Подходы к регулированию возвратной миграции в странах СНГ и Балтии

(Гребенюк А. А., Боженко В. В.) ("Миграционное право", 2008, N 3) Текст документа

ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ВОЗВРАТНОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ

А. А. ГРЕБЕНЮК, В. В. БОЖЕНКО

Гребенюк А. А., аспирант Института социально-политических исследований РАН.

Боженко В. В., аспирант Института социально-политических исследований РАН.

Одну из ключевых ролей в процессе возвратной миграции в РФ играет подписанный в 2006 г. Президентом России Указ о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Данным Указом государство декларировало свою заинтересованность в увеличении миграционного потока соотечественников из-за рубежа. Помимо Российской Федерации нормативно-правовые акты в области стимулирования возвращения соотечественников имеют и ряд других стран СНГ и Балтии. Так, важнейшей задачей Казахстана в области миграционной политики стала репатриация казахов, проживающих за рубежом и желающих вернуться на историческую родину. Казахстан является одной из немногих стран, которые провозгласили и реализуют этническую миграционную политику. Закон Казахстана "О миграции населения" от 13 декабря 1997 г. (ст. 3) закладывает в качестве одного из принципов "всестороннее содействие переселению в страну лиц казахской национальности, организации их расселения, создание рабочих мест, социального обеспечения и социальной помощи". Вводится термин "оралманы" в отношении возвращающихся казахов. В соответствии со ст. 1 Закона оралманами являются иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания. По примерным оценкам, за рубежом сейчас проживает почти 4,1 млн. казахов в 44 странах мира (Китае, Монголии, Турции, Иране, России и других странах СНГ). Помимо Закона о миграции в Казахстане разработана серия нормативных актов, касающихся возвратной миграции казахов. Так, в стране принята Концепция возвращения этнических казахов на историческую родину (от 16 сентября 1998 г.) <1>. Агентство по миграции и демографии разработало Концепцию государственной демографической политики Республики Казахстан, которая одобрена Постановлением Правительства N 1272 от 17 августа 2000 г. Также разработана программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001 - 2010 гг. -------------------------------- <1> Рязанцев С. В. Расселение и миграция русских в России // Русский вопрос. 2007.

Программа определяет всемерное содействие обустройству оралманов, их адаптации в местах заселения и интеграции в локальную социальную среду, психологической реабилитации лиц, переживших вооруженный конфликт. Интеграция оралманов на новом месте предполагает: - создание необходимых условий и оказание помощи в реализации гарантируемых государством основных прав и свобод; - разработку и осуществление мероприятий по социальной поддержке; - создание системы, позволяющей возвращать и реинвестировать затраченные на обустройство бюджетные средства; - содействие в трудоустройстве и переподготовке безработных; - поощрение предпринимательской инициативы; - обеспечение реального доступа к системе социальной защиты <2>. -------------------------------- <2> Жангуттин Б. Миграционная политика Казахстана: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Международной конференции "Миграция и развитие" (Пятые Валентеевские чтения) / Под ред. В. А. Ионцева: В 2 томах. Том 1. М.: Издательство МГУ; СП "Мысль", 2007.

Концепция предусматривает увязывание программ помощи оралманам с программами социально-экономического развития регионов, что подразумевает: - учет интересов местного населения, пресечение проявлений недовольства среди местного населения при оказании помощи оралманам, развитие инфраструктуры в районах их компактного расселения; - учет этнической, культурной, языковой и конфессиональной дистанции между прибывшими мигрантами и местным населением; - приемлемый для местных исполнительных органов и оралманов выбор места жительства; - информирование населения о проблемах адаптации и интеграции оралманов с широким использованием средств массовой информации <3>. -------------------------------- <3> Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2000 г. N 1272 "О Концепции государственной демографической политики Республики Казахстан" // http://www. zakon. kz/law/news/arhiv/280800.php.

