Сирийская модель клерикализма: историческая эволюция и отражение в Конституции 2012 г

(Новиков М. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 8) Текст документа

СИРИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КЛЕРИКАЛИЗМА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИИ 2012 Г. <*>

М. В. НОВИКОВ

Новиков Марк Владимирович, аспирант Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

В статье анализируются процесс исламизации региона, историческая динамика правового и политического положения религиозных организаций в стране и ее клерикализация. Проблемы клерикализации Сирии рассматриваются через призму борьбы за суверенитет и национальную идентичность. В работе также получили отражение юридическое и фактическое положение различных этнических, этноконфессиональных и этнорелигиозных групп и динамика взаимоотношений между ними.

Ключевые слова: новейшие конституции; клерикальное государство; Сирия; клерикализм; Ближний Восток; "арабская весна".

The paper describes the process of Islamization of the region, the historical dynamics of the legal and political status of religious organizations in the country. The article raises the issue of religion influence on the state in Syria through the prism of the struggle for sovereignty and national identity. The paper also describes the formal and actual positions of various ethnic, ethno-religious groups and the dynamics of the relationship between them.

Key words: the latest constitution; religion and state; religious states; Syria; Middle East; "The Arab spring".

Динамика происходящих на Ближнем Востоке событий поражает ожидания даже самых смелых экспертов. Новостная лента пестрит сенсациями из ставших горячими точками стран. Сегодня взгляды миллионов прикованы к продолжающейся и набирающей силу гражданской войне в Сирии. В этом информационном ажиотаже для исследователей важно понять и проанализировать события в их сути. Мы постараемся дать анализ происходящему в этой арабской стране с точки зрения конституционного права в контексте отношений между государством и религиозными организациями. Процесс арабизации и исламизации населения в Сирии начался в VII в. после включения ее территории в Халифат Омейядов, столицей которого был Дамаск. С середины VIII в. Сирия входила в состав Халифата Аббасидов, а со второй половины XIII в. - в состав государства мамлюков. Однако особенно важным для формирования соотношения религиозных организаций и государственных структур в Сирии представляется османский период, т. е. время, когда Сирия находилась в составе Османской империи (начало XVI в. - 1919 г.). Османизация государственного управления характеризовалась, в частности, тем, что функции исполнительной и судебной власти четко не разделялись, а наряду со светским судом существовал шариатский. Османы, делавшие в Сирии (в отличие от их политики в Египте) ставку на децентрализацию, поощряли власть клановых лидеров, возглавлявших как мусульман, так и христиан и иудеев <1>. В то же время говорить о равенстве представительства разных конфессий в управлении нельзя. Е. И. Зеленев, например, указывает, что поддерживать стабильность османского господства в Сирии помогало именно мусульманское духовенство: как социально разнородное низшее духовенство (имамы местных мечетей, муэдзины, учащиеся духовных школ и т. д.), так и представители мусульманской духовной элиты (кади, муфтии и др.). -------------------------------- <1> Зеленев Е. И. Государственное управление Египтом и Сирией в османский период в XVI - начале XX в. (принципы и основные тенденции): Дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2000. С. 75.

Децентрализованный характер управления подвергся изменениям во время нахождения Сирии в составе египетского государства Мухаммеда Али (1831 - 1840 гг.). Образовано оно было в результате борьбы М. Али, египетского паши, против власти Османской империи в Египте. В 1831 г. турецкий султан признал власть Мухаммеда Али над Египтом, Сирией, Палестиной и Аданским пашалыком в обмен на формальное признание сюзеренитета султана. Деление Египта на эйалеты было ликвидировано и введено централизованное управление со столицей в Дамаске. Изменения также коснулись конфессионального представительства в государственном управлении - к службе в местных административных органах, меджлисах, армии были допущены христиане: "При египтянах христиане были объявлены равными в правах с мусульманами, а вооруженные отряды христиан-маронитов появились на улицах сирийских городов, более того, участвовали в боевых действиях против мятежных мусульман и друзов" <2>. Произошедшее уравнивание в правах, как указывается в литературе, чрезвычайно болезненно было воспринято мусульманским населением Сирии <3>. При этом, подчеркнем, несмотря на появившуюся межконфессиональную напряженность, предпринятые меры способствовали централизации государственного управления. -------------------------------- <2> Там же. С. 216 - 217. <3> Жантиев Д. Р. Роль и место арабской периферии в процессе модернизации Османской империи в конце XVIII - начале 60-х гг. XIX в. (сирийские провинции): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1996. С. 21.

