Российские патентные поверенные и вступление России в ВТО

(Муранов А. И.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

РОССИЙСКИЕ ПАТЕНТНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ И ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2008 года

А. И. МУРАНОВ

Муранов А. И., канд. юрид. наук, президент коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".

Статья посвящена тому, каким образом вступление России во Всемирную торговую организацию может привести к возникновению конкуренции в сфере оказания услуг патентных поверенных между российскими и иностранными лицами.

Принятие государством обязательств по ГАТС как условие его членства в ВТО

То, что вступление России в ВТО является неизбежным, бесспорно. Можно сколь угодно долго рассуждать о вреде глобализации, но это никоим образом не поколеблет следующую формулу: либо Россия будет заниматься системой международной торговли изнутри с выгодой для себя, либо эта система будет заниматься Россией, находящейся вне ее, невыгодным для России образом. Как известно, основная задача ВТО - способствовать свободе торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью между лицами из членов ВТО за счет устранения мер и барьеров, которые установлены государствами в их национальном праве для иностранных субъектов и которые препятствуют такой свободе. Одним из столпов ВТО является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), предназначенное обеспечивать свободу оказания платных услуг между лицами из стран - членов ВТО. При этом государство не может стать членом ВТО, не принимая на себя обязательства по ГАТС. Речь идет об обязательствах по обеспечению доступа лиц из других членов ВТО в различные секторы платных услуг в данном государстве и в отношении распространения на таких лиц национального режима в ходе их деятельности в указанных секторах услуг. Каждое государство при вступлении в ВТО формально вправе самостоятельно решать, в какие сферы услуг и на каких условиях оно готово открыть доступ лицам из других членов ВТО, а также вправе самостоятельно определять, в каких из них оно будет предоставлять им национальный режим и какие изъятия из такого режима возможны. Одним из секторов, которые охватываются обязательствами государств, вступивших в ВТО, является сфера оказания платных юридических услуг. Переговоры об обязательствах России применительно к таким услугам шли несколько лет и завершились еще в 2004 г. Несколько упрощая, можно утверждать, что концепция конкуренции является, возможно, самым важным элементом всей системы ВТО. В самом деле, средством для развития национальных экономик ВТО полагает их интернационализацию, что подразумевает выход субъектов из таких экономик на зарубежные рынки и допуск иностранных лиц внутрь этих экономик или, иными словами, конкуренцию между отечественными и иностранными лицами. ГАТС - механизм, при помощи которого устанавливаются ограничения на усмотрение членов ВТО вводить меры, препятствующие оказанию услуг международного характера, то есть меры, которые могут препятствовать конкурентной борьбе между субъектами из членов ВТО. Благодаря ГАТС потребители услуг должны достаться тем, кто окажется в конкурентной борьбе сильнейшим, причем победа на различных национальных рынках увеличивает число таких потребителей и тем самым доходы лиц, оказывающих услуги. Соответственно вступление России в ВТО усилит конкуренцию между российскими и иностранными лицами, оказывающими услуги, в международном коммерческом обороте как на территории России, так и в иностранных государствах.

