Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе военной и правоохранительной службы зарубежных государств

(Колчеманов Д. Н.) ("Административное и муниципальное право", 2009, N 1) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Д. Н. КОЛЧЕМАНОВ

Колчеманов Дмитрий Николаевич, соискатель Московского гуманитарного университета.

Как отмечается в Национальном плане противодействия коррупции в РФ? в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах и Плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также в законодательстве РФ, регулирующем вопросы государственной службы. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности РФ. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью. Противодействие коррупции должно осуществляться в различных видах государственной деятельности. В настоящей статье будут рассмотрены административно-правовые аспекты противодействия коррупции в системе правоохранительной службы, а также военной службы. В Декларации "О полиции", принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы (Страсбург, 8 мая 1978 г.) <1>, говорится о том, что полиция является государственной службой, созданной в соответствии с законом, в обязанности которой входит поддержание и охрана правопорядка. Сотрудники полиции должны пользоваться тем же статусом, что и работники государственной гражданской службы. В Декларации "О полиции" полицейский должен действовать честно, беспристрастно и с чувством собственного достоинства. В частности, он должен воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им. -------------------------------- <1> См.: Сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Т. И. Москалькова и др. М., 1998. С. 77.

Как отмечается в научной литературе, американские исследователи на многочисленных примерах показывают взаимосвязь государственной бюрократии и полиции с коррупцией. В преступном мире США в 80-х годах XX в. культивировалась такая поговорка: "дешевле покупать полицию, чем бороться с ней" <2>. -------------------------------- <2> См.: Бельсон Я. М. Коррупция и злоупотребление властью в полицейских службах буржуазных государств // Правоведение. 1986. N 6. С. 40.

Коррупция полиции США (как ее определяют распространенные в полицейских управлениях так называемые Модельные правила профилактики коррупции <3>) это совершение сотрудником полиции действий, включающих в себя злоупотребления властью, направленных на извлечение личной выгоды для себя или иных лиц. При этом личная выгода не сводится к получению только денежных средств, она может быть выражена в виде оказываемых полицейскому услуг, утверждения его престижа или политического влияния, продвижения по службе и др. <4>. -------------------------------- <3> См.: Modern Corruption Prevention Policy. International Association of Chiefs of Police. Bureau of Justice Assistance. Arlington (Va.), 1990. <4> См.: Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. С. 66.

Как отмечает В. М. Николайчик, "из всего широчайшего комплекса проблем, существующих в сфере полицейской охраны общественного порядка, ни одна не приносит столько вреда, сколько коррупция" <5>. Поэтому в полиции США большое внимание уделяется предупреждению и пресечению коррупции. Модельные правила профилактики коррупции в полиции США включают в себя: введение и соблюдение профессиональных стандартов (каждый сотрудник обязан соблюдать кодекс профессиональной этики, каждый новый сотрудник обязан знакомиться с данным кодексом и поставить на одном из экземпляров свою подпись в знак согласия с его предписаниями) <6>. -------------------------------- <5> См.: Николайчик В. М. Профилактика коррупции в полиции США // США и Канада: экономика, политика, культура. 1999. N 10. С. 94. <6> Там же. С. 69.

Для предупреждения коррупции в органах полиции США выделяются специальные сотрудники, а также создаются соответствующие структуры. Приоритетным направлением в предупреждении и пресечении коррупции в органах полиции является работа с жалобами граждан и внутриведомственными жалобами на служебные злоупотребления с целью получения личной выгоды. Исследование показывает, что перераспределение обязанностей среди сотрудников полиции, информирование общественности о ходе расследований о выявленных фактах коррупции также способствуют укреплению законности в полиции и борьбе с коррупцией <7>. Руководство полиции несет персональную ответственность за случаи коррупции среди подчиненных. В случае выдвижения обвинения в коррупции против сотрудника полиции, работа руководства подлежит обязательной проверке. Кроме этого, проверяется работа подчиненных сотрудника, в отношении которого выдвинуто обвинение в коррупции <8>. -------------------------------- <7> См.: Николайчик В. М. Указ. соч. С. 95. <8> См.: Там же.

