Иракское "комплексное" законодательство о пользовании недрами: проблемы и перспективы принятия

(Касаев Э. О.) ("Журнал российского права", 2008, N 7) Текст документа

ИРАКСКОЕ "КОМПЛЕКСНОЕ" ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИНЯТИЯ

Э. О. КАСАЕВ

Касаев Эльдар Османович - студент Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России.

Согласно широкодиапазонному соглашению о концессии (право использовать землю в специальных целях) с консорциумом (временное объединение каких-либо организаций для достижения общих целей) международных нефтяных компаний, в последующем - с Иракской нефтяной компанией, разработка месторождений и добыча нефти в Ираке начались в 20-е гг. XXI в. Национализация иракских нефтяных запасов и их добычи была завершена к 1975 г. С 1975 по 2003 г. операции по добыче и экспорту иракской нефти полностью регулировались государством. Тем не менее с начала 80-х гг. по 2003 г., когда Правительство С. Хусейна было свергнуто, нефтяная инфраструктура несла убытки от негативных последствий войны, нехватки инвестиций и новых технологий, а порой и от неэффективного управления. Именно поэтому основной целью иракцев сегодня является восстановление и развитие ТЭК страны. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, законодательно определить порядок пользования недрами в Ираке. Нефть, газ, другие залегающие в недрах минеральные ресурсы, - говорится в юридической литературе, - это сокровища, разведанные запасы которых иссякают, а перспективы обнаружения новых достаточно неопределенны <1>. Поэтому недра и различные энергетические ресурсы выступают объектом все большего числа международных правоотношений (особенно по вопросу собственности на недра). -------------------------------- <1> Аренс В. Ж., Вылегжанин А. Н. Режим минеральных ресурсов по международному праву и национальному законодательству // Предисловие к книге "Правовой режим минеральных ресурсов". М., 2002. С. 3.

Исследователь О. А. Сиражетдинова-Гуреева предлагает в проблеме собственности в сфере недропользования выделить три компонента: право собственности на недра, соотношение права собственности на недра и земельные участки над ними, право собственности на добытые полезные ископаемые <2>. Нормативно-правовой базой, регулирующей эти вопросы, является Конституция Ирака, а также законопроект об углеводородах (Draft Hydrocarbon Framework Law), который пока еще не принят. -------------------------------- <2> Сиражетдинова-Гуреева О. А. Проблема прав на минеральные ресурсы (сравнение международного и российского права) // Московский журнал международного права. Специальный выпуск "Энергетика и право: правовой режим природных ресурсов". 2005. С. 79.

В настоящий момент иракский парламент продолжает обсуждение комплексного законодательства о недрах и правах собственности на них. Это законодательство должно определить условия управления и развития важнейших государственных запасов нефти и природного газа в будущем. Центральное место в разработке данного законодательства занимает проект рамочного Закона о нефти, который будет регулировать дальнейшую разработку и добычу нефти и газа в Ираке. Три дополнительных закона завершат данный комплекс путем: - установления условий и механизмов для распределения доходов; - создания Иракской национальной нефтяной компании; - реорганизации Министерства нефти Ирака. Параллельные переговоры относительно поправок к Конституции Ирака 2005 г. могут напрямую повлиять на комплексное нефтяное законодательство, особенно в попытках выяснить и определить полномочия, которыми наделяются федеральные и региональные правительства в вопросах регулирования разработки и экспорта нефти и газа, в соответствии с Конституцией. Мнения сторонников и противников комплексного иракского законодательства разделились в отношении: - надлежащих ролей и обязательств федеральных и региональных органов власти; - условий и степени потенциального иностранного участия в разработке и добыче нефти и газа; - цифр и механизмов справедливого распределения доходов. Четыре элемента комплексного нефтяного законодательства находятся на разных стадиях разработки и обсуждения и, скорее всего, будут рассмотрены Советом представителей Ирака (парламентом) одновременно. Иракские и некоторые другие международные эксперты выразили свое беспокойство на тот счет, что атмосфера насилия и неразрешенной напряженности, которая господствует в Ираке, может помешать тщательному детальному анализу комплексного нефтяного законодательства <3>. -------------------------------- <3> В частности, иракские лейбористские группы сомневаются в прозрачности и содержательности процедур составления и обсуждения законопроектов. Ряд блоков в Совете представителей препятствует или пытается внести значительные поправки в законодательство, отвечающие их интересам.

