Некоторые зарубежные подходы к исследованию международного финансового права

(Шаповалов М. А.) ("Финансовое право", 2013, N 10) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА <*>

М. А. ШАПОВАЛОВ

Шаповалов Михаил Алексеевич, старший преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук.

В статье исследуются различные концепции международного финансового права, выдвигавшиеся зарубежными учеными, его роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой системе. Автором исследуется связь международного финансового права и других регуляторов в международной финансовой системе: международного частного права, национального права.

Ключевые слова: международное финансовое право, финансы, финансовая система, международное право, мировые финансы.

Some foreign approaches to research of the international financial law M. A. Shapovalov

The paper examines different concepts of international financial law, advanced by foreign scholars, its role in maintaining order in the world financial system. The author examines the connection between international financial law and other regulators in the international financial system: private international law, national law.

Key words: international financial law, finance, financial system, international law, international finance.

Ускорение процессов интернационализации экономики во второй половине XX в. повлекло за собой эволюцию права, как внутригосударственного, так и международного, и актуализировало исследования финансовых отношений в международно-правовом аспекте. Этот период ознаменовался появлением ряда работ советских ученых по вопросам международного финансового права: Е. А. Ровинского, В. И. Лисовского, А. Б. Альтшулера и др. Правда, следует признать, что международные финансовые отношения в советский период широко не исследовались и труды вышеперечисленных авторов составляют фундамент международно-правовой финансовой науки того периода. С переходом России к рыночной экономике и усилением ее роли в международной финансовой системе число фундаментальных исследований, посвященных международному финансовому праву, по сравнению с советским периодом, существенно не возросло. Среди современных российских исследователей необходимо отметить работу В. М. Шумилова "Международное финансовое право", а также учебник с аналогичным названием Г. В. Петровой. Настоящая статья посвящена исследованию зарубежных подходов к изучению международного финансового права, его роли в обеспечении правопорядка в мировой финансовой системе. Международная финансовая система как явление сложное охватывает различные группы взаимосвязанных общественных отношений по поводу трансграничного движения капиталов, возникающих в результате функционирования банковских систем и мирового финансового рынка, осуществления международных платежно-расчетных и валютных операций, реализации инвестиционных проектов, а также в рамках кредитных отношений и урегулирования суверенных долгов. Перечисленные группы общественных отношений частноправового и публично-правового, внутреннего и межгосударственного характера тесно переплетены между собой, но в то же время характеризуются особым правовым регулированием. Такая многогранность отношений, возникающих в международной финансовой системе, обусловливает воздействие на них норм как внутригосударственного права, так и международного права (частного и публичного). Одна из наиболее крупных правовых надстроек международной финансовой системы - это явление, которое в различных правовых системах именуется международным финансовым правом. С конца XIX в. данный термин применяется в юриспруденции при характеристике финансовых отношений, возникающих на межгосударственном уровне, а также на уровне частных субъектов, в том числе с участием иностранного элемента. При этом отдельные концепции международного финансового права весьма противоречивы в определении его предмета и места в системе права, что не в последнюю очередь связано с различной смысловой нагрузкой, которую несет в себе термин "финансы". Первые концепции международного финансового права базировались на праве публичных финансов, которое берет начало в науке камералистике <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Козырин А. Н., Ялбулганов А. А. У истоков финансового права. М.: Статут, 1998. С. 7.

Правовая наука о международных финансах начала формироваться на рубеже XIX и XX вв. под влиянием усиливающихся интеграционных процессов. Обращает на себя внимание изданная в 1899 г. в Италии книга А. Гарелли "Международное налоговое право", общая часть которой называется "La scienza della finanza internationale tributaria", что в буквальном переводе с итальянского языка означает "Международная финансовая налоговая наука". В первом параграфе работы "Ragioni economiche e finanziarie del sorgere tardivo del diritto internazionale finanziario" ("Экономические и финансовые причины позднего появления международного финансового права") на основе комплексного подхода, сочетающего экономический и юридический анализ исследуемого явления, автором предпринята попытка "заложить основы новой отрасли международного публичного права - финансового права" <2>. -------------------------------- <2> См.: Garelli A. La scienza della finanza internazionale tributaria. Torino: Roux Frassati, 1899. P. 1.