Классификатор ГАТС и предварительная классификация основных продуктов ООН

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проводившихся под эгидой ГАТТ, Секретариат ГАТТ подготовил Классификационный перечень секторов услуг, который и сегодня используется ВТО и его членами (далее - Классификатор ГАТС, хотя он и был составлен еще Секретариатом ГАТТ). В Классификаторе ГАТС услуги сгруппированы по 12 последовательно пронумерованным секторам. Эти секторы подразделяются на подсекторы, обозначаемые заглавными латинскими буквами в алфавитном порядке. Наконец, и сами подсекторы делятся на свои подсекторы, обозначаемые строчными латинскими буквами в алфавитном порядке. Число последних подсекторов - 155. Россия в ходе переговоров по вступлению в ВТО взяла на себя обязательства в отношении 116 таких подсекторов. Основная задача Классификатора ГАТС - краткое перечисление видов услуг, но не их описание. Задача более подробного их описания решается за счет того, что в Классификаторе ГАТС содержатся ссылки на группы (коды) предварительной классификации основных продуктов (Provisional Central Product Classification), утвержденной статистической комиссией ООН на 25-й сессии в феврале 1989 г. (далее - CPC). Сам Классификатор ГАТС, кстати, также составлен на основе предварительной классификации основных продуктов. Соответственно без обращения к Классификатору ГАТС и CPC полноценно понять обязательства любой страны по ГАТС и сам механизм его действия невозможно. Заметим при этом, что в самом ГАТС нет ни слова о Классификаторе ГАТС или CPC. Юридические услуги фигурируют в Классификаторе ГАТС в первом секторе "Деловые услуги" в его первом подсекторе "a. Профессиональные услуги" и стоят в нем на первом месте. Такое место подчеркивает, очевидно, значение юридических услуг среди всех деловых услуг. К подсектору "a. Юридические услуги" в Классификаторе ГАТС дается ссылка на группу (код) 861, содержащуюся(ийся) в CPC. В табл. 1 приводятся выдержки из CPC применительно к этой группе (коду) <*>. -------------------------------- <*> Предварительная классификация основных продуктов // Статистические документы. Серия М. N 77. Департамент международных экономических и социальных вопросов. Статистическое управление Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк: ООН, 1991 (документ ST/ESA/STAT/SER. M/77, в продаже под номером R.91.XVII.7). С. 108, 202 - 203.

Таблица 1

Выдержки из CPC применительно к группе (коду) 861

Группа Класс Подкласс Наименование

РАЗДЕЛ Услуги в областях права, составления счетов, 86 бухгалтерского учета и ревизии; услуги в области налогообложения; услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения; услуги по вопросам управления и консультативные услуги; услуги в областях архитектуры, в инженерной и других технических областях

861 Правовые услуги

8611 Услуги по юридическим консультациям и представительству в различных областях права

86111 Услуги по юридическим консультациям и представительству в связи с уголовным правом. Юридические консультативные и представительские услуги в процессе судебного разбирательства и услуги по составлению юридической документации, касающейся уголовного права. Как правило, они предназначаются для защиты клиента в судебном органе по делу об уголовном преступлении. Однако они также могут состоять из действий в качестве обвинителя по делу об уголовном преступлении, когда правительственными органами приглашаются практикующие частные юристы за вознаграждение. Сюда включается как защита по рассматриваемому в суде делу, так и юридическая деятельность вне суда. Последняя охватывает исследовательскую и другую работу для подготовки уголовного дела (например, изучение юридической документации, опрос свидетелей, изучение полицейских и других донесений) и выполнение послесудебной деятельности, касающейся уголовного права

86119 Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с другими областями права. Юридические консультативные и представительские услуги в процессе судебного разбирательства и услуги по составлению юридической документации, касающейся других областей права, кроме уголовного права. Представительские услуги состоят в основном из действий либо в качестве обвинителя от имени клиента, либо в качестве защитника клиента от обвинения. Сюда включается как защита по рассматриваемому в суде делу, так и юридическая деятельность вне суда. Последняя охватывает исследовательскую и другую работу для подготовки дела (например, изучение юридической документации, опрос свидетелей, изучение полицейских и других донесений) и выполнение послесудебной деятельности, касающейся других областей права, кроме уголовного права

8612 86120 Услуги по юридическим консультациям и представительству в предусмотренных законом процедурах квазисудебных трибуналов, коллегий и т. п.

