Отбор кандидатов в судебный корпус Франции

(Андреева И. А.) ("Российский судья", 2013, N 10) Текст документа

ОТБОР КАНДИДАТОВ В СУДЕБНЫЙ КОРПУС ФРАНЦИИ

И. А. АНДРЕЕВА

Андреева Ирина Анатольевна, докторант адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России по кафедре теории и истории права и государства, кандидат исторических наук, доцент.

Автор статьи, исследуя модель и механизмы отбора кандидатов в судьи Франции, предлагает использовать положительный опыт в отечественной судебной системе.

Ключевые слова: Франция, судебный корпус, Национальная школа магистратуры, конкурсный отбор, особенности обучения, отечественная судебная система.

Selection of candidates for the judicial corpus of France I. A. Andreeva

The author of the article on considering the model and mechanisms of selection of candidates for judges of France proposes to use the positive experience in Russian judicial system.

Key words: France, judicial corpus, National Master's Degree School, competitive selection, peculiarities of training, Russian judicial system.

Специальный правовой статус судьи является важнейшим условием независимости судебной власти. Он обеспечивается во Франции согласно ст. 64 Конституции Французской Республики Органическим законом "О статусе магистратуры", содержащимся в Ордонансе от 22 декабря 1958 г. N 58-1270 <1> (далее - Ордонанс). Судебный корпус включает магистратов суда и магистратов прокуратуры, т. е. представляет собой единый (хотя по поводу сохранения этого единства в настоящее время идут споры <2>) корпус магистратов, в котором под эгидой независимых консультативных организаций организован процесс их продвижения по службе. Во Франции, как в большинстве стран Европейского континента, придерживающихся бюрократической модели судебного корпуса, он формируется на основе системы конкурсного отбора с решающей ролью отборочных комиссий и образовательных структур. Конкурс в соответствии с правовыми традициями, несмотря на постоянно высказываемые сомнения относительно эффективности методики его проведения, рассматривается как единственное средство, способное обеспечить эффективный профессиональный отбор и защиту членов корпуса от политических влияний. Так, в докладе "Диверсифицированный отбор, амбициозное образование. Вызовы качественного правосудия" комиссии Сената по законодательству 2007 г. отмечается необходимость совершенствования методов отбора судей и их профессиональной подготовки, но сам институт не ставится под сомнение <3>. -------------------------------- <1> Ordonnance N 58-1270 du 22 1958 portant loi organique relative au statut de la magistrature // URL: http://legifrance. gouv. fr/ affichTexte. do;jsessionid= 682E15E7EAEC3B4CD7A562208D7DFA0C. tpdjo03v_ 1?cidTexte= LEGITEXT000006069212&dateTexte=20130101 (дата обращения: 23.12.2012). <2> Errera R. La de des juges: sur un partage du pouvoir // URL: http://www. courdecassation. fr/ IMG/File/pdf_2007/ 10-05-2007/ 10-05-2007_errera-1.pdf (дата обращения: 09.01.2013). <3> Un recrutement , une formation ambitieuse. Les d'une justice de . Rapport d'information N 383 (2006 - 2007) de MM. Pierre Fauchon et Charles Gautier // URL: http://www. senat. fr/ rap/r06-383/ r06-3832.php (дата обращения: 23.12.2012).

Во Франции существует два способа вступления в судебный корпус: поступление в Национальную школу магистратуры после прохождения отборочного конкурса и на основе документов (sur titre) и прямое интегрирование с согласия комиссии по продвижению карьеры. Результаты конкурса, открытого для всех кандидатов, имеющих французское гражданство, обладающих положительной моральной характеристикой, соблюдающих обязанности, установленные Кодексом о национальной службе, отвечающих условиям о физической пригодности (ст. 16 Ордонанса), позволяют быть зачисленными в Национальную школу магистратуры в качестве судебного аудитора. Набор большей части членов судебного корпуса осуществляется на основе первого способа. Он состоит в проведении трех видов отборочных конкурсов (за ними закреплены названия "первый конкурс", "второй конкурс", "третий конкурс"), участие в которых возможно не более трех раз, и зачислении на основе документов (sur titre).