Среди экономических предпосылок возникновения международного финансового права А. Гарелли называет усилившиеся во второй половине XIX в. миграционные процессы, сопровождавшиеся движением капитала, и акцентирует внимание главным образом на проблеме двойного налогообложения. Отмечая схожую природу международно-правовых актов в сфере финансов с внутригосударственным финансовым законодательством, А. Гарелли указывает на несовпадение принципов международных финансовых отношений с национальными внутренними интересами отдельных государств. Несмотря на то что основное содержание работы А. Гарелли "Международное налоговое право" было посвящено международно-правовым аспектам налогообложения (внутригосударственным и международным правовым актам в данной области, вопросам унификации налогового законодательства, различным видам налогов), ее подлинная ценность заключается в освещении таких фундаментальных вопросов, как эволюция государственного суверенитета под влиянием международного права, соотношение национального законодательства и международно-правовых актов, категорий "резидентство" и "гражданство" для целей налогообложения. Необходимо указать, что рассмотрение налоговых отношений в качестве основного компонента международных финансовых отношений было свойственно и для работ других ученых: профессора сравнительного права Лозаннского университета Швейцарии Э. Лера <3>, позднее - немецкого юриста Э. Исайа, а также французских правоведов Ж. П. Нибойе и М. Кретьена <4>. -------------------------------- <3> См.: Lehr E. Les bases de en droit international. Revue de droit international. 1897. P. 428. <4> См.: Collision of Legal Rules in the Sphere of International financial law. Questions of international law, ed. by Gorgy Haraszti, A. W. Sijthoff-Leyden. Budapest: Akademiai Kiado, 1977. P. 193 - 194.

В 1907 г. выходит в свет работа голландца О. Ван Дэн Ван Варика "Международное финансовое право в преддверии Гаагской конференции", в которой изложены основные положения международного долгового права. Книга содержала ряд практических рекомендаций по формированию международного механизма защиты капиталов, заимствованных иностранными государствами, функционированию международного арбитражного суда, а также борьбе с банкротством суверенных государств. О. Ван Дэн Ван Варик, разграничивая национальные и интернациональные аспекты правового регулирования государственных долгов, обозначает два ключевых препятствия на пути формирования международного механизма по урегулированию долговых проблем, которые в определенной мере актуальны и в наши дни: "теоретическое, связанное с понятием государственного суверенитета, и практическое - с политикой США" <5>. -------------------------------- <5> См.: Van Daehne Van Varick A. Le droit financier international devant la de la Haye. Gravenhage, M. Nijhoff, 1907. P. 7.

По итогам Второй Гаагской мирной конференции 1907 г. было принято в общей сложности 13 конвенций, сформировавших фундамент международного гуманитарного права. Одна из этих конвенций была направлена на урегулирование международных долговых отношений - это Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (Гаага, 18 октября 1907 г.), закрепившая принцип недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. Конвенцию 1907 г. также называют Конвенцией Драго - Портера в честь представителей Аргентины и США - Л. М. Драго и Х. Портера, чьи предложения легли в ее основу. Принцип неприменения силы для взыскания публичных долгов впервые был провозглашен аргентинским юристом и дипломатом К. Кальво в 1868 г. в контексте многочисленных интервенций европейских государств в странах Латинской Америки, а позднее развит министром иностранных дел Аргентины Л. М. Драго. В своем письме аргентинскому послу в Вашингтоне от 29 декабря 1902 г. в связи с вооруженным конфликтом в Венесуэле Л. М. Драго отмечал: "Государственный долг не может быть причиной вооруженной интервенции, ни, тем более, оккупации территории американских наций европейской державой" <6>. Данный принцип получил научное обоснование в ряде работ Л. М. Драго по международному праву <7>. -------------------------------- <6> См.: Дипломатический словарь / Под ред. А. Я. Вышинского, С. А. Лозовского. М.: Государственное издательство политической литературы, 1948. <7> См.: Drago L. M. Cobro coercitivo de deudas publicas. Buenos Aires: Coni hermanos, 1907; Drago L. M. Les emprunts et leurs rapports avec la politique internationale. 14 Revue Generale de Droit international publique, 1907; Drago L. M., Vivot A. N. La doctrina Drago. Buenos Aires, 1911.

