Персонологическая характеристика международной правосубъектности Европейского союза и его внутреннего права

(Тарасов О. В.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 5) Текст документа

ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО ВНУТРЕННЕГО ПРАВА

О. В. ТАРАСОВ

Тарасов Олег Владимирович, доцент кафедры международного права Национального университета "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", кандидат юридических наук (г. Харьков, Украина).

Представлена персонологическая характеристика международной правосубъектности Европейского союза как международного публичного юридического лица. Выявлена сущность права ЕС как международно-правовой субсистемы (субформы), ограниченной персонативной формой международного юридического лица ЕС в рамках материнской международно-правовой системы (формы).

Ключевые слова: международная правосубъектность ЕС, международно-правовая персонология, персонативная правовая форма, правовая системология, правовая морфология, международно-правовая система (форма) и субсистема (субформа).

Personological characteristic of international legal personality of the European Union and its internal law O. V. Tarasov

Personological characteristic of international personality of the European Union as an international public entity have been presented. The essence of the EU law as the international legal subsystems (subform), which is restricted by personative form of international legal persons of the EU within the framework of the parent international legal system (the form) have been defined.

Key words: international legal personality of the EU, the international legal personology, personative legal form, legal systematology, legal morphology, the international legal system (form) and subsystem (subform).

Проблема юридической природы Европейского союза (ЕС) и его внутреннего права остается одной из самых дискуссионных в современной правовой науке <1>. Обретение ЕС международной правосубъектности на основании Лиссабонского договора <2> явилось закономерным результатом интеграционных процессов в Европе после Второй мировой войны <3>. В настоящее время, с учетом отдельных наднациональных функций, ЕС часто идентифицируют в качестве международного объединения sui generis <4>. Но является ли специфичность ЕС достаточным основанием для того, чтобы внутреннее право этой региональной организации признавать в качестве третьей правовой системы, исключая тем самым его из сферы международного права в целом? Для ответа на этот вопрос необходимо четко определиться с правовой природой ЕС как субъекта международного права. -------------------------------- <1> См.: Арбузов А. В. Европейский союз: международная организация или конфедерация // Правоведение. 2005. N 4. С. 115 - 123; Артамонова О. Ф. Международная правосубъектность Европейского союза // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 143 - 151; Становлення союзу як мiжнародного права // право. 2012. N 1. С. 84 - 89; Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник / Под ред. Л. М. Энтина. 2-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2007. С. 80 - 87; Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право. М.: Издательство РУДН, 2000. С. 37 - 62; Кернз В. Вступ до права союзу: Навч. посiбник / Пер. з англ. : Знання; КОО, 2002. С. 29 - 31; Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории. М.: Проспект, 2010. С. 141 - 149; До питання про мiжнародну союзу // Вiсник Львiвського унiверситету. Серiя юридична. Вип. 35. 2000. С. 66 - 68; Татам А. Право союзу: Пiдручник / Пер. з англ. / За ред. В. I. Муравйова. : Абрис, 1998. С. 51 - 52; Топорнин Б. Н. Европейское право: Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 264 - 309; Хобби Ю. С. Проблема определения правовой природы Европейского союза // Международное публичное и частное право. 2009. N 3. С. 28 - 30; Leal-Arcas R. EU Legal Personality in Foreign Policy? // Boston University International Law Journal. 2006. Vol. 24. P. 165 - 212; и др. <2> Статья 47 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 г. гласит: "Союз обладает правосубъектностью" (Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union (2010/C 83/01) // Official Journal of the European Union. 2010. Vol. 53. P. 41). <3> См.: Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2003. С. 9 - 46; Шуман Р. За Европу. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 96 с.; Kaczorowska A. European Union Law. London; New York: Routledge, 2011. P. 1 - 38; Rideau J. Droit Instititionel de L'Union et des Communautes Europeennes. Paris: L. G.D. J., 1994. P. 1 - 46.

