Некоторые общие последствия вступления России в ВТО для юридической сферы
(Муранов А. И.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2008 года
А. И. МУРАНОВ
Муранов А. И., канд. юрид. наук, президент коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".
После вступления России в ВТО юристам в России точно станет работать сложнее, но зато интереснее.
1. НЕКОТОРЫЕ СИСТЕМНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
1.1. Усиление потребности в юристах и юридических услугах в России
1.1.1. Любое усложнение отношений в обществе рано или поздно влечет появление соответствующего нового правового регулирования, а это, в свою очередь, обусловливает большую потребность в юристах (которые же, кстати говоря, упомянутое регулирование и готовят). Если же такое усложнение сопровождается еще и необходимостью немедленно использовать то регулирование, которое уже сложилось вне общества, в котором оно должно применяться, то нужда в юристах возрастает еще сильнее. 1.1.2. В случае с ВТО и Россией как раз и имеет место вторая ситуация. При этом само собой разумеется, что в первую очередь в России после ее вступления в ВТО возникнет потребность в юристах, занимающихся вопросами правового регулирования международной торговли и внешнеэкономической деятельности. Но нет никаких сомнений в том, что вступление России в ВТО повлечет эффект мультипликатора как в экономическом отношении, так и социальном: первоначальное расширение импорта в Россию и экспорта из России и последующий рост торговли услугами по правилам ГАТС на территории России или вне ее с участием российских лиц постепенно начнут оказывать стимулирующее воздействие на остальные сектора экономики и на все общество в России в целом, т. е. повлечет усложнение общественных отношений в России, что опять-таки обусловит дополнительную потребность в юристах. А то, что общество эту потребность испытывает уже сегодня, несомненно <1>. -------------------------------- <1> "К 90-м гг. прошлого века наша страна занимала 100-е место в мире по обеспеченности юристами" (Гринюк М. Миф о перепроизводстве юристов // http:// www. allpravo. rU/ news/ 2004/ 06/ 11/ 186.php).
20 декабря. ИНТЕРФАКС - МОСКВА. Существующего в настоящее время в Москве адвокатского корпуса недостаточно для полноценного обслуживания интересов жителей города, считает мэр Юрий Лужков. Выступая в минувшую субботу на ежегодной конференции адвокатов Москвы, которая прошла в Центральном доме архитектора, Ю. Лужков заявил, что сейчас в Москве в общей сложности насчитывается около 7 тыс. адвокатов. "Я боюсь называть эту цифру, но это в девять раз меньше, чем необходимо для обслуживания современной рыночной системы и сообщества Москвы", - отметил столичный градоначальник. В связи с этим он высказал мнение, что в настоящее время "безусловно, стоит задача расширения и увеличения потенциала городской адвокатуры" (http:// www. interfax. ru/ r/ B/ 0/ 36.php? menu= 31&id_issue= 10732199). Впрочем, в словах Ю. Лужкова насчет "девяти раз" содержится преувеличение. "В среднем на одного адвоката [в Белоруссии] приходится почти 9000 человек, в то время как, например, в Бельгии (в которой примерно такая же численность населения) один адвокат - на тысячу населения, в Германии - на 2,7 тыс., в Польше - на 5,2 тыс. Самое большое количество адвокатов, как известно, в США, где на одного из них приходится менее тысячи человек" (Мартинович И. Некоторые аспекты развития адвокатуры в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. 1998. N 2. С. 49). Если исходить из правильности этих цифр и вспомнить о том, что население России, по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., составляло в 2002 г. 145 164 000 человек (http://www. gks. ru/PEREPIS/t1.php), а количество адвокатов в России на июль 2007 г. составляло 59 121 (как было сообщено автору сотрудником Федеральной палаты адвокатов России по телефону. В "Вестнике Федеральной палаты адвокатов России" (2007. N 2(16). С. 40) говорится о "почти 59 тысячах". Правда, непонятно, входят ли в это число адвокаты с приостановленным статусом), то тогда сегодня в России один адвокат приходится на 2455 человек (если считать, что на июль 2007 г. количество населения России не изменилось). В Москве же на июль 2007 г. один адвокат приходился на 1395 человек или же на 2012 человек в зависимости от принимаемого для расчета количества проживающего в Москве населения ("По оценке, основанной на данных Всероссийской переписи населения 2002 г. и текущего статистического учета, численность населения Москвы на 1 января 2005 г. составила 10,4 млн. человек, а по данным МЧС, в столице проживает около 15 млн. чел." (из пресс-конференции, состоявшейся 25 августа 2005 г., главы Департамента потребительского рынка и услуг Москвы В. Малышкова: http://www. torgrus. com/news/10666.php). При этом количество адвокатов в Москве на июль 2007 г. равнялось 7454 человекам (по данным Реестра адвокатов города Москвы (содержится в электронной справочной правовой системе "КонсультантПлюс")). В связи с этим не совсем основательны утверждения о том, что "в России в настоящее время количество юристов на душу населения в 8 - 10 раз меньше... чем в европейских странах..." (http://www. fbguep. narod. ru/ifpglav. htm). Вызывают недоумение и цифры, приведенные в газете "Бизнес - адвокат" в статье Г. Никитина "Европейское правосудие в цифрах" (2005. N 11. С. 12): "На 100 тыс. населения адвокатов приходится 4,1, что не позволяет соперничать не только с такими гигантами, как Лихтенштейн (30,1) и Испания (25,9), но и середняками - Англией (19,7), Португалией (17,7), Германией (14,1). Даже Польша (6,9) и Украина (5,9) могут поучить россиян уму-разуму". Любопытно, что в 1897 г. в России на одного адвоката приходилось 29 800 человек, а к 1910 г. - 17 900 человек (Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. канд. юрид. наук В. Н. Буробина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2005. С. 48).
1.1.3. Равным образом вступление России в ВТО повлечет и эффект юридического мультипликатора: сама по себе активизация деятельности юристов, работающих в сфере правового регулирования именно международной торговли и внешнеэкономической деятельности, через какое-то время приведет сначала к интенсификации активности иных юристов, занимающихся вопросами вообще отношений с иностранными элементами публично-правового и частноправового характера, а затем все это вместе рано или поздно начнет оказывать стимулирующее воздействие и на иные правовые сферы. В самом деле, учитывая комплексность современной международной торговли, многоаспектность и огромную сложность вопросов ее регулирования (в которых переплетаются право ВТО, многие аспекты международного публичного права, унифицированное регулирование частноправовых отношений, национальное регулирование публично-правовых и частноправовых отношений (в том числе коллизионное), и, наконец, lex mercatoria), разве можно считать, что со всеми такими вопросами и вытекающими из них последствиями справятся сами юристы, работающие именно в сфере международной торговли и правового регулирования внешнеэкономической деятельности, без помощи специалистов из иных правовых областей?
1.2. Предпосылки для более серьезного отношения к юридическим услугам как части сферы услуг, а также к деятельности юристов и к праву в России вообще
1.2.1. Сфера услуг играет огромную роль в национальных экономиках и в международной торговле. Вступление России в ВТО и применение ГАТС поможет начать преодолевать то снисходительное отношение к сектору услуг, которое сложилось еще во времена СССР, где услуги рассматривались в качестве подчиненного и не столь важного сектора экономики и где довлел "ненавязчивый сервис". В итоге "отрасли услуг в России находятся на начальной стадии становления и испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Объем производимых услуг на душу населения в России (в сопоставимых ценах) не превышает 3 тыс. долл. в год, в то время как в США он равен 25, в Западной Европе и Японии - 15 - 16 тыс. долл." <1>. -------------------------------- <1> Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / РАН, Национальный инвестиционный совет. М., 2004. С. 55; http:// www. tpprf. ru/ img/ uploaded/ 2002081511411592.zip.
1.2.2. Изменение системного отношения к такой области отечественной экономики, как сфера услуг, обусловит и более благожелательное отношение к юридическим услугам как части такой сферы (и, соответственно, к деятельности юристов и к праву в России вообще) как со стороны Российского государства, так и со стороны российского бизнес-сообщества, которые должны понимать, что без ускоренного развития сферы услуг, включая юридические услуги, создать в России цивилизованный рынок и повысить эффективность экономики не удастся.