Юридические консультативные и представительские услуги в процессе судебного разбирательства и услуги по подготовке юридической документации, касающейся предусмотренных законом процедур. В основном они предназначаются для представительства клиента перед судебным органом (например, административным трибуналом). Сюда включается как защита по делу перед назначенными органами, кроме судебных органов, так и аналогичная юридическая деятельность. Последняя охватывает исследовательскую и другую работу по подготовке несудебных дел (например, изучение юридической документации, опрос свидетелей, изучение донесений) и выполнение послесудебной деятельности

8613 86130 Услуги по составлению юридической документации и удостоверению документов. Услуги по подготовке, составлению и заверке юридических документов. Эти услуги в основном охватывают предоставление ряда смежных услуг, включая предоставление консультаций и выполнение различных задач, необходимых для составления или заверки документов. Сюда включается составление завещаний, брачных контрактов, коммерческих контрактов, уставов предпринимательских компаний и т. п.

8619 86190 Прочие услуги по юридическим консультациям и предоставлению информации. Консультативные услуги клиентам, связанные с их юридическими правами и обязанностями и предоставлением информации по юридическим вопросам, не включенные в другие категории. Сюда включаются такие услуги, как услуги по оформлению условного депонирования денежных сумм у третьих лиц на чье-либо имя, услуги по составлению актов распоряжения имуществом

Итоги переговоров по вступлению России в ВТО на 1 февраля 2008 г.: обязательства России по подсектору "Юридические услуги"

В табл. 2 представлены итоги переговоров России в ходе ее вступления в ВТО в отношении подсектора "a. Юридические услуги". В ней содержится информация о тех специфических обязательствах, которые Россия готова принять на себя применительно к этому подсектору. Приводимая ниже табл. 2 была предоставлена Минэкономразвития участникам встречи представителей адвокатуры и российских юридических фирм с сотрудниками Департамента торговых переговоров данного Министерства, состоявшейся 10 мая 2007 г. и организованной комиссией по вопросам деятельности адвокатуры и нотариата Ассоциации юристов России. К сожалению, представителями адвокатуры и российских юридических фирм она активно не обсуждалась и не обсуждается.

Таблица 2

Окончательный проект Перечня специфических обязательств Российской Федерации применительно к юридическим услугам. Способы поставки: 1) трансграничная поставка, 2) потребление за рубежом, 3) коммерческое присутствие, 4) присутствие физических лиц

Сектор или подсектор Ограничения доступа Ограничения Доп. на рынок национального режима обязательства

1. ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ

А. Профессиональные 1) Нет 1) Нет услуги

a) Юридические 2) Нет 2) Нет услуги, за исключением нотариальных (CPC 861)

Правовая помощь 3) Нет, за 3) Нет, за разрешена только по исключением исключением международному следующего: указанного в колонке частному праву, адвокаты <*> могут "Ограничения международному осуществлять доступа на рынок" публичному праву и адвокатскую праву государства, в деятельность только юрисдикции которого посредством персонал поставщика адвокатского услуг получил кабинета, коллегии квалификацию адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации

4) Обязательства не 4) Обязательства не принимаются, кроме принимаются, кроме указанных в части I указанных в части I "Горизонтальные "Горизонтальные обязательства" обязательства"

Слова "за исключением нотариальных услуг" указывают на то, что Россия не принимает на себя никаких обязательств, относящихся к услугам, оказываемым российскими нотариусами. Тем самым она отказывается от создания условий для конкуренции между российскими и иностранными нотариусами. Такое исключение появилось благодаря тому, что согласно российскому законодательству нотариусами в России могут быть только российские граждане. Между тем согласно тому же российскому законодательству в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Российской Федерации, который имеет постоянное место жительства в Российской Федерации, высшее образование и не менее чем четырехлетний опыт практической работы в области охраны промышленной собственности или профессионального правового представительства. Однако из-за отсутствия упоминания того, что обязательства России на услуги патентных поверенных не распространяются, Россия не сможет утверждать, что она не принимает на себя перед ВТО никаких обязательств применительно к таким услугам.

Делегация России в ходе переговоров по юридическим услугам забыла о патентных поверенных?

