Стратегия привлечения иностранных студентов в России

(Письменная Е. Е.)

("Миграционное право", 2008, N 3)

Текст документа

СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

Е. Е. ПИСЬМЕННАЯ

Письменная Е. Е., Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук.

Согласно прогнозам в мировом масштабе будет обостряться конкурентная борьба за иностранных студентов, которые многими странами рассматриваются как наиболее желательная категория мигрантов. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 50 - 60 млрд. долларов. Активно привлекают студентов экономически развитые страны (США, Швейцария, Великобритания, Германия, Франция и др.). В частности, Госдепартамент США на протяжении нескольких лет выделяет значительные средства на реализацию за рубежом программ по развитию студенческих обменов и привлечению иностранных студентов и преподавателей для учебы и стажировки в Соединенные Штаты. В 2002 г. в стране обучалось 500 тыс. иностранных студентов, а страна получила не менее 15 млрд. долларов.

Россия, занимавшая в 1970 - 1980-е гг. третье место в мире после США по количеству студентов-иностранцев, утратила свои позиции на мировом рынке образования. Так, после распада СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья в российских вузах сократилось в 2 - 3 раза. В 1992 г. был полностью прекращен набор иностранных граждан на обучение по государственной линии. В особенно сложном положении оказались многие крупнейшие вузы, которые занимались подготовкой специалистов для зарубежных стран длительное время и в большом объеме (МГУ, СПбГТУ, РУДН, МАДИ, ВГУ).

Прекращение практики представления государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан в образовательных учреждениях России привело к снижению уровня двусторонних отношений со многими зарубежными странами, утрате возможности через подготовку специалистов влиять на поддержание геополитических интересов нашей страны.

После прекращения набора по государственным квотам прием на договорную форму обучения оказался основной формой поступления иностранных граждан в вузы Российской Федерации. Переход от государственной системы набора к положению, когда каждый вуз в наборе иностранных учащихся мог рассчитывать только на собственные возможности, произошел не безболезненно. Каждый вуз испытывал отсутствие необходимых связей, опыта, нормативно-правовых основ, специалистов. Начался период, поставивший перед высшей школой России комплекс серьезнейших проблем, связанных с выходом на мировой рынок образования.

Для России учебная миграция иностранных студентов важна по нескольким причинам. Во-первых, она приносит прямой экономический эффект для страны - российская система высшего образования получает денежные средства. Во-вторых, страна имеет в среднесрочной и долгосрочной перспективе политический эффект - обучающиеся в наших вузах иностранцы становятся элитой в своих странах, что дает возможность России устанавливать с развивающимися государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи, закреплять свое геополитическое и экономическое положение в различных регионах мира. В-третьих, демографический эффект: иностранные студенты - это демографический потенциал для России, которая с 1993 г. уже столкнулась с проблемой сокращения численности населения, а с 2007 г. начала испытывать сокращение трудовых ресурсов. В этой ситуации иностранные студенты, получившие российское образование, владеющие русским языком, понимающие русскую культуру, адаптированные к российскому рынку труда, могут рассматриваться как будущие граждане и работники.

Россия могла бы более активно черпать миграционный потенциал из числа молодежи (потенциальных студентов и аспирантов) в странах СНГ и развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время число иностранных студентов в стране сократилось по сравнению с советским периодом, на иностранцев в российских вузах приходится не более 2% студентов и аспирантов. В этом смысле резервы российской системы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Однако в условиях усиления конкуренции в мире в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей нашей системы образования и реклама российских учебных заведений.

Немаловажный аспект - проблемы и перспективы адаптации иностранных студентов в России. В последние годы в разных городах страны было зафиксировано множество нападений на иностранных студентов, сами студенты испытывают на себе недоброжелательное отношение некоторых людей, сложности языковой и бытовой адаптации и т. п. Подобные причины порождают негативное отношение к нашей стране, отталкивают настоящих и будущих студентов от приезда и обучения в России.

Сегодня в России отсутствует государственная политика в сфере международной миграции специалистов и студентов, которая учитывала бы опыт зарубежных стран. России необходимо включиться в развернутую конкурентную борьбу за привлечение определенных категорий специалистов и студентов, в которой активно участвуют США, Канада, Великобритания и др. Правительства этих государств принимают целый комплекс мер из арсенала миграционной политики для стимулирования возврата выехавших за рубеж студентов, эмигрировавших высококвалифицированных специалистов, создавая привлекательные условия для их проживания и перспективы профессионального роста. К таким мерам относятся:

- гибкая система квот для временной иммиграции специалистов;

- специальные программы, стимулирующие приток дефицитных категорий специалистов;

- упрощение процедуры и условий найма для высококвалифицированных специалистов;

- возможность работы на своей территории после окончания учебы для иностранных студентов.

В тесной связи с миграционными мерами должны осуществляться специальные мероприятия, относящиеся к области политики в сфере образования и инноваций и призванные не только содействовать возвращению высококвалифицированных специалистов, обучавшихся и работавших за границей, а также заинтересовывать проживающих в стране специалистов и студентов не уезжать, а работать на родине. К таким мерам можно отнести финансовую поддержку - наличие системы грантов, налоговые стимулы, программы содействия переселению ученых-эмигрантов.

Название документа