1.3. Особая позиция России в ВТО как фактор, обусловливающий повышение значения юристов в России
У автора нет никаких сомнений в том, что Россия, став членом ВТО, попытается, ориентируясь на собственные политические и экономические приоритеты, начать в ней самостоятельную игру, опираясь в том числе на различные развивающиеся страны и создавая тем самым оппозицию развитым государствам. Ничего плохого в такой позиции нет: ВТО это пойдет только на пользу. Важно лишь, чтобы такая оппозиция была конструктивной, а также опиралась не только на ядерные, нефтяные и газовые ресурсы России, но и на ее юридическую позицию. СССР потерпел крах, используя преимущественно политические, а не экономические инструменты. России из этого нужно извлечь урок. Эта задача весьма непростая, но без ее постоянного решения Россия рискует стать не серьезным участником глобальной конкуренции, а неприятным маргиналом, которого приходиться терпеть. Именно поэтому объективно необходимое внимание России к юридическим вопросам на международном уровне в контексте глобальной экономической конкуренции и должно привести к повышению значения юристов в России.
1.4. Содействие правовой реформе в России
1.4.1. Очень хотелось бы надеяться, что вступление России в ВТО окажется одним из импульсов проведения в России именно правовой реформы, выходящей за рамки совершенствования судоустройства и судопроизводства. 1.4.2. Если смотреть на современный мир здраво и понимать его реалии, то станет очевидно, что ВТО и ГАТС во многом являются их квинтэссенцией. При этом ВТО и ГАТС воплощают два противоборствующих и в то же время нераздельных на сегодня начала: поощрение конкуренции и увеличение роли юридической регламентации. Первое - предпосылка для дальнейшего развития цивилизации, второе - инструмент как для нейтрализации негативных последствий первой, так и для ее стимулирования. При этом указанные начала, которые господствовали сначала только в странах Запада, сегодня уже начинают претендовать на общемировое применение. 1.4.3. Если Россия не хочет оказаться в арьергарде процесса развития цивилизации и проиграть в глобальной конкуренции, ей нужно озаботиться самым серьезным развитием юридических правил, как внутри себя, так и вовне. Иными словами, дальнейшее серьезное развитие России без правовой реформы невозможно. "...Правовая реформа - это создание системных предпосылок для того, чтобы наша Россия, наконец, "взяла правовой барьер". То есть полностью состоялась как правовое и одновременно социально справедливое государство. Правовое государство - наша безусловная цель, к которой мы в последние годы, безусловно, очень серьезно продвинулись. Но сказать, что мы этой цели уже полностью достигли, ни один ответственный и вменяемый гражданин, увы, не может. Однако правовое государство невозможно без правового и справедливого общества. Здесь, как ни в какой другой сфере нашей жизни, государство таково, каково общество. А российское общество, опять-таки, правовым пока назвать нельзя. И движутся они - и государство, и общество - к полноценному правовому состоянию слишком медленно. Я не оспариваю огромных результатов, которые достигнуты в правовой сфере за постсоветскую эпоху. Но одновременно я вижу, насколько эти результаты все еще далеки от правового идеала. А также вижу, насколько это обстоятельство тормозит реальное развитие России и какие создает разнообразные риски и угрозы. Скажу больше: на мой взгляд, если не форсировать в стране правовую реформу, то и все остальные реформы, прежде всего создание правовой, конституционной экономики, с очень большой вероятностью начнут буксовать. И очень скоро. Развитие реформ в России за прошедшие 10 лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года говорит о том, что мы сможем преодолеть отставание от ведущих стран мира, только используя право как серьезный ресурс развития России, встраиваясь в общемировые стандарты правового поведения. Правовую реформу не зря называют "детонатором" всего реформаторского процесса, включая реформирование экономики. Рыночная экономика не может быть создана без правовых гарантий стабильности собственности и предсказуемости предпринимательской активности, с одной стороны, и эффективного разумного правового регулирования экономических процессов - с другой. Правовая реформа должна рассматриваться как составная часть всего реформаторского процесса в стране, так как она имеет важное значение, с одной стороны, для стимулирования и легитимации всестороннего развития, а с другой - для поддержания равновесия в государстве и обществе. Она является инструментом проведения необходимых реформ, нахождения баланса конкурирующих интересов, обновления и поддержания экономики и развития гражданского общества. Недооценка правовых ценностей, в первую очередь конституционных, может завести в тупик и существенно замедлить самые прогрессивные реформаторские процессы. По сути дела в истории России государство никогда не выдвигало концепции или программы правовой реформы. Все, что делалось в разные исторические периоды, сводилось в основном к судебной реформе, которая, хотя и является сердцевиной правовой реформы, но не охватывает всех ее сторон, связанных с регулированием социальной, политической и экономической жизни <1>. -------------------------------- <1> Зорькин В. Д. Тезисы о правовой реформе в России // Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. С. 224 - 225.
1.4.4. С этими словами В. Д. Зорькина невозможно не согласиться. Однако он говорит о правовой реформе в России с упором на внутринациональные нужды, а не с позиций участия России в конкурентной борьбе на международном уровне, хотя и упоминает о том, что "мы сможем преодолеть отставание от ведущих стран мира, только используя право как серьезный ресурс развития России, встраиваясь в общемировые стандарты правового поведения". Между тем отнюдь не мешало бы со всей четкостью заявить и понимать: без правовой реформы в России шансы России на достойное участие в общемировой конкурентной борьбе будут весьма и весьма призрачными.
1.5. Большее проникновение в российское право элементов англо-американской правовой семьи
1.5.1. ГАТС - компромисс между континентальной и англо-американской правовыми семьями, причем с доминированием последней. "...Англо-американские корни международного экономического порядка. Современный международный экономический порядок - это прямой результат недавней истории. Его основные черты фактически были намечены Соединенными Штатами и Великобританией еще задолго до окончания Второй мировой войны. Заключенные между ними Атлантическая хартия 1941 года, Договор о взаимопомощи 1942 года, Договор по финансовым вопросам 1945 года уже содержали основные принципы будущего международного экономического порядка, будучи нацеленными на строительство "лучшего мира" после войны. Если говорить еще точнее, самое существенное в уставах таких "великих" международных экономических организаций, как МВФ, МБРР, МТО и ГАТТ, было взято из англо-американских проектов, в которые другие государства смогли внести лишь незначительные поправки. Будучи странами демократическими и либеральными, коль скоро они таковыми являются, США и Великобритания совершенно естественно стали проецировать свой внутренний экономический порядок на международную сферу. Задуманный таким образом международный экономический порядок стал делом всего международного сообщества и в конечном счете после падения режимов с плановой экономикой и перегруппировки почти всех развивающихся стран превратился в единственную модель" <1>. -------------------------------- <1> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. М.: Междунар. отношения, 2001. С. 32.
1.5.2. Соответственно после вступления России в ВТО российское право должно будет испытывать на себе влияние англо-американской правовой системы. Плохо это или хорошо - отдельный вопрос. Тем не менее способствовать обогащению российского права и его развитию это будет.
2. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЮРИСТАМ И ЛИЦАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ ПЛАТНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
2.1. Усиление коммерциализации в сфере оказания юридических услуг и деятельности юристов
2.1.1. Процесс коммерциализации сферы оказания юридических услуг, а также деятельности юристов идет в России с конца 80-х гг. XX в. Ее вступление в ВТО этот процесс, без сомнения, усилит, в том числе применительно к адвокатуре и нотариату. 2.1.2. Одним из проявлений коммерциализации будет то, что соответствующие категории юристов начнут уделять все большее внимание рекламе и маркетингу применительно к оказываемым им услугам. Реклама - двигатель торговли и услугами. Возрастет внимание к различным рейтингам применительно к юристам, равно как к различным изданиям и интернет-директориям, содержащим соответствующие оценки в отношении тех или иных юристов. Многие из указываемых ниже последствий также будут проявлением такой коммерциализации.
2.2. Усиление конкуренции в сфере оказания платных юридических услуг
Такая конкуренция должна будет усилиться как внутри различных категорий лиц, действующих в рассматриваемой сфере, так и между представителями различных таких категорий. Вызвано это будет как увеличением количества иностранных юристов и юридических фирм в России, так и борьбой за иностранных и российских клиентов, деятельность которых после вступления России в ВТО должна будет активизироваться.
2.3. Увеличение рабочей нагрузки на юристов
Из-за повышения спроса на юристов и усиления конкурентной борьбы рабочая нагрузка на юристов должна будет возрасти со всеми вытекающими из этого положительными и негативными последствиями. Работать юристам станет сложнее, но зато интереснее и при правильном подходе к работе - веселее.
2.4. Усиление прозрачности сферы оказания платных юридических услуг
Усиление конкуренции приведет к большей "экономической прозрачности и понимаемости" рассматриваемой сферы. Должны будут появиться различные рейтинги применительно к юристам, равно как различные издания и интернет-директории, содержащие соответствующие оценки в отношении тех или иных юристов.