Однако в 1840 г. Египет был вынужден оставить Сирию, которая вернулась в состав османского государства. Линия на централизацию управления была продолжена. При этом центральная власть в 1840-е - 1850-е годы в рамках проводимых в Османской империи модернизационных реформ, получивших название Танзимат, продолжает внедрять в сирийское общество принципы формального равенства и секуляризации. Султанский рескрипт, в котором устанавливалась программа реформ, гарантировал всем подданным султана (независимо от вероисповедания) неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Впоследствии были изданы рескрипт о создании светских школ (1846 г.), рескрипт о допуске немусульман на равных основаниях с мусульманами в качестве свидетелей в суде (1847 г.), Закон о создании при вали совещательных советов (меджлисов) из представителей светской и духовной знати, включая и немусульман (1852 г.). Это, в частности, означало дальнейшее закрепление уравнивания в правах мусульман с немусульманами. Реформам, направленным на централизацию османского государства, серьезно противостояли местные сирийские кланы, которые, даже несмотря на принадлежность к разным конфессиям, стремились к компромиссу и выработке общегражданской, национальной позиции (противостоящей османским попыткам централизации). Тем самым задаваемая османским центром тенденция секуляризации дополнялась на региональном, собственно сирийском, уровне. Тем не менее влияние различных конфессий на государственное управление Сирией в османский период было, как и прежде, неодинаковым. Так, кади - верховным судьей провинции - являлся глава судейской корпорации из числа мусульман-суннитов, а назначавшийся центральным правительством глава управления иностранных дел вилайета обычно был христианином <4>. -------------------------------- <4> См.: Зеленев Е. И. Указ. соч. С. 298 - 293.

По поводу соотношения религиозных институтов и норм и государственной власти в Сирии после реформ Танзимат Е. И. Зеленев пишет следующее: "Светская и религиозная системы оказались тесно взаимосвязаны, конкуренция между ними отсутствовала, буржуазные нормы права соседствовали с религиозными, прежде всего шариатскими, но никогда их не заменяли. В сфере права можно говорить о придании европейским законам исламского оформления, тогда как в практике судопроизводства шел процесс, при котором светские суды... постепенно переходили под контроль административных органов, деятельность которых имела очевидную исламофильскую направленность" <5>. Промусульманская политика османского руководства выражалась также в том, что в совещательных органах сирийских провинций представители немусульманских общин всегда составляли меньшинство. -------------------------------- <5> Там же. С. 302.