Проект рамочного Закона об углеводородах. Начиная с середины 2006 г. Комитет по нефти и энергетике, работая под покровительством иракского Кабинета министров, готовил проект рамочного Закона, который регулировал бы нефтяной и газовый сектора страны. Вслед за одобрением со стороны Комиссии, Совет министров Ирака (Кабинет) одобрил проект рамочного Закона о нефти в феврале 2007 года. Приложения к Закону, в которых определяются месторождения, которыми управляют федеральные или региональные власти, остаются до сих пор дискуссионными. Центральным элементом законопроекта является создание Федерального совета по нефти и газу (The Federal Oil and Gas Council), в задачи которого будет входить "определение направлений политики и планирование деятельности во всем нефтегазовом секторе, включая руководство разработкой, добычей и транспортировкой" (Article 5 (a) C). Совет должен стать самым влиятельным органом в нефтегазовой сфере. Он будет наделен правом пересматривать любые соглашения. Решения будут приниматься большинством в 2/3 голосов. Членами Совета могут быть назначены члены Кабинета, представители региональных правительств (признанных в соответствии с Конституцией), эксперты, представители производящих провинций <4>. -------------------------------- <4> Иракский законодатель определяет термин "производящая провинция" как любая иракская провинция, на территории которой постоянно добывается нефти и природного газа более 150 тыс. баррелей в сутки (Article 4 of the Draft Framework Law).

Сотрудничать с Советом будет группа независимых экспертов (A Panel of Independent Experts), в которую могут входить как жители Ирака, так и иностранные граждане. Функция группы - консультативная. Возможность иностранных экспертов в области энергетики и промышленности быть избранными для участия в группе вызвала тревогу у ряда иракских и иностранных специалистов. С чем это связано? Хотя в законопроекте упоминается, что "при формировании Совета будет приниматься во внимание справедливое представительство основных частей иракского общества" (Article 5 (a) C), однако существуют серьезные опасения в том, что создание Совета на основе законопроекта может потенциально спровоцировать экстремистское или региональное напряжение. Для большинства арабов-шиитов предоставлена потенциальная возможность прямо или косвенно контролировать состав иракского Кабинета в иракской демократической системе, и, напротив, у арабов-суннитов существует призрачная возможность занять места в Совете. Вследствие чего суннитское меньшинство Ирака боится, что их интересы не будут адекватно представлены во влиятельном Совете. Другие представители иракского народа могут быть воодушевлены тем фактом, что смогут получить признанный в соответствии с Конституцией региональный статус с целью обеспечения их представительства в Совете. Будущие энергетические договоры. Законопроект о нефти устанавливает ряд критериев, в соответствии с которыми будут заключаться будущие соглашения по разработке и добыче нефти с целью сохранить государственный контроль и максимизировать экономическую прибыль. Документ предусматривает, что "участники соглашения могут наделяться эксклюзивными правами на разработку, развитие, добычу и реализацию иракской нефти на определенные периоды времени, при условии наличия одобрения соглашения и плана разработки месторождения со стороны иракских властей". Законопроект также определяет основные положения и условия для оценки соглашений и разработанных планов с целью сохранения суверенного контроля со стороны иракского государства над: - добычей нефти; - экономической прибылью государства; - доходами потенциальных инвесторов (Article 9). Группа независимых экспертов Совета будет использовать эти критерии "для оценки соглашений, подписанных региональным Правительством Иракского Курдистана с 2003 г. Министерство нефти и Совет будут использовать данные критерии для оценки соглашений, подписанных с международными нефтяными компаниями во времена предыдущего режима" (Article 40). Положения о соглашениях привлекли значительное внимание специалистов, так как они предусматривают иностранное участие и, следовательно, несут в себе изменения в национализации иракского нефтяного сектора. Определенные детали типичной модели соглашений и условия отдельных соглашений, установленные в порядке договоренности между Ираком и потенциальными иностранными партнерами, определяют форму иностранного участия и распределения доходов Ирака и иностранных компаний. Стоит заметить, что законопроект не устанавливает единой формы соглашений, определенных условий и деталей. Совет по замыслу законодателя разработает форму соглашений для использования иракских нефтяных и газовых месторождений. И в дальнейшем будет оценивать соглашения с иностранными участниками в соответствии с установленными критериями. По словам директора Revenue Watch Middle East Я. Саида, целью данного Закона изначально является привлечение иностранных инвестиций в нефтяной сектор Ирака <5>. -------------------------------- <5> См. подробнее: http://www. revenuewatch. org.