2.5. Усиление общественного и политического влияния юристов, содействие их самоидентификации и саморазвитию как самостоятельной социально-профессиональной группы
2.5.1. Обусловливаемое вступлением России в ВТО усиление потребности в юристах и юридических услугах создаст предпосылки для того, чтобы юристы заняли более достойное положение в общественной и политической жизни России. Аналогичный шанс (хотя и гораздо более серьезный) у них уже был в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., но они его использовать по многим причинам не смогли. 2.5.2. Более того, усиление потребности в юристах и юридических услугах также может способствовать решению одной из основополагающих на сегодня задач для российских юристов - их самоидентификации и саморазвитию как самостоятельной социально-профессиональной группы, играющей важную роль в современной и будущей России, в том числе серьезно представленной в Федеральном Собрании России. 2.5.3. По меньшей мере юристы, особенно оказывающие платные юридические услуги, начнут все более серьезно задумываться о том, чтобы формировать действующее в рамках закона лобби, способное отстаивать их корпоративные интересы.
2.6. Интенсификация взаимодействия и сотрудничества между юристами в России с юристами в иностранных государствах
2.6.1. После вступления России в ВТО должны будут развиваться уже существующие формы взаимодействия и сотрудничества юристов в России с юристами за рубежом, равно как и появляться новые, самые разнообразные их формы. 2.6.2. У российских юристов должен будет повыситься интерес к зарубежному регулированию статуса и деятельности (как внутренней, так и транснациональной) иностранных юристов. Равным образом должен повыситься их интерес к регулированию статуса и деятельности юристов на международном уровне.
2.7. Противодействие коррупции среди юристов в России
2.7.1. Потенциально вступление России в ВТО может создать более благоприятные условия для борьбы с коррупцией в России, в том числе способствовать уменьшению количества "юридических инкассаторов" (юристов и адвокатов, специализирующихся на коррупционном посредничестве). В самом деле увеличившееся в России присутствие иностранного бизнеса и возрастание интенсивности конкурентной борьбы в долгосрочной перспективе в целом должно будет иметь итогом не соревнование в том, что готов больше заплатить судье или чиновнику, а появление такой среды, в которой по общему правилу раздача взяток убыточна, а привлечение к уголовной ответственности лиц, предпочитающих честной конкурентной борьбе взяточничество, - экономически похвально и выгодно. В связи с этим нельзя не отметить тот факт, что Международная ассоциация адвокатов, выступающая глобальным представителем интересов лиц, профессионально оказывающих юридические услуги, уделяет особое внимание сдерживанию взяточничества в международных коммерческих сделках <1>. -------------------------------- <1> International Bar Association Resolution on Deterring Bribery in International Business Transactions, 1996 (http:// www. ibanet. org/ aboutiba/ IBA_Resolutions. cfm).
2.7.2. Впрочем, сказанное является не более чем выражением надежды и предположением: коррупция представляется в сегодняшней России в качестве эффективного механизма, встроенного в экономику и государственный аппарат и самовоспроизводящегося, а ее метастазы в среде российских судей и юристов настолько серьезны <1>, что могут как успешно противостоять тем факторам, которые им угрожают, так и приспособиться к ним не только без особого ущерба для себя, но даже и с выгодой. -------------------------------- <1> Зорькин В. Д. Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков // Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. С. 270 - 272.
Нельзя забывать и о факторе, способствующем коррупции и обусловливаемом той коммерциализацией общественных отношений, которая вытекает из ГАТС и иных правил ВТО.
2.8. Рост цен на юридические услуги и оплату труда юристов
Объективно вступление России в ВТО должно будет повлечь рост спроса на юристов и юридические услуги. Это повлечет увеличение стоимости таких услуг и оплаты труда юристов. Если дороговизна таких услуг и труда в развитых странах - обычное явление, то почему в России должно быть иначе? "В искусствах и либеральных профессиях обучение еще гораздо дороже и продолжительнее. Ввиду этого денежное вознаграждение художников и скульпторов, юристов и врачей должно быть гораздо более щедрое, что в действительности имеет место" <1>. -------------------------------- <1> Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Том I. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. С. 93.
Усилившая конкуренция, потенциально способная обусловить снижение стоимости юридических услуг и оплаты труда юристов, к такому снижению вряд ли приведет: увеличение спроса будет настолько серьезным, что нейтрализует подобный потенциальный эффект усиления конкуренции.
2.9. Влияние на бюджеты лиц, оказывающих платные юридические услуги
2.9.1. Увеличение спроса на платные юридические услуги должно иметь следствием рост расходов лиц, оказывающих такие услуги, на то, чтобы указанный спрос удовлетворять в максимальной степени. Кроме того, им потребуются дополнительные расходы и для того, чтобы участвовать в усилившейся конкурентной борьбе наиболее эффективно. 2.9.2. У таких лиц появятся новые статьи расходов (или увеличатся соответствующие расходы у тех, кто уже и так их несет), в том числе на заработную плату сотрудникам, на обучение персонала, на рекламу и маркетинг, на услуги сторонних организаций в целях повышения качества оказываемых юридических услуг. 2.9.3. Кроме того, рост таких расходов будет иметь место в условиях усиления конкуренции между лицами, оказывающими платные юридические услуги: те из них, кто потратит деньги в целях оказания таких услуг больше, окажется в лучшем положении (при условии, что такие расходы будут грамотными). 2.9.4. В то же время подобные расходы могут оказаться оправданными: доходы от оказания платных юридических услуг могут эти расходы перекрыть многократно.
2.10. Вероятность дополнительных инвестиций в сферу оказания платных юридических услуг
2.10.1. В свете сказанного в предыдущем разделе представляется, что после вступления России в ВТО увеличатся инвестиции со стороны частных лиц, оказывающих платные юридические услуги, в самих себя и в свои структуры. Кроме того, инвестирование в этой сфере будет возможно в ходе объединения практик лиц, оказывающих платные юридические услуги, слияний и поглощений в данной сфере. 2.10.2. В то же время, несмотря на то, что вступление России в ВТО приведет к росту иностранных инвестиций в российскую экономику, ожидать капиталовложений в российскую сферу оказания платных юридических услуг со стороны лиц, подобными услугами не занимающимися, не приходится: эта сфера слишком специфична и слишком сугубо профессиональна, чтобы такие инвесторы рискнули активно вкладывать в нее средства.
2.11. Усиление акцента на социальной ответственности лиц, оказывающих платные юридические услуги
2.11.1. Расширение возможностей одновременно означает усиление обязанностей, что в коммерческой сфере именуется сегодня социальной ответственностью бизнеса. 2.11.2. В сфере оказания платных юридических услуг это означает то, что вступление России в ВТО и соответственно получение юристами в России дополнительных профессиональных возможностей будет влечь со стороны общества несение ими дополнительных социальных обязательств, в том числе в виде поддержки научных проектов, благотворительности или работы pro bono. Этим за рубежом, как известно, занимаются многие юридические фирмы, и в России такая тенденция также может проявиться.
2.12. Усиление стандартизации в юридической сфере
2.12.1. Глобализация идет рука об руку со стандартизацией: первая без второй невозможна, а вторая, будучи сначала порожденной первой, затем начинает первой содействовать и первую усиливать. И то и другое, без сомнения, явления однопорядковые. Известно, какое внимание ВТО уделяет устранению технических барьеров в международной торговле. 2.12.2. В юридической сфере самым широко известным проявлением стандартизации является унификация правового регулирования, опять-таки порождение глобализации и средство для дальнейшего ее усиления. Глобализация и стандартизация являются явлениями настолько мощными, что смогут когда-нибудь преодолеть имеющую национальную окраску уникальность каждой правовой системы. Вернее, уникальность более слабых правовых систем подчинится уникальности более мощных, которые, конечно же, испытают влияние и первых. Однако это дело очень далеко будущего. 2.12.3. Помимо унификации правового регулирования стандартизация в юридической сфере начинает проявляться еще и в утверждении единых подходов к квалификации юристов, их деятельности и способам оказания юридических услуг. Этот процесс идет достаточно медленно, но зато неуклонно. Как уже говорилось, для ВТО и ГАТС главное не скорость, а неотвратимость утверждения соответствующих принципов, в том числе принципа стандартизации. Соответственно юридическая сфера в России после ее вступления в ВТО начнет испытывать в определенной степени влияние такой стандартизации. Речь идет об утверждении в целом неких общих с другими членами ВТО стандартов, общих критериев в отношении, в частности: образования и уровня подготовки юристов; уровня оплаты их труда; процедур предоставления юридических услуг по форме и срокам; качества таких процедур; организации деятельности субъектов, оказывающих платные юридические услуги. Кстати, язык юридических документов и правила оформления юридических документов, используемые в международном торговом обороте, являются во многом стандартизированными уже и сегодня. 2.12.4. Точно также различные используемые в сфере оказания платных юридических услуг рейтинги либо конкурсы и вручения премий либо наделение званиями типа "Инвестор в людей" являются формами и инструментами стандартизации в такой сфере. Конечно же, процесс такой стандартизации будет очень долгим и многовариантным. Для российских юристов важно понимать, что такой процесс идет (и не может не идти), осознавать порождаемые им возможности и использовать их.
