Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы

(Костин А. А.) ("Таможенное дело", 2013, N 3) Текст документа

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. А. КОСТИН

Костин Алексей Александрович, доцент кафедры таможенного дела, Белгородского университета кооперации, экономики и права, кандидат экономических наук, доцент.

В статье рассмотрены вопросы применения системы управления рисками в рамках Таможенного союза, отражены перспективные направления развития системы управления рисками с учетом новейшего законодательства.

Ключевые слова: Таможенный союз, таможенный контроль, система управления рисками, унификация, таможенные процедуры.

Risk management in the Customs Union of EurAsEC: state and perspectives A. A. Kostin

The article considers the issues of application of the risk management system in the framework of the Customs Union, reflected the perspective directions of the development of the risk management system with consideration of the new legislation.

Key words: Customs Union, customs control, risk management system, the unification of customs procedures.

В настоящее время в условиях стремительно развивающихся информационных технологий, роста информационных потоков классическое управление (планирование, организация, мотивация и контроль и др.) без учета факторов риска становится неэффективным. На первый план выходит проблема создания эффективной системы, которая позволила бы оперативно управлять операциями, процессами и процедурами в режиме реального времени. По мере углубления экономических отношений все очевиднее становится несоответствие сложившегося в России информационного обеспечения государственных таможенных служащих, участников внешнеторговой деятельности (ВТД) потребностям развивающейся рыночной среды. Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности России с учетом интеграционных процессов практически создан. Все это, а также процесс глобальной перестройки мирохозяйственных связей указывает на необходимость исследования <1> процесса управления рисками в таможенном деле, создания модели, способствующей их минимизации. -------------------------------- <1> Бойко А. П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2008; Шаланина Н. А. Развитие научно-методического аппарата управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. э.н. Люберцы, 2010; Слепцов М. В. Совершенствование управления таможенным контролем в интересах развития внешней торговли Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2011; Андреев В. А. Повышение экономической эффективности применения системы управления рисками ФТС России на основе совершенствования информационного обеспечения: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2012 и др.

Анализ результатов практики применения системы управления рисками (СУР) показывает, что данная работа основывается на таможенном декларировании. Поэтому важно иметь не только электронную обработку таможенных деклараций, но и на основе результатов этой обработки целенаправленно производить отбор объектов анализа рисков, а также проводить соответствующие проверки. Стратегия оценки риска опирается на систему электронного декларирования, предварительного информирования. Для внедрения анализа рисков требуется, чтобы все документы были обработаны непосредственно таможенным оператором электронным путем. Таким образом, система управления рисками на сегодняшний день представляет собой одно из самых перспективных направлений совершенствования таможенного контроля. Однако на уровне Таможенного союза имеется целый ряд нерешенных задач. В частности, есть существенные различия в организации СУР и уровне ее нормативно-правового, организационного, методического, информационно-технического обеспечения. Таможенные службы государств - членов Таможенного союза в ходе различных встреч и консультаций достигли взаимопонимания в вопросах необходимости унификации и создания единой СУР. Как отмечалось еще на этапе первоначального формирования Таможенного союза, задача стран-членов - обеспечение "равной глубины" таможенного контроля. Поэтому с первых дней создания Таможенного союза ФТС России приложила много усилий для того, чтобы убедить своих коллег в необходимости скоординированных подходов к работе, проводимой в рамках системы управления рисками (СУР) <2>. -------------------------------- <2> Интервью начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Д. Некрасова журналу "Таможня" N 12 - 13, 2011: "Таможенный союз: пути и решения" // http:// service. customs. ru/ index. php? option= com_content&view= article&id=14332: --------------lr--12-13-2011-l--r&catid=2 6:2011-01-24-14-45-21<emid= 1830<emid=1851.

В частности, заключенным в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010 Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза предусмотрено, что центральные таможенные органы Таможенного союза вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государства - члена Таможенного союза (информацию о рисках). В случае поступления от одного центрального таможенного органа в другой центральный таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа: анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства - члена Таможенного союза; определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области СУР; определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска; определяют возможность практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза; учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля <3>. -------------------------------- <3> Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза. Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4472.