Таким образом, обсуждаемый в Ираке Закон о недрах открывает двери для иностранных компаний, следовательно, необходимы тщательно обдуманные механизмы для сохранения контроля в руках национального правительства <6>. -------------------------------- <6> USIPeace Briefing: The Iraq Hydrocarbon Law: How and When? June 2007.

Приложения к законопроекту в отношении региональных властей и управления нефтяными месторождениями. В соответствии с законопроектом признанные Конституцией региональные власти автоматически будут наделены правом членства в Совете. Законопроект гарантирует региональным властям лицензионные полномочия относительно нефтяных месторождений, обозначенных в приложениях в соответствии с условиями законопроекта, урегулированных с планами и процедурами Совета. Стоит особо подчеркнуть, что официальные версии проектов приложений опубликованы не были, тем не менее некоторые издания опубликовали цифры и детали, которые обсуждались на Иракской нефтяной конференции в Дубае в апреле 2007 г. <7>. -------------------------------- <7> Материалы конференции доступны на: http://www. revenuewatch. org.

В соответствии с данными докладами около 93% доказанных нефтяных запасов Ирака будут находиться под юрисдикцией федерального Правительства (приложения 1, 2, 4), тогда как региональное Правительство Курдистана будет контролировать оставшиеся 7% (приложение 3). В ответ представители курдов сделали ряд заявлений после конференции, выразив свои возражения против приложений к законопроекту, и грозились не поддержать комплексное законодательство в Совете представителей <8>. Региональное Правительство Курдистана опубликовало свое мнение относительно приложений на официальном интернет-сайте <9>. -------------------------------- <8> Simon Webb. Iraq Oil Law to Go to Parliament, Kurds Wary // Reuters. 18 April 2007. <9> http://krg. org/pdf

Законопроект о распределении доходов от экспорта энергоресурсов. Конституция Ирака предусматривает качественный критерий распределения доходов от нефти и газа и требует, чтобы парламент принял закон, регулирующий данный вопрос. В феврале 2007 г. официальные лица в Багдаде и Вашингтоне заявили, что основное соглашение о распределении доходов между регионами в зависимости от численности их населения было достигнуто. Тем не менее иракские лидеры в июне 2007 г. продолжили обсуждение положений законопроекта о распределении доходов. В соответствии с конституционными требованиями был подготовлен самостоятельный законопроект о распределении доходов (Draft Revenue Sharing Law), который стал частью комплексного нефтяного законодательства и сейчас находится на стадии обсуждения. Согласно законопроекту, опубликованному региональным Правительством Курдистана 20 июня 2007 г. <10>, федеральное Правительство будет наделено полномочиями по распоряжению доходами от операций с нефтью и газом, при условии, что все денежные средства будут депонированы (находиться на счету в каком-либо финансовом учреждении) на внутренних и внешних счетах, в зависимости от источника. -------------------------------- <10> Ibid.

