Таможенно-тарифная политика Республики Узбекистан в контексте вступления в ВТО
(Исламходжаев Х. С.) ("Таможенное дело", 2008, N 2) Текст документаТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Х. С. ИСЛАМХОДЖАЕВ
Исламходжаев Х. С., кандидат юридических наук, докторант Ташкентского государственного юридического института.
Центральная Азия - это регион с огромным геостратегическим и геополитическим, богатым ресурсным потенциалом, приобретающий все большее значение в системе международных экономических и политических отношений. Географически располагаясь в сердцевине Центральной Азии и всем известного Великого Шелкового Пути, Республика Узбекистан обладает богатейшими природными ресурсами, производственным и интеллектуальным потенциалом. Узбекистан - это самый большой рынок региона с населением, составляющим 45% населения Центральной Азии и с развитой промышленностью. На долю Республики приходится 74% запасов газового конденсата Центральной Азии, 30% - нефти, 40% - природного газа, 55% - угля. По запасам золота и урана страна находится в первой пятерке стран мира. Выбранная Республикой модель экономического развития позволяет обеспечивать устойчивые темпы экономического роста и последовательно осуществлять широкомасштабные реформы в стране. Миссия Международного валютного фонда, посетившая Узбекистан в декабре 2006 года, высоко оценила эффективность экономической модели и поэтапных рыночных реформ, проводимых в Республике <1>. -------------------------------- <1> http://www. pv. uz/?iNc=60&sNd=3&News=3509
Стратегия развития экономики Узбекистана ставит своей целью создание диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, максимальное использование национальных ресурсов с привлечением инновационных технологий и новых методов рыночного управления. Важную роль в этом процессе играет развитие внешнеэкономических связей и интеграция в мировую экономическую систему, в том числе вступление во Всемирную торговую организацию, которая является крупнейшим международным учреждением, обеспечивающим правовую и институциональную основу многосторонней торговой системы. Взятый Правительством Республики Узбекистан курс на развитие социально ориентированной рыночной экономики, построение открытого демократического общества не может быть достигнут без активного участия в международной торговой системе и использования ее преимуществ. Среди них более открытый и предсказуемый доступ на рынки стран - членов ВТО, создание привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций, возможность участия в формировании мировых правил торговли, а также система разрешения торговых споров ВТО. Как подчеркнул в своем выступлении на IX сессии Олий Мажлиса второго созыва 29 августа 2002 года Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, "необходимо обеспечить дальнейшую интеграцию в мировую экономику и формирование условий для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию" <2>. -------------------------------- <2> Каримов И. А. Избранный нами путь - это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. Т.: Узбекистон, 2003. Т. 11. С. 20.
С июня 1994 года Республика Узбекистан имеет статус наблюдателя в ГАТТ/ВТО. В декабре 1994 года от имени Правительства Республики Узбекистан было подано заявление о намерении Узбекистана вступить в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного члена, которое было положительно рассмотрено странами - членами ВТО. В декабре 1995 года Генеральный совет ВТО на своей очередной сессии принял решение о создании Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО. В сентябре 1998 года состоялось официальное представление в Секретариат ВТО Меморандума о режиме внешней торговли Республики Узбекистан, в декабре того же года в Республике создана Межведомственная комиссия по работе с ВТО. За прошедший период проведено несколько заседаний Рабочей группы по вступлению Республики Узбекистан в ВТО. В Республике активно осуществляется процесс совершенствования внешнеторгового режима страны и адаптации национального законодательства к нормам и принципам ГАТТ/ВТО, который находится в постоянной динамике. В этом плане проделана и проводится значительная работа, включающая разработку и принятие целого ряда законов и положений. С 1 ноября в Республике Узбекистан действуют новые ставки импортных таможенных пошлин <3>. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Узбекистане", упомянутые выше ставки пошлин являются ставками режима наибольшего благоприятствования (РНБ) <4>. Тарифные ставки в отношении стран, к которым не применяется режим наибольшего благоприятствования, являются удвоенными от ставок РНБ. -------------------------------- <3> Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" от 19 сентября 2005 г. N 183 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2005. N 40. С. 32 - 83. <4> Постановление Кабинета Министров "О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан" от 31 марта 1998 года N 137 // Налоговые и таможенные вести. 1998. 9 апр. С. 8 - 10.