Не очень многочисленную (более 1200 человек), но весьма важную группу лиц, профессионально занимающихся в России деятельностью в сфере права, составляют патентные поверенные. Подчеркнем еще раз: их деятельность в этой сфере является профессиональной и имеет большую значимость для торгового и гражданского оборота. С 1 января 2008 г. действует ст. 1247 "Патентные поверенные" четвертой части ГК РФ. Ее нормы о том, кто имеет право получить статус патентного поверенного, допустимо толковать двояко. С одной стороны, можно считать, что патентным поверенным может быть только гражданин России. С другой, можно утверждать, что данные нормы не более чем констатируют право российского гражданина быть патентным поверенным и что ввиду этого в силу принципа национального режима любой иностранный гражданин или любое лицо без гражданства также вправе стать в России патентным поверенным. Однако представляется, что второе толкование было бы верным, если бы законодательные нормы звучали следующим образом: "Гражданин Российской Федерации может быть зарегистрирован в качестве патентного поверенного". Но они звучат иначе: "В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации". Акцент делается не на субъективном праве лица, а на том, кто кем вправе стать. И это свидетельствует, что следует предпочесть первое толкование. Правоприменительная практика в России исходит именно из первого толкования: аттестация и регистрация иностранных граждан в качестве патентных поверенных ранее не осуществлялась и сегодня не производится. Почему российский законодатель решил, что в ряды российских патентных поверенных следует допускать только российских граждан, причем постоянно проживающих на ее территории? Думается, это вызвано, помимо исторических причин, соображениями, связанными с российской политикой национальной и информационной безопасности в сфере интеллектуальной собственности, что в условиях современного постиндустриального общества, базирующегося на технологиях и знаниях, вполне разумно. Между тем отсутствие упоминания в проекте Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам о том, что обязательства России не распространяются на услуги патентных поверенных, после получения Перечнем юридической силы станет означать отсутствие у России права утверждать, что она не принимала на себя никаких обязательств применительно к таким услугам. В самом деле, в проекте Перечня указано только то, что обязательства России не распространяются на нотариальные услуги. Но, может быть, все обстоит иначе, если исходить из того, что в группе (коде) 861 "Правовые услуги" в CPC, на которую(ый) есть ссылка в упомянутом проекте Перечня, ничего не говорится об услугах, связанных с патентами, товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров? Может быть, такие услуги группой (кодом) 861 "Правовые услуги" в CPC не охватываются, что автоматически повлечет отсутствие каких-либо обязательств у России применительно к таким услугам? Однако это не так. Эти услуги охватываются описаниями в подклассах 86120 "Услуги по юридическим консультациям и представительству в предусмотренных законом процедурах квазисудебных трибуналов, коллегий и т. п.", 86130 "Услуги по составлению юридической документации и удостоверению документов" и 86190 "Прочие услуги по юридическим консультациям и предоставлению информации" в CPC.

Окончательный проект Перечня обязательств России по услугам и неизбежность возникновения конкуренции между иностранными и российскими лицами в сфере оказания услуг патентных поверенных после вступления России в ВТО

