Об иммунитетах иностранных граждан при применении мер процессуального принуждения

(Зиновьева Н. М.) ("Общество и право", 2008, N 3) Текст документа

ОБ ИММУНИТЕТАХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Н. М. ЗИНОВЬЕВА

Зиновьева Наталья Михайловна, аспирант кафедры раскрытия и расследования преступлений Белгородского юридического института МВД России.

Согласно ст. 3 УПК РФ "производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с УПК РФ". Следовательно, применение мер процессуального принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, предусмотренном УПК, а именно гл. гл. 12 - 14 УПК РФ. В научной литературе существует множество разнообразных классификаций мер процессуального принуждения, но в УПК РФ все меры процессуального принуждения подразделяются на три группы: задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу (гл. 13 УПК РФ); иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (гл. 14 УПК РФ). Существуют определенные особенности применения мер процессуального принуждения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, в случае задержания или заключения под стражу иностранного гражданина, являющегося гражданином или подданным другого государства, дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания уведомляют посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК РФ). В соответствии со ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях <1> 1963 г. консульское учреждение представляемого государства должно быть безотлагательно уведомлено о том, что в пределах его округа какой-либо гражданин его государства арестован, заключен в тюрьму, задержан в каком-либо ином порядке, если гражданин этого потребует. Для применения меры пресечения в виде подписки о невыезде необходимо наличие у иностранного гражданина постоянного или временного места жительства на территории Российской Федерации. Такую меру пресечения, как домашний арест, целесообразно применять также при условии, что иностранный гражданин постоянно или временно проживает в России, т. е. необходима временная регистрация или вид на жительство на территории РФ. -------------------------------- <1> См.: Международное право. Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2000. С. 207.

Применение мер процессуального принуждения в отношении иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст. 91 - 118 УПК РФ. Таким образом, меры процессуального принуждения в отношении иностранных граждан применяются в порядке, предусмотренном УПК РФ, т. е. так же, как и в отношении российских граждан. Однако есть некоторые различия в применении мер процессуального принуждения к различным категориям иностранных граждан. Эти особенности в первую очередь связаны с лицами, обладающими иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Согласно УПК РФ меры процессуального принуждения относятся к процессуальным действиям, осуществляемым дознавателем, следователем или прокурором при производстве по уголовному делу. В связи с принятием Федерального закона от 4 марта 2008 г. "О внесении изменений в ст. 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <1> ч. 2 ст. 3 УПК РФ претерпела существенное изменение. Так, "процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось". Ранее указанная норма права включала в себя следующие положения: "... процессуальные действия... в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации". -------------------------------- <1> Российская газета. 2008. 22 марта. С. 10.

Таким образом, законодатель уточняет круг иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от уголовно-процессуальных действий на территории Российского государства - это лица, наделенные таким иммунитетом в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Кроме того, новая редакция ч. 2 ст. 3 УПК РФ не предусматривает обязанность должностного лица, производящего процессуальные действия, совершать их "...по просьбе" либо "...испрашивать согласия" лица, обладающего иммунитетом. Теперь для проведения тех или иных процессуальных действий, в том числе и применения меры процессуального принуждения к такому лицу, следователю, дознавателю необходимо получить согласие иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, либо международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Данное положение полностью соответствует Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. <1> (далее Конвенция 1961 г.), в которой указано, что "...от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом... может отказаться аккредитующее государство". При этом отказ должен быть всегда определенно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. <2> (Р. 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. -------------------------------- <1> См.: Международное право: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2000. С. 207. <2> Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Утверждена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года. Россия участвует с 10 января 1966 г. // Международное публичное право. Т. 1. С. 279 - 310.