Итак, может быть сделан вывод, что, несмотря на появившуюся при османском руководстве к концу XIX в. тенденцию к секуляризации государственного управления, этот процесс не приобрел такого же, как в западноевропейских странах, характера. Религиозное нормативное регулирование не было полностью замещено светским. Османский период управления Сирией закончился в 1918 г., когда Дамаск заняли британские войска совместно с арабскими отрядами. Согласно англо-французскому договору осенью 1919 г. английские войска были выведены из Сирии. Но впоследствии, летом 1920 г., их сменили французские войска. Ввод французских войск был связан с тем, что летом 1920 г., после раздела ближневосточных территорий Великобританией и Францией, Сирия официально (в соответствии с мандатом, выданным Лигой Наций) стала подмандатной французской территорией. При этом созданная французская администрация столкнулась с противостоянием возникшего сирийского национального движения. Так, первая Конституция Сирии, носившая название "Основной Закон Сирийского Арабского Королевства", была принята Всеобщим сирийским конгрессом 3 июля 1920 г. Однако просуществовала эта Конституция недолго - как раз в это время в Сирию был введен контингент французских войск, а французский военный комиссар отправил правительство в отставку и отменил Конституцию. Тем не менее высокая значимость этого акта состоит в том, что в нем впервые провозглашались равенство перед законом, свобода вероисповедания, образования, прессы, собраний и т. д. <6>. В 1928 г. французский верховный комиссар распустил сирийское Учредительное собрание, выборы в которое состоялись в этом же 1928 г. и которое отвергло его поправки к новому проекту Конституции. Лишь в 1930 г. французский комиссар ввел принятую Учредительным собранием Конституцию своим односторонним актом с оговоркой, что она будет применяться лишь в той части, в которой она не противоречит мандату <7>. Конституция Сирийской Республики от 14 мая 1930 г. провозгласила Республику и закрепила индивидуальные и политические свободы граждан. Французский мандатный режим окончился в июне 1941 г., когда движение де Голля "Свободная Франция" признало независимость Сирии и отказалось от мандата. -------------------------------- <6> Гази М. Развитие политического и конституционного строя в Сирийской Арабской Республике: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 1995. С. 11. <7> Шумов С. А., Андреев А. Р. История Ближнего Востока. Документальное историческое исследование. М.: Евролинц, 2002. С. 437.

Таким образом, Сирия обрела полную независимость, однако период политической нестабильности, отражающейся и на конституционно-правовом регулировании, для страны не закончился. Так, в 1949 г. в Сирии в результате трех военных переворотов сменилось три диктатора: аз-Заим, Сами Хинауи и Адиб Шишекли. Последний легитимизировал свой приход к власти с помощью созыва в ноябре 1949 г. Учредительного собрания, которое 5 сентября 1950 г. приняло новую Конституцию. В ней Сирия называлась частью арабской нации, а форма государства определялась как арабская парламентская демократическая республика. Гарантировались все демократические свободы, в том числе свобода вероисповедания. В 1958 - 1961 гг. Сирия пребывала в едином государстве с Египтом, носившим название Объединенная Арабская Республика (ОАР). Создание ОАР представлялось как первый шаг на пути объединения всех арабских государств. Объединение произошло 1 февраля 1958 г., а в марте 1958 г. Национальное собрание ОАР утвердило временную Конституцию. Сирия вышла из состава ОАР 28 сентября 1961 г. в результате государственного переворота, совершенного сирийскими армейскими офицерами. После выхода из ОАР в Сирии наступил период военных переворотов. В связи с необходимостью стабилизации общественной жизни в 1963 г. в стране был введен режим чрезвычайного положения, который сохранялся до 2011 г. Нестабильная политическая ситуация в Сирии в 1940 - 1960-х годах неизбежно вызывала и нестабильность конституционно-правового регулирования. М. Гази разделил все принимавшиеся в это время конституции на следующие группы <8>: -------------------------------- <8> Гази М. Указ. соч. С. 14.