Целью статьи является персонологическая характеристика международной правосубъектности ЕС, а также выявление сущности внутреннего права ЕС как локальной международно-правовой субсистемы в рамках материнской международно-правовой системы. Современный уровень развития международно-правовой персонологии позволяет идентифицировать лишь три персонативные правовые формы - физического, юридического и суверенного правового лица <5>. Международные межправительственные организации (ММПО) традиционно относят к международным юридическим лицам <6>. Наличие во внутреннем праве ЕС отдельных субординационных правоотношений не меняет персонативной сущности этого участника международно-правовых отношений как международного публичного юридического лица. ЕС не обладает сам по себе суверенитетом, а значит, не может претендовать на статус суверенного правового лица, обладающего национально-правовой системой. ЕС учрежден на основании международного договора, носит строго целевой характер с четко определенными функциями, реализуемыми через систему постоянно действующих органов. Все это указывает на несуверенный, производный, функциональный характер международной правосубъектности ЕС как специфической международной организации <7>. -------------------------------- <4> См.: Iнституцiйне право союзу у сферi полiтики та безпеки. Львiв: ЛНУ iм. I. Франка, 2005. С. 13 - 88. <5> См.: Тарасов О. В. Правовое лицо как персонативная правовая форма: теоретико-методологический и международно-правовой аспекты // Проблеми законностi, 2011. Вип. 113. С. 175 - 182; Тарасов О. В. Методологические основания правовой персонологии // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы научно-практической конференции. Самара, 27 февраля 2009 г. Вып. 7. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. С. 38 - 41; и др. <6> International Court of Justice. Report of Judgment, Advisory Opinions and Orders. 1949, April 11. Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations - Advisory Opinion. Leyden, 1949. P. 174 - 220. <7> См.: Мещерякова О. М. Наднациональность в праве Европейского союза и проблема суверенитета: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10. М., 2010. С. 31.

В таком случае партикулярные нормы корпоративного объединения не могут претендовать на исключение из состава более широкого правового образования - правовой системы. Наличие определенной автономности внутрикорпоративных отношений не исключает, а наоборот, предполагает включенность самого юридического лица в конкретный правопорядок. Внутрикорпоративные нормы национальных юридических лиц не исключены из национально-правовой системы, так же как внутрикорпоративные нормы международных юридических лиц, при всей их специфике, являются неотъемлемой частью международно-правовой системы. Основанием для признания права ЕС в качестве третьего правопорядка послужила практика Суда ЕС. В решении от 5 февраля 1963 г. по делу N 26/62 Van Gend en Loos <8> Суд справедливо указал на тот факт, что ЕС представляет собой новый международный правопорядок, в пользу которого государства ограничили свои суверенные права в определенных областях и субъектами которого являются не только государства-члены, но и их граждане. Однако уже в решении от 15 июля 1964 г. N 6/64 по делу Flaminio Costa v. ENEL <9> и последующих решениях (например, N С-6/90 и N С-9/90 от 19 ноября 1991 г. по делу Andrea Francovich and Danila Bonifaci and others v. Italian Republic) <10> Суд отметил, что Договор ЕЭС создал свою собственную правовую систему, не употребляя при этом категорию "международный". Вероятно, это и послужило поводом для интерпретации права ЕС как отдельного правопорядка, находящегося вне сферы международного права, но имплементированного в национальные правопорядки государств-членов. -------------------------------- <8> Case N 26/62, Van Gend en Loos v. Netherlands Inland Revenue Administration // European Court Reports. 1963. P. 12. <9> Case N 6/64, Flaminio Costa v. Ente Nazionale per l'Energia Elletrica (ENEL) // European Court Reports. 1964. P. 593. <10> Cases N С-6/90 and С-9/90, Andrea Francovich and Danila Bonifaci and others v. Italian Republic // European Court Reports. 1991. P. 1 - 5375. См. также: Opinion 1/91, Draft Agreement Relating to the Creation of the European Economic Area // European Court Reports. 1991. P. 20 - 21.