2.13. Усиление среди юристов в России профессиональной специализации
Чем выше степень глобализации, тем меньше возможностей быть специалистом-универсалом. Право в этом отношении исключением не является: ни один юрист не в состоянии расширять свои знания во всех сферах в той степени, которая адекватна реалиям глобализации. Соответственно вступление России в ВТО должно будет усилить в среде юристов в России процесс специализации, признаки которого можно заметить уже сегодня.
2.14. Усиление среди юристов в России внимания к вопросам регулирования предпринимательской деятельности
2.14.1. ВТО занимается вопросами именно международной торговли в широком понимании этого понятия. ГАТС также демонстрирует максимально широкий подход к вопросам оказания платных услуг (торговли услугами) на международном уровне. Все это является выражением уже давно идущего процесса коммерциализации правового регулирования. 2.14.2. Соответственно вступление России в ВТО должно будет иметь в качестве одного из результатов повышение внимания юристов в России к вопросам регулирования предпринимательской деятельности, причем как в частноправовом, так и публично-правовом отношении (особенно в налоговом).
2.15. Переплетение тенденций к усилению индивидуализма и коллективизма в сфере оказания платных юридических услуг. Повышение степени структурированной раздробленности среди юристов в России
2.15.1. Коммерциализация сферы оказания платных юридических услуг и усиление в ней конкуренции приведут к усилению в ней индивидуализма со всеми вытекающими из этого положительными и отрицательными последствиями. Однако такая форма индивидуализма, как оказание платных юридических услуг одним юристом (в том числе через адвокатские кабинеты), должна будет становиться все менее популярной: экономически она просто нерациональна. 2.15.2. В то же время вышеотмеченные обстоятельства будут обусловливать стремление в указанной сфере к коллективизму, в том числе в виде объединения юристов в сообщества для оказания платных юридических услуг или в виде различных форм сотрудничества между отдельными субъектами как для того, чтобы быть более конкурентоспособным, так и для повышения доходов. 2.15.3. Еще одним проявлением переплетения тенденций к усилению индивидуализма и коллективизма в сфере оказания платных юридических услуг будет явление структурированной раздробленности среди юристов в России: возникновение ситуации, когда юристы будут стремиться к обособлению друга от друга в отдельные организованные группы, формируемые по различным признакам: виду деятельности, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Количество различных ассоциаций, клубов, групп, интернет-сообществ, объединяющих юристов, должно будет возрасти. Вызываться это будет следующими факторами: все большей специализацией деятельности: с профессиональной точки зрения интереснее общаться с теми, кто занимается тем же; все более усиливающейся конкуренцией: отстоять свои позиции легче не в одиночку, а группой; усиливающейся коммерциализацией сферы оказания юридических услуг и обусловливаемым этим ростом индивидуализма; все более набирающей силу концепцией прав человека, делающей акцент в том числе на поощрении деятельности различных мелких социальных групп, объединяемых по определенному признаку. В свете этой концепции с точки зрения той же конкурентной борьбы гораздо более эффективно настаивать на правах группы, заявляющей о том, что она является неким меньшинством, для которого нужна особая защита, нежели только на личных правах: последние усиливаются за счет еще и прав группы; все большим усилением в России того, что именуется гражданским обществом, неразрывно связанным с процессами производства и особенно потребления товаров и услуг, в том числе и с международной торговлей товарами и услугами: гражданское общество и есть не что иное, как структурированная раздробленность. 2.15.4. Само собой разумеется, что структурированная раздробленность юристов в России не исключает возможность функционирования общенациональной организации юристов. Напротив, такое ее функционирование вполне вписывается в указанную структурированную раздробленность. Другое дело, насколько высоким будет КПД такой общенациональной организации.
2.16. Дополнительный импульс для концентрации в сфере оказания платных юридических услуг
2.16.1. Как известно, одним из способов повышения конкурентоспособности, равно как и обеспечения роста и развития является объединение отдельных субъектов или их усилий либо на основе взаимного согласия, либо осуществляемого в рамках закона одностороннего воздействия: концентрация в форме создания альянсов, слияний и поглощений (дружественных или недружественных). Это верно и для сферы оказания платных юридических услуг. 2.16.2. В силу специфики оказания таких услуг недружественное интегрирование практики одного оказывающих их субъекта в практику другого вряд ли возможно. Однако что касается концентрации в форме создания альянсов, слияний и дружественных поглощений, то стремление к ним в России после ее вступления в ВТО должно будет усилиться.
2.17. Усиление имущественного расслоения между отдельными группами юристов в России
2.17.1. Как известно, одним из характерных результатов современного экономического развития является усиление разрыва между наиболее состоятельными и наименее состоятельными социальными группами, впрочем, как и между странами. Этот процесс можно наблюдать в современной России также и применительно к юристам: достаточно упомянуть о небольшой группе юристов (вряд ли более пяти тысяч человек), практикующих в Москве и Санкт-Петербурге (прежде всего, в составе иностранных юридических фирм) и получающих от клиентов, прежде всего корпоративных, огромные вознаграждения, которой можно противопоставить десятки тысяч адвокатов, судей, нотариусов, юристов, работающих в государственных структурах или в частных организациях. 2.17.2. И хотя вступление России в ВТО приведет к росту среднего уровня благосостояния юристов в России, этот рост будет по-прежнему крайне неравномерен: очень неплохому уровню доходов подавляющего большинства юристов будут сопутствовать сверхдоходы очень узкой группы других.
2.18. Более равномерное территориальное распределение юристов в России
2.18.1. Сегодня территориальное распределение юристов в России является отражением доминирования в экономической жизни страны Москвы и Санкт-Петербурга: в этих двух городах сконцентрировано свыше 80% всех финансовых средств в России. Это очевидный перекос и явление для России весьма нежелательное. Пожалуй, подобное экономическое доминирование Москвы и Санкт-Петербурга лучше всего отражается тем фактом, что все офисы иностранных юридических фирм находятся именно в них. Территориальное распределение адвокатов отражает этот факт в гораздо меньшей степени: в Москве на июль 2007 г. имелось 7454 адвоката с действующим статусом (всего количество записей в реестре адвокатов г. Москвы - 8687 <1>), а в Санкт-Петербурге - 3613 адвокатов с действующим статусом <2>, т. е. менее 18,7% от общего количества адвокатов в России на июль 2007 г. (59 121 <3>). Это и неудивительно: большинство адвокатов не оказывает услуги субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. -------------------------------- <1> По данным Реестра адвокатов города Москвы (содержится в электронной справочной правовой системе "КонсультантПлюс"). <2> http://www. apspb. ru/reestr_adv. php <3> Как было сообщено автору сотрудником Федеральной палаты адвокатов России по телефону. В "Вестнике Федеральной палаты адвокатов России" (2007. N 2(16). С. 40) говорится о "почти 59 тысячах". Правда, непонятно, входят ли в это число адвокаты с приостановленным статусом.
2.18.2. Если исходить из того, что вступление России в ВТО будет способствовать развитию регионов России, то тогда одним из последствий вступления России в ВТО может являться в целом более равномерное распределение юристов по территории России. Очевидно, что чем больше выиграет в экономическом отношении регион от вступления России в ВТО, тем вероятнее увеличение в нем количества юристов. Однако нельзя забывать и о том, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге количество юристов после вступления России в ВТО также может увеличиваться, причем еще большими темпами, чем в регионах.
