Несовместимость депутатского мандата в национальных парламентах стран СНГ

(Королева-Борсоди Н. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 12) Текст документа

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТАХ СТРАН СНГ

Н. В. КОРОЛЕВА-БОРСОДИ

Королева-Борсоди Н. В., заведующая учебной частью Международного центра МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук (г. Женева, Швейцария).

В современном мире общепризнанным принципом, конституционно закрепленным в каждом из правовых демократических государств, является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и сферы деятельности каждой из властей, а обеспечивается самостоятельность и относительная независимость как самих ветвей власти друг от друга, так их членов. Это положение обусловило введение такого правила, как несовместимость мандата, в том числе и депутатского. В конституционном праве несовместимость депутатского мандата - это норма, запрещающая депутату парламента в течение срока осуществления своих полномочий занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной деятельностью, указанной в законе <1>. -------------------------------- <1> Несовместимость. Юридический словарь // dic. academic. ru/dic. nsf/lower/15050.

Конституциями большинства стран, в том числе и стран СНГ, закреплены основополагающие нормы о несовместимости депутатского мандата. Как правило, это членство в другой палате парламента или ином представительном органе (например, ст. 78 Конституции Украины и ст. 52 Конституции Республики Казахстан оговаривают, что народные депутаты Украины и депутаты Парламента Республики Казахстан не могут иметь другой представительский мандат). Конституция РФ (ст. 97) также устанавливает правила несовместимости для членов Федерального Собрания. Так, согласно указанной статье Конституции и ст. 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы; а член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В Республиках Казахстан и Узбекистан одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих Палат Парламента Республики Казахстан и депутатом Законодательной палаты и членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан <2>. -------------------------------- <2> См: ст. 50 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (по состоянию на 21 мая 2007 г.); ст. 77 Конституции Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года (по состоянию на 24 апреля 2003 г.).

Хотя, если обратиться к законодательству Республики Таджикистан, можно отметить следующие интересные положения ст. 50 Конституции, ст. 18 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан" и ст. 34 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан": как и в других странах, гражданин не может одновременно являться членом Маджлиси милли и депутатом Маджлиси намояндагон (т. е. депутатом обеих палат национального парламента), однако член Маджлиси милли может быть депутатом двух представительных органов власти. Но депутат Маджлиси намояндагон не может быть одновременно депутатом иного местного представительного органа и органа самоуправления <3>. -------------------------------- <3> См.: ст. 50 Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (по состоянию на 22 июня 2003 г.); ст. 18, 35 Конституционного закона Республики Таджикистан от 12 мая 2001 г. "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (по состоянию на 17 мая 2004 г.); ст. 34 Конституционного закона Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (по состоянию на 15 июля 2004 г.); ст. 6 Конституционного закона Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г. "О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (по состоянию на 8 декабря 2003 г.).

Для граждан Республики Узбекистан также допускается возможность быть депутатом одновременно двух представительных органов государственной власти <4>. -------------------------------- <4> См.: ст. 117 Конституции Республики Узбекистан.

Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не может одновременно быть депутатом местного кенеша <5>. -------------------------------- <5> См.: ст. 4 Закона Кыргызской Республики от 18 августа 2005 г. "О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики".

В ряде государств общее правило несовместимости распространяется на определенные профессии и виды частной деятельности (занятие отдельных постов в коммерческих организациях, осуществление предпринимательской деятельности и т. д.), нахождение на должности на государственной службе. Обычно это правило не распространяется на лиц, занимающихся преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. В Российской Федерации с 6 апреля 2007 г. согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" (ст. 6) члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы запрещается поступать на государственную или муниципальную службу (исключение, предусмотренное п. 9 раздела II Конституции РФ, для депутатов - членов Правительства РФ, ныне утратило силу), входить в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации <6>. -------------------------------- <6> См.: ст. 4 - 6 Федерального закона от 5 июля 1999 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по состоянию на 12 апреля 2007 г.).

Также член Совета Федерации и депутат Государственной Думы РФ не вправе быть выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы <7>. -------------------------------- <7> См.: ст. 97 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; ст. 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В Республике Беларусь депутатам национального парламента, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности <8>. -------------------------------- <8> См.: ст. 6 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. "О статусе депутата палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" (по состоянию на 14 июня 2007 г.).