По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения. При принятии решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. В конечном итоге унификация национальных систем управления рисками позволит обеспечить единообразное применение таможенными администрациями стран - членов Таможенного союза законодательства с безусловным соблюдением соответствующих норм и требований, а также обеспечит взаимодействие между их таможенными администрациями при таможенном контроле, чтобы не допустить нарушений в области внешней торговли. Кроме того, это позволит также скоординировать контроль на внешних границах Таможенного союза, в том числе осуществлять взаимный мониторинг за таможенными операциями и таможенным контролем на территориях иностранных государств. Управление риском - это не набор каких-либо мероприятий, а непрерывный процесс, который, в свою очередь, является составной частью процесса принятия управленческих решений руководителями всех звеньев системы таможенных органов. Создание эффективной таможенной службы, способной выполнить поставленные перед ней задачи, возможно в процессе применения эффективных механизмов по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля. Однако необходимо отметить, что в настоящее время СУР воспринимается участниками процесса таможенного контроля по-разному. Так, нередки публикации, в которых таможенные органы прямо обвиняются в злоупотреблении СУР в "корыстных целях" <4>, а среди уполномоченных должностных лиц таможенных органов еще распространено мнение о "нецелесообразности" применения СУР. -------------------------------- <4> Кисс Р. Эффект неэффективности // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. N 10. С. 46 - 47; Прокуроры искали в СЗТУ ориентировки на декларантов // URL: http://www. tks. ru/reviews/2012/09/04/02 и др.

В таких условиях ФТС России ведет "борьбу на два фронта": во-первых, с участниками ВТД и, во-вторых, с должностными лицами таможенных органов, отказывающимися понимать необходимость использования СУР как основного направления совершенствования таможенного контроля. В отдельных случаях ФТС России приходится даже в оправдание применения механизмов СУР на официальном сайте публиковать различного рода материалы <5>. -------------------------------- <5> "Черные списки", которые кое-кому будоражат воображение // URL: http://Федеральнаятаможеннаяслужба. рф/index. php? option=com_content&view=article&id=16310:l-r-----&catid=40:2011-01-24-15-02-45<emid=2055.

По сути своей СУР - эффективный и действенный инструмент по недопущению и выявлению на ранних стадиях возможных нарушений таможенных правил. Следует признать, что на сегодняшний день основная задача СУР - упрощение таможенных процедур и ускорение прохождения таможенных формальностей. В Правительстве Российской Федерации в апреле 2012 г. состоялась заключительная встреча рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) "Совершенствование таможенного администрирования", по итогам которой была согласована "дорожная карта" проекта. Документ одобрен всеми участниками рабочей группы и подготовлен для утверждения на ближайшем заседании Наблюдательного совета АСИ. Нет сомнений в том, что назрела острая необходимость в совершенствовании таможенного администрирования. Соответственно, План мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования" был утвержден распоряжением Правительства РФ уже 29 июня 2012 г. <6>. -------------------------------- <6> Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования": распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р.

Сущность Плана состоит в том, чтобы упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Реализация его положений позволит усовершенствовать таможенные операции и процедуры, сделает их более простыми, быстрыми, прозрачными и менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения его акцентов на этап после выпуска товаров <7>. -------------------------------- <7> Также необходимо отметить, что проведение указанных мероприятий рассчитано на период до 2018 г.

Согласно "дорожной карте" предполагается разработать и реализовать технологию автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в электронном виде. Интересным нововведением представляется внедрение в 2018 г. технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров при подаче декларации в электронном виде. При этом срок выпуска товара составит не более 20 минут. В настоящее время по общим правилам, установленным ТК ТС, выпуск должен быть завершен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. К 2014 г. планируется отказаться от дублирования электронных документов бумажными. Однако это коснется только тех товаров (транспортных средств), которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумаге. Обратим внимание на комплекс мер, входящих в группу "Совершенствование форм и методов таможенного контроля" основных мероприятий. В частности, предусмотрено развитие к 2014 г. субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР (а именно включение и использование в СУР экономического, товароведческого, математического, статистического анализа информации по мировому производству, товаропотокам, финансовым схемам расчетов и иной информации, позволяющей выявлять и определять группы риска и товары группы риска), основанного на: - использовании ценовой информации, основанной на экономическом анализе, при установлении индикаторов ценовых профилей риска (должно привести к сокращению издержек бизнеса за счет сокращения сроков выпуска товаров, смещение акцентов таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых участниками ВТД, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства, на этап после выпуска товаров, ограничение субъективного фактора при осуществлении таможенного контроля); - применении отраслевого подхода в рамках СУР - упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенных процедур, сокращение издержек бизнеса, анализ теневого оборота по отраслям экономики; - категорировании участников ВТД в системе управления рисками, разработке критериев оценки участников ВТД, в том числе для отнесения участников ВТД к лицам, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства, использовании информационной базы "электронное досье" - внедрение единых критериев, исключающих субъективный фактор при категорировании участников ВТД, упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенных процедур. Между тем в настоящее время в рамках деятельности Евразийской экономической комиссии проводится разработка Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012 - 2015 гг. <8>. Необходимость такого документа обусловлена требованиями времени, когда для дальнейшего системного и комплексного развития таможенного администрирования требуется сформулировать перспективные цели и задачи, продумать механизмы их правового и информационно-технического обеспечения, механизмы межведомственного взаимодействия. -------------------------------- <8> Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012 - 2015 гг. // URL: http://www. tsouz. ru/db/dta/Documents/Functions2012.pdf.