Подход, для которого характерно отнесение к предмету международного финансового права вопросов государственных долгов, прослеживается также в книге немецко-американского экономиста А. Манеса "Суверенные дефолты, экономические и правовые аспекты" <8> и в некоторых работах современных исследователей <9>. -------------------------------- <8> См.: Manes A. Staatsbankrotte, wirtschaftliche und rechtliche Betrachtungen. Berlin: K. Siegismund, 1922. <9> См.: Campos Navarro O. Derecho financiero international. La deuda externa mixicana y su impacto en el desarrollo nacional. Revista de derecho notarial. Enero-abril 2000. P. 61 - 80.

Одну из первых попыток расширительного толкования международного финансового права как самостоятельной отрасли международного публичного права и систематизации правовых норм, регулирующих международные финансовые отношения, предпринял австро-венгерский ученый Г. Липперт. В связи с этим нельзя не отметить его книгу 1912 г. "Международное финансовое право. Систематическое изложение международных финансовых норм" <10>, представившую обширную трактовку предмета международного финансового права, к которому автором отнесены все правовые нормы, регулирующие финансовые отношения между государствами. -------------------------------- <10> См.: Lippert G. Das Internationale Finanzrecht. Eine systematische Darstellung der internationalen Finanzrechtsnormen, Triest - Wien - Leipzig, Verlag: M. Quidde, 1912.

Д. В. Винницкий, анализируя вышеуказанный труд, отмечает нечеткость и противоречивость занимаемой автором позиции относительно сущности международного финансового права, что связывает с абстрактной трактовкой в работе Г. Липперта внутригосударственного финансового права <11>. -------------------------------- <11> См. подробнее: Винницкий Д. В. Международное договорно-правовое регулирование и современное бюджетное право // Очерки бюджетно-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е. Ю. Грачевой и Н. П. Кучерявенко. М.; Харьков: Право, 2012. С. 272 - 273.

Таким образом, генезис международной финансово-правовой науки в конце XIX - начале XX в. происходил под влиянием доктрины публичных финансов, основное внимание исследователи уделяли международно-правовым аспектам бюджетных и налоговых отношений. Во второй половине XX в. наука о международных финансах развивается более динамично, появляются новые исследования, в которых акценты смещаются в сторону деятельности международных финансовых организаций и валютных отношений. Это объясняется созданием в послевоенный период целого ряда международных финансовых организаций: Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и переходом к многостороннему регулированию международных финансовых отношений. Вопросы правового положения и деятельности названных международных структур привлекают внимание как зарубежных, так и советских ученых. Одновременно в исследованиях четко обозначаются два самостоятельных направления - социалистическое и буржуазное. Примечательно, что в основу их разделения были положены противоречия не научного свойства, а идеологического, о чем свидетельствует пересечение многих дискуссионных проблем в работах по данной тематике. Подтверждением сказанному может служить статья венгерского ученого И. Саси "Коллизии правовых норм в сфере международного финансового права", в которой на основе анализа работ западных и советских исследователей выделяются наиболее дискуссионные моменты международного финансового права: его место в системе права (соотношении с международным публичным и частным правом), предмет, источники, субъектный состав <12>. -------------------------------- <12> См.: Collision of Legal Rules in the Sphere of International financial law. Questions of international law, ed. by Gorgy Haraszti, A. W. Sijthoff-Leyden. Budapest: Akademiai Kiado, 1977. P. 193 - 210.

Следует отметить, что исследования представителей венгерской научной школы оказали большое влияние на развитие международно-правовой финансовой науки. Наряду с И. Саси к числу ее представителей относятся такие ученые, как Т. Надь <13> и И. Мезнерич. -------------------------------- <13> См. работы Т. Надь, опубликованные на русском языке: Финансовое право европейских социалистических стран / С. Ванек, Н. Вачев, М. Веральский, И. Глига и др.; отв. ред. В. И. Лисовский. М.: Юрид. лит., 1976; Вачев Н., Веральский М., Надь Т. Проблемы международного финансового права // Советское государство и право. 1967. N 1. С. 63 - 68.

