К вопросу о необходимости расширения видов деятельности по развитию информационного общества на базе ИКТ

(Кутузов В., Хербергер М., Мущинина В.) ("Информационное право", 2008, N 2) Текст документа

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАСШИРЕНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА БАЗЕ ИКТ

В. КУТУЗОВ, М. ХЕРБЕРГЕР, В. МУЩИНИНА

Кутузов В., зав. кафедрой информационного права Оренбургского государственного университета.

Хербергер М., директор Института правовой информатики Саарского университета.

Мущинина В., научный сотрудник Института правовой информатики Саарского университета.

Международный союз электросвязи (МСЭ), который принимал участие в серии мероприятий, организованных ЮНЕСКО с 1994 г., касающихся этических, легальных и социальных сторон цифровой среды, в соответствии с существующим договором МСЭ о сотрудничестве с ЮНЕСКО, предложил в 1998 г. идею провести Всемирный саммит по информационному обществу (WSIS). В 2001 г. руководящими структурами ЮНЕСКО (с учетом положений и принципов Окинавской хартии глобального информационного общества <1>) и было принято решение провести саммит в два этапа - в Женеве (в 2003 г.) и в Тунисе (в 2005 г.). -------------------------------- <1> Принята 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой восьмерки.

На первой встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) были приняты Декларация принципов <2> и План действий <3>, которые обязали государства-участники продолжать действовать в обозначенных направлениях, поставили цели второго этапа. -------------------------------- <2> Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" // Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R от 12 декабря 2003 г. <3> План действий // Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R от 12 декабря 2003 г.

Вместе с тем надо отметить, что женевские решения, хотя и отличаются своей четкостью, носят определенный декларативный характер, поскольку в них не определены механизмы реализации намерений участников. Это и явилось основанием следующего предложения - на тунисском этапе проанализировать прогресс, достигнутый в период с начала женевской встречи, завершить последовательное выполнение этих решений, уделив особое внимание потребностям развивающихся стран, и дать ответы на нерешенные вопросы, основным из которых является разработка финансовых механизмов для внедрения технологий в развитие и управление использованием Интернета. Кроме того, было предложено включить региональные инициативы в процесс подготовки тунисского этапа. В Плане действий ВВУИО, второй этап которой состоялся с 16 по 18 ноября 2005 г. в г. Тунисе (Тунис), установлены ограниченные временными рамками цели, достижение которых будет способствовать претворению в реальность концепции открытого для всех и справедливого информационного общества. В пункте С7 "Приложения на базе ИКТ" Плана действия подразумеваются практические решения на базе информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), которые должны послужить основой для развития информационного общества. При этом План действий содержит несколько различных секторов, содержащих определенный род деятельности на базе информационных технологий, - электронное государственное управление, электронная коммерческая деятельность и т. п., сокращенно обозначенные в английском варианте текста буквой "E". Несмотря на то что План действий содержит основные области, важные для развития информационного общества, мы предложили ввести новый пункт "E-law", который не был учтен разработчиками Плана действий, но о его введении уже говорилось в печати <4>, что и было доложено на Международной конференции в г. Санкт-Петербурге <5>, и о необходимости его введения упоминается в итоговых документах конференции. Данная конференция является одним из мероприятий, проводимых под патронажем Генерального секретаря ООН, направленных на сотрудничество МСЭ и ООН, результатом которого является информирование общественности о ВВУИО <6>. -------------------------------- <4> Кутузов В., Хербергер М. О некоторых аспектах международного сотрудничества в сфере правовой информатики // Материалы международной НПК "Человек и общество". Оренбург: ОГУ, 2001; Хербергер М., Мущинина В., Кутузов В. И. Предложение о введении нового пункта "E-law" в План действий ВВУИО в Тунисе (ноябрь 2005 г.) // Материалы Всероссийской НПК (с международным участием) "Современные ИТ в науке, образовании и практике". Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. <5> Хербергер М., Мущинина В., Кутузов В. И. Доклад на Международной конференции "ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу". Санкт-Петербург. 17 - 19 мая 2005 г. <6> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 57/238 от 20 декабря 2002 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 59/220 от 11 февраля 2005 г.