2.19. Возрастное и половое соотношение юристов в России
2.19.1. Очевидно, что усиление конкуренции среди юристов в России приведет к очередному обострению извечной проблемы "отцов и детей" среди самих юристов. Несомненно, что столкнутся с ней при выборе юристов и лица, нуждающиеся в юридических услугах: чему отдавать предпочтение - умудренному годами опыту, сопровождаемому неспешностью, или же активности, которой сопутствует наивность? Думается, что в этом соревновании преимущество в целом будет за активностью, но в основном только в отношении мало - и среднезначительных вопросов, тогда как по принципиальным проблемам верх возьмет опыт. 2.19.2. Что же касается возможных тенденций применительно к соотношению полов среди юристов в России, то их будет две. Первая будет состоять в усилении феминизации юридической профессии: в свете все более набирающей силу концепции прав человека, расшатывания основ традиционной семьи, равно как и того, что в обществе количество женщин немного больше количества мужчин, это просто неизбежно. Вторая будет состоять в усилении маскулинизации юридической профессии: современная западная цивилизация, выражением которой является ВТО и ГАТС, в своей основе базируется на математически-логическом подходе, в котором в силу определенных объективных причин первенство принадлежит мужчинам. Одним из проявлений математически-логического подхода является право, ввиду чего преобладание в нем мужчин также является общеизвестным фактом. Соответственно вступление России в ВТО создаст дополнительные предпосылки для того, чтобы в сложных областях права преобладание юристов-мужчин сохранялось. Одной из таких областей является государственное судопроизводство, особенно деятельность высших судебных инстанций. В СССР ввиду приниженного значения права работа в судах не являлась престижной, ввиду чего на протяжении последних десятилетий в отечественном судейском корпусе преобладают женщины. Однако относительно недавно ситуация стала постепенно изменяться в пользу мужчин именно из-за того, что не только возрос престиж профессии судьи, но и потому, что она позволяет получать соответствующие доходы (в том числе и незаконные). Думается, что вступление России в ВТО придаст тенденции увеличения количества мужчин среди судей дополнительный импульс. 2.19.3. В то же время в тех юридических сферах, которые в максимальной степени связаны с коммуникацией и поисками компромиссов (например, в медиации), роль юристов-женщин может возрастать.
2.20. Налоги, налоговый учет и оказание платных юридических услуг
2.20.1. Непосредственно и напрямую вопросами налогообложения ВТО не занимается. В то же время игнорировать эти вопросы с точки зрения целей ВТО было бы совершенно неправильно, поскольку налоги являются тем мощным инструментом, который может серьезно влиять на конкуренцию и искажать ее условия. Соответственно вопросы налогообложения подпадают под компетенцию ВТО и учитываются в ГАТС, но только в той мере, в какой это связано с либерализацией торговли услугами. 2.20.2. ГАТС говорит о налогообложении весьма скупо и только в двух своих статьях (кроме того, в статье XXVIII "Определения" содержится определение понятия "прямые налоги"). При этом положения одной из таких статей являются весьма неконкретными, что неудивительно: иначе достичь гибкости в регулировании соотношения сложнейших вопросов налогообложения и вопросов либерализации торговли услугами невозможно. 2.20.3. Важно подчеркнуть, что ВТО и ГАТС не занимаются вопросами налоговой политики членов ВТО применительно к гражданам и юридическим лицам этих членов. Единственное, на что распространяется их указанная выше ограниченная компетенция в этой сфере: вопросы налогообложения в членах ВТО применительно к иностранным лицам, оказывающим услуги одним из четырех способов, указанных в ст. I ГАТС. 2.20.4. Ст. XXII "Консультации" ГАТС предусматривает: "1. Каждый Член благожелательно относится к консультациям и создает для них соответствующие условия, в связи с представлением, которое может быть сделано любым другим Членом по любому вопросу, затрагивающему функционирование настоящего Соглашения. При таких консультациях применяется Договоренность о разрешении споров (ДРС). 2. Совет по торговле услугами или Орган разрешения споров (ОРС) по запросу Члена могут провести консультации с любым Членом или Членами в отношении любого вопроса, по которому невозможно было достичь удовлетворительного решения путем консультаций согласно пункту 1. 3. Член не может обращаться к статье XVII [эта статья называется "Национальный режим" и является одной из основополагающих в ГАТС. - А. М.], как в связи с настоящей статьей, так и со статьей XXIII [эта статья называется "Урегулирование споров и исполнение решений". - А. М.], по поводу меры другого Члена, которая входит в сферу международного соглашения между ними об избежании двойного налогообложения. В случае отсутствия согласия между Членами по поводу того, входит ли мера в сферу такого соглашения между ними, для каждого Члена открыта возможность внесения этого вопроса на рассмотрение Совета по торговле услугами <1>. Совет передает дело в арбитраж. Решение арбитра является окончательным и обязывающим для обоих Членов" (выделено мной. - А. М.). -------------------------------- <1> "В отношении соглашений об избежании двойного налогообложения, которые существуют на дату вступления в силу Соглашения по ВТО, такой вопрос может быть внесен на рассмотрение Совета по торговле услугами лишь с согласия обеих сторон такого Соглашения".
Как видно, цель данной статьи состоит в том, чтобы ограничить споры между членами ВТО в том случае, если один член вводит меры, ограничивающие свободу оказания услуг, и такие меры входят в сферу международного соглашения между ними об избежании двойного налогообложения. Иными словами, в данном случае ГАТС исходит из того, что вопросы налоговой политики члена ВТО должны иметь приоритет над вопросами либерализации сферы услуг, но именно в специальном случае: когда эти вопросы непосредственно охватываются международным соглашением между этими странами об избежании двойного налогообложения. Подобный подход вполне разумен: если государства заключили по взаимному согласию международное соглашение об избежании двойного налогообложения с соответствующим положениями, то с какой стати одно из них начнет говорить о том, что исполнение таких положений вторым государством нарушает обязательства по ГАТС второго государства перед первым? В данном случае имеет место действие принципа rescriptum speciale derogat generali (специальное распоряжение отменяет общее распоряжение) <1>. -------------------------------- <1> Бартошек М. Римское право: Понятие, термины, определения: Пер. с чешск. М.: Юрид. лит., 1989. С. 426. "Исключения по соображениям общественного порядка могут быть применены только в тех случаях, когда складывается реальная и достаточно серьезная угроза в отношении одного из фундаментальных интересов общества". "Меры, которые направлены на обеспечение справедливого или эффективного обложения или сбора прямых налогов, включают меры, принимаемые членом в соответствии с его системой налогообложения, которая: (i) применяется к поставщикам услуг, не являющимся резидентами, принимая во внимание, что обязательство в отношении налогов с нерезидентов определяется в отношении статей налогообложения, происходящих или расположенных на территории этого члена; или (ii) применяется к нерезидентам, чтобы обеспечить обложение или сбор налогов на территории этого члена; или (iii) применяется к нерезидентам или резидентам, чтобы предотвратить избежание налогов или уклонение от них, включая меры, обеспечивающие это; или (iv) применяется к потребителям услуг, поставляемых на территорию или с территории другого члена, чтобы обеспечить обложение или сбор налогов с таких потребителей из источников на территории этого члена; или (v) проводит различие между поставщиками услуг, подлежащими налогообложению по статьям, облагаемым повсюду в мире, и другими поставщиками в целях признания различного характера их налоговой базы; или (vi) определяет, выделяет и распределяет доход, прибыль, выгоду, потерю, вычет или кредитование физических лиц, являющихся резидентами, или филиалов, или между связанными физическими лицами или филиалами одного и того же физического лица, с целью защиты налоговой базы этого члена. Налоговые термины или концепции в пункте "d" статьи XIV и в этой сноске определяются в соответствии с определениями и концепциями налогов или эквивалентных или подобных определений и концепций в соответствии с внутренним законодательством члена ВТО, принимающего меру".