Таким образом, судьба уголовного дела, в котором участвует иностранный гражданин, фактически зависит от воли иностранного государства или международной организации, т. е. в той или иной мере зависит от отношений Российской Федерации с данным государством или международной организацией, и в случае напряженности отношений получение согласия на проведение тех или иных процессуальных действий, в том числе и применение меры процессуального принуждения, может быть весьма затруднительным или даже невозможным. Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ "информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации". Однако норма указанной статьи не определяет ни порядок получения указанной информации, ни сроки ее предоставления. Считаю необходимым установить конкретные временные рамки (к примеру, 10 рабочих дней) предоставления Министерством иностранных дел ответа на запрос о наличии либо отсутствии иммунитета у конкретного иностранного гражданина и разработать единую форму указанного запроса. В международном праве под иммунитетом понимается изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания <1>. По мнению О. В. Плотниковой, "иммунитет - это изъятия из-под юрисдикции государства пребывания или освобождение от иностранной юрисдикции" <2>. Кроме того, О. В. Плотникова указывает, что "иммунитет вытекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела друг друга. В силу суверенитета одно государство не может осуществлять власть в отношении других стран. Поэтому иммунитет распространяется на зарубежные страны, принадлежащее им имущество и на людей, выступающих от лица государства, их направившего" <3>. Данную точку зрения можно считать вполне обоснованной, поскольку наличие у лица иммунитета от юрисдикции государства пребывания напрямую зависит от его принадлежности к иностранному государству, т. е. требует наличия гражданства или подданства данного государства. Кроме того, данное лицо должно быть направлено своим государством в зарубежное государство для выполнения представительских или консульских функций либо направлено международной организацией. -------------------------------- <1> См.: Международное публичное право: Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Под ред. К. А. Бекяшева. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. С. 232. <2> Плотникова О. В. Консульские отношения и консульское право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 37. <3> Там же. С. 37.

На основании норм уголовно-процессуального законодательства и международно-правовых актов следует выделить группы иммунитетов, которыми могут обладать иностранные граждане: 1. В зависимости от субъекта: дипломатический, консульский, специальных миссий, глав иностранных государств и правительств, министров иностранных дел и членов их семей; 2. В зависимости от объема: абсолютный (полный) и функциональный (распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами при выполнении ими своих должностных функций); 3. Свидетельский иммунитет. Иностранный гражданин, как правило, обладает иммунитетами, относящимися к нескольким группам. Например, глава дипломатического представительства наделен полным свидетельским и дипломатическим иммунитетом, в то время как сотрудник административно-технического персонала консульского представительства, не приравненный к дипломатическим агентам, обладает только функциональным и частичным свидетельским иммунитетом. П. Н. Бирюков определяет несколько групп лиц, пользующихся иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания <1>. -------------------------------- <1> Бирюков П. Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе Российской Федерации: Монография. Воронеж: ВГУ, 2000. С. 142.

К первой группе относятся сотрудники дипломатических представительств. Согласно ст. ст. 31 и 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. <1> члены дипломатического персонала представительств, члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания, т. е. российскими гражданами, имеют абсолютный иммунитет от уголовной юрисдикции Российской Федерации. Наличие абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции означает, что указанные лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 29 Конвенции 1961 г.). Личной неприкосновенностью обладают также дипломатические курьеры (ст. 27 Конвенции 1961 г., ст. ст. 12, 13, 18 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР <2> 1966 г. (далее - Положение 1966 г.)). Иммунитетом наделены члены административно-технического персонала представительства и их семьи, при условии, что они не являются гражданами России или не проживают в РФ постоянно (ст. 37 Конвенции 1961 г.). Однако по ст. 16 Положения 1966 г. эти лица пользуются иммунитетом лишь на условиях взаимности. Кроме того, члены обслуживающего персонала представительства, не являющиеся российскими гражданами или не проживающие в РФ постоянно, наделены функциональным иммунитетом, т. е. в отношении действий, совершенных при исполнении своих обязанностей (ч. 3 ст. 37 Конвенции 1961 г., ст. 17 Положения 1966 г.). Для частных домашних работников в России уголовно-процессуальные иммунитеты не предусмотрены. -------------------------------- <1> См.: Международное право: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2000. С. 206 - 209. <2> Ведомости СССР. 1966. N 22. Ст. 327; 1981. N 7. Ст. 156.

Ко второй группе субъектов иммунитетов <1> относятся главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, члены их семей; члены специальных миссий (ст. 21 Венской Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (далее Конвенция 1969 г.) и др.). Статья 39 Конвенции 1969 г. наделяет иммунитетом членов семей представителей посылающего государства в специальной миссии и семей членов ее дипломатического персонала, если они сопровождают таких членов специальной миссии, если они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно. Кроме того, члены семей лиц административно-технического персонала специальной миссии, если они сопровождают участников специальной миссии, пользуются иммунитетом при условии, что они не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно. -------------------------------- <1> Бирюков П. Н. Указ. соч. С. 143.