Все это послужило основой для учета наших предложений при формулировании п. п. 84, 85 и 90 Итогового документа ВВУИО <7>. -------------------------------- <7> Документ WSIS-05/TUNIS/6(Rev. 1)-R от 15 ноября 2005 г.

Итак, речь идет о так называемом секторе "E-law", который можно перевести как "Электронное право". При этом следует учесть, что под предлагаемым нами новым сектором подразумевается не какая-либо узкая область правовых проблем, связанная с деятельностью в электронной среде, как, например, в случае с правовыми вопросами электронной коммерции либо охраны электронных данных, а также о совершенствовании и развитии нормативно-правовой базы, обеспечивающей процесс перехода к информационному обществу. Кроме того, не следует путать сектор "Электронное право" с сектором "Электронное государственное управление", касающимся вопросов обеспечения государством инфраструктуры взаимодействий между органами государственной власти и гражданами в электронной среде. Хотя прозрачность деятельности государственных учреждений и демократических процессов и обусловливается определенными рамками законодательной и нормативно-правовой базы не только на Западе, но и в России, сектор "Электронное право" имеет другие функции. Введение сектора "Электронное право" преследует более глобальные цели и затрагивает не только вопросы инфраструктуры взаимодействий между властью и гражданами в электронной среде, а несет в себе также идею внедрения электронных средств распространения информации в юридическом обучении, в чем частично перекликается с пунктом "Электронное обучение". Кроме этого, поскольку проблематика развития информационного общества имеет международное значение, необходимо уделять особое внимание развитию международного сотрудничества в правовой сфере, особенно в области образования. Таким образом, следует отметить, что сектор "Электронное право" содержит в себе вопросы распространения юридической информации и повышения юридической грамотности среди населения. По нашему мнению, в этот сектор входят такие вопросы, как: - поддержка международных проектов, ориентированных на обмен правовой информацией на базе Интернета; - создание единого регистра нормативных актов стран СНГ и единого Общеевропейского регистра нормативных актов в сфере ИКТ; - создание и развитие бесплатных информационных правовых баз, позволяющих осуществлять прямой доступ граждан к важнейшей правовой информации; - управление модернизацией юридического образования путем развития такого его приоритетного направления, как информатизация. Именно в этом направлении и осуществляется сотрудничество Института правовой информатики Саарского университета и Оренбургского государственного университета. На некоторых моментах этого сотрудничества следует остановиться хотя бы схематично. С момента своего основания в 1993 г. Юридический интернет-проект, созданный Институтом правовой информатики Саарского университета, является первой в Германии бесплатной юридической информационной системой большого масштаба в Интернете, имеющей важное значение как на национальном, так и на международном уровне. Нужно отметить, что еще в 2001 г. была выпущена Рекомендация Совета Европы <8> о предоставлении судебных и других юридических услуг гражданам с помощью современных информационных технологий. Данный документ предусматривает предоставление текстов законов, а также проектов законов в электронной форме, легко доступной пользователям и бесплатной для частных лиц. -------------------------------- <8> Recommendation Rec (2001) 3.

В этой связи необходимо обозначить концепцию создания единого Регистра стран СНГ и единого Общеевропейского регистра нормативных актов, предложенную Министерством юстиции РФ, которая основывается на сведении в единое целое информационных юридических баз данных нескольких государств. Авторы данной статьи принимали участие в рецензировании проекта документа "Концепция создания Единого общественного регистра законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Совета Европы". Цель этой разработки - обеспечение доступа к правовой информации относительно национальных, зарубежных и международных проблем. Первые шаги в этом направлении сделаны и в Оренбургском государственном университете - создан и функционирует с 2002 г. Центр правовой информации и социальных программ <9>. -------------------------------- <9> Кутузов В. И. и др. Особенности формирования научного направления кафедры информационного права // Научно-практический журнал "Проблемы правовой информатизации". Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2003. N 6.