- конституции, устанавливавшие режим парламентаризма: Конституции 1930 г., 1950 г., 1961 г., 1962 г.; - конституции, учреждавшие президентскую республику: Конституции 1953 г., 1958 г.; - конституции, декларировавшие "народно-демократический режим": Конституции 1964 г. и 1969 г. (данные Конституции сохраняли президентскую республику и провозглашали цель построения социалистического общества). Количество принятых за несколько десятилетий основных законов свидетельствует о крайней нестабильности конституционно-правового регулирования в Сирии. Военный переворот 8 марта 1963 г. привел к власти в Сирии Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ), которую также называют БААС (араб. "возрождение"). Конституция Сирии 1964 г. закрепила ведущую роль этой партии. Возглавивший страну Амин Аль-Хафез был свергнут 26 февраля 1966 г., однако ПАСВ осталась у власти и продолжила начатые Аль-Хафезом социалистические реформы. Следует отдельно остановиться на том, что баасисты являются представителями алавизма - исламского религиозного направления, содержащего в себе элементы как шиизма, так и иных религий <9>. В 1973 г. Высший исламский шиитский совет Ливана признал мусульманами ливанских алавитов <10>. Однако, несмотря на его важность для алавизма в целом, данный акт признания распространялся только на ливанских алавитов. Не добившись признания со стороны авторитетных зарубежных шиитских религиозных центров, сирийское руководство приняло решение о создании собственной духовной религиозной инстанции, самостоятельной по отношению к внешним конфессиональным центрам. Ею стал Высший джафаристский духовный совет Сирии: "Вопрос ставился таким образом, что этот Совет избирал в качестве основы жизнедеятельности алавитской общины шиитскую доктрину двенадцатого имама (джафаризм). По существу, возникал "автокефальный" формально шиитский теологический центр, вне сомнения, субсидировавшийся и поддерживавшийся государственными структурами САР <11>, но при этом независимый от потенциального давления со стороны каких-либо внешних сил... На этот раз не духовные лидеры, а жесткий авторитарный государственный аппарат создавал внутри тесно связанной с ним общины группу полностью подчиненных и зависимых от него чиновников алавитского "духовного ведомства" <12>. -------------------------------- <9> Вопрос о том, возможно ли вообще рассматривать алавизм в рамках ислама, уже достаточно долго обсуждается как исламскими религиозными деятелями, так и исследователями ислама. См.: Саутов В. Н. Алавиты в общественно-политической жизни Сирии, 40-е - 90-е гг. XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2001. С. 95 - 101. <10> Там же. С. 110. <11> САР - Сирийская Арабская Республика. <12> Саутов В. Н. Указ. соч. С. 116.

Легитимность пребывания алавитов у власти с самого начала оспаривалась некоторыми представителями суннитов, к которым принадлежит большинство населения страны <13>. В частности, движение "Братья-мусульмане" заявляло, что "секуляризм режима стал прикрытием мер по подавлению истинно мусульманской оппозиции" <14>. -------------------------------- <13> Христиан в Сирии приблизительно 10%, шиитов - 25%, все остальные - сунниты. При этом алавиты являются лишь частью шиитской религиозной группы. <14> Цит. по: Саутов В. Н. Указ. соч. С. 105.

В. М. Ахмедов отмечает, что для сирийского общества характерны "исторически сложившаяся многоконфессиональность, наличие различных по численности и степени консолидированности и влияния на внутриполитическую жизнь религиозных общин, а также жесткая государственная политика, направленная на недопущение религиозной и межобщинной розни" <15>. Действительно, отличительная характеристика соотношения религии и государства в Сирии состоит в том, что партия Баас, значительная часть которой принадлежит к исламскому религиозному направлению - алавизму, одновременно заложила основы светского правового регулирования и секуляризации, что является необходимым для модернизации экономической и социальной жизни. Проведение секуляризации можно объяснить и по-другому: алавиты (а также иные меньшинства - религиозные и этнические) были заинтересованы, чтобы религиозное большинство - сунниты имели меньше возможностей влиять на общественную и политическую жизнь. -------------------------------- <15> Ахмедов В. М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика. М., 2003. С. 34.

Стремление к секуляризации нашло отражение в тексте Конституции Сирийской Арабской Республики (САР) от 13 марта 1973 г. Так, ч. 3 ст. 1 этой Конституции содержит понятие "нация": "Народ Сирийского Арабского региона - часть Арабской нации. Он работает и борется ради достижения ее всеобъемлющего единства" <16>. Статья 35 Конституции САР гарантирует свободу вероисповедания, уважение государством всех религий, свободу отправления всех религиозных обрядов при условии, что они не нарушают публичный порядок <17>. -------------------------------- <16> Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Т. 1: Западная Азия. М.: Норма, 2010. С. 520. <17> Там же. С. 524.