Т. Надь охарактеризовал международное финансовое право как часть международного публичного права, которая регулирует отношения, возникающие между государственными финансовыми системами, а также финансовые аспекты функционирования ООН и других межправительственных организаций, финансовые отношения, возникающие между такими организациями и государствами <14>. -------------------------------- <14> См.: Nagy T. A jog helye a jogrendszerben. , 1960. P. 476.

И. Мезнерич в своих работах придерживается широкого подхода к определению предмета международного финансового права, в рамках которого предлагает рассматривать международные налоговые, таможенные, платежно-расчетные и валютные отношения, а также вопросы функционирования международных финансовых организаций <15>. -------------------------------- <15> См.: Meznerics I. jog a szocialista . Budapest, 1969. P. 397; Meznerics I. jog a szocialista a kapcsolatokban. Budapest, 1972. P. 505.

Несомненным достоинством исследований представителей венгерской школы международного финансового права является глубина проработки в них общих положений отрасли. Следующим значимым этапом в развитии науки международного финансового права можно назвать 80 - 90-е гг. XX в. В это время начинают появляться работы, для которых характерен новый подход к отрасли, обосновывающий доминирование в ее предмете отношений, связанных с движением денежных средств в международной финансовой системе, где во главе угла стоят международно-правовые аспекты банковской деятельности и функционирования финансовых рынков. Одна из таких работ - книга "Международное финансовое право" профессора Р. С. Ренделла. Международное финансовое право, по его мнению, представляет собой совокупность частноправовых и публично-правовых отношений по поводу международного движения капитала, существенную роль в которых играют международные валютно-финансовые и кредитные организации и институты <16>. -------------------------------- <16> См.: Rendell R. S. International financial law. London: Euromoney. 1980. P. 5.

Дж. Бенджамин придерживается точки зрения, согласно которой финансово-правовое регулирование охватывает страховые отношения, обращение производных финансовых инструментов, регулирование банковской деятельности, рынков капитала и инвестиционной деятельности <17>. -------------------------------- <17> См.: Benjamin J. Financial law. Oxford: University press, 2007. P. 4 - 5.

Схожую позицию занимает и профессор Гарвардской школы права Х. С. Скотт, который в работе "Международные финансы: право и регулирование" рассматривает международно-правовые аспекты функционирования финансовых рынков (банковского дела, ценных бумаг) на примере США, ЕС и Японии, а также оффшорных юрисдикций <18>. -------------------------------- <18> См.: Scott H. S. International finance: law and regulation, 2nd ed. London: Sweet and Maxwell, 2008.

Следует отметить и работу профессора факультета права университета Джорджтауна К. Браммера "Как работает международное финансовое право", в которой автор исследует вопросы функционирования финансовых рынков, рисков и рыночной дисциплины, международных финансовых организаций, банковского регулирования и надзора, борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, влияния "мягкого" права на международное финансовое право, межгосударственное и международное сотрудничество в области защиты инвестиций <19>. -------------------------------- <19> См.: Brummer C. How international financial law works (and how it doesn't). Georgetown public law and legal theory research paper. 2011. N 11 - 112.

Похожая структура международного финансового права представлена в совместной статье профессора Университета Цюриха Р. Х. Вебера и профессора факультета права Университета Гонконга, директора Азиатского института международного финансового права Д. У. Арнера "На пути к новому механизму регулирования международных финансовых отношений" <20>. Под международным финансовым регулированием авторы понимают нормативное вмешательство государства в экономическую деятельность организаций и частных лиц, посредством выработки правил и стандартов их деятельности. Такое регулирование, по мнению ученых, предназначено для предотвращения и минимизации рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе рисков неплатежеспособности, кредитных, инвестиционных и рыночных рисков. -------------------------------- <20> См.: Weber R. H., Arner D. W. Toward a new design for international financial regulation. University of Pennsylvania journal of international economic law. 2007. Vol. 29. P. 391 - 453.