Лица, получившие статус оралмана, обладают достаточно широким спектром льгот в Республике Казахстан. К ним относятся: - оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и освоении новой профессии; - создание условий для изучения государственного и по желанию русского языка; - предоставление отсрочки от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; - выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан; - предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты; - выплата пенсий в соответствии с законодательством Республики Казахстан или международными договорами; - выплата пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан"; - выплата специальных государственных пособий согласно Закону Республики Казахстан "О специальном государственном пособии"; - восстановленным в гражданстве - реализация прав на компенсации, установленные Законом Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий"; - освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Республику Казахстан; - получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан; - предоставление государственной адресной социальной помощи в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи". Причем необходимо отметить, что на оралманов-мигрантов не распространяется необходимость подтверждения платежеспособности (ст. 24 Закона "О миграции населения"). Существуют также дополнительные льготы, компенсации и единовременные пособия, оказываемые оралманам, включенным в квоту иммиграции: - перемещение имущества через границу без взимания таможенных платежей и налогов; - возмещение расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота); - выделение средств для приобретения жилья; - выплата единовременных пособий. Кроме того, для них предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства от 3 до 6 месяцев, а если оралманы прибывают из России, Украины, Беларуси и Кыргызстана, то в соответствии с межгосударственными договоренностями этот срок сокращен до 3 месяцев <4>. -------------------------------- <4> Уйсимбаев Е. К. Иммиграционная политика в Республике Казахстан: этнические казахи: Сборник докладов Международной научно-практической конференции "Иммигранты и этнические диаспоры в региональных политических процессах в Российской Федерации и в зарубежных странах". Екатеринбург: Экспресс-дизайн, 2007.

Возмещение расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота) при самостоятельном переселении осуществляется в следующих размерах: оплата проезда каждого члена семьи оралмана - 10 МРП <5>, оплата провоза личного имущества на семью оралмана - 50 МРП; выделение средств для приобретения жилья - 100 МРП на каждого члена семьи; выплата единовременных пособий - 15 МРП на главу семьи, 10 МРП на каждого члена семьи. -------------------------------- <5> МРП - месячный расчетный показатель (показатель, используемый для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, расчета налогов и других платежей, например государственной пошлины, сбора за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Он устанавливается ежегодно Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на текущий год. С 1 января 2007 г. составляет 1092 тенге.

Порядок возмещения расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества, выделения средств для приобретения жилья и выплаты единовременных пособий оралманам и членам их семей определяется Правительством Республики Казахстан <6>. -------------------------------- <6> http://www. enbek. kz/migration/migr_rusdetail. php? recordID=23&mintrud=1 - материалы официального сайта Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Право на получение льгот, компенсаций, пособий и других видов адресной помощи, предусмотренных в ст. 29.2 и 29.3 Закона РК "О миграции населения", за исключением дополнительных льгот, компенсаций и единовременных пособий, предусмотренных в ст. 29.4 Закона, сохраняется вне зависимости от приобретения оралманами гражданства Республики Казахстан в течение трех лет со дня присвоения статуса оралмана. В соответствии со ст. 14 того же Закона заявление о присвоении статуса оралмана и (или) включении в квоту иммиграции оралманов подается одним из совершеннолетних членов семьи лично в территориальный уполномоченный орган. В случае невозможности личного обращения заявитель выдает уполномоченному представителю нотариально заверенную доверенность на обращение с заявлением о присвоении статуса оралмана и (или) включении в квоту иммиграции оралманов. Рассмотрение заявления о присвоении статуса оралмана и (или) включении семьи оралмана в квоту иммиграции оралманов, а также принятие решения по данным вопросам осуществляются в течение двух месяцев со дня регистрации. Лицам, признанным оралманами, выдается удостоверение, которое является документом строгой отчетности и служит основанием для подтверждения его статуса. Статус оралмана прекращается после получения гражданства Республики Казахстан. Квота иммиграции оралманов - это устанавливаемое Президентом Республики Казахстан число семей оралманов, которые обеспечиваются льготами, компенсациями и единовременными пособиями. Правительство Республики Казахстан распределяет квоту иммиграции оралманов по областям (городу республиканского значения, столице) с учетом предложений уполномоченного органа и местных исполнительных органов. В период 2005 - 2007 гг. квота была определена в 15 тыс. семей в год <7>. -------------------------------- <7> Жанатаева У., Наурзалинова А. К проблеме иммигрантов-оралманов в Казахстане: Сборник докладов Международной научно-практической конференции "Иммигранты и этнические диаспоры в региональных политических процессах в Российской Федерации и в зарубежных странах". Екатеринбург: Экспресс-дизайн, 2007.