В то же время говорить о "тотальной" секуляризации в Сирии нельзя. В ст. 3 Конституции САР 1973 г. устанавливает, что президент должен исповедовать ислам, а мусульманское право является основным источником законодательства <18>. Норма о религиозной принадлежности президента была закреплена именно из-за давления мусульман-суннитов, которые были недовольны также тем, что Основной Закон не признавал ислам государственной религией. -------------------------------- <18> Там же. С. 520.

Влияние ислама отражалось также в ст. 7 Конституции САР 1973 г., которая закрепляет следующий текст клятвы президента: "Клянусь Всемогущим Аллахом преданно охранять республиканский демократический и народный строй, уважать Конституцию и законы, заботиться об интересах народа и безопасности родины, работать и бороться за достижение целей Арабской нации - единства, свободы и социализма" <19>. -------------------------------- <19> Там же.

Под мусульманским правом понимается правовая система, основное содержание которой составляют вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции (как правило, религиозного толка) за невыполнение этих предписаний. Нормы этого права применяются шариатскими судами ко всем отношениям, одной из сторон в которых выступает мусульманин <20>. На практике нормы исламского права используются при разрешении вопросов, связанных с личным (гражданским) статусом (браком, разводом и т. п.), в то время как многие другие правовые нормы переняты Сирией у бывшей метрополии - Франции и представляют собой имплементированные в национальное законодательство нормы Кодекса Наполеона <21>. -------------------------------- <20> Сирия: Справочник. М., 1992. Цит. по: Сирия [сайт]. 2005 - 2009. URL: http://www. pravo. vuzlib. org/ bookzl290_page_137.php (дата обращения: 06.04.2013). <21> Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. М.: МОФ ЭТЦ, 2011. С. 195.

При этом Гражданский кодекс Сирии, отметим еще раз, не содержит норм, регулирующих брачно-семейные отношения и наследование, поскольку они регулируются религиозным правом. Норма о том, что данные вопросы регулируются религиозным правом, установлена Законом о личном статусе 1953 г. (с изм. и доп.). Отмечается, что это первый комплексный регулирующий вопросы личного статуса нормативный правовой акт, принятый в арабских странах <22>. -------------------------------- <22> Сирия: Справочник. М., 1992. Цит. по: Сирия [сайт]. 2005 - 2009.

В соответствии с Законом о судебной власти 1961 г. в Сирии функционируют суды по вопросам личного статуса, в юрисдикцию которых входят вопросы брака и семьи, наследования, опеки, правоспособности и т. п. Данные суды подразделяются, в свою очередь, на шариатские суды (для мусульман), суды для друзов и суды для представителей немусульманских общин - католиков, протестантов, православных, иудеев <23>. В своей деятельности эти суды применяют нормы, являющиеся религиозными по своей природе. Указывается, однако, что мусульманские нормы о наследовании действуют в императивном порядке и для христиан <24>. Также действуют специальные коллизионные нормы в случае конкуренции юрисдикции судов разных религиозных общин. Так, при вступлении мусульманина в брак с христианкой применяется мусульманское религиозное право. В то же время браки мусульманок с христианами не признаются в Сирии вообще. Если в брак вступают представители разных христианских общин, применяется право той церкви, где проходило венчание <25>. Сам брак регистрируется религиозными общинами. -------------------------------- <23> Там же. <24> Там же. <25> Там же.