Сквозным критерием всех вышеперечисленных работ является признание доминирующей роли в предмете международного финансового права отношений, связанных с обеспечением функционирования финансовых рынков (в широком смысле). Само международное финансовое право рассматривается преимущественно как комплексная отрасль права, однако среди исследователей встречаются также сторонники исключительно частноправовой концепции. Так, английский профессор К. Бэмфорд рассматривает международные финансовые отношения в рамках международного частного права и предлагает собственную оригинальную структуру соответствующего учебного курса, который состоит из разделов, посвященных: денежным отношениям, расчетам, нематериальным активам, международному рынку облигаций, фидуциарным обязанностям, кредитным отношениям, финансовой безопасности, финансовым контрактам <21>. -------------------------------- <21> См.: Bamford C. Principles of international financial law. Oxford; New York: Oxford University Press, 2011. P. 3.

Такой подход, нивелирующий роль государства в международных финансовых отношениях, представляется в должной мере непроработанным. Несмотря на то что финансовые отношения тесно переплетены с гражданско-правовыми, ставить знак равенства между гражданским и финансовым правом недопустимо. Исторически международное финансовое право базировалось на концепции публичных финансов, которая со временем претерпевала изменения и дорабатывалась. Поэтому в предмете международного финансового права обособлены отношения, складывающиеся на межгосударственном уровне при взаимодействии национальных финансовых систем (бюджетные, налоговые, валютные, кредитные и др.), а также на уровне международных организаций по поводу движения денежных средств. Развитие и диверсификация экономических отношений, несмотря на преобладание в них частных субъектов, обусловливают необходимость их государственного регулирования, а в ряде случаев и международно-правового. Это связано со степенью интеграции таких субъектов в национальные и международную финансовую систему, равно как и с уровнем рисков, которые несет в себе их функционирование в глобальном масштабе. Деятельность кредитных, инвестиционных, страховых компаний имеет определенные общие черты: во-первых, она связана с привлечением денежных средств и оказанием финансовых услуг; во-вторых, с риском; в-третьих, данная деятельность в условиях рыночной экономики выступает предметом регулирования через выработку ее принципов и нормативов для снижения рисков и достижения публичного экономического порядка. Сегодня концепция публичных финансов дополняется критерием публичного интереса, который диктует необходимость публично-правового вмешательства государства в такие сферы, как банковская деятельность, рынок ценных бумаг, страхование. В том же случае, когда такое регулирование приобретает международно-правовые черты, речь идет о международном финансовом праве (подобный подход к определению международного финансового права аргументирован также учеными Р. Х. Вебером и Д. У. Арнером). Представляется, что системообразующим критерием при определении сущности международного финансового права должна выступать категория "публичный экономический порядок". Необходимо указать, что до настоящего времени ни в отечественной, ни в зарубежной правовой литературе не было выработано единообразного подхода к пониманию международного финансового права. Основные дискуссии связаны именно с отграничением круга общественных отношений, входящих в его предмет, и установлением публично-правовой, частноправовой или комплексной природы международного финансового права, его места в системе права. Актуализировала заявленные проблемы дискуссия, состоявшаяся во время 52-го Ежегодного собрания Российской ассоциации международного права в 2009 г. в Москве. Проблемы международных финансовых отношений в той или иной степени были затронуты в целом ряде выступлений, однако какой-либо единой позиции относительно сущности данного правового явления выработано не было <22>. -------------------------------- <22> См. подробнее: Ганюшкина Е. Б. Чем запомнилось 52-е Ежегодное собрание Российской ассоциации международного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. N 4. С. 110.

Традиционно термин "международное" в международном частном и публичном праве имеет разную смысловую нагрузку. Международное публичное право является таковым, поскольку регулирует отношения между публично-правовыми образованиями. В свою очередь, международное частное право регулирует отношения, возникающие между лицами, принадлежащими к различным государствам, и выходящие за пределы национальной правовой системы. В международной финансовой системе возникает широкий спектр общественных отношений, но не все они входят в предмет международного финансового права. Как уже отмечалось, наряду с международным финансовым правом (публичным) в регулировании этих отношений задействовано международное частное право, а также право национальное. Таким образом, в международных финансовых отношениях непосредственно взаимодействуют публично-правовые субъекты, частные же субъекты - в рамках национальных юрисдикций, в которых действует внутреннее право либо международное частное право (при появлении в этих отношениях иностранного элемента). Влияние международного финансового права на частных субъектов носит опосредованный характер и осуществляется через воздействие на внутреннее право государств. Итак, международное финансовое право призвано обеспечить правопорядок в мировой финансовой системе, создать правовые механизмы организации международного обращения капиталов, что отличает данную отрасль от международного экономического права, регулирующего внешнеторговую деятельность <23>. В связи с этим международное финансовое право предлагается рассматривать как самостоятельную отрасль международного публичного права. -------------------------------- <23> Следует отметить, что относительно предмета международного экономического права среди ученых также не выработано четкой единой позиции. См. по этому вопросу, напр.: Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / М. В. Андреев, П. Н. Бирюков, Р. М. Валеев и др.; отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. М.: Статут, 2010.