Судебные аудиторы Национальной школы магистратуры в период с 2002 по 2007 г. <4>

На основе На основе На основе На основе Выпуск первого второго третьего документов Итого конкурса конкурса конкурса

2002 190 18 6 31 245

2003 220 12 5 32 269

2004 228 15 7 29 279

2005 223 18 6 30 277

2006 224 19 7 36 286

2007 186 18 6 37 247

Всего: 1273 100 37 195 1603

Первый отборочный конкурс предназначен для кандидатов в возрасте до 31 года (его также именуют "студенческим"), отвечающих требованиям к уровню образования, изложенным в ст. 16 Ордонанса. Они должны обладать дипломом, подтверждающим юридическое образование продолжительностью не менее четырех лет после получения диплома бакалавра национального характера или выданного государством - членом Европейского сообщества и признанного Министерством юстиции, или дипломом Института политических исследований, или сертификатом об окончании Высшей педагогической школы. Спецификой Франции является возможность доступа в судебный корпус кандидатов без университетского юридического диплома. Предложения о том, чтобы закрыть им доступ к судейской профессии, были отвергнуты после анализа проблемы комиссией Сената (генеральный инспектор судебных служб подчеркнула, что это противоречит принципу открытости судебного корпуса и может привести к обеднению его кадрового потенциала). Выяснилось, что выпускники Института политических исследований показывают более высокие результаты на вступительных и выпускных экзаменах. Опрошенные комиссией должностные лица отмечали, что они в большей степени, чем выпускники юридических факультетов, обладают компетенциями, позволяющими им стать хорошими судьями: их отличают способность к поиску истины, высокий интеллектуальный уровень и т. д., а недостаток специальных знаний компенсируется в период обучения в Школе магистратуры благодаря мотивации обучаемых. Следующие два отборочных конкурса адресованы кандидатам, имеющим опыт профессиональной деятельности. Второй - проводится для аттестованных государственных служащих, военнослужащих и других служащих государства, территориальных коллективов и их публичных учреждений, имеющих стаж не менее четырех лет (чаще всего это служащие министерств юстиции, финансов, внутренних дел). Третий (был введен в 1992 г.) - для лиц, обладающих стажем в одном или нескольких видах профессиональной деятельности, работы в органах местного самоуправления или исполнения судебных функций на непрофессиональной основе (в торговых трибуналах, советах прюдомов и т. д.) не менее восьми лет. Программа вступительных экзаменов этих отборочных конкурсов одинаковая и отличается высокой сложностью. Средний уровень успешных кандидатов составляет 8 - 12%. За прохождением отборочного конкурса следует получение кандидатом статуса судебного аудитора и обучение в Национальной школе магистратуры. Стать судебным аудитором можно и без отборочного конкурса (ст. 18-1 Ордонанса). Лица, имеющие степень магистра права и четырехлетний опыт работы в юридической, экономической или социальной сфере, доктора права, имеющие второй диплом о высшем образовании, или соискатели, ведущие учебную или исследовательскую работу в области права, имеющие, после получения степени магистра, трехлетний опыт практической работы, а также диплом о высшем образовании в одной из юридических дисциплин, могут быть зачислены в Национальную школу магистратуры постановлением министра юстиции на основе положительного заключения комиссии по продвижению по службе. Число судебных аудиторов, назначаемых на основе документов, не должно превышать третьей части числа (до 2007 г. - пятой части) судебных аудиторов, прошедших по конкурсам. Содержание программы вступительных экзаменов было значительно модернизировано Декретом от 31 декабря 2008 г. N 2008-1551. Программа экзаменов трех основных конкурсов включает отборочные и вступительные экзамены, а также один факультативный экзамен <5>. В ходе отборочных (письменных) экзаменов проводятся испытания кандидатов в следующих формах: сочинение по актуальным социальным, юридическим, политическим, экономическим и культурным проблемам французского общества; сочинение по вопросам гражданского или гражданского процессуального права; решение практической задачи по гражданскому или гражданско-процессуальному праву; сочинение по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права; решение практической задачи по уголовному и уголовно-процессуальному праву; выполнение задания в форме кратких ответов на вопросы в сфере организации государства и права, публичного права. В ходе вступительных экзаменов проводятся испытания кандидатов в следующих формах: составление обобщающей записки, содержащей анализ документов, относящихся к определенной судебной, юридической или административной проблеме; устное изложение основного содержания текста на английском языке; собеседование по вопросам европейского и международного частного права; собеседование по вопросам социального и коммерческого права; коллективное собеседование, в ходе которого четверо испытуемых осуществляют поиск решения конкретной проблемы. Факультативный устный экзамен по одному из иностранных языков (немецкий, испанский, итальянский и арабский) позволяет кандидату получить дополнительные баллы. -------------------------------- <5> Официальный сайт Национальной школы магистратуры: URL: http://www. enm-justice. fr/ devenir-magistrat/ 1er-concours. php; http://www. enm-justice. fr/ devenir-magistrat/ 2eme-concours. php; http://www. enm-justice. fr/ devenir-magistrat/ 3eme-concours. php (дата обращения: 23.12.2012).