Отдельно следует упомянуть о поддержке партии Баас со стороны армии, а также о том, как изменение конфессионального состава армии отражалось на этой поддержке. После прихода к власти Баас начала реализовывать политику ограничения доступа к армейским должностям и военному образованию представителей суннитского большинства. "Принадлежавших к нему офицеров, - пишет В. Н. Саутов, - переводили на менее значительные армейские посты или отправляли в отставку. Одновременно новые власти оказывали содействие представителям вероисповедных меньшинств (это были в первую очередь алавиты и друзы) в замещении ими освобождавшихся должностей" <26>. Далее автор отмечает, что трансформация конфессионального состава армейского руководства (имеется в виду уменьшение доли суннитов) повлекла и изменение конфессионального состава правящей партии Баас <27>. Противоборство между различными конфессиональными группами в армии обострялось, и приход в 1964 г. к власти армейского генерала Амина Хафеза означал, что религиозные меньшинства продолжают сосредоточивать власть в своих руках. Отметим, что военный переворот с религиозной "основой" не привел к отстранению партии Баас от фактически монопольного управления Сирией. Социалистический путь развития страны также был сохранен: государственный сектор занял преобладающие позиции в экономике: в 1967 г. на его долю приходилось около 85% промышленной продукции <28>. -------------------------------- <26> Саутов В. Н. Указ. соч. С. 155. <27> Там же. С. 157. <28> БСЭ [Электр. ресурс]. 3-е изд. Доступ из электронного словаря "ABBYY Lingvox5".

В результате следующего военного переворота 1970 г. к власти пришел Хафез Асад, который провел реформы, направленные на централизацию государственного устройства и стабилизацию внутриполитической обстановки и конституционно-правового регулирования, не подвергавшихся затем серьезным трансформациям вплоть до начала XXI в. "Более четверти века, - пишет В. М. Ахмедов, - алавитская элита фактически правила страной, и к началу 1990-х годов завершился этап ее становления как общины, способной обеспечивать себе привилегированное положение в сирийском обществе. Удержание власти алавитским меньшинством (около 12% населения САР) служило постоянным катализатором конфессиональной напряженности в стране и придавало неафишируемым религиозным различиям между алавитами и суннитами характер политических противоречий" <29>. Представляется, что такое длительное удержание власти религиозным меньшинством может быть объяснено не столько эффективностью поставленных под контроль алавитами армии и спецслужб, сколько тем, что алавиты смогли ориентировать экономику на решение стоящих перед страной проблем и служить интересам всего народа. -------------------------------- <29> Ахмедов В. М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика. С. 23.

Религиозной структурой, которая ощутимо влияет на принятие решений высшими государственными органами Сирии, является Высший совет алавитских шейхов. Решения, касающиеся жизни общества и страны, которые принимает этот совет, не носят обязательного характера, однако существует практика следования этим решениям со стороны высшего руководства <30>. Как видно, несмотря на признанный шиитский характер алавизма, реальное соотношение светской и духовной власти в Сирии не соответствует классической шиитской концепции. Связано это с достаточно высоким уровнем секуляризации общества. -------------------------------- <30> Там же. С. 29.

Новая, действующая, Конституция Сирии была принята в 2012 г. Этому предшествовали антиправительственные выступления и беспорядки, начавшиеся в Сирии осенью 2011 г. и переросшие впоследствии в вооруженное противостояние сирийской армии и спецслужб, с одной стороны, и так называемой оппозиции - с другой. В рамках разрешения политического кризиса сирийское руководство решилось на инициирование процесса по принятию новой Конституции. Конституция начала разрабатываться Национальным комитетом, специально созданным президентом Сирии Башаром аль-Асадом осенью 2011 г. Предварительное обсуждение итогов работы комитета проходило 12 февраля 2012 г., а 15 февраля 2012 г. Б. аль-Асад подписал Указ, который определял срок проведения референдума по проекту Конституции - 26 февраля 2012 г. <31>. Проект новой Конституции САР был поддержан 89,4% проголосовавших, против проголосовали 9%, 1,6% бюллетеней были признаны недействительными <32>. Явка составила 57,4% зарегистрированных избирателей, т. е. референдум состоялся несмотря на то, что в Хомсе и ряде других городов выборы не состоялись из-за продолжающихся военных действий. 28 февраля 2012 г. президент Сирии подписал указ о вступлении новой Конституции в силу. -------------------------------- <31> Исаев Л. М., Шишкина А. Р. Сирия и Йемен: Неоконченные революции. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. С. 162. <32> Там же.