Нормы этой отрасли обладают признаками системности, определенной внутренней организации. В общую часть международного финансового права входят нормы, устанавливающие: базисные принципы отрасли, международно-правовые формы и методы финансовой деятельности различных субъектов, финансово-правовые основы государственных объединений и международных финансовых организаций, основы финансового контроля в международной сфере, банковского надзора, финансового мониторинга и другие общие вопросы. Особенная часть международного финансового права состоит из нескольких подразделений (подотраслей), в которых детализируются нормы общей части: международное финансово-правовое регулирование валютных, расчетных, банковских, страховых отношений; международных отношений в сфере государственного кредита (долга), рынка ценных бумаг и финансовых инструментов и др. Ключевым ограничительным критерием международных финансовых отношений выступает обеспечение в результате межгосударственного сотрудничества публичного экономического порядка, нацеленного на поддержание безопасного функционирования национальных финансовых систем и международной финансовой системы в целом.

Список литературы

1. Bamford C. Principles of international financial law. Oxford; New York: Oxford University Press, 2011. 2. Benjamin J. Financial law. Oxford: University press, 2007. 3. Brummer C. How international financial law works (and how it doesn't). Georgetown public law and legal theory research paper, 2011, no. 11-112, pp. 257 - 327. 4. Campos Navarro O. Derecho financiero international. La deuda externa mixicana y su impacto en el desarrollo nacional. Revista de derecho notarial, Enero-abril 2000, pp. 61 - 80. 5. Dalhuisen J. H. Dalhuisen on International Commercial, Financial and Trade Law: Second Edition, Hart, 2004. 6. Drago L. M. Cobro coercitivo de deudas publicas. Buenos Aires: Coni hermanos, 1907. 7. Drago L. M. Les emprunts et leurs rapports avec la politique internationale. 14 Revue Generale de Droit international publique, 1907, pp. 251 - 252. 8. Drago L. M., Vivot A. N. La doctrina Drago. Buenos Aires, 1911. 9. Garelli A. La scienza della finanza internazionale tributaria. Torino: Roux Frassati, 1899. 10. Lehr E. Les bases de en droit international. Revue de droit international. 1897. 11. Lippert G. Das Internationale Finanzrecht. Eine systematische Darstellung der internationalen Finanzrechtsnormen, Triest - Wien - Leipzig, Verlag: M. Quidde, 1912. 12. Manes A. Staatsbankrotte, wirtschaftliche und rechtliche Betrachtungen. Berlin: K. Siegismund, 1922. 13. Meznerics I. jog a szocialista . Budapest, 1969. 14. Meznerics I. jog a szocialista s a kapcsolatokban. Budapest, 1972. 15. Nagy T. A jog s helye a jogrendszerben. , 1960. 16. Rendell R. S. International financial law. London: Euromoney. 1980. 17. Scott H. S. International finance: law and regulation, 2nd ed. London: Sweet and Maxwell, 2008. 18. Collision of Legal Rules in the Sphere of International financial law. Questions of international law, ed. by Gorgy Haraszti, A. W. Sijthoff-Leyden. Budapest: Akademiai Kiado, 1977, pp. 193 - 210. 19. Van Daehne Van Varick A. Le droit financier international devant la de la Haye. Gravenhage, M. Nijhoff, 1907. 20. Weber R. H., Arner D. W. Toward a new design for international financial regulation. University of Pennsylvania journal of international economic law. 2007. Vol. 29. Pp. 391 - 453.

Название документа