2.20.5. Неконкретными являются положения ст. XIV "Общие исключения" ГАТС: "При условии, что такие меры не будут применяться в качестве средства произвольной или необоснованной дискриминации между странами, где преобладают схожие условия, или создавать скрытые ограничения для торговли услугами, ничто в настоящем Соглашении не понимается как препятствие любому Члену принимать или осуществлять меры: (a) необходимые для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; (b) необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; (c) необходимые для соблюдения законов или правил, которые соответствуют положениям настоящего Соглашения, включая имеющих отношение к: (i) предотвращению вводящей в заблуждение или недобросовестной практики или последствий несоблюдения контрактов в области услуг; (ii) защите от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защите конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; (iii) безопасности; (d) несовместимые со статьей XVII [эта статья называется "Национальный режим" и является одной из основополагающих в ГАТС. - А. М.], при условии, что различие в режиме продиктовано стремлением обеспечить справедливое или эффективное обложение или сбор прямых налогов в отношении услуг или поставщиков услуг других Членов; (e) несовместимые со статьей II [эта статья называется "Режим наибольшего благоприятствования" и также является одной из основополагающих в ГАТС. - А. М.], при условии, что различие в отношении режима является результатом соглашения о предотвращении двойного налогообложения или положений о предотвращении двойного налогообложения в каком-либо другом международном соглашении или договоренности, которыми связан Член" (выделено полужирным шрифтом мной. - А. М.). Как видно, в данном случае ГАТС, взвешивая меры налоговой политики и меры по либерализации торговли услугами, предпочтение отдает вторым: государство вправе использовать первые только при условии, что они не будут применяться в качестве средства произвольной или необоснованной дискриминации или создавать скрытые ограничения для торговли услугами. Нельзя также не отметить и разницу между требованиями к применению изъятий из национального режима (подпункт "d") и из режима наибольшего благоприятствования (подпункт "e"): во втором случае требуется, чтобы изъятия базировались на правиле о предотвращении двойного налогообложения в международном договоре, которым связан член ВТО, вводящий изъятия из режима наибольшего благоприятствования. 2.20.6. Соответственно вступление России в ВТО по общему правилу не должно повлечь изменения в российском налоговом регулировании, распространяющемся именно на российских лиц, оказывающих платные юридические услуги: ВТО и ГАТС не занимаются вопросами налоговой политики членов ВТО применительно к гражданам и юридическим лицам этих членов. 2.20.7. Однако вопрос о том, а не являются ли российские налоговые правила средством произвольной или необоснованной дискриминации иностранных лиц, оказывающих юридические услуги, и не создают ли они скрытые ограничения для международной торговли такими услугами, может встать. Он вряд ли встанет в отношении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций применительно к иностранным юридическим лицам, оказывающим юридические услуги в Российской Федерации через постоянное представительство или иначе: по Налоговому кодексу России такие ставки в любом случае не превышают тех, которые применимы к российским организациям. Однако такой вопрос может встать в отношении налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц применительно к иностранным юристам, не являющимся налоговыми резидентами России и оказывающим юридические услуги российским клиентам: п. 3 ст. 224 Налогового кодекса устанавливает ее в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых такими лицами, тогда как обычная налоговая ставка составляет 13%. Именно то обстоятельство, что при оказании юридических услуг иностранными юристами - налоговыми нерезидентами их доходы, получаемые от российских клиентов, должны будут облагаться по ставке 30%, и может расцениваться как средство произвольной или необоснованной дискриминации таких юристов и создание скрытого ограничения для международной торговли услугами. 2.20.8. Любопытен также вопрос о том, не являются ли средством произвольной или необоснованной дискриминации иностранных юристов и созданием скрытого ограничения для международной торговли услугами российские правила постановки на учет некоторых категорий физических лиц в налоговых органах, органах Пенсионного фонда России и Фонда обязательного медицинского страхования России? 2.20.8.1. Так, согласно ст. 86 Налогового кодекса России адвокат, учредивший адвокатский кабинет, вправе открывать банковские счета для осуществления профессиональной деятельности только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Это правило применимо и к иностранным адвокатам, учреждающим в России адвокатские кабинеты. Между тем Налоговый кодекс России или иные российские нормативные акты никак не регламентирует постановку на учет в налоговом органе иностранных физических лиц, являющихся иностранными адвокатами и ведущих деятельность в России. Налоговые же органы в России всегда занимают позицию "Все, что не разрешено и не урегулировано, запрещено", а урегулированы в российских нормативных актах только случаи с постановкой на учет в налоговом органе иностранных физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание в России: "Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту жительства физического лица при постановке на учет физического лица или учете сведений о физическом лице. <...> Для физических лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации, адрес временного проживания приравнивается к адресу места жительства" <1>. Ранее, когда Налоговый кодекс России приравнивал адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, к индивидуальным предпринимателям, это норма распространялась и на иностранных адвокатов, желающих учредить в России адвокатский кабинет. Однако после того, как Налоговый кодекс России от такой позиции отказался, эта норма к ним уже не применима. -------------------------------- <1> П. 2.2.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 15)).
Между тем в соответствии с Перечнем специфических обязательств Российской Федерации по услугам, согласованным в ходе вступления России в ВТО, иностранные адвокаты вправе беспрепятственно учреждать в России адвокатские кабинеты, если они находятся в России законно и вне зависимости от наличия у них вида на жительство или разрешения на временное проживание в России. Очевидно, что такие адвокаты впоследствии могут столкнуться с трудностями при постановке на учет в налоговом органе и открытии банковских счетов. 2.20.8.2. Далее, согласно российскому регулированию об обязательном пенсионном страховании адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, являются страхователями в отношении лиц, у них работающих, и должны быть зарегистрированы в территориальных органах Пенсионного фонда России. Это правило должно действовать и в отношении иностранных адвокатов, которые осуществляют деятельность в России и которые, как уже говорилось, вправе беспрепятственно учреждать в России адвокатские кабинеты, если они находятся в России законно и вне зависимости от наличия у них вида на жительство или разрешения на временное проживание в России. Между тем ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает возможность регистрации адвокатов только по месту их жительства и требует для регистрации представления документов, подтверждающих регистрацию адвоката по месту жительства в России. Как в таком случае быть упомянутым иностранным адвокатам, нанявшим российских работников, если эти адвокаты временно пребывают в России на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеют вида на жительство в России? При этом тот же Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает возможность взыскания штрафа за нарушение обязанности зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда России. 2.20.8.3. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении регистрации упомянутых иностранных адвокатов в территориальных фондах обязательного медицинского страхования. 2.20.8.4. Думается, что все такие моменты будут сочтены в ВТО и соответствующими государствами средством произвольной или необоснованной дискриминации в отношении иностранных адвокатов.
2.21. Валютное регулирование и оказание платных юридических услуг
2.21.1. Очевидно, что либерализация в сфере международной торговли услугами невозможна без одновременной параллельной либерализации не только текущих валютных операций, касающихся услуг, но и валютных операций движения капитала. Без свободы таких платежей свобода предоставлять и потреблять услуги превращается в фикцию. Сегодня, кстати, в международной торговле имеет место любопытный парадокс: в ней свобода платежей за услуги утверждена в большей степени, нежели свобода оказания платных услуг. Иными словами, государства формально снимают запреты на платежи за услуги, но сохраняют ограничения на предоставление таких услуг. Отметим, что в отношении России этот парадокс применительно к юридическим услугам не действует, что является достаточно уникальной ситуацией. Соответственно хотя вопросы платежей в международном торговом обороте относятся в первую очередь к компетенции Международного валютного фонда, членом которого является и Россия <1>, ВТО и ГАТС не могут не касаться вопросов, связанных с платежами в международной торговле. -------------------------------- <1> По поводу того, какие обязательства взяла на себя Россия как член МВФ, см., в частности: Муранов А. И. Вопрос о распространении на Российскую Федерацию раздела 2 (а) ст. VIII Учредительного соглашения Международного валютного фонда // Московский журнал международного права. 2006. N 3. С. 124 - 153.
Именно поэтому в ГАТС, стремящемся исповедовать максимально широкий подход к вопросам оказания платных услуг, содержится ст. XI "Платежи и переводы" ГАТС: "1. За исключением обстоятельств, предусмотренных в статье XII [эта статья называется "Ограничения в целях защиты платежного баланса". - А. М.], Член не применяет ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся его специфических обязательств. 2. Ничто в настоящем Соглашении не затрагивает прав и обязательств членов Международного валютного фонда в соответствии со статьями Соглашения о Фонде, включая использование валютных операций, которые совместимы со статьями Соглашения, при условии, что Член не устанавливает ограничений на какие-либо операции с капиталом, несовместимые с его специфическими обязательствами, касающимися таких операций, за исключением обязательств, упомянутых в статье XII или по просьбе Фонда". Данная статья является дополнительной гарантией того, что ни один член ВТО (включая в будущем и Россию) не будет вводить ограничений в отношении международных платежей по текущим операциям или операциям движения капитала в той мере, в какой такие ограничения являются несовместимыми с его соответствующими обязательствами по ГАТС. 2.21.2. Действующий сегодня в России Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля 2007 г.) и принятое на его основании подзаконное регулирование является настолько либеральным и настолько соответствует духу ВТО и ГАТС, что менять что-либо в них применительно к оказанию платных юридических услуг после вступления России в ВТО не придется. Кстати, думается, что упомянутые российские акты были приняты в том числе и с учетом будущего членства России в ВТО. 2.21.3. Однако нельзя не отметить, что сегодня в российском валютном регулировании до сих пор существует непонимание применительно к возможности российских адвокатских образований - юридических лиц передавать их адвокатам-резидентам поступившую в эти образования от нерезидентов иностранную валюту как вознаграждение этих адвокатов и/или компенсацию их расходов. Центральный банк РФ и многие российские банки придерживаются официально нигде не закрепленной позиции, согласно которой такая передача является валютной операцией между резидентами, которая законом запрещена. Между тем непризнание возможности такой передачи несомненно ограничивает свободу адвокатов оказывать услуги: какой смысл это делать, если получить вознаграждение в надлежащей валюте, согласованной с контрагентом, невозможно? Несмотря на очевидную неправомерность и несуразность такой позиции, многомесячная борьба коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" против нее так и не закончилась признанием Центральным банком РФ своей неправоты <1>. -------------------------------- <1> Муранов А. И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов. М.: Статут, 2006. С. 272 (содержится также в электронной справочной правовой системе "КонсультантПлюс").