Кроме того, важнейшей методологической проблемой для судей тут оказалась необходимость признания международной правосубъектности физического лица, что прямо противоречило традиционной этатистской доктрине того времени <11>. Напомним, что физические и юридические лица тогда не имели еще прямого доступа даже в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а исторический приговор Нюрнбергского трибунала, однозначно признавший человека субъектом международного права, оказался заложником холодной войны вплоть до 90-х годов XX столетия. Создание постоянно действующего Международного уголовного суда, а также принятие Протокола N 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., упразднившего Европейскую комиссию по правам человека как опосредствующую структуру между физическими лицами и ЕСПЧ, позволяют сегодня утверждать, что идет широкий процесс смены персонологической парадигмы в сторону все более широкого признания международной правосубъектности человека. Причем не конституирующего правосубъектность признания, так как человек всегда был, есть и будет источником любой правосубъектности, а скорее декларативного признания, осознающего и принимающего сам факт такой правосубъектности как основы для дальнейшей международно-правовой деятельности. Для этого есть все необходимые философско-методологические, социогуманитарные и теоретико-правовые предпосылки, а также накоплен достаточный юридический опыт. В этих условиях нет необходимости выдумывать некий третий правопорядок с целью обойти запрет на признание человека субъектом международного права <12>. Специфика права ЕС как локальной внутрикорпоративной совокупности международно-правовых норм, лиц и отношений вполне укладывается в систему действующего международного права, где субъекты sui generis далеко не редкость. Государства-учредители могут наделить создаваемое ими международное юридическое лицо любым международно-правовым статусом, который не противоречит императивным нормам международного права. В том числе предусмотреть не только координационный, но и субординационный метод правового регулирования во внутрикорпоративных отношениях. Это будет ярким проявлением принципа суверенного равенства государств. Более того, государства-члены имеют полное право трансформировать внутреннее (интеграционное) право ЕС путем его конституализации <13> в полномасштабную правовую систему нового общеевропейского государства. Но это потребует одновременной трансформации персонативной правовой формы - из международного юридического лица в суверенное правовое лицо. А пока ЕС остается международным юридическим лицом, его внутрикорпоративные нормы остаются, при всей их уникальности, автономной частью международно-правовой системы. -------------------------------- <11> Parlett K. The Individual in the International Legal System: Continuity and Change in International Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 349 - 353. <12> Portmann R. Legal Personality in International Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 77 - 79, 278. <13> См.: Зiглер К. Мiжнародне право та право союзу: мiж асиметричною // право. 2012. N 1. С. 32 - 47.

Как представляется, использование правовой системологии <14> и правовой морфологии <15> позволяет идентифицировать право ЕС в качестве локальной субсистемы (субформы) <16> в рамках родительской (материнской) международно-правовой системы (формы). При этом персонативная правовая форма международного юридического лица ЕС ограничивает сферу действия внутреннего права ЕС. Внутрисоюзные нормы, лица и отношения не могут вырваться за пределы данного юридического лица. -------------------------------- <14> Правовую системологию можно обозначить как общетеоретическую дисциплину, изучающую системность правовой реальности с помощью системной методологии. См.: Белов Г. В. Некоторые проблемы системологии информационного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): Сб. статей. М.: Издательство Академического правового университета, 2003. С. 237 - 246; Бойко А. И. Система и структура уголовного права: В 3 т. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. Т. 1: Системология и структурализм в современной познавательной культуре. 448 с.; Калинин И. Б. Природоресурсное право. Томск: Издательство Томского университета, 2009. С. 16 - 25; Калинин И. Б. Трудоправовая системология. Томск: Издательство Томского университета, 2009. С. 7 - 71; Костылев В. М. Проблемы системного и формально-логического анализа права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Уфа, 2002. С. 13 - 92; Ловцов Д. А. Системология информационных правоотношений. М.: Российская академия правосудия, 2008. 233 с.; Ловцов Д. А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития // История государства и права. 2009. N 18. С. 9 - 12; Мальцев В. А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2003. N 2(247). С. 23; Нарыкова С. П. Системный подход к исследованию механизма правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2006. 180 с.; Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. 135 с.; и др. <15> Правовую морфологию можно кратко обозначить как общетеоретическую дисциплину, изучающую процессы формообразования и структурирования в рамках правовой реальности. При этом предметом правовой морфологии выступают не только сугубо нормативные, но также в равной мере персонативные и коммуникативные правовые формы и структуры. <16> См.: Тарасов О. В. Правовая субформа: постановка проблемы // Публiчна влада в та конституцiйно-правовий механiзм : Матерiали , м. Харкiв, 28 вересня 2011 р. / Нацiональна академiя правових наук , Нацiнальний унiверситет "Юридична академiя iм. Ярослава Мудрого", НДI державного будiвництва та мiсцевого самоврядування НАПрН . Харкiв: Нацiональний унiверситет "Юридична академiя iм. Ярослава Мудрого", 2011.