Согласно ст. 53 Конституции Грузии член Парламента не имеет права занимать какую-либо должность на государственной службе или заниматься предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 65 Конституции и ст. 8 Регламента Национального Собрания Республики Армения депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления либо коммерческих предприятиях, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. В Республике Казахстан депутат Парламента не вправе занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации <9>. -------------------------------- <9> См.: ст. 52 Конституции Республики Казахстан; ст. 24 Закона от 16 октября 1995 г. "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов"; ст. 97 Регламента Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 г.

Согласно ст. 78 Конституции Украины народные депутаты Украины также не могут состоять на государственной службе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа либо наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли. На период своих полномочий депутаты Законодательной палаты Республики Узбекистан не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, педагогической и творческой, а члены Сената, работающие в Сенате на постоянной основе, - кроме научной и педагогической деятельности <10>. -------------------------------- <10> См.: ст. 7 Закона Республики Узбекистан от 27 января 2002 г. "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти"; ст. 6 Конституционного закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 г. "О Законодательной Палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" (по состоянию на 23 июля 2007 г.); ст. 6 Конституционного закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 г. "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" (по состоянию на 25 апреля 2003 г.).

В свою очередь, законодательство ряда государств содержит расширенный перечень должностей и видов деятельности, подпадающих под нормы о несовместимости. Так, член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики и депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи. Хотя депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства <11>. -------------------------------- <11> См.: ст. 10 Регламента Совета Республики Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г. (по состоянию на 24 апреля 2006 г.); ст. 6 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь".

Члены Правительства, судьи, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие Республики Таджикистан и иные лица, предусмотренные конституционным законом, не могут быть членами Маджлиси милли. Депутат Маджлиси намояндагон не может занимать другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической <12>. -------------------------------- <12> См.: ст. 50 Конституции Республики Таджикистан; ст. 34 Конституционного закона Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан"; ст. 6 Конституционного закона Республики Таджикистан "О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан"; ст. 35 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

Согласно ст. 56 Конституции Кыргызской Республики и ст. 4 Закона Кыргызской Республики "О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" депутат Жогорку Кенеша не может одновременно занимать должность судьи, прокурора, члена Правительства Кыргызской Республики, а также находиться на другой государственной или муниципальной службе; не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации; не может также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научно-педагогической и творческой деятельности, если такая деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей. Положение депутата в Республике Молдова несовместимо с какой-либо другой оплачиваемой должностью. Депутатский мандат также несовместим с постом Президента Республики Молдова, должностью члена Правительства, должностью парламентского адвоката, любой другой оплачиваемой должностью, в том числе предоставленной иностранным государством или международной организацией, за исключением преподавательской и научной деятельности, осуществляемой вне распорядка, установленного Регламентом Парламента. Как отличную от всех других стран в Молдове можно отметить норму Закона, согласно которой лица, направленные Парламентом в центральные органы государственного управления с временным поручением, могут совмещать исполнение этого поручения с депутатским мандатом в течение не более шести месяцев <13>. -------------------------------- <13> См.: ст. 70 Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г.; ст. 3, 4 Закона Республики Молдова от 7 апреля 1994 г. "О статусе депутата Республики Молдова" (по состоянию на 15 апреля 2005 г.).

Как наиболее ограниченный мандат можно отметить мандат народного депутата Украины, по которому депутат не имеет права: 1) быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти; 2) иметь другой представительный мандат или одновременно состоять на государственной службе; 3) занимать должность городского, сельского, поселкового главы; 4) заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от исполнения обязанностей народного депутата время; 5) привлекаться как эксперт органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, а также заниматься адвокатской деятельностью; 6) входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, созданные с целью получения прибыли <14>. -------------------------------- <14> См.: ст. 3 Закона Украины от 17 ноября 1992 г. "О статусе народного депутата Украины" (по состоянию на 28 декабря 2007 г.).