Из-за отсутствия в окончательном проекте Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам указания на то, что обязательства России не распространяются на услуги патентных поверенных, вступление России в ВТО приведет к возникновению конкуренции между российскими и иностранными лицами в сфере оказания таких услуг (если только проект не претерпит соответствующих изменений). Согласно такому проекту Перечня Россия будет обязана воздерживаться применительно к доступу на российский рынок лиц из членов ВТО, оказывающих услуги, аналогичные услугам российских патентных поверенных: от введения ограничений на оказание этими лицами услуг из-за границы потребителям таких услуг в России; от введения ограничений на оказание этими лицами услуг потребителям таких услуг из России во время пребывания этих потребителей в государствах, где расположены указанные патентные поверенные. При этом Россия будет обязана разрешать иностранным лицам из членов ВТО: приобретать статус российских патентных поверенных; действовать в России в качестве иностранных лиц, обладающих статусом, который позволяет им оказывать услуги, аналогичные услугам российских патентных поверенных, создавая тем самым в России коммерческое присутствие, а также разрешать создавать им в России коммерческие организации или филиалы иностранных коммерческих организаций. Что же касается ограничений национального режима, то в соответствии с проектом Перечня Россия будет обязана воздерживаться применительно к лицам из членов ВТО от установления таких ограничений: при оказании ими услуг, аналогичных услугам российских патентных поверенных, из-за границы потребителям таких услуг в России; при оказании ими данных услуг потребителям таких услуг из России во время пребывания этих потребителей в государствах, где расположены указанные лица; при оказании этими лицами данных услуг через их постоянное присутствие в России (в том числе в форме получения статуса российского патентного поверенного).

Обязательства России перед ВТО применительно к услугам патентных поверенных в свете обеспечения информационной и национальной безопасности России

Интересна ли российская сфера услуг патентных поверенных лицам из членов ВТО? Для субъектов из развитых государств Запада и технологически растущих стран Востока скорее да, чем нет. В самом деле, в условиях постиндустриального информационного общества иное было бы странно. Думается, что многие члены ВТО и их субъекты удовлетворены отсутствием в проекте Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам упоминания о том, что обязательства России не распространяются на услуги патентных поверенных. Ввиду этого представляется, что содержание окончательного проекта Перечня в части, касающейся услуг патентных поверенных, не в полной мере учитывает необходимость обеспечения информационной и национальной безопасности России. Между тем российское внутреннее законодательство, как уже говорилось, исходит из такой необходимости, предусматривая право стать патентным поверенным только для российских граждан, причем постоянно проживающих на ее территории.

Варианты протекционизма в свете окончательного проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам

Прежде всего из окончательного проекта Перечня следует, что в российское законодательство могут быть внесены изменения, согласно которым лица из других членов ВТО получат возможность оказывать услуги патентных поверенных (как в случае приобретения статуса патентных поверенных в России, так и при осуществлении деятельности в России в качестве соответствующих иностранных лиц) только по вопросам, возникающим в сфере международного частного права, международного публичного права и права соответствующего иностранного государства. За счет наличия в рассматриваемом проекте таких слов Россия может несколько сузить сферу оказания лицами из других членов ВТО услуг патентных поверенных. Другой вопрос, что для этого придется принимать соответствующее весьма специфическое регулирование, в особенности в отношении иностранцев, которые получат статус российского патентного поверенного. Впрочем, данное ограничение не следует считать серьезным: благодаря содержанию окончательного проекта Перечня иностранные лица из членов ВТО могут без труда создавать в России юридические лица, которые смогут нанимать российских патентных поверенных (этому российское право не препятствует) и затем за счет этого обеспечивать оказание соответствующих услуг по любым юридическим вопросам (включая все без исключения вопросы по российскому праву), а не только по тем, которые возникают в сфере международного частного права, международного публичного права и права того или иного иностранного государства. Второй момент, который Россия может использовать для достижения протекционистских целей в сфере оказания услуг патентных поверенных, вытекает из п. 4: "Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I "Горизонтальные обязательства" в столбце "Ограничения доступа на рынок". Они означают, что Россия не берет на себя никаких обязательств в отношении возможности допуска иностранных физических лиц из других членов ВТО (действующих от собственного имени или от имени других юридических или физических лиц из членов ВТО в качестве представителей или сотрудников таких лиц) на территорию России для оказания на ней юридических услуг. Иными словами, Россия будет иметь право самостоятельно решать, какие меры иммиграционной политики следует применять в целях допуска иностранцев - физических лиц в российскую сферу юридических услуг, как надлежит регулировать условия осуществления иностранными физическими лицами из членов ВТО трудовой или гражданско-правовой деятельности (включая предпринимательскую) на территории России. В связи со сказанным важно отметить, что в ряде случаев оказание услуг в смысле ГАТС по способу 3 может совпадать с позиции конечного результата с оказанием услуг по способу 4. При этом все-таки важно различать между собой способы 3 и 4 с точки зрения сути оказания услуг. В первом случае речь идет о создании коммерческого присутствия в той или иной форме, во втором - о появлении в государстве иностранных лиц из других членов ВТО для оказания услуг. Однако с позиции конечного результата в ситуациях, когда профессиональные услуги оказываются именно физическим лицом, которое должно приобрести профессиональный статус в искомом государстве, а затем намеревается оказывать на его территории услуги, оказание услуг в смысле ГАТС по способу 3 будет совпадать с позиции конечного результата с оказанием услуг по способу 4. В итоге с практической точки зрения может получиться так, что физическое лицо из члена ВТО с учетом ГАТС и окончательного проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам будет иметь право без ограничений создавать в России коммерческое присутствие, а оказывать услуги на территории России в качестве иностранного физического лица беспрепятственно уже не сможет: ему придется следовать всем правилам въезда в Россию, выезда из нее и пребывания в ней. Иными словами, Россия сможет применительно к оказанию услуг патентных поверенных по способу 4 ограничивать доступ лиц из других членов ВТО в сферу оказания таких услуг за счет мер иммиграционной политики. Однако важно при этом помнить, что такие меры не должны носить избирательный и дискриминационный характер. Равным образом Россия сможет устанавливать для лиц из членов ВТО любые ограничения национального режима при оказании ими упомянутых услуг по способу 4. Впрочем, нужно понимать, что возможность использования таких ограничений может оказаться более узкой в случае, когда лицо из члена ВТО приобретет в России статус российского патентного поверенного.