Во внешних отношениях ЕС выступает традиционной международной организацией, поведение которой регулируется нормами международного права. Вся специфическая наднациональность ЕС сосредоточена в его внутреннем праве и не выходит за его рамки. За пределами внутреннего права ЕС государства-члены действуют как суверенные правовые лица - полноправные субъекты международного права, в том числе в отношениях с самим же ЕС как международным юридическим лицом. Следовательно, следует четко разграничивать общесистемный международно-правовой статус государства вне права ЕС и локальный международно-правовой статус государства-члена в рамках права ЕС как партикулярной международно-правовой субсистемы. Государство - член ЕС является единым социальным носителем двух международно-правовых статусов - общесистемного и субсистемного (внутрикорпоративного, внутрисоюзного). Если общесистемный статус всегда один, то количество субстатусов зависит от количества международных организаций, членом которых является государство. Таким образом, применение персонологической методологии, дополненной системным и морфологическим анализом, позволяет четко идентифицировать персонативную правовую форму ЕС в качестве международного публичного юридического лица. При этом право ЕС выступает внутрикорпоративной (локальной) международно-правовой субсистемой, ограниченной персонативной правовой формой международного юридического лица ЕС, в рамках международно-правовой системы.

Литература

1. Арбузов А. В. Европейский союз: международная организация или конфедерация // Правоведение. 2005. N 4. С. 115 - 123. 2. Артамонова О. Ф. Международная правосубъектность Европейского союза // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 143 - 151. 3. Белов Г. В. Некоторые проблемы системологии информационного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): Сб. статей / Отв. ред. И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. М.: Издательство Академического правового университета, 2003. С. 237 - 246. 4. Бойко А. И. Система и структура уголовного права: В 3 т. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. Т. 1: Системология и структурализм в современной познавательной культуре. 448 с. 5. Становлення союзу як мiжнародного права // право. 2012. N 1. С. 84 - 89. 6. Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник / Под ред. Л. М. Энтина. 2-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2005. 960 с. 7. Зiглер К. Мiжнародне право та право союзу: мiж асиметричною та // право. 2012. N 1. С. 32 - 47. 8. Калинин И. Б. Природоресурсное право. Томск: Издательство Томского университета, 2009. 370 с. 9. Калинин И. Б. Трудоправовая системология. Томск: Издательство Томского университета, 2009. 268 с. 10. Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право. М.: Издательство РУДН, 2000. 436 с. 11. Кернз В. Вступ до права союзу: Навч. посiбник / Пер. з англ. : Знання, КОО, 2002. 381 с. 12. Костылев В. М. Проблемы системного и формально-логического анализа права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Уфа, 2002. 195 с. 13. Ловцов Д. А. Системология информационных правоотношений. М.: Российская академия правосудия, 2008. 233 с. 14. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития // История государства и права. 2009. N 18. С. 9 - 12. 15. Мальцев В. А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2003. N 2(247). С. 14 - 27. 16. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2010. 