Основные направления включают в себя дальнейшее развитие электронного декларирования, внедрение автоматического выпуска, развитие информационного межведомственного взаимодействия, сокращение сроков и количества документов, глубокую дифференциацию участников ВТД, развитие института уполномоченного экономического оператора, дальнейшее развитие принципа "двух служб" на границе и другие предложения. В результате реализации Основных направлений должен быть создан баланс между эффективностью таможенного контроля и упрощением таможенных формальностей. Помимо прочего предполагается совершенствование СУР за счет анализа таможенной и налоговой репутации участника ВТД или иного субъекта, взаимодействия с другими правоохранительными органами, доступа к их информационным ресурсам (по большей части - автоматического доступа, работающего в закрытом режиме по заранее заданным параметрам, без возможности инспектора получить конфиденциальную информацию на того или иного конкретного участника ВТД), в том числе: - внедрение всеохватывающей дифференциации участников ВТД, основанной на понятных и прозрачных принципах; - внедрение комплексной (балльной) оценки всей цепочки поставок (отправитель, получатель, перевозчик, контрактодержатель, склад, брокер и т. п.); - уход от тотального контроля при декларировании товаров за счет переноса акцентов на контроль после выпуска и концентрации контрольных мероприятий на объектах, отобранных на основе СУР, и комплексной оценки ситуации, включая объем возможного ущерба; - установление ограничителей для СУР - независимо от количества профилей риска, их индикаторов и предписываемых ими мер (общее количество сработок и применения "тяжелых" форм контроля не должно превышать значений, обеспечивающих баланс между интересами таможенного контроля и устранением административных барьеров). Таким образом, с учетом работы, проводимой в странах - членах Таможенного союза, было принято решение о подготовке Основных направлений в целом для Таможенного союза. Наличие таковых направлений необходимо для четкой постановки задач при разработке нормативных актов и международных соглашений, а также для того, чтобы ориентироваться на них в повседневной работе, придерживаясь выработанной стратегии.

Список литературы

1. Бойко А. П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2008; Шаланина Н. А. Развитие научно-методического аппарата управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. э.н. Люберцы, 2010; Слепцов М. В. Совершенствование управления таможенным контролем в интересах развития внешней торговли Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2011; Андреев В. А. Повышение экономической эффективности применения системы управления рисками ФТС России на основе совершенствования информационного обеспечения: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2012 и др. 2. Интервью начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Д. Некрасова журналу "Таможня". N 12 - 13. 2011: "Таможенный союз: пути и решения". URL: http:// service. customs. ru/ index. php? option=com_content&view= article&id=14332:--------------lr--12-13-2011-l----r&catid= 26:2011-01-24-14-45-21<emid=1830<emid=1851. 3. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза. Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4472. 4. Кисс Р. Эффект неэффективности // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. N 10. С. 46 - 47; Прокуроры искали в СЗТУ ориентировки на декларантов. URL: http://www. tks. ru/reviews/2012/09/04/02 и др. 5. "Черные списки", которые кое-кому будоражат воображение // URL: http:Федеральнаятаможеннаяслужба. рф/index. php? option=com_content&view=article&id=16310:l-----&catid=40:2011-01-24-15-02-45<emid=2055. 6. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012 - 2015 гг. // URL: http://www. tsouz. ru/db/dta/Documents/Functions2012.pdf.

Название документа