В отличие от неизбираемости несовместимость не препятствует участию в выборах в качестве кандидата и избранию в представительный орган. Хотя, например, Конституционным законом Республики Таджикистан "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (ст. 34) устанавливаются исключения из вышеуказанного правила. Так, члены Правительства, судьи, Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры и другие должностные лица органов прокуратуры, заместители министров и председателей государственных комитетов, руководители органов государственного управления при Правительстве Республики Таджикистан и их заместители, руководители республиканских государственных концернов, компаний, ассоциаций и корпораций и их заместители, а также руководители и ответственные лица банков не могут быть одновременно членами Маджлиси милли и регистрируются кандидатами в Маджлиси милли при условии, что они в своем заявлении укажут о согласии на освобождение от занимаемой должности после избрания их членом Маджлиси милли. Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что для таких президентских республик, как Армения, Азербайджан, Киргизстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, и государств со смешанной формой правления (Грузия, Казахстан, Молдова, Украина) характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом. Хотя в конституциях и законодательстве таких стран, как Армения, Грузия Казахстан и Узбекистан, прямо не указывается на невозможность совмещения депутатского мандата с министерским постом, недопустимость такого совмещения вытекает лишь из контекста законодательных норм. В Республике Беларусь, несмотря на то, что по форме правления она также является президентской республикой, для депутатов Палаты представителей такое совмещение депутатского мандата допускается <15>. -------------------------------- <15> См.: ст. 92 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (по состоянию на 17 октября 2004 г.); ст. 6 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь".

С момента ее принятия в 1993 г. действующая российская Конституция закрепляет недопустимость совмещения депутатского мандата с постом министра; исключение было сделано лишь для федеральных министров - депутатов Государственной Думы первого созыва, избранных в декабре 1993 г., т. е. на двухгодичный переходный период (п. 9 раздела II Конституции РФ). Указанные выше виды деятельности, которыми запрещается заниматься депутату национального парламента в течение срока осуществления своих полномочий, зачастую зависят от того, исполняет ли депутат свою деятельность на профессиональной основе либо без отрыва от производственной и служебной деятельности. Например, в ст. 70 Конституции Туркменистан прямо сказано, что "Меджлис является постоянно действующим государственным органом, депутат не может одновременно занимать должность члена Кабинета Министров, хякима велаята, города, этрапа, арчына, казы и прокурора". В большинстве стран СНГ депутаты представительного органа страны осуществляют свою деятельность на постоянной, профессиональной основе. Так, депутаты Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, Федерального Собрания Российской Федерации (хотя депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе), Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Междлиса Туркменистана, Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на профессиональной основе <16>. -------------------------------- <16> См.: ст. 92 Конституции Республики Беларусь; ст. 4 Регламента Совета Республики Республики Беларусь; ст. 99 - 100 Конституции Российской Федерации; ст. 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; ст. 6 Конституционного закона Республики Таджикистан "О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан"; ст. 35 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан"; ст. 6 Конституционного закона Республики Узбекистан "О Законодательной Палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"; ст. 70 Конституции Туркменистана от 18 мая 1992 г. (по состоянию на 15 августа 2003 г.); ст. 78 Конституции Украины от 28 июня 1996 года (по состоянию на 8 декабря 2004 г.).

Например, согласно ст. 6 Конституционного закона Республики Таджикистан "О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан" член Маджлиси милли осуществляет свои полномочия без отрыва от производственной и служебной деятельности. Хотя для осуществления своей деятельности член Маджлиси милли вправе освобождаться от выполнения производственных и служебных обязанностей. В Республике Узбекистан работа Сената основана на деятельности сенаторов, периодически созываемых на пленарные заседания и на заседания комитетов (комиссий) Сената. Члены Сената могут работать в Сенате на постоянной основе, и их число определяется в количестве до одной четвертой от общего количества сенаторов <17>. -------------------------------- <17> См.: ст. 6 Конституционного закона Республики Узбекистан "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"; ст. 7 Закона Республики Узбекистан "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти".

Член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления таким членом верхней палаты парламента своих полномочий <18>. -------------------------------- <18> См.: ст. 6 Закона Республики Беларусь "О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь".

Как правило, в случае избрания лицо обязано в короткий срок или уйти с занимаемой им должности или отказаться от депутатского мандата. 6 июля 2006 г. к Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" была принята поправка, которая стала распространяться на депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранных (назначенных) после 1 января 2007 г. Согласно указанной поправке член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, должны приостановить на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях <19>. -------------------------------- <19> См.: ст. 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" не позднее пяти дней после вступления в силу решений об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования относительно несовместимости депутатского мандата с иными видами деятельности, народный депутат Украины в 20-дневный срок со дня возникновения таких обстоятельств обязан прекратить такую деятельность или подать личное заявление о сложении полномочий народного депутата Украины (ст. 78 Конституции Украины). В Молдове в начале каждой легислатуры национального парламента Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету рассматривает заявления депутатов с точки зрения несовместимости должностей. По требованию Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету депутат, находящийся в положении несовместимости должностей, обязан разрешить вопрос прекращения положения несовместимости должностей, т. е. обязан в течение 30 дней после признания мандата подать в отставку с должности, несовместимой с депутатским мандатом. Также в течение 30 дней после признания мандата депутат должен заявить Постоянному бюро обо всех видах деятельности, которыми он намерен заниматься вне Парламента. Обо всех изменениях в деятельности, возникающих в период исполнения мандата, депутат должен сообщить Постоянному бюро в течение не более 10 дней со дня их возникновения <20>. -------------------------------- <20> См.: ст. 5 - 7 Закона Республики Молдова "О статусе депутата".