Судьба ст. 1247 "Патентные поверенные" ГК РФ в свете окончательного проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам применительно к юридическим услугам

К сожалению, в ходе принятия четвертой части ГК РФ, содержащей ст. 1247 "Патентные поверенные", никто ни в Федеральном Собрании России, ни в Исследовательском центре частного права не был проинформирован о содержании окончательного проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам, хотя в конце 2006 г., когда четвертая часть ГК принималась, это можно было сделать без труда. Соответственно после вступления России в ВТО п. 3 ст. 1247 ГК РФ в свете упомянутого проекта ждет один из двух вариантов: его придется толковать как не препятствующий иностранцам из членов ВТО приобретать статус российских патентных поверенных и как разрешающий им действовать в России в качестве иностранных лиц, обладающих статусом, позволяющим им оказывать услуги, аналогичные услугам российских патентных поверенных, создавая тем самым в России коммерческое присутствие (а также разрешать создавать им в России коммерческие организации или филиалы иностранных коммерческих организаций), либо его придется соответствующим образом изменять.

Сравнение окончательного проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам применительно к юридическим услугам с предшествующими проектами (редакции 1999 г. и 2001 г.)

6 октября 1999 г. Правительство России приняло распоряжение N 1608-р: "Принять в качестве основы для начала двусторонних переговоров с государствами - членами Всемирной торговой организации (ВТО) одобренные Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации, образованной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1072 <*>, предложения Российской Федерации по торговле услугами, включающие перечень обязательств Российской Федерации по услугам и список изъятий из режима наибольшего благоприятствования. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 37. Ст. 4297.

Российской правительственной делегации руководствоваться на переговорах с государствами - членами ВТО указанными предложениями" <*>. Тем самым был принят проект первого Перечня специфических обязательств Российской Федерации по торговле услугами. -------------------------------- <*> Там же. 1999. N 42. Ст. 5100.

