российские военно-учебные заведения и предоставляет ее в Главное управление международного военного сотрудничества (далее - ГУ МВС) Министерства обороны РФ до 1 января года поступления на учебу. Основанием для этой заявки являются предложения МО РФ и потребности в офицерских кадрах министерства обороны Направляющей Стороны. Контрактно-договорной основой, которая в соответствии с вышеназванными соглашениями устанавливала непосредственный порядок подготовки в вузах МО РФ офицерских кадров, явились Контракты о приеме на обучение в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих Республики... (далее - Контракты). Именно Контракты непосредственно регулируют правовые отношения между Российской Федерацией и государством СНГ в области подготовки иностранных военнослужащих в вузах Минобороны РФ. Контракты заключаются между Минобороны РФ в лице ГУ МВС, именуемым в контракте Принимающей Стороной, и минобороны государства СНГ, именуемым в контракте Направляющей Стороной. Этот контракт, по существу, является гражданско-правовым договором, устанавливающим обязательства сторон и их ответственность за невыполнение принятых обязательств. Контракты корректируются Дополнениями к Контракту, устанавливающими месячные ставки возмещения за обучение одного военнослужащего; решающими вопросы по восстановлению военнослужащих и другие всевозможные изменения к контракту. Дальнейшее развитие сотрудничества стран СНГ в области подготовки военных кадров в вузах МО РФ нашло отражение в подписании 6 марта 1998 г. в Москве Соглашения о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров. Предыдущее Соглашение (от 13 ноября 1992 г.) подписывалось в период существования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и признавало необходимость совместной подготовки военных кадров стран СНГ, исходя из "ранее сложившейся системы военного образования и признания необходимости ее совершенствования", руководствуясь при этом Соглашением о принципах комплектования и прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах СНГ (г. Киев, 20 марта 1992 г.). Целью нового Соглашения была уже "координация подготовки курсантов и слушателей посылающих Сторон в военно-учебных заведениях принимающих Сторон". Принимаемые Сторонами Соглашения действия направлялись "на подготовку военных кадров для вооруженных сил государств - участников СНГ, исходя из потребностей их вооруженных сил и возможностей военно-учебных заведений принимающих Сторон" (ст. 1). Соглашение от 6 марта 1998 г. устанавливало, что "обучение военных кадров осуществляется в военно-учебных заведениях на специальных факультетах (в отделениях, группах) или совместно с обучаемыми принимающей стороны (по взаимному согласию Сторон) на контрактно-договорной основе между министерствами обороны Сторон" (ст. 4). Статья 5 Соглашения устанавливала, что "Стороны вправе использовать различные формы взаиморасчетов за подготовку и обучение военных кадров". Таким образом, статус военнослужащих стран СНГ практически приравнивался к статусу других иностранных военнослужащих, обучавшихся также на специальных факультетах. Хотя Соглашение все-таки оставляло возможность "совместного обучения". Положения ст. 5 Соглашения связаны с образованием большой задолженности стран СНГ за обучение своих военнослужащих в вузах МО РФ. В связи с этим в соответствии с заключаемыми двусторонними договорами производился взаимозачет стоимости обучения военнослужащих в вузах МО РФ выплатой Российской Федерацией за пользование военными базами или полигонами на территории государства СНГ <5>. -------------------------------- <5> См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об урегулировании взаимных финансовых вопросов и условиях расчетов в области военного образования и использования испытательных полигонов (Москва, 25 ноября 2005 г.).

Наиболее активное сотрудничество, в том числе и в военной сфере, во второй половине 90-х годов XX в. имело место между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Правовой основой такого сотрудничества явились: Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. <6>, определивший в ст. 1, что "Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения жизни народов и духовного развития личности"; Договор о союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. <7>, преобразовавший Сообщество в Союз и наделивший его полномочиями согласно Уставу Союза; Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве от 19 декабря 1997 г. <8>, констатировавший, что одной из форм военного сотрудничества между государствами является "обучение военнослужащих в военно-учебных заведениях Сторон на равных условиях, совместная подготовка военно-научных и научно-педагогических кадров". -------------------------------- <6> См.: Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (г. Москва, 2 апреля 1996 г.). Договор ратифицирован Федеральным законом от 21 мая 1996 г. N 43-ФЗ. <7> См.: Договор о Союзе Беларуси и России (г. Москва, 2 апреля 1997 г.). Договор ратифицирован Федеральным законом от 10 июня 1997 г. N 89-ФЗ. <8> См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве (г. Минск, 19 декабря 1997 г.). Договор ратифицирован Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 169-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5399.