В таможенном тарифе сохранена необходимость облегчения импорта ряда позиций товаров потребительской номенклатуры, не производимых в Республике, по которым имеется определенная неудовлетворенность внутреннего рынка. Ставки импортных таможенных пошлин сгруппированы в основном на трех уровнях - 10 и 30% от таможенной стоимости товаров по адвалорным ставкам, а по небольшому числу позиций товаров - по комбинированным ставкам. Законодательной базой предусмотрено применение следующих видов ставок таможенных пошлин <5>: -------------------------------- <5> Закон Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" N 470-I от 29 августа 1997 года // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. N 9. С. 257 - 271.
- адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости товаров; - специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров; - комбинированных, сочетающих оба названных вида. Законом "О таможенном тарифе" также предусмотрено, что предельные уровни ставок импортных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Узбекистан применяет режим наибольшего благоприятствования, устанавливаются законодательством. На импорт товаров, происходящих с таможенной территории стран, подписавших Соглашение о создании зоны свободной торговли, импортные таможенные пошлины не налагаются <6>. -------------------------------- <6> Перечень стран, с которыми подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования, зарегистрированный в Министерстве юстиции от 8 апреля 1998 г. за N 426 // Налоговые и таможенные вести. 1998. 30 апр. С. 10.
С 1 июля 2002 года в Республике Узбекистан используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) <7>, которая была разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), внесенными в ГС с 1 января 2002 года Всемирной таможенной организацией (версия 2002 года), а также Комбинированной номенклатуры Европейского союза (КН ЕС). -------------------------------- <7> Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по унификации импортных таможенных пошлин" от 31 мая 2002 года N 189 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2002. N 10. С. 60 - 71.
Длина кодового обозначения товара состоит из девяти десятичных цифровых знаков, причем: - цифры 1 - 6 соответствуют кодовому обозначению классификационной группировки товаров в соответствии с Гармонизированной системой; - цифры 7 - 8 соответствуют кодовому обозначению товаров по Комбинированной номенклатуре ЕС; - цифра 9 - 0 предназначена для выделения традиционных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего введения. Законодательством Республики Узбекистан предусматривается использование тарифных квот, но в настоящее время тарифные квоты не применяются. В целом внешнеторговый режим Республики Узбекистан характеризуется своей открытостью. При регулировании внешней торговли не применяются такие нетарифные меры, как количественные ограничения, квотирование и лицензирование товаров. Экспортные таможенные пошлины на все виды товаров (работ, услуг) отменены. Экспорт товаров (работ, услуг) за СКВ, включая поставки в страны Содружества Независимых Государств, облагаются по нулевой ставке НДС. Кроме того, поставка товаров на экспорт за СКВ освобождается от уплаты акцизного налога. Среднеарифметическая ставка тарифа в настоящее время составляет 14,6% <8>. Согласно классификации тарифных режимов в зависимости от уровня средних тарифных ставок, используемой МВФ для оценки степени открытости торговых режимов, тарифный режим Узбекистана может быть отнесен к категории "относительно открытого" (среднеарифметическая ставка на уровне 10 - 15%). Средневзвешенный тариф, рассчитанный в соответствии с определениями Всемирной торговой организации (ВТО) методом деления суммы собранных таможенных пошлин на общую стоимость облагаемого импорта (без нулевых позиций, с учетом предоставленных законодательством системных льгот по уплате таможенных пошлин), реально в 2005 году составил 3,2% <9>, что по классификации ВТО позволяет отнести тарифный режим Узбекистана к категории "открытого" (средневзвешенный тариф составляет менее 10%). -------------------------------- <8> Текущий архив МВЭСТИ. <9> Текущий архив МВЭСТИ.
Название документа