Религиозный вопрос при принятии новой Конституции являлся одним из самых обсуждаемых. Очевидно, что закрепление каких-либо положений о религии в новой Конституции требовало очень осторожного подхода, тем более в условиях нестабильной внутриполитической обстановки, характеризуемой масштабным противостоянием вооруженным экстремистам. Так, накануне проведения референдума о принятии новой Конституции рядом со зданием сирийского парламента состоялась акция протеста, которую организовал глава Народного фронта за перемены и освобождение Кадри Джамиль. Протестующие требовали исключения из новой Конституции положений о конфессиональной принадлежности главы государства <33>. Это требование выполнено не было. -------------------------------- <33> Там же. С. 162 - 163.

В Конституции САР 2012 г. имеется целый ряд положений, характеризующих соотношение религии и государства. Некоторые из них имеют ярко выраженный клерикальный характер. Это нормы, почти дословно воспроизводящие соответствующие положения предыдущей Конституции 1973 г. Так, в ст. 3 устанавливается, что президент Республики должен исповедовать ислам, шариат является источником права <34>. Представляется, что сохранение конституционного требования о принадлежности президента к исламу вполне оправданно: его исключение из Основного Закона такой страны, как Сирия, большинство населения которой являются мусульманами, могло бы привести только к обострению внутриполитического конфликта. -------------------------------- <34> Конституция Сирии - 2012 // Конституции государств (стран) мира: [интернет-библиотека конституций Романа Пашкова], 2012. URL: http://worldconstitutions. ru/ archives/459 (дата обращения: 05.04.2013).

Вместе с тем нельзя не заметить в Конституции 2012 г. и явную, хотя и осторожно выраженную тенденцию дальнейшей секуляризации. В соответствии со ст. 3 государство должно уважать все религии и обеспечивать свободу исполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок; при этом защищается статус всех религиозных сообществ. Кроме того, из текста конституционной клятвы президента изъято упоминание Аллаха. Клятва теперь должна приноситься "Всемогущим Господом" <35>. -------------------------------- <35> Там же.

Прямо или косвенно секуляризация затронула и конституционную регламентацию статуса политических партий. Так, отсутствует в новой Конституции норма о руководящей роли партии Баас (а также упоминания о построении социализма). Более того, одно из главных нововведений Конституции - закрепление многопартийности (ст. 8). Разумеется, формально данную норму следует оценивать как шаг на пути секуляризации (поскольку преимущественное влияние в Баас сохраняют алавиты), однако фактически данная норма может способствовать приходу к власти радикальных исламистов. При этом запрещается выполнение любой политической деятельности, формирование каких-либо политических партий или группировок на религиозной, племенной, этнической основе (ч. 4 ст. 8). Следует отметить, что регистрация и деятельность партий с целью обеспечения соблюдения ими конституционных требований находятся под контролем государства: комитет, в обязанности которого входит регистрация политических партий, возглавляет министр внутренних дел <36>. -------------------------------- <36> Там же.

