Состояние организованной преступности в государствах - участниках СНГ и меры противодействия

(Кубов Р. Х.) ("Российский следователь", 2008, N 15) Текст документа

СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Р. Х. КУБОВ

Кубов Р. Х., кандидат юридических наук.

В силу развивающегося стремления к созданию единого правового и криминологического пространства, объединению усилий в сфере борьбы с преступностью в рамках СНГ представляет практический и научный интерес анализ организованной преступности в странах Содружества <1>. -------------------------------- <1> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Совершено Выявлено лиц, преступлений совершивших организован - преступления в ными группами составе организованных групп

2006 2007 2006 2007

Азербайджан 174 282 185 102

Армения 101 56 31 22

Беларусь 534 395 308 188

Грузия 15 14 62 90

Казахстан 625 698 34 45

Кыргызстан 59 38 24 37

Молдова 2 5

Таджикистан 44 55

Узбекистан 1062 1024 873 789

Украина 3977 4682 1749 1628

Россия 30174 35026 11715 11543

Очевидно, что существенное снижение показателей организованной преступности достигнуто в Беларуси, Армении. Однако ряд статистических позиций вызывает определенные сомнения (например, 2 организованные группы в Молдове или 14 таких групп в Грузии). Причины такому положению дел могут быть разные: порядок регистрации преступлений, конъюнктурные соображения приукрашивания статистики и т. д. Особое место в структуре организованной преступности государств СНГ занимают убийства, при этом с учетом особенностей национального законодательства речь идет только об умышленных деяниях:

Совершено Выявлено лиц, умышленных совершивших убийств умышленные организованными убийства в группами составе организованных групп

2006 2007 2006 2007

Азербайджан 7 1 30 5

Армения

Беларусь 14 5 11 8

Грузия

Казахстан 16 10 22 29

Кыргызстан 1 1 1

Молдова

Таджикистан 1 2 8

Узбекистан 17 2 30 4

Украина 34 40 57 42

Россия 244 181 339 238

Как и прежде, отмечается тенденция роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия в государствах Центральной Азии <2>. По состоянию на конец 2007 г. ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств, осуществляемого организованными группами, такова <3>: -------------------------------- <2> См.: Преступность и правонарушения (2000 - 2005 гг.). С. 12 - 13, 37. <3> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Совершено Выявлено лиц, преступлений в совершивших сфере НОН преступления, организованными связанные с НОН, группами в составе организованных групп

2006 2007 2006 2007

Азербайджан 8 3 27 6

Армения 1 2

Беларусь 2 10 4 7

Грузия 1 4 2 13

Казахстан 42 46 41 27

Кыргызстан 1 5 4 12

Молдова

Таджикистан 8 19

Узбекистан 20 38 19 36

Украина 957 187

Россия 5348 7308 2454 3168

Приведенные данные подтверждают вывод российских ученых о том, что многие общеуголовные преступления интернационализируются и приобретают организованный транснациональный характер, что, в свою очередь, влечет необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с ними <4>. Об этом свидетельствуют и последние статистические сведения. В 2007 г. на территории России гражданами Узбекистана совершено 8858 преступлений (+12,8%), гражданами Азербайджана - 3886 (-21,2%), Армении - 2075 (-20,9%), Беларуси - 1883 (+9,3%), Кыргызстана - 3044 преступления (-4,3%) <5>. -------------------------------- <4> См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. С. 23 - 24. <5> См.: Состояние борьбы с организованной преступностью на территории государств - участников СНГ за 2007 г.: Информационно-статистический сборник. М., 2008.

Только в 2007 г. по расследованным уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами, изъято: - иностранной валюты (в эквиваленте долларов США) - 19674800; - поддельных денег - 7972 купюры; - предметов антиквариата - 65790 единиц; - нефти и нефтепродуктов - 52684 тыс. тонн; - огнестрельного оружия - 1104 единицы; - наркотикосодержащих растений - 49152 кг; - наркотических средств и психотропных веществ - 3337,6 кг. Таким образом, сравнительная характеристика организованной преступности в государствах СНГ дает определенное представление о ее состоянии, динамике и структуре. Часть этой преступности в силу территориальной распространенности, государственной правовой принадлежности (гражданства) виновных лиц, опасности посягательства на интересы нескольких государств составляет международную преступность. По ряду причин не дает ожидаемого эффекта международное сотрудничество по противодействию торговле наркотиками. Всеобщая конвенция о наркотиках 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН против нелегальной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г. создали базу для международного контроля. Однако отсутствие необходимых средств в ООН не позволяет осуществлять наблюдение за действенностью этих мер и выполнять Международную программу по борьбе с наркотиками. Не профинансированы также национальные и региональные программы. Правовые системы суверенных государств сильно различаются в подходах к проблеме (одни настаивают на запретах, другие - за контроль и терпимость). Более того, многие государства не имеют законодательной и технической базы, необходимой для выполнения международных соглашений. Представляется, что эффективные стратегии по противодействию распространению наркотиков могут реализовываться исключительно в контексте стратегий по сдерживанию организованной преступности. И, как показывает международный опыт, более высокий результат дают программы субрегионального сотрудничества, ориентированные на взаимодействие правоохранительных систем государств, располагающих сходными принципами, правилами и конкретными механизмами регламентации правовых отношений. В этом смысле реальные результаты и перспективы имеет сотрудничество государств, находящихся на постсоветском пространстве, объединенных в Содружество Независимых Государств. Нарастание масштабов организованной транснациональной преступности - только часть проблемы, решение которой невозможно без согласованных коллективных усилий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Главное достижение Содружества в этой области - создание системы взаимодействия его органов и компетентных национальных структур, призванных обеспечивать стабильность и безопасность, сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве СНГ. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам. Однако модификации криминальных угроз заставляют совершенствовать нормативно-правовую базу международного сотрудничества в данной сфере. Только в мае 2007 г. Объединенной комиссией по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств рассмотрены проекты модельных законодательных актов "О безопасности на транспорте", "О безопасности на воздушном транспорте", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии торговле людьми", "Об оказании помощи жертвам торговли людьми", "О противодействии экстремизму", "О милиции (полиции)", "О государственной границе", "О пограничных ведомствах (силах)" <6>. -------------------------------- <6> См.: Материалы пресс-службы Исполнительного комитета государств - участников СНГ // www. cis. minsk. by.

Представляется, что модельные законодательные акты, принимаемые на уровне субрегионального нормотворчества, объективно способствуют унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормы права такого типа, хотя и являются рекомендательными, создают правовой ориентир для государств-участников, позволяют воспринять апробированный опыт других государств, повысить эффективность собственного законодательства и его совместимость с законодательством сопредельных стран.

Название документа