432 с. 17. Мещерякова О. М. Наднациональность в праве Европейского союза и проблема суверенитета: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10. М., 2010. 38 с. 18. До питання про мiжнародну союзу // Вiсник Львiвського унiверситету. Серiя юридична. 2000. Вип. 35. С. 66 - 68. 19. Iституцiйне право союзу у сферi полiтики та безпеки. Львiв: ЛНУ iм. I. Франка, 2005. 416 с. 20. Нарыкова С. П. Системный подход к исследованию механизма правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2006. 180 с. 21. Тарасов О. В. Методологические основания правовой персонологии // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы научно-практической конференции. Самара, 27 февраля 2009 г. Вып. 7. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. С. 38 - 41. 22. Тарасов О. В. Правовая субформа: постановка проблемы // Публiчна влада в та конституцiйно-правовий механiзм : Матерiали , м. Харкiв, 28 вересня 2011 р. / Нацioнальна академiя правових наук , Нацiнальний унiверситет "Юридична академiя iм. Ярослава Мудрого", НДI державного будiвництва та мiсцевого самоврядування НАПрН . Харкiв: Нацiональний унiверситет "Юридична академiя iм. Ярослава Мудрого", 2011. С. 106 - 107. 23. Тарасов О. В. Правовое лицо как персонативная правовая форма: теоретико-методологический и международно-правовой аспекты // Проблеми законностi. 2011. Вип. 113. С. 175 - 182. 24. Татам А. Право союзу: Пiдручник / Пер. з англ. // За ред. В. I. Муравйова. : Абрис, 1998. 424 с. 25. Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. 135 с. 26. Топорнин Б. Н. Европейское право: Учебник. М.: Юристъ, 1998. 455 с. 27. Хобби Ю. С. Проблема определения правовой природы Европейского союза // Международное публичное и частное право. 2009. N 3. С. 28 - 30. 28. Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: Учеб. пособие. М.: Международные отношения, 2003. 400 с. 29. Шуман Р. За Европу. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 96 с. 30. Case N 26/62, Van Gend en Loos v. Netherlands Inland Revenue Administration // European Court Reports. 1963. P. 1 - 16. 31. Case N 6/64, Flaminio Costa v. Ente Nazionale per l'Energia Elletrica (ENEL) // European Court Reports. 1964. P. 585 - 600. 32. Cases N С-6/90 and N С-9/90, Andrea Francovich and Danila Bonifaci and others v. Italian Republic // European Court Reports. 1991. P. 1 - 5375. 33. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union (2010/C 83/01) // Official Journal of the European Union. 2010. Vol. 53. P. 1 - 388. 34. International Court of Justice. Report of Judgment, Advisory Opinions and Orders. 1949, April 11. Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations - Advisory Opinion. Leyden, 1949. P. 174 - 220. 35. Kaczorowska A. European Union Law. London; New York: Routledge, 2011. CCXXI, 977 p. 36. Leal-Arcas R. EU Legal Personality in Foreign Policy? // Boston University International Law Journal. 2006. Vol. 24. P. 165 - 212. 37. Opinion 1/91, Draft Agreement Relating to the Creation of the European Economic Area // European Court Reports. 1991. P. I-6079. 38. Parlett K. The Individual in the International Legal System: Continuity and Change in International Law. Cambridge [etc.]: Cambridge University Press, 2011. XLII. 413 p. 39. Portmann R. Legal Personality in International Law. Cambridge [etc.]: Cambridge University Press, 2010. XXV. 333 p. 40. Rideau J. Droit Institutionnel de L'Union et des Communautes . Paris: L. G.D. J., 1994. XVI. 893 p.

Название документа