2.21.4. Хорошо хоть то, что в ходе этой борьбы удалось изменить мнение Центрального банка РФ по двум вопросам: по поводу обязательной продажи российскими адвокатскими образованиями - юридическими лицами части поступившей в эти образования от нерезидентов иностранной валюты как вознаграждения адвокатов таких образований и/или компенсации их расходов; по поводу обязательности оформления паспорта сделки при проведении валютных операций между адвокатским образованием - юридическим лицом и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом-резидентом юридические услуги нерезиденту. Как известно, в результате долгих усилий и переписки коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", в которой на конечном этапе участвовали Адвокатская палата г. Москвы и заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы А. М. Макаров, Центральный банк РФ изменил свою позицию и признал в информационном письме от 15 июня 2005 г. N 32 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" <1>, что требования об обязательной продаже иностранной валюты и об оформлении паспорта сделки на адвокатские образования - юридические лица не распространяются <2>. -------------------------------- <1> Вестник Банка России. 2005. N 33. С. 26 - 27. <2> Там же. Странно только, что заслуга в постановке этого вопроса почему-то приписывается Федеральной палате адвокатов России как самим А. М. Макаровым (Вестник Федеральной палаты адвокатов России. 2007. N 2(16). С. 9), так и палатой самой себе (Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2005. N 2(8). С. 121). Это совершенно неверно: Федеральная палата адвокатов России не только не ставила этот вопрос перед Центральным банком РФ самостоятельно, но в лице одного из членов своего Совета стремилась, несмотря на все просьбы коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", избежать постановки такого вопроса.
2.21.5. Возможно, отмеченное выше непонимание после вступления России в ВТО окажется исправленным самим Центральным банком РФ, хотя в этом и есть сомнения.
2.22. Роль российских юристов в международном разделении труда
2.22.1. Эффективность международной торговли, как известно, основана на разделении труда, т. е. специализации. Сфера юридических услуг также подвержена действию данного принципа: умелое использование юристами той или иной страны особой специализации влечет для них дополнительные выгоды. Достаточно вспомнить юристов из офшорных юрисдикций, предлагающих разнообразные услуги в связи с создаваемыми в таких юрисдикциях юридическими лицами, в том числе в связи с оптимизацией налогообложения. Правда, их деятельность производна от экономической политики их государств, нежели является итогом их собственных усилий. 2.22.2. Более наглядным примером являются юристы Великобритании, которые специализируются, например, на третейском разбирательстве, регулировании финансовых сделок, страховании и торговом мореплавании. Важно подчеркнуть, что в такие сферы активно вовлечены не только частные лица, оказывающие платные юридические услуги, но и государственные органы, включая суды. При этом деятельность частных лиц, оказывающих юридические услуги, в гораздо меньшей степени обусловлена экономической политикой их страны. И вот каковы итоги такой их специализации: "С[оединенное]К[оролевство] экспортировало в 2002 г. юридические услуги стоимостью в 1,838 миллиарда английских фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует объему экспорта из СК услуг связи: почти 100% рост в экспорте юридических услуг с 1997 г." <1>; "Двумя главными экспортерами юридических услуг являются Соединенные Штаты и Соединенное Королевство. США и СК имели объединенный чистый объем торговли почти в 2 миллиарда долларов США в начале 1990-х гг., в котором на одно СК приходилось 830 миллионов долларов США, представляя едва ли не 15% от общего чистого объема торговли услугами в СК. Эта цифра является для СК примечательной, учитывая, что количественный состав юридической профессии в СК (72 000) составляет только около одной десятой от такового в США (800 000)" <2>. -------------------------------- <1> Managing request-offer negotiations under the GATS: the case of legal services. Working Party of the Trade Committee. TD/TC/WP(2003)40/FINAL. OECD Trade Policy Working Paper N 2 by Massimo Geloso Grosso / Organisation for Economic Cooperation and Development, Trade Committee. 14-Jun-2004. P. 9. <2> Legal Services. Background Note by the Secretariat // World Trade Organization. Council for Trade in Services. S/C/W/43, 6 July 1998. P. 8.
2.22.3. Кстати говоря, стандартизация, этот синоним глобализации, способствует мировому разделению труда, т. е. специализации: стандартизация такое сложившееся разделение труда только закрепляет и усиливает. Иными словами, юристы из тех стран, которые успешно специализируются на определенных вопросах, от развития мировой торговли - стандартизации только выигрывают. В связи с этим встает вопрос: а могут ли российские юристы играть какую-либо значимую роль в мировом разделении труда? Понятно, что своей деятельностью они могут помогать иным российским субъектам международного торгового оборота, успешно специализирующимся в определенных сферах или стремящимся к ним. Но могут ли российские юристы самостоятельно специализироваться по чему-либо в общемировой сфере оказания юридических услуг? Пока ответ должен быть, к сожалению, отрицательным: для этого у российских юристов еще нет ни знаний, ни сил, ни опыта, ни ресурсов, ведь 75 лет советской изоляции бесследно пройти не могли. А вот если бы он был утвердительным, то это являлось бы не чем иным, как дополнительным преимуществом России в мировой конкурентной борьбе государств. "Давайте посмотрим на мировое хозяйство как на большой завод. На этом заводе есть цеха первичной переработки, где в пыли и в чаду трудятся рабочие низшей квалификации. Есть сборочный цех, где люди в белых халатах, рабочая аристократия, производят готовые изделия. Есть бухгалтерия, инженерное бюро, где работают специалисты с высшим образованием. А есть дирекция и правление. Там заседают самые умные. Где же наше с вами место на этом международном предприятии? Маловероятно, чтобы кому-то в мире пришло в голову обратиться к нам за новой технологией, качественными финансовыми услугами, эффективным управлением, кассовым фильмом, модной одеждой. На нашу страну выходят, чтобы купить нефть, газ, пресловутый лес-кругляк. Стало быть, в мировом разделении труда мы не инженеры, не банкиры, не дизайнеры, не продюсеры и управляющие. Мы - бурильщики, шахтеры, лесорубы. То есть довольно чумазые ребята с рабочих окраин. Конечно, всякий труд почетен, но все же - почему так? Мы ведь считаем себя высокообразованным и высококультурным народом. Что же мы, такие образованные, с нашим-то красным дипломом - кормим комаров на нефтеносном болоте. Такие культурные и одаренные соплеменники Николая Гоголя, Игоря Стравинского, Ильи Пригожина - потеем на карьере и в забое. Может, мы не доросли до высоты нашей национальной культуры. Может, не все в порядке с образованием. Руководитель одной из крупнейших энергетических корпораций рассказывал, что до недавнего времени (не исключено, что и по сей день) ни в одном профильном вузе России не было ни одного специалиста по парогазовой электрогенерации и ни одной соответствующей установки для наглядного изучения этой технологии. Между тем, не вдаваясь в детали, нужно отметить, что данная технология вполне банальна, имеет сегодня широчайшее применение повсюду в развитых странах. Чему же учат студентов? У них нет возможности не только заглянуть в будущее энергетики, но даже и толком узнать ее современное состояние. А один губернатор обнаружил, что в сельхозтехникуме слушатели получают представление о тракторах на примере машин, снятых с производства еще в 60-х годах. То есть система образования за малым исключением производит специалистов для экономики прошлого века. В общем, из будущего можно увидеть в современности много чего печального. Но также и обнадеживающего. Если автор концепции постиндустриального общества Дэниэл Белл недавно предсказал, что по достижении внутренней стабильности Россия "готова вступить в постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна", то почему нам с ним не согласиться? Мы увидим, что это реально. Мы можем и обязаны стать белыми воротничками в мировом разделении труда, занять важное место в глобальной иерархии" <1>. Сказанное следует применить и в отношении российских юристов, которые пока являются не более чем рабочей аристократией как в России, так и на уровне международного разделения труда. -------------------------------- <1> Сурков В. Ю. Русская политическая культура. Взгляд из утопии // Русская политическая культура. Взгляд из утопии. Лекция Владислава Суркова. Материалы обсуждения в "Независимой газете". М.: Изд-во "Независимая газета", 2007. С. 18 - 19 (http:// www. russ. ru/ politics/ docs/ russkaya_ politicheskaya_ kul_ tura_ vzglyad_ iz_ utopii).