Затем в конце 2000 г. стала ясна необходимость доработки первой редакции Перечня с целью интенсификации переговоров в сфере услуг. Переработанный проект был одобрен комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО в конце января 2001 г., согласован с руководителями заинтересованных федеральных ведомств в качестве основы для продолжения переговоров и официально передан в секретариат ВТО в феврале 2001 г. <*>. -------------------------------- <*> Данильцев А. В., Медведкова И. А., Трудаева Т. А. Торговля услугами: практические аспекты в свете присоединения России ко Всемирной торговой организации: Пособие для бизнеса. М.: ООО "ИПП "Куна", 2006. С. 48.

Различия между двумя первыми проектами и конечным проектом весьма серьезны. С протекционистской точки зрения для российских патентных поверенных оба предшествующих варианта были гораздо предпочтительнее, нежели окончательный. В них относительно сферы, на которую распространяются обязательства России, говорилось только о таком виде юридических услуг, как консультации. В проекте 1999 г. даже специально указывалось, что под юридическими услугами следует понимать только те, которые указаны в группе (коде) 86190 CPC "Прочие услуги по юридическим консультациям и предоставлению информации. Консультативные услуги клиентам, связанные с их юридическими правами и обязанностями и предоставлением информации по юридическим вопросам, не включенные в другие категории. Сюда включаются такие услуги, как услуги по оформлению условного депонирования денежных сумм у третьих лиц на чье-либо имя, услуги по составлению актов распоряжения имуществом". Между тем для услуг патентных поверенных прежде всего имеют значение группы (коды) 86120 и 86130 CPC, в которых говорится соответственно об услугах по представительству в предусмотренных законом процедурах и об услугах по составлению юридической документации. Соответственно в свете предшествующих проектов лица из членов ВТО не могли приобретать в России статус российских патентных поверенных, равно как не могли действовать в России в качестве иностранных лиц, обладающих статусом, который позволяет им оказывать услуги, аналогичные услугам российских патентных поверенных, создавая тем самым в России коммерческое присутствие. Однако сегодня эти проекты принадлежат только истории.

Причины распространения обязательств России по ГАТС на услуги патентных поверенных в окончательном проекте Перечня специфических обязательств применительно к юридическим услугам: возможные варианты

Несомненно, в ходе переговоров России по вступлению в ВТО в отношении юридических услуг должна была производиться инвентаризация имеющегося в России регулирования применительно к оказанию юридических услуг. Без этого вступление России в переговоры вряд ли было бы осмысленным. Однако проведена она была отнюдь не так тщательно, как это следовало бы сделать, о чем свидетельствует сказанное выше в отношении услуг патентных поверенных. В целом представляется, что распространение обязательств России по ГАТС на услуги патентных поверенных - итог невнимательности или некомпетентности лиц, которые вели переговоры. Невнимательность и некомпетентность они проявили уже потому, что не стали консультироваться с Ассоциацией российских патентных поверенных, существующей еще с 1995 г. Думается, что неспособность выдержать давление делегаций ЕС и США и нежелательные уступки им в ходе переговоров также имели место, но не в связи с услугами патентных поверенных, а в целом применительно к содержанию проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам применительно к юридическим услугам. Этот вывод неизбежно вытекает из сравнения содержания упомянутых выше проектов обязательств России.

Возможен ли пересмотр проекта Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам?

Теоретически возможность пересмотра таких обязательств существует, но реализовать ее практически очень непросто. Вопрос о таком пересмотре затормозит вступление России в ВТО. Против такого пересмотра будут возражать ЕС и США. Если они с ним и согласятся, то потребуют от России уступок в иных сферах услуг или применительно к иным вопросам, регулируемым правом ВТО. Кроме того, требование такого пересмотра со стороны России имело бы смысл не только в отношении услуг патентных поверенных, но и в отношении иных положений в окончательном проекте Перечня. Но это, в свою очередь, было бы возможно прежде всего при условии, что в российской сфере оказания платных юридических услуг отказались бы от существующей сегодня дерегуляции. Однако добиться этого также очень непросто.

Название документа