Большое значение в полиции США придается внутренним расследованиям. Смысл внутренних расследований состоит в том, что ни один дисциплинарный проступок, а также иное противоправное действие не должны оставаться без внимания руководства. Задачами службы собственной безопасности полиции США являются: - расследование преступной деятельности сотрудников полиции; - расследование административных правонарушений, совершенных сотрудниками полиции (из общего числа расследований, проводимых службой собственной безопасности, только 5 - 6% составляют уголовные преступления, остальные противоправные деяния являются административными правонарушениями); - работа с жалобами граждан, в которых содержится информация о противоправной деятельности сотрудников полиции (в службу собственной безопасности полиции США в год поступает около 9 тыс. жалоб, более 70% из них остаются неподтвержденными); - работа с кадрами; - подготовка рекомендаций по принятию мер административного воздействия <9>. -------------------------------- <9> См.: Николайчик В. М. Указ. соч. С. 96.

Как отмечает А. В. Куракин, "...учитывая опыт борьбы с коррупцией в органах полиции США, необходимо совершенствовать механизм работы с обращениями граждан, содержащими в себе сообщения о фактах коррупции в органах внутренних дел (милиции)" <10>. -------------------------------- <10> См. Куракин А. В. Указ. соч. С. 64.

В этом аспекте интересен опыт США. Как отмечает А. В. Куракин, "...американцы придают большое значение борьбе с коррупцией в органах полиции, они даже сформулировали определение коррупции в данной сфере: "коррупция - это любой вид запрещенных отношений, в которые вступает полицейский чиновник, занимая официальное положение, получающий незаконное материальное вознаграждение или выгоды либо ждущий их получения" <11>. -------------------------------- <11> См.: Криминология / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998. С. 105 (автор статьи - Х. Ю. Кернер); Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. С. 64.

Для предупреждения и пресечения коррупции в полиции США созданы такие формы контроля, которые позволили эффективно пресекать полицейскую коррупцию. Одновременно в 80-х гг. XX в. были значительно увеличены должностные оклады сотрудников полиции, которые позволяют отнести их к так называемому среднему классу американского общества. Еще в 80-м году в США был подготовлен доклад для ООН, в котором был раздел "Преступления в полиции". В данном разделе отмечалось следующее: "Тогда, когда властью облечен человек, всегда появляется возможность злоупотребления ею. Если же лица, злоупотребляющие своей властью, составляют систему правоохранительных органов и если эти злоупотребления не искореняются, то возникают острые социальные проблемы. В таких условиях становится неизбежным, что бесправные жертвы полицейского произвола рассматривают его как санкционированное властью беззаконие. Вследствие чего общество оказывается перед лицом правонарушений и правонарушителей, находящихся вне досягаемости закона" <12>. -------------------------------- <12> См.: Police Crime in the United States. Wash., 1980. P. 5 - 6.

Необходимо напомнить, что 17 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила документ под названием "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка". В ст. 7 данного документа говорится о том, что "должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают каких-либо актов коррупции. Они также всемерно препятствуют любым актам и борются с ними". В целях противодействия коррупции в полиции США был сформирован специальный правовой режим, в частности, введены дополнительные социальные льготы: медицинская страховка, бесплатное высшее образование, льготное кредитование, высокое пенсионное обеспечение и т. д. Это сделало службу в полиции крайне привлекательной и породило здоровую конкуренцию на этапе отбора кандидатов на службу. Одновременно были учреждены специальные отделы внутренних расследований, которые достаточно эффективно пресекают попытки злоупотребления служебным положением и выявляют факты полицейской коррупции <13>. -------------------------------- <13> См.: Шалягин Д. Д. Полицейская коррупция в США // Предупреждение коррупции в полиции (милиции). М., 2002. С. 61.