Федеральное Правительство будет обладать преимущественным правом на размещение денежных средств на счетах с целью поддержания национальных интересов, таких, как оборона и международные отношения. (При условии, что данные действия не влияют на стабильность и нужды региональных правительств, производящих районов и провинций, которые находятся не в регионе.) Остаток на счетах будет автоматически распределен между регионами и производящими районами и провинциями на месячной основе в согласованном процентном соотношении: население - плотность, в соответствии с результатами учета численности населения на тот момент. В законопроекте не содержатся определенные положения в отношении потребностей и нужд регионов (предусмотрено Конституцией Ирака), понесших ущерб. Данный законопроект предусматривает создание Комиссии по мониторингу федеральных финансовых ресурсов, в состав которой будут входить: - официальные представители правительства; - эксперты; - представители от каждого региона и производящих провинций. Комиссия будет заниматься мониторингом финансовых поступлений и распределением средств из Фонда (доходного). Кроме того, она будет помогать иностранным аудиторам при составлении ежемесячных, ежеквартальных и годовых прозрачных отчетов. Законопроект помимо прочего призывает к учреждению "Фонда Будущего" (Future Fund) для "сверхдоходов" (surplus revenue), но оговаривает, что деятельность данного Фонда должна быть определена другим нормативным актом, который будет обсужден представителями федерации, регионов и производящих провинций (Article 7). Законопроекты о Министерстве нефти Ирака и Национальной нефтяной компании. Двумя заключительными компонентами в комплексном нефтяном законодательстве Ирака являются законопроект, который реорганизует Министерство нефти (Draft Ministry of Oil Law), и законопроект об учреждении иракской Национальной нефтяной компании INOC (Draft National Oil Company Law). Согласно законопроекту о нефти, ответственность и полномочия Министерства нефти Ирака и INOC будут изменены в значительной степени. Поэтому названные законопроекты (о Министерстве нефти и INOC) необходимы, чтобы обеспечить контроль, ответственность и разделение властей между этими двумя организациями. Стоит заметить, что до сих пор проекты этих Законов не были опубликованы, и публичные сообщения о них по-прежнему малочисленны. Перспективы принятия рамочного Закона об углеводородах и осуществления его положений и норм. Иракские официальные лица расценили одобрение законопроекта о нефти Советом министров в феврале 2007 г. как значительный шаг вперед на пути развития. Тем не менее в последнее время проект комплексного законодательства стал предметом тщательного исследования со стороны иракских и международных обозревателей: проект рамочного Закона содержит в себе ключевые моменты, включая условия заключения соглашений и распределения доходов. Иракцы надеялись, что Закон о нефти будет одобрен парламентом к концу мая 2007 г. Тем не менее разногласия по приложениям к Закону, в которых говорится об управлении месторождениями и суммах и механизмах распределения доходов, препятствовали рассмотрению в парламенте. Неудача в достижении кворума в иракском Совете представителей также осложнила попытки обсуждения и принятия Закона с конца 2006 г. Осложняет ситуацию и то, что многие иракские законодатели имеют место жительства за пределами Ирака <11>. -------------------------------- <11> Например, летом 2007 г. два парламентских блока суннитов (The National Dialog Front и Accord Front) бойкотировали парламентские сессии.

Потенциальные поправки к нефтегазовому законодательству смогут помешать или даже стать рискованными для достигнутых переговорщиками и официальными представителями иракского Кабинета министров компромиссов. Правительство Ирака может столкнуться с длительными препятствиями на пути приведения в исполнение принятого Закона в свете значительной угрозы безопасности и сильной оппозиции предложенным компромиссам, о чем говорили некоторые иракские специалисты. Идея федерализма была инкорпорирована в Конституцию и законодательство Ирака. Мнения жителей Ирака относительно проекта комплексного законодательства, надлежащей роли и полномочий федерального Правительства, региональных властей и властей производящих провинций в принятии решений в нефтяной сфере различны от региона к региону. Тем не менее конституционная неясность в отношении ролей полномочий федеральных, региональных властей и властей производящих провинций привела к тупиковой ситуации по данным вопросам <12>. Конституция Ирака гласит, что "природные ресурсы являются достоянием всех жителей Ирака, во всех регионах и производящих провинциях" (ст. 108), а "федеральное Правительство вместе с производящими провинциями и регионами берет на себя управление добытыми на существующих месторождениях нефтью и газом" (ст. 109). Эти положения были включены с целью достижения консенсуса среди иракского населения и с целью принятия Конституции. -------------------------------- <12> См. об этом подробнее: Joseph C. Bell, Cheryl Saunders. Iraqi Oil Policy // Constitutional Issues Regarding Federal and Regional Authority, Memorandum, 7 July 2006; http://www. iraqrevenuewatch. org.