Эта система отбора кандидатов в судебный корпус осложняется наличием дополнительных конкурсных наборов для непосредственного назначения на должность магистрата второй и первой степеней, минуя стадию судебного аудитора, при условии короткого периода подготовки (восемь месяцев). Исключительные отборочные конкурсы проводились неоднократно в 1980 - 1990-е годы. Органический закон от 25 июня 2001 г. сделал этот тип конкурса постоянным (ст. 22-1 Ордонанса) для лиц, имеющих опыт профессиональной деятельности в юридической, административной, экономической или социальной областях, не менее 10 лет (достигших 35-летнего возраста) и не менее 15 лет (достигших 50-летнего возраста). Число кандидатов на замещение должностей второй степени судебной иерархии, отбираемых на основании дополнительных конкурсов, не должно превышать пятой части от общего числа кандидатов, отобранных на должности второй степени в предшествующий календарный год, число кандидатов на замещение должностей первой степени - десятой части. Кандидаты, прошедшие конкурсные отборочные испытания, принимаются на испытательный срок (с 2007 г.) и проходят теоретическую и практическую подготовку в сокращенные сроки (восемь месяцев). Дополнительный конкурс предназначен для лиц, имеющих профессиональный опыт, что позволяет некоторым образом нивелировать тот существенный недостаток кадрового корпуса судей Франции, когда большинство новобранцев являются молодыми людьми без практики юридической деятельности. Однако он пока не оправдал связываемых с ним надежд. Более того, отчасти сбываются опасения, высказанные в ходе парламентских дебатов 2001 г., что дополнительные конкурсы привлекут лишь лиц, желающих изменить неудачно складывающуюся карьеру. Так, в дополнительном отборочном конкурсе 2011 г. на 90 мест, объявленных Министерством юстиции, участвовали 755 кандидатов, из которых были отобраны только 30 человек <6>. -------------------------------- <6> Stobinsky A. Le trиs difficile recrutement direct des magistrats. Publie le 20/05/2012 // URL: http://www. lefigaro. fr/ actualite-france/2012/05/20/ 01016-20120520ARTFIG00158- le-tres-difficile - recrutement-direct-des - magistrats. php (дата обращения: 23.12.2012).

Для кандидатов в судебный корпус по дополнительному конкурсу в ходе отборочных экзаменов проводятся испытания в следующих формах <7>: консультирование на основе документов, относящихся к гражданскому праву, в ходе которого выявляется способность кандидата применять нормы права; сочинение по выбору кандидата - либо по вопросам уголовного права, либо по вопросам публичного права; составление обобщающей записки на основе комплекта юридических документов. В ходе вступительных экзаменов кандидаты демонстрируют презентацию в течение десяти минут предлагаемого кандидатом решения практической задачи в сфере уголовного или гражданского права с последующим двадцатиминутным собеседованием, в ходе которого комиссия оценивает имеющийся интеллектуальный багаж кандидата и способность к его обновлению; устный опрос кандидата в той области права, которую он не выбрал для вступительных экзаменов; для кандидатов, участвующих в отборочном конкурсе на должность магистрата, относящуюся к первой степени судебной иерархии, устный опрос в области гражданского и уголовного права и - по выбору кандидата - социального или торгового права. -------------------------------- <7> URL: http://www. enm-justice. fr//devenir-magistrat/ concours-compl-2012.php (дата обращения: 23.12.2012).