Нарушение правила о несовместимости мандата депутата во всех рассматриваемых нами странах влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутата, хотя процедура их прекращения и отличается друг от друга. Например, при нарушении требований Закона о несовместимости мандата депутата Национального Собрания Республики Армения полномочия такого депутата прекращаются следующим образом: на основании соответствующих документов составляется протокол о прекращении полномочий депутата, который подписывается Председателем Национального Собрания и в пятидневный срок направляется в Центральную избирательную комиссию <21>. -------------------------------- <21> См.: ст. 67 Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 г. (по состоянию на 27 ноября 2005 г.); ст. 12 Закона Республики Армения от 21 марта 2002 г. "Регламент Национального Собрания" (по состоянию на 16 февраля 2007 г.).

В Российской Федерации полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в указанных нами выше случаях также прекращаются досрочно. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения полномочий члена Совета Федерации. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата <22>. -------------------------------- <22> См.: ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В Республике Казахстан прекращение полномочий депутата осуществляется по представлению Центральной избирательной комиссии Республики <23>. -------------------------------- <23> См.: ст. 24 Закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Полномочия депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прекращаются досрочно в случае перехода на работу или неоставления им работы, несовместимой с выполнением депутатских полномочий решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания <24>. -------------------------------- <24> См.: ст. 57 Конституции Кыргызской Республики от 23 октября 2007 г.; ст. 7 Закона Кыргызской Республики "О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики".

Полномочия члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Республики Таджикистан прекращаются в случае занятия должности, несовместимой со статусом (полномочиями) члена Маджлиси милли. О досрочном прекращении полномочий члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон принимают постановление большинством голосов членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон <25>. -------------------------------- <25> См.: ст. 51 Конституции Республики Таджикистан; ст. 4 Конституционного закона Республики Таджикистан "О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан".

В соответствии со ст. 69 Конституции Туркменистана депутат может быть лишен депутатских полномочий только Меджлисом, и решение по этому вопросу принимается большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Меджлиса. Полномочия депутата Олий Мажлиса Республики Узбекистан прекращаются досрочно в случае избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий <26>. -------------------------------- <26> См.: ст. 7 Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 г. "О статусе депутатов в Республике Узбекистан" (по состоянию на 26 мая 2000 г.).

В случае если депутат парламента Молдовы, находящийся в положении несовместимости должностей, не подал в предусмотренный законом срок (в течение 30 дней после признания мандата) заявления об отставке с должности, несовместимой с депутатским мандатом, по истечении указанного срока исполнение им обязанностей в должности, несовместимой с депутатским мандатом, приостанавливается по праву <27>. -------------------------------- <27> См.: ст. 5 Закона Республики Молдова "О статусе депутата".

Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь "О Статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь" полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики досрочно прекращаются по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и настоящему Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики; при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики оформляется постановлением соответствующей палаты, в котором указывается, с какого момента их полномочия прекращены. Депутат Меджлиса милли Азербайджанской Республики лишается своего мандата при занятии должности в государственных органах, став религиозным деятелем, при занятии предпринимательской, коммерческой или иной оплачиваемой деятельностью (исключая научную, педагогическую и творческую деятельность) <28>. -------------------------------- <28> См.: ст. 89 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. (по состоянию на 19 сентября 2002 г.).

Согласно ст. 53 Конституции Грузии при занятии должности или осуществлении деятельности, несовместимой со статусом члена Парламента, полномочия такого члена досрочно прекращаются по решению парламента. Это решение Парламента может быть обжаловано в Конституционном Суде. Народный депутат Украины, избранный на должность, которая несовместима с депутатским мандатом и полномочия которого не прекращены в установленном законом порядке, допускается к исполнению обязанностей, установленных такой должностью, не ранее дня представления им в Верховную Раду Украины заявления о сложении полномочий народного депутата Украины <29>. -------------------------------- <29> См.: ст. 3 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины".

Название документа