2.22.4. Думается, что российским юристам в таком разделении труда следует хотя бы задуматься о том, как постараться занять место в "дирекции". Достичь этого, с одной стороны, совсем не сложно: уровень ведущих российских юристов с точки зрения обеспечения практических юридических нужд ничуть не ниже уровня иностранных юристов из ведущих стран: в противном случае иностранные юридические фирмы найму российских юристов предпочитали бы перевод в российские коммерческие присутствия иностранных специалистов. Правда, в сфере науки такой уровень в целом несколько ниже, но это вполне поправимо. С другой стороны, занять такое место крайне сложно: если в самой России юристы находятся в приниженном положении, то с какой стати с ними будут считаться на международном уровне? Впрочем, российским юристам следует прилагать в таком направлении максимум усилий, причем как в плане накопления знаний, сил, опыта и ресурсов, так и в плане самоидентификации и саморефлексии. При этом помочь им может в какой-то небольшой степени тот же процесс стандартизации в сфере оказания платных услуг. На мировом уровне он упорядочивает процедуры и имеет направленность на нивелирование юридических различий, тем самым объективно ослабляя тенденцию к специализации: юристу гораздо проще разобраться в уже имеющемся стандарте, нежели в неупорядоченной сфере. Иными словами, процесс стандартизации по своей природе противоречив: с одной стороны, он усиливает специализацию, а с другой - ослабляет ее, но только для умных и активных субъектов.
2.23. Появление у российских лиц дополнительных возможностей выйти на иностранные рынки юридических услуг и стремиться к перелому в тенденции к постоянно существующему пассивному балансу международных платежей в сфере оказания платных юридических услуг
2.23.1. После того как Россия станет членом ВТО, российские лица, оказывающие платные юридические услуги, смогут воспользоваться в других членах ВТО теми возможностями, которые вытекают из обязательств этих членов по ГАТС применительно к юридическим услугам. При этом в ходе переговоров по вступлению России в ВТО не мог стоять вопрос о том, какие обязательства принимают на себя другие члены ВТО в отношении доступа на рынок и национального режима для российских субъектов, оказывающих платные юридические услуги. 2.23.2. Очевидно, что усиление роли российских юристов в международном разделении труда без их выхода на иностранные рынки юридических услуг (в первую очередь стран СНГ) невозможно. "Рассматривая характер российской внешней торговли услугами с позиций методик ГАТС, особенно российский экспорт, следует подчеркнуть, что в экспорте России преобладают, как уже отмечалось, либо трансграничные поставки, либо потребление услуг физическими лицами за рубежом. Две другие формы международной поставки услуг, в частности сбыт за рубежом услуг действующих там предприятий с российским капиталом, равно как и реализация на российском рынке услуг, оказываемых предприятиями с иностранным капиталом, не получили заметного развития. Таким образом, как по структуре поставок услуг, так и по способам их поставок торговля услугами России не отражает те прогрессивные сдвиги, которые происходят в этой области за рубежом. Учитывая быстро растущую роль сферы услуг в мировой экономике, России предстоит решить ряд сложных задач: развитие современных конкурентоспособных видов услуг; создание условий для широкого использования всех четырех видов поставок услуг, особенно коммерческого присутствия за рубежом; развитие современной правовой базы в сфере торговли услугами, содержащей основные положения ГАТС; и, наконец, перелом тенденции к постоянно существующему пассивному сальдо платежей в сфере услуг" <1>. -------------------------------- <1> Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003. С. 56.
2.23.3. Другой вопрос, испытывают ли российские юристы нужду в выходе на такие рынки и если да, то обладают ли они достаточным для этого потенциалом, равно как и потенциалом для того, чтобы стремиться к перелому в тенденции к постоянно существующему пассивному балансу международных платежей в сфере оказания платных юридических услуг.
2.24. Запрет на совмещение деятельности по оказанию юридических платных услуг с деятельностью по оказанию иных видов услуг в свете вступления России в ВТО
В настоящее время право ВТО не стремится к тому, чтобы прямо регулировать вопросы совмещения деятельности по оказанию одного вида услуг с деятельностью по оказанию иных видов услуг, а оставляет этот вопрос на усмотрение членов ВТО. В самом деле поощрение таких запретов со стороны ВТО не корреспондировало бы с решаемой ВТО задачей либерализации оказания услуг, тогда как стремление объявить их недопустимыми означало бы чрезмерное вмешательство со стороны ВТО в компетенцию его членов. Соответственно каждый член ВТО должен в отношении вопросов совмещения деятельности по оказанию одного вида услуг с деятельностью по оказанию иных видов услуг применять в отношении поставщиков услуг из других членов ВТО национальный режим, если иное не было оговорено им в его специфических обязательствах по услугам перед ВТО. Россия иного в своем проекте Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам не оговорила. Ввиду этого после вступления России в ВТО на лиц из членов ВТО будут распространяться только те запреты на совмещение деятельности по оказанию юридических платных услуг с деятельностью по оказанию иных видов услуг, каковые установлены для российских лиц. Российское право знает в отношении лиц, оказывающих платные юридические услуги (помимо нотариусов и аудиторов), только следующие запреты <1>: "Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности" (п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"); "Адвокат также не вправе: -------------------------------- <1> Отметим, что вопрос о конфликте интересов не может считаться относящимся к рассматриваемой здесь проблематике: он возникает прежде всего в ходе оказания одного вида услуг.
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг; - вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги; - принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя - юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего. Возложение указанных функций на работников адвокатских образований также не допускается" (п. 3 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката).
2.25. Отдаленное будущее российских лиц, оказывающих платные юридические услуги: доминирование в российской сфере оказания юридических услуг или же проигрыш иностранцам?
Будущее российских лиц, оказывающих платные юридические услуги, зависит прежде всего от них. Вступление России в ВТО станет для них важным вызовом. В целом они от членства России в ВТО выиграют хотя бы из-за увеличения спроса на юридические услуги. Однако они должны учиться быть конкурентоспособными, повышать свою квалификацию и уровень сервиса. Если же они этому не научатся, то определять правила в российской сфере юридических услуг постепенно начнут иностранцы. Российские юристы, конечно же, не вымрут, но могут оказаться под контролем иностранного юридического бизнеса. Прельщает ли их такая судьба? Отвечать на этот вопрос надо не словами, а действиями. "...Адвокат Альберт Еганян... сказал, что последствия неурегулированности таких животрепещущих вопросов, как неравенство адвокатов и "вольных" участников рынка юридических услуг, отсутствие единых критериев осуществления профессиональной юридической деятельности, незащищенность национальных юридических фирм перед лицом глобальных консалтинговых корпораций, могут оказаться катастрофическими" <1>. С этими словами можно согласиться, но с оговорками. Катастрофа для российских лиц, оказывающих платные юридические услуги, действительно может наступить, но в далеком будущем. Случится она не внезапно, а постепенно и только при условии, что эти лица проиграют в конкурентной борьбе иностранным субъектам. Российское государство обладает всеми возможностями для того, чтобы помочь им в этой борьбе выстоять, но победу им обеспечить не сможет. -------------------------------- <1> Крохмалюк А. Российских юристов могут повести по китайскому пути. Сенаторы и адвокаты возмущены тем, что в важнейших документах по вступлению России в ВТО не учтены интересы юридического сообщества // Адвокатская газета. 2007. N 1. Март. С. 3.
"Кто-то из мудрецов говорил, чтобы остаться на месте в быстро меняющемся мире, надо все время идти вперед. Остановившись на достигнутом, мы рискуем оказаться в роли местечковых собственников домишек в московском спальном районе Бутово, которые в последние месяцы оказались в центре внимания СМИ. Домишки были еще вполне пригодны для проживания, но оказались окруженными небоскребами. Небоскребы их и поглотили" <1>. -------------------------------- <1> Шаров Г. К. Адвокатура на рынке юридических услуг // Вестник Федеральной палаты адвокатов России. 2006. N 3(13). С. 57.
Название документа