Комитет по пересмотру Конституции Ирака весной 2007 года официально вызвал свои долгожданные рекомендации относительно конституционных поправок. Однако он оставил решение многих непростых вопросов, включая распределение доходов от нефти, на усмотрение лидеров государства, которые разрешат их в интересах государства и смогут гарантировать соблюдение прав всех сторон <13>. -------------------------------- <13> Damien Cave. Iraqis Are Failing to Meet U. S. Benchmarks // New York Times. 13 June 2007.

По имеющимся сообщениям, представители курдов в Комитете выступали за право региональных властей заниматься вопросом распределения нефтяных доходов. Сунниты и шииты, в свою очередь, поддерживали идею контроля над получением и распределением доходов со стороны центрального правительства <14>. -------------------------------- <14> Mariam Karouny. Iraq Lawmakers Deadlocked over Constitution Reforms // Reuters. 22 May 2007.

Без взаимно достигнутого согласия по вопросу контроля над доходами, как обозначено в приложении к Конституции, принятие проанализированных выше законопроектов не сможет, на наш взгляд, в достаточной мере обеспечить справедливое распределение доходов от экспорта энергоресурсов Ирака. До настоящего времени курды, действуя через свое Правительство, настаивали на праве подписывать соглашения по разработке без значительного вмешательства со стороны национального правительства. Другие субнациональные группировки также могут оспорить право центрального правительства контролировать аспекты нефтяной деятельности. За это могут также выступать некоторые жители богатой производящей провинции Аль-Басра и представители меньшинства общины суннитов, которые опасаются, что преобладающие по численности в национальном правительстве шииты и курды смогут нечестно распределять нефтяные доходы. Нормативно-правовое регулирование российских инвестиций в ТЭК Ирака. Сразу стоит отметить, что еще в 2004 г. иракской властью был принят Указ N 39, регулирующий иностранные (в том числе российские) инвестиции в экономику страны. Документ ввел национальный режим в отношении иностранных инвесторов, обеспечив с юридической точки зрения приемлемый уровень прозрачности и высокий уровень защиты иностранных капиталовложений в Ирак. В соответствии с данным нормативным актом ограничения на участие иностранного капитала в иракских компаниях были сняты практически во всех отраслях иракской экономики, за исключением компаний сырьевого сектора, в которых для иностранцев сохранились ограничения. Согласно действующему ранее в Ираке законодательству, иностранные инвесторы могли претендовать на различные налоговые льготы в зависимости от рода и отрасли их хозяйственной деятельности. Следует заметить, что наиболее благоприятный налоговый режим для инвесторов в Ираке действовал в промышленных отраслях, где существовали такие преимущества налогового режима, как иностранные налоговые кредиты, единая ставка подоходного налога, возмещение на амортизацию. Совсем иная картина в современном законодательстве Ирака. На сегодняшний день Россию и Ирак не связывают какие-либо действующие юридические договоренности по защите капиталовложений. Заключенный в 1987 г. контракт на освоение проекта "Западная Курна-1" был приостановлен из-за действия международных санкций в 1991 г. Утратило силу и Соглашение между Правительством России и Правительством Республики Ирак от 25 апреля 1995 г. о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности. Кроме того, действие целого ряда российско-иракских контрактов, подписанных в период с середины 80-х гг. до 2003 г. <15>, было также прекращено из-за жесткого режима введенных в отношении Ирака санкций. -------------------------------- <15> Контракты предусматривали участие российской стороны в освоении и обустройстве ряда иракских месторождений, а также выполнение сервисных работ по развитию и модернизации объектов инфраструктуры нефтяной отрасли Ирака.

Сегодня Россия хотела бы возобновить сотрудничество с Ираком <16>, принимая во внимание те совместные наработки, которые были сделаны до свержения режима С. Хусейна. -------------------------------- <16> На иракский рынок постараются выйти отечественные нефтяные компании "Роснефть", "Зарубежнефть", "Нефтегазэкспорт". См.: Независимая газета. 9 августа 2007 г.