В рамках Союза Постановлением Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. N 2 была принята Совместная программа "Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации" на период 1998 - 2008 годов (далее - Программа). Программа определила государственного заказчика-координатора - Министерство обороны Республики Беларусь и государственного заказчика - МО РФ. Основными целями и задачами Программы являлись: - углубление интеграции государств - участников Союза в военной области посредством обучения военнослужащих по единым программам и планам в целях повышения обороноспособности Союзного государства; - подготовка военных кадров для укомплектования Региональной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Республики Беларусь и Российской Федерации по дефицитным специальностям в целях укомплектования штатных должностей. Согласно п. 3 Программы ее финансирование следует "осуществлять из бюджета Союза Беларуси и России, имея в виду, что расходы на обучение белорусских военнослужащих в вузах МО РФ будут производиться за счет отчислений РФ в этот бюджет, а расходы на содержание этих военнослужащих - соответственно за счет отчислений Республики Беларусь". Таким образом, в отличие от других стран СНГ Республика Беларусь осуществляла подготовку своих военнослужащих в вузах МО РФ, оплачивая только расходы на их содержание, и их подготовка осуществлялась совместно с российскими военнослужащими, а не на специальных факультетах. Так, по состоянию на октябрь 2006 г. обучение "в рамках союзных программ по военному сотрудничеству" в 34 вузах МО РФ проходили 582 белорусских военнослужащих <9>. -------------------------------- <9> См.: http://www. embassybel. ru/news/policy/2006/10/24/10400 - сайт посольства Республики Беларусь в РФ.

Более тесное сотрудничество стран - участниц ОДКБ берет свое начало в 2000 г., с подписания в Москве 20 июня 2000 г. Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. <10>. -------------------------------- <10> Российская Федерация ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 159-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4565.

Данное Соглашение, "признавая военно-техническое сотрудничество одним из важнейших факторов формирования системы коллективной безопасности", имело целью "установление между Сторонами основных принципов взаимоотношений при организации военно-технического сотрудничества в целях практической реализации положений Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года". На тот момент Договор о коллективной безопасности ратифицировали шесть государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Позже, в июне 2006 г., к ОДКБ присоединилась Республика Узбекистан. Однако подготовка военнослужащих стран - участниц ОДКБ (кроме белорусских военнослужащих) в вузах МО РФ продолжалась на специальных факультетах на равных с другими иностранными государствами условиях. Начало нового этапа международно-правового регулирования деятельности по подготовке военнослужащих СНГ в вузах МО РФ связано с подписанием 23 июня 2005 г. в Москве Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности <11>. -------------------------------- <11> Российская Федерация ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 45-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 15. Ст. 1446.

Новый этап характеризуется резким увеличением количества обучаемых в вузах МО РФ военнослужащих стран - участниц ОДКБ. Основная причина этого - переход обучения военнослужащих стран - участниц ОДКБ помимо платной также и на льготную основу. Льготное обучение предусматривало обучение на льготной основе и обучение на безвозмездной основе. Обучение на льготной основе предполагает следующее распределение расходов: обучение - за счет РФ, содержание - за счет направляющей Стороны. Обучение на безвозмездной основе предполагает расходы на обучение и содержание иностранных военнослужащих в вузах МО РФ за счет РФ. В Соглашении идет речь о совместном обучении военнослужащих стран - участниц ОДКБ как доминирующем виде обучения, и лишь иностранные военнослужащие, "не отвечающие требованиям принимающей Стороны к обучению совместно с военнослужащими принимающей Стороны", будут обучаться на специальных факультетах (ст. 7). Таким образом, рассматривая международно-правовое регулирование подготовки в вузах МО РФ военнослужащих из стран СНГ, можно выделить три основных этапа: I этап - 1992 - 1998 гг. Образование СНГ, попытка создания военно-политического союза республик СНГ - ОДКБ. Переход подготовки военнослужащих стран СНГ в вузах МО РФ на платную основу. II этап - 1998 - 2005 гг. Создание военно-политического союза в рамках Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Совместная программа "Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях МО РФ на период 1998 - 2008 годов", установившая финансирование расходов на обучение белорусских военнослужащих в вузах МО РФ за счет РФ, а содержание этих военнослужащих - за счет Республики Беларусь. Установление принципов военно-технического сотрудничества государств - участников ОДКБ. III этап - 2005 г. - по настоящее время. Создание прочного военно-политического союза в рамках ОДКБ. Подписание Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, предполагающего совместную подготовку военнослужащих стран - участниц ОДКБ как на платной, так и на льготной основе (льготной и безвозмездной).

Название документа