К третьей группе относятся сотрудники консульских учреждений. В связи с тем что Российская Федерация участвует и в многосторонней Венской конвенции о консульских сношениях <1> 1963 г. (далее Конвенция 1963 г.), и в двусторонних консульских конвенциях, чьи нормы иногда отличаются от положений Конвенции 1963 г., международно-правовая регламентация круга лиц, обладающих иммунитетами, весьма разнообразна. Согласно ст. 43 Конвенции 1963 г. "консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций". Таким образом, консульские должностные лица наделены функциональным иммунитетом, который распространяется лишь на действия, совершенные ими при исполнении своих должностных обязанностей. Однако возникает проблема, какие действия консульского должностного лица следует квалифицировать как относящиеся к его должностным обязанностям, поскольку составить исчерпывающий перечень должностных обязанностей для каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, не представляется возможным в связи с многообразием правонарушений и должностных обязанностей. Поэтому в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов возникают определенные трудности с определением того, находилось ли указанное лицо в момент совершения преступления при исполнении своих должностных полномочий, так как от этого напрямую зависит, подлежит ли данное лицо уголовной ответственности. Например, в ст. 8 Консульского договора между СССР и Федеративной Республикой Германия 1958 г. <2> указывается, что консул и должностные лица консульской службы не могут быть подвергнуты аресту или иному ограничению свободы на территории государства пребывания консула, за исключением случаев, когда имеется вступивший в законную силу приговор суда или производится преследование за уголовное преступление против жизни или личной свободы, если провинившийся застигнут на месте преступления. Кроме того, ч. 3 ст. 8 данного консульского договора указывает, что если консул или должностное лицо консульской службы должно быть арестовано..., то государство пребывания консула обязано заранее поставить об этом в известность посольство государства, назначившего консула. Так, П. Н. Бирюков указывает, что в консульских соглашениях или договорах, заключенных между СССР или РФ и зарубежными странами, имеются различия в том, кого следует относить к работникам консульских учреждений <3>. Так, согласно Конвенции 1963 г. к работникам консульских учреждений относятся консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала <4>. Согласно ст. 1 Конвенции 1963 г., ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г., ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г. сотрудники консульских учреждений делятся на три категории: консульские должностные лица, административно-технический персонал, обслуживающий персонал. Однако Консульская конвенция между СССР и США 1964 г., Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., Консульская конвенция между СССР и Японией 1966 г. устанавливают лишь две категории сотрудников: консульские должностные лица и иные сотрудники учреждения. Некоторые конвенции к консульским должностным лицам относят также стажеров - лиц, прикомандированных к консульскому учреждению для обучения консульской службе (например, ст. 1 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г., ст. 1 Консульской конвенции между СССР и Французской Республикой 1966 г.). Так, ст. 5 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г. к числу должностных лиц относит также "секретарей и референтов, уполномоченных на осуществление определенных должностных консульских функций, фамилии которых сообщены в этом качестве государству пребывания консула". -------------------------------- <1> См.: Международное право: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2000. С. 206 - 209. <2> Плотникова О. В. Указ. соч. С. 174. <3> См.: Бирюков П. Н. Указ. соч. С. 144. <4> См.: Международное право: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2000. С. 212 - 213.

Международными нормами определены моменты начала и окончания привилегий и иммунитетов. Так, ст. 53 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. <1> определяет, что привилегии и иммунитеты работников консульского учреждения начинают действовать с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении. Прекращение иммунитета, как правило, связано с истечением срока полномочий лица, наделенного иммунитетом - в тот момент, когда он оставляет территорию принимающего государства, или по истечении разумного срока, предоставленного для этой цели, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким членом миссии при выполнении своих функций, иммунитет продолжает существовать. Такое же положение содержится и в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (ст. 39), Конвенции о специальных миссиях 1969 г. (ст. 43). В случае с дипломатическим агентом его полномочия могут прекращаться при отказе государства пребывания признать его сотрудником дипломатического представительства (ст. 43 Конвенции 1961 г.). -------------------------------- <1> См.: Международное право: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2000. С. 225 - 226.

Таким образом, наличие иммунитета у иностранного гражданина призвано защищать его права и свободы в иностранном государстве от необоснованных обвинений и способствовать выполнению данным лицом функций, возложенных направившим его государством. Однако наличие иммунитета часто приводит к злоупотреблениям со стороны зарубежных государств. Внесенные законодателем в ч. 2 ст. 3 УПК РФ изменения необходимо дополнить уточнением формы запросов о наличии или отсутствии иммунитетов иностранного гражданина и установлением конкретных сроков предоставления МИД России ответа на указанные запросы.

Название документа