Рассмотрение соотношения религии и государства в Сирийской Арабской Республике позволяет признать такое соотношение укладывающимся в рамки клерикальной модели государства. При этом отметим, что сирийская модель клерикального государства не является уникальной. В целом она аналогична модели, сложившейся в Израиле, и характеризуется, в частности, следующими чертами: - в судебной системе действуют суды религиозных общин, которые руководствуются при разрешении споров религиозными нормами; - сферой компетенции данных судов являются вопросы личного статуса; - религиозные нормы являются источником права, и это закреплено на конституционном уровне. В то же время есть и существенные отличия от израильской модели: - большая степень секуляризации: религиозные организации не наделены в Сирии какими-либо публичными функциями; - при этом, однако, Конституция требует, чтобы президент страны был мусульманином; - высшая государственная власть фактически принадлежит (с некоторыми оговорками) одному из религиозных меньшинств страны - алавитам: они занимают ключевые посты в армии, правительстве и правящей партии Баас. В заключение остановимся на возможных перспективах развития взаимоотношений государства и религии в Сирии. Как уже отмечалось, дестабилизация внутриполитической обстановки, во многом вызванная этим противостоянием, побудила правящий алавитский режим пойти на конституционную реформу, которая, исходя из текста Конституции САР 2012 г., направлена, помимо прочего, на некоторую активизацию движения страны к светскому государству. Представляется, однако, что ни секуляризация, ни даже введение многопартийности не способны побудить вооруженные группы, сражающиеся против сирийских правительственных войск, сложить оружие. Их главная цель не воплощение либеральной политической идеологии на практике и построение светского государства западного образца, но, наоборот, теократизация, исламизация государственного управления. Например, запрещенное в Сирии движение "Братья-мусульмане" объявляет своей целью создание "Великого исламского халифата", причем в перспективе во всемирном масштабе <37>. В соответствии с их идеологией все неисламские правительства следует устранять, в том числе путем вооруженного джихада <38>. Отметим, впрочем, что исламистская идеология противостоит сирийскому национализму (выразителем которого в настоящее время является партия Баас) еще со времен подмандатного периода и определения природы будущего независимого сирийского государства <39>. -------------------------------- <37> Решение Верховного Суда РФ о признании террористическими ряда иностранных организаций // РЕЛИГИЯ и СМИ: [интернет-портал]. 2003. URL: http://www. religare. ru/ 25347.php (дата обращения: 08.04.2013). <38> Там же. <39> Манукян С. Исламский фундаментализм в Сирии (30 - 60-е годы XX в.) // Востоковедный сборник. Вып. 4. М., 2002. С. 155.

Представляется, что развитие конституционно-правового регулирования взаимоотношений религии и государства в Сирии может пойти двумя путями. В случае удержания алавитским руководством и партией Баас власти в своих руках светские элементы организации и управления в данном государстве сохранят тенденцию к нарастанию. При этом суннитскому большинству, по-видимому, будет предоставлено больше возможностей для участия в управлении государством. Однако это отнюдь не означает, что им позволят создать свою партию, поскольку конституционная норма запрещает создание партий по религиозному принципу. Кардинально другая ситуация сложится в случае захвата власти в стране экстремистами, которые, как уже указывалось, намерены строить исламское клерикальное государство и проводить в отношении представителей иных конфессий дискриминационную политику, доходящую до физического насилия. Примером может служить ситуация в "постреволюционной" Ливии <40>. -------------------------------- <40> В Ливии резко увеличилось число случаев насилия и дискриминации по отношению к христианам // Православие-Ru: [сайт]. 1999 - 2013. URL: http://www. pravoslavie. ru/ news/60660.php (дата обращения: 08.04.2013).

Следует также подчеркнуть, что клерикальное государство, которое намерены создать экстремисты, не будет гарантировать никаких прав не только представителям иных конфессий - христианам, например, но и представителям иных исламских течений, в первую очередь шиитам. Например, в настоящее время в Сирии происходят убийства богословов и религиозных деятелей, поддерживающих правительство. В конце марта 2013 г. в г. Алеппо боевиками из исламистской группировки Джебхат ан-Нусра был убит мусульманский проповедник шейх Хасан Сафиеддин, которому отрубили голову и поместили ее на минарет <41>. В СМИ указывается также, что Джебхат ан-Нусра смогла создать в марте в столице провинции Ракка шариатские суды <42>. Сказанное означает, что в случае прихода исламистов к власти новое правовое регулирование будет целиком основано на нормах шариата и направлено на преследование представителей иных, чем правящая группировка, религиозных групп. -------------------------------- <41> Сирия: Голову шейха, поддерживавшего Асада, поместили на минарет // Информационное агентство "ЛIГАБiзнесIнформ": [сайт]. 2007 - 2013. URL: http://news. liga. net/ news/world/ 834040-siriya_ golovu_sheykha_ podderzhivavshego_ asada_pomestili_ na_rninaret. htm (дата обращения: 09.04.2013). <42> Там же.

Название документа