Острые споры в этом отношении вызывает контракт на освоение крупного иракского нефтяного месторождения "Западная Курна-2", подписанный 21 марта 1997 г. в Багдаде. Участниками контракта являлись Министерство нефти Ирака, российские компании "ЛУКойл", "Зарубежнефть", "Машиноимпорт". Контракт был утвержден Президентом Ирака после его ратификации парламентом. Однако к прямой реализации проекта российская сторона так и не приступила из-за невозможности вести полномасштабную деятельность по контракту в условиях международных санкций. Министр нефти Ирака Х. аш-Шахрастани неоднократно официально заявлял о потере "ЛУКойлом" контракта "Западная Курна-2", ссылаясь на то, что документ был подписан прежним режимом и был прерван, так как не исполнялся в соответствии с содержащимися в нем условиями. Россия тем временем рассчитывает все же сохранить свои права на разработку иракского месторождения. Позиция нашего государства заключается в следующем. В соответствии с условиями контракта его расторжение возможно только в Международном суде <17>. Однако в эту инстанцию иракская сторона не обращалась (ни при режиме С. Хусейна, ни после). В этой связи вполне вероятно, что сейчас начнутся поиски компромиссного решения в отношении "Западной Курны-2" в частности и российских инвестиций в ТЭК Ирака в целом. -------------------------------- <17> См. об этом подробнее: Касаев Э. О. Багдадские "ловушки" для российского нефтяного бизнеса // Международная жизнь. 2007. N 9. С. 133 - 145.

Определенные положительные шаги в иракском законодательстве уже сделаны. Так, Конституция страны обеспечивает защиту иностранным инвесторам от экспроприации их собственности: "запрещается любая экспроприация за исключением случаев, представляющих общественный интерес, и только при условии справедливой компенсации" (ст. 23). Однако дальнейшая реализация данного конституционного положения будет зависеть от иракского комплексного законодательства о пользовании недрами, которое до сих пор не принято. Таким образом, потенциальным российским инвесторам придется столкнуться со значительными трудностями на этапе создания и запуска своих проектов, поскольку правовая система Ирака пока еще не сформирована. На сегодняшний день в стране отсутствует единое правовое пространство. Кроме того, в регулирование инвестиционного процесса вовлечены несколько иракских министерств и ведомств, которые зачастую лишены четких внутренних юридических инструкций и ориентиров при возникновении спорных ситуаций. В заключение можно сделать следующие выводы. Первое. В Ираке обсуждается важный законопроект, который создаст правовую основу отношениям в области недропользования. Второе. С помощью принятия комплексного законодательства предполагается перестроить ТЭК Ирака и создать условия для притока иностранных инвестиций. Однако международные энергетические компании ждут, пока в Ираке будут установлены четкие правовые рамки деятельности в этой сфере. Третье. В законопроекте предусмотрен ряд форм инвестирования. Прежде всего соглашение о разделе продукции (СРП). Ирак намерен предоставлять инвесторам на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на разведку и добычу нефти на указанных в соглашениях участках. Инвесторы должны проводить работы за свой счет и делить произведенную продукцию с другими участниками СРП. Предусмотрена и форма концессии (способ приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или процент от прибыли получает право разрабатывать указанное месторождение). Четвертое. Механизм распределения доходов от продажи минеральных ресурсов удалось согласовать. Средства будут поступать центральной власти, а затем распределяться по регионам с учетом их потребностей и численности населения. Однако окончательной ясности о том, кто будет предоставлять нефтяные контракты, пока нет. Пятое. Непрекращающиеся внутрииракские споры по вопросу пользования недрами ведут к расколу и фрагментации всего общества на разрозненные группировки, действующие на основе узких этноконфессиональных интересов. В этой связи иракскому парламенту не удастся в среднесрочной перспективе принять новый законопроект и применить на практике его "революционные" для иракской правовой системы положения. Шестое. На сегодняшний день инвестиционный климат в Ираке является крайне неблагоприятным. В условиях правового вакуума российским "игрокам" не удастся (на законных основаниях) обосноваться на непредсказуемом энергетическом поле Ирака. Иракскому ТЭК, длительное время пребывающему в перманентном кризисе, вряд ли могут угрожать какие-либо новые потрясения - до 2003 г. он и так был истощен более чем десятилетним режимом международных санкций и, по сути, давно пребывал в упадке.

Название документа