С каждым годом квота на въезд в Республику Казахстан увеличивается. Так, в соответствии с Указом Президента РК от 27 декабря 2004 г. было предусмотрено переселение в Казахстан в 2006 г. 15 тыс. семей этнических казахов. Выполнение составило 99,4%, или 14,9 тыс. семей. Большинство оралманов, приехавших по квоте, расселяются в северных и западных областях. Оралманы, приезжающие без квоты, в основном поселяются в Южно-Казахстанской, Жамбылской и Кызыл-Ординской областях. По данным комитета по миграции, за период с 1991 по 2006 г. в Республику прибыло 143,3 тыс. семей оралманов численностью 565,8 тыс. человек, преимущественно из Узбекистана (61,6%), Монголии (14,3%), Туркменистана (8,6%), Китая (6,7%), России (4%). Из общего числа оралманов в трудоспособном возрасте - 303,4 тыс. человек (53,6%), высшее образование имеют 9,9% прибывших. В сфере интеграции оралманов существуют проблемы, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами (уровнем образования и социально-экономическим положением мигрантов, восприятием мигрантов коренным населением, местом расселения). Проблема интеграции иммигрантов является не только экономической, но и носит социальный характер. Поэтому ее решение является одной из важнейших задач в управлении миграционной политикой государства. С целью оказания содействия в решении этих социально-экономических и социально-культурных проблем представителями этнических казахов, возвращающихся из Узбекистана, Китая, Турции и других стран, 23 июля 2005 г. было создано Республиканское общественное объединение "Союз оралманов Казахстана". "Союз оралманов" является неправительственной организацией, призванной решать важные вопросы оралманов в сфере трудоустройства, приобретения жилья, оказания материальной и других видов помощи <8>. -------------------------------- <8> Там же.