Проблема коррупции в системе военной службы актуальна для многих государств. Достаточно сказать о сенсационной информации о коррупции на военной службе в США и странах Западной и Восточной Европы, которую озвучили на Международной конференции на тему "Коррупция в силах безопасности - угроза национальной безопасности" (Германия, г. Гармиш-Партенкирхен, 14 - 18 мая 2001 г.) <14>. -------------------------------- <14> См.: Харабет К. В. К вопросу о коррупционной преступности в Вооруженных Силах РФ // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001. С. 328.

Как показывает исследование, в США проводят достаточно последовательную политику по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной и военной службы. Запреты, обусловленные режимом государственной службы, с одной стороны, достаточно императивны, а с другой - предоставляют государственным служащим определенные рамки свободы. Так, военнослужащим США запрещается <15>: -------------------------------- <15> Куракин А. В. Указ. соч. С. 66.

- заниматься предпринимательской деятельностью; - наниматься на работу в коммерческие организации, получать денежное вознаграждение от данной организации, если при этом нужно будет отлучаться со службы; - получать подарки, а также денежное вознаграждение от частных лиц и коммерческих организаций, которые имеют деловые отношения с Министерством обороны; - осуществлять консультации по любым вопросам, которые могут затронуть интересы государства <16>. -------------------------------- <16> См.: Кудашкин А. В. Военная служба в РФ. М., 2003. С. 441.

Следует сказать, что предусмотренные законодательством запреты для военнослужащих США преимущественно касаются офицеров. Однако несмотря на существующие запреты военнослужащий может заниматься предпринимательской деятельностью, такая деятельность не поощряется руководством. По имеющимся статистическим данным, озвученным в научной литературе, 10% военнослужащих США в свободное от военной службы время подрабатывает. Следует также отметить, что рядовой и младший начальствующий состав (сержантский) Вооруженных сил США может работать во внеслужебное время, если это не мешает основной службе <17>. -------------------------------- <17> См.: Кудашкин А. В. Указ. соч. С. 442.

Военнослужащие Германии, Франции, Норвегии, Израиля с разрешения командования могут подрабатывать в коммерческих организациях, если это не мешает военной службе, не подрывает ее авторитета, а также не вызывает ситуации конкуренции интересов государства и военнослужащего <18>. -------------------------------- <18> Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. С. 83.

Как мы видим, законодательство ряда зарубежных государств достаточно либерально и в то же время жестко подходит к вопросам совместительства на военной службе. Как отмечает А. В. Куракин: "...прежде всего военнослужащий должен обеспечивать интересы государства в сфере военной безопасности, а государство в свою очередь обеспечивает достойное материальное содержание лицам, состоящим на военной службе, а также позволяет военнослужащим подрабатывать в свободное от службы время, не нарушая при этом режима военной службы, а также с помощью иных административно-правовых средств стимулирует их служебную деятельность" <19>. -------------------------------- <19> См.: Куракин А. В. Указ. соч. С. 82.

Библиографический список

1. Бельсон Я. М. Коррупция и злоупотребление властью в полицейских службах буржуазных государств // Правоведение. 1986. N 6. 2. Криминология / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998 (автор статьи - Х. Ю. Кернер). 3. Кудашкин А. В. Военная служба в РФ. М., 2003. 4. Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. 5. Modern Corruption Prevention Policy. International Association of Chiefs of Police. Bureau of Justice Assistance. Arlington (Va.), 1990. 6. Николайчик В. М. Профилактика коррупции в полиции США // США и Канада: экономика, политика, культура. 1999. N 10. 7. Police Crime in the United States. Wash., 1980. 8. Шалягин Д. Д. Полицейская коррупция в США // Предупреждение коррупции в полиции (милиции). М., 2002. 9. Харабет К. В. К вопросу о коррупционной преступности в Вооруженных Силах РФ // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001.

Название документа