Вторым ("побочным") путем формирования судебного корпуса является прямое включение кандидата ( directe) в корпус магистратуры с согласия комиссии карьерного продвижения судей. Так, на должности судей второй степени судебной иерархии (ст. 22 Ордонанса) могут быть приняты лица старше 35 лет, имеющие дипломы об образовании, эквивалентные тем, что необходимы для участия в конкурсе, и не менее семи лет профессионального стажа, ясно свидетельствующего об их способности к исполнению судейских функций; являющиеся руководителями секретариатов судов или советов прюдомов с семилетним опытом; аттестованные государственные служащие категории "А" министерства юстиции, не имеющие необходимых дипломов, но с семилетним опытом государственной службы. На должности судей первой степени судебной иерархии (ст. 23 Ордонанса) - лица, имеющие дипломы об образовании, эквивалентные тем, что необходимы для участия в конкурсе, и семнадцать лет профессионального стажа на должностях, которые квалифицируются как позволяющие занимать судебные должности, заведующие канцеляриями судов и трибуналов и советов прюдомов. На судейские должности "вне иерархии" (ст. 40 Ордонанса) могут быть приняты государственные советники, находящиеся на службе, магистраты судебного корпуса, исполняющие функции директоров или начальников департаментов министерства юстиции, или директора Национальной школы магистратуры, докладчики Государственного совета, состоящие в этой должности не менее десяти лет, профессора государственных юридических факультетов со стажем не менее десяти лет, адвокаты в Государственном совете или Кассационном суде, члены и бывшие члены Совета союза адвокатов, имеющие не менее 20 лет стажа, члены коллегии адвокатов с 25-летним стажем. Непосредственный прием в судебный корпус может быть окончательным или временным. Во втором случае речь идет о временном откомандировании (ст. 41 Ордонанса), что позволяет высокопоставленным чиновникам быть откомандированными для временного назначения на должности судей первой (обязателен стаж от десяти лет) и второй степени (обязателен стаж от четырех лет) (ст. 41-2 Ордонанса). Откомандированные лица приобретают статус магистрата. До начала осуществления своих судебных обязанностей эти лица проходят стажировку в течение шести месяцев, характер которой устанавливается комиссией по продвижению по службе. В целом общая тенденция эволюции системы конкурсных отборов на судейские и прокурорские должности в последние годы во Франции состоит в расширении возможности доступа в судебный корпус кандидатам "извне", имеющим значительный профессиональный опыт в юридической и даже неюридической сфере в целях его большей открытости. Стремление разнообразить пути пополнения кадрового корпуса, получившее в последние годы правовую регламентацию, на практике реализуется не в полной мере. Процент судей-новобранцев, вступивших в корпус посредством дополнительных конкурсов или посредством прямого приема, всегда значительно ниже уровня установленных законом квот.

Литература

1. Ordonnance N 58-1270 du 22 1958 portant loi organique relative au statut de la magistrature // URL: http://legi-france. gouv. fr/ affichTexte. do;jsessionid= 682E15E7EAEC3B4CDA562208D7DFA0C. tpdjo03v_ 1?cidTexte= LEGITEXT000006069212&dateTexte= 20130101 (дата обращения: 23.12.2012). 2. Errera R. La de des juges: sur un partage du pouvoir // URL: http://www. courdecassation. fr/ IMG/File/pdf_2007/10-05-2007/ 10-05-2007_errera-1.pdf (дата обращения: 09.01.2013). 3. Un recrutement , une formation ambitieuse. Les d'une justice de . Rapport d'information N 383 (2006 - 2007) de MM. Pierre Fauchon et Charles Gautier // URL: http://www. senat. fr/rap/ r06-383/r06-3832.php (дата обращения: 23.12.2012). 4. Официальный сайт Национальной школы магистратуры: http://www. enm-justice. fr/devenir-magistrat/1er-concours. php; http://www. enm-justice. fr/devenir-magistrat/2eme-concours. php; http://www. enm-justice. fr/devenir-magistrat/3eme-concours. php (дата обращения: 23.12.2012). 5. Stobinsky A. Le trиs difficile recrutement direct des magistrats. Publiй le 20/05/2012 // URL: http://www. lefigaro. fr/ actua-lite-france/2012/05/20/ 01016-20120520ARTFIG00158-le - tres-difficile - recrutement-direct-des - magistrats. php (дата обращения: 23.12.2012). 6. URL: http://www. enm-justice. fr// devenir-magistrat/ concours-compl-2012.php (дата обращения: 23.12.2012).

Название документа