Нормативная база, регламентирующая возвратную миграцию, существует и в Латвии. Согласно Закону о репатриации, репатриантами являются лица, которые добровольно переселяются на постоянное жительство в Латвию, если: они граждане Латвии (зарегистрированы в регистре жителей как граждане и получили паспорт гражданина Латвии); один из родителей, дедушек или бабушек является латышом или ливом, если лицо может подтвердить свое латышское или ливское происхождение документально. Право въезда в Латвию вместе с репатриантом и его семьей имеют: супруг(-а) репатрианта, несовершеннолетние и находящиеся на иждивении (в том числе адаптированные) дети репатрианта, родители репатрианта. Отдел репатриации Управления по делам гражданства и миграции предоставляет следующие услуги: - принимает и рассматривает документы, принимает решение о присвоении статуса репатрианта; - выдает и регистрирует постоянный вид на жительство для репатриантов и членов его семьи (граждан другого государства); - предоставляет общую информацию о социальных правах и гарантиях репатрианта; - принимает и рассматривает заявления репатриантов о предоставлении материальной или другой помощи. Документы принимаются в любом дипломатическом или консульском представительстве Латвийской Республики или в Отделе репатриации Управления в Риге. Решение о статусе репатрианта отправляется представительству или лично репатрианту. Предварительно записавшись, переселенец должен явиться в Отдел репатриации для осуществления решения. Там ему будет выдан документ, подтверждающий статус репатрианта, наличие которого позволяет въезд ему и его семье без наложения таможенного налога и пошлины на вещи, принадлежащие семье. Репатриант, который не является гражданином Латвии, получит вид на жительство - вклейку в паспорт, а гражданин Европейского Союза получит отдельный документ. Если переселенец выехал из Латвии до 4 мая 1990 г., он имеет право получить материальное пособие и освобождение от таможенного налога на ввозимые вещи, предъявляя на таможне документ, подтверждающий статус репатрианта. Государство гарантирует: оплату дорожных расходов, если репатриант подает документы в течение года после их выдачи (до 500 Ls на одну персону); ежемесячное пособие в размере 90% от минимальной заработной платы в случае безработицы. Чтобы получить это пособие, репатриант в течение года после переселения на постоянное жительство в Латвию должен подать заявление в Управление и встать на учет в государственное агентство занятости как безработный. Пособие выплачивается на срок не больше шести месяцев, пока он является безработным. Управление по делам гражданства и миграции имеет право предоставить материальную помощь репатриантам в других случаях, связанных с адаптацией и интеграцией. Запрос рассматривается согласно заявлению, проверяются условия в указанном месте жительства. Репатриант обязан точно согласно указанным правовым актам и в указанное Отделом репатриации время подать документы; для получения документа, подтверждающего статус репатрианта, граждане Российской Федерации должны в паспорте иметь отметку паспортно-визовой службы Российской Федерации о выезде на постоянное жительство в Латвию; если репатриант получил постоянный вид на жительство и пребывает вне Латвии без перерыва больше шести месяцев в течение календарного года, то он должен в письменном виде информировать Отдел репатриации и подать документы, оправдывающие отсутствие <9>. -------------------------------- <9> http://www. udgm. gov. lv/?_p=21&menuid=16 - материалы официального сайта Управления по делам гражданства и миграции Латвии.

Украина стимулирует возвращение обратно в страну этнических украинцев Законом о гражданстве, по которому в заявительном порядке гражданство предоставляется репатрианту в течение трех месяцев, а для обратившегося в посольство Украины в стране проживания вопрос может быть решен за месяц. Перечень категорий лиц - потенциальных репатриантов достаточно велик и включает даже (в соответствии с поправкой к Закону о гражданстве, принятой в июле 2005 г.) двоюродных братьев/сестер лиц, родившихся на территориях, когда-либо принадлежавших Украине <10>. -------------------------------- <10> Юдина Т. Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. М.: Издательство РГСУ; Академический проект, 2007.

Закон Эстонии "Об иностранцах" от 8 июля 1993 г. (ст. 6) гласит, что "любое лицо эстонской национальности имеет право поселиться в Эстонии сверх иммиграционной квоты". Также в стране существует программа поддержки и сотрудничества с эстонцами, проживающими за пределами территории Эстонской Республики (2004 - 2008 гг.). Программа предназначена для эстонцев, проживающих за пределами территории Эстонской Республики. Основной целью программы является выяснение жизнеспособных общин зарубежных эстонцев и их постоянная поддержка. Одной из наиболее важных сфер деятельности в рамках данной программы является поддержка возвращения эстонцев в Эстонию <11>. -------------------------------- <11> http://www. rahvastikuminister. ee/ru/home/programs/nation. html

Закон о демографической безопасности Беларуси 2002 г. обосновывает необходимость возвращения на родину этнических белорусов. Ст. 5 "Цель и задачи демографической безопасности" данного Закона выделяет одной из главных задач обеспечения демографической безопасности содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину <12>. -------------------------------- <12> Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. N 80-З "О демографической безопасности Республики Беларусь" // http://www. lawbelarus. com/repub/sub13/texc5563.php.

Таким образом, политика стимулирования возвратной миграции получила широкое распространение на территории бывшего СССР. Потенциал возвратной миграции рассматривается как ресурс возможного решения демографических проблем. Россия одной из последних стран приняла программу стимулирования возвращения соотечественников.

Название документа