Использование ИКТ в дидактических целях позволяет наращивать качественные характеристики процесса обучения юристов. Сюда входит, кроме создания обширной базы данных, разработка учебных курсов, в том числе и в сотрудничестве с зарубежными вузами <10>. -------------------------------- <10> Кутузов В. И. и др. О некоторых особенностях совершенствования юридического образования на основе российских и международных программ // Сборник научных трудов "Проблемы современных правоотношений". Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2003.

Таким образом, уже в процессе обучения закладывается фундамент информационно-правовой грамотности, включающей в себя также и способность анализировать и обрабатывать электронную информацию, что особенно важно при дистанционном обучении. Институт правовой информатики провел ряд проектов в области "Электронного обучения", в т. ч. on-line-семинары, электронные рабочие группы, а также электронные курсы по подготовке к госэкзаменам, которые нашли отклик в среде студентов и очень успешно проводятся в университете г. Саарбрюккен, и уже подготовлены соответствующие мероприятия в Оренбургском государственном университете. На основе деятельности Института правовой информатики Саарского университета базируется совместный проект с кафедрой "Информационное право" Оренбургского государственного университета, подразумевающий семинар в Интернете, который будет содержать обмен идеями в области интеллектуальной собственности и сравнительно-правовой анализ избранных вопросов из этой области, а в перспективе - сфера информационного права. Совместная работа и обмен идеями привели к значительному расширению работы русского отделения интернет-проекта (содиректор В. И. Кутузов), особенно после получения гранта Российского гуманитарного научного фонда <11>. -------------------------------- <11> Кутузов В., Хербергер М. Отчет по гранту РГНФ (проект N 05-03-382 а/У) // Вестник РГНФ. М., 2005.

С помощью создания таких международных обучающих проектов в Интернете студенты обеих стран получают возможность приобрести навыки, необходимые для использования в полной мере преимуществ информационного общества <12>. -------------------------------- <12> Кутузов В. И. Основные предпосылки участия России в деятельности международных организаций в сфере информационно-коммуникационных технологий // Материалы региональной научно-практической конференции (с международным участием) "Современные информационные технологии в науке, образовании и практике". Оренбург: ОГУ, 2003; Кутузов В., Хербергер М. О некоторых возможностях интеграции российского юридического образования в международное образовательное пространство // Материалы МНПК "Новые информационные технологии в образовании". Екатеринбург: РГППУ, 2008.

Что касается перспективы дальнейшего сотрудничества, то следует особо выделить сотрудничество Института правовой информатики Саарского университета с проф. Гринлифом (Австралия), создателем World Legal Information Institute. В этом проекте участвуют уже, кроме Австралии, Великобритания, Канада и несколько других стран. Идея проекта - бесплатный, некоммерческий доступ к юридической информации в Интернете. Все участники поддержали декларацию о доступе к юридической информации. Появилась идея создания Russian legal information institute на базе кафедры "Информационное право", что становится вполне реальным после получения кафедрой очередного гранта Российского научного гуманитарного фонда (2008 - 2009 гг.) <13>. -------------------------------- <13> Грант РГНФ (проект N 08-03-81301 а/У).

Итак, реализация наших предложений по выделению отдельного сектора "E-law" пока сдерживается отсутствием международной ведущей организации, но можно надеяться, что к моменту проведения общего анализа выполнения решений ВВУИО Генеральной Ассамблей ООН в 2015 г. такая организация будет найдена и наши "регионально-международные" инициативы будут учтены в официальных документах, поскольку они уже нашли свою практическую реализацию.

Данная статья подготовлена в рамках выполнения проекта N 08-03-81301 а/У, финансируемого РГНФ в 2008 г.

Название документа