Эмиграция детей из России через канал международного усыновления

(Рязанцев С. В.) ("Миграционное право", 2008, N 2) Текст документа

ЭМИГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ РОССИИ ЧЕРЕЗ КАНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

С. В. РЯЗАНЦЕВ

Рязанцев С. В., зав. отделом социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, доктор экономических наук, профессор.

В России много говорится о проблеме усыновления российских детей иностранными гражданами, на которую существуют, как минимум, две противоположенные точки зрения. Некоторые эксперты считают, что Россия стала страной экспорта детей, государство не может контролировать их положение за границей, следует запретить усыновления российских детей иностранцами. Другая группа экспертов не только не видит в международных усыновлениях проблем, но, напротив, считает, что иностранцы усыновляют больных детей, обеспечивая им возможность лечения, а проблема жестокого отношения к российским детям излишне преувеличена прессой. Одним словом, вокруг данной проблемы остается масса открытых вопросов и появляется много спекуляций. Например, сторонниками либерализации подхода к международным усыновлениям приводятся три аргумента. Во-первых, в России огромное количество беспризорных детей, которых просто некому усыновлять. Во-вторых, иностранцы усыновляют только больных детей. В-третьих, условия, которые предъявляются к иностранным усыновителям, достаточно жесткие и обеспечивают безопасность детей. Например, согласно американскому законодательству, усыновление ребенка возможно лишь для определенных категорий жителей США. В частности, семейная пара должна состоять в браке не менее двух лет. Если усыновить ребенка планирует незамужняя женщина или неженатый мужчина, то они должны быть не моложе 25 лет. Уровень дохода семьи или одиночного усыновителя должен на 25% превышать средний уровень дохода для данного региона США. Кроме того, каждый претендент на усыновление должен сдать отпечатки пальцев и пройти проверку в полиции и ФБР. Проверяется, не был ли замечен усыновитель в жестоком обращении с детьми. Специальный социальный работник должен посетить дом или квартиру, в которой проживают потенциальные родители, и оценить ее на предмет готовности к приему ребенка. Противники усыновления детей иностранцами ссылаются на то, что в стране есть огромная неудовлетворенная потребность в усыновлении детей россиянами. При этом структура усыновлений в России меняется исключительно в пользу иностранцев. Кроме того, за пределами России практически не обеспечены права усыновленных детей. Очевидно, что "фильтры" по отбору усыновителей не всегда работают эффективно. Наконец, некоторые дети, вывезенные из России, вовлекаются преступниками в секс-индустрию и подвергаются насилию со стороны усыновителей. Например, с 1996 по 2005 г. только в США 15 убийств усыновленных в России детей <1>. Наиболее громким стал судебный процесс по делу И. Павлис, которая была осуждена американским судом на 12 лет тюрьмы по статье "Непредумышленное убийство" за избиение до смерти приемного сына Алекса из России. -------------------------------- <1> Шабалов П. Усыновление с летальным исходом // Труд. 2005. 6 августа. N 144. С. 4.

Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в 100 населенных пунктах 44 регионов России в июле 2005 г., две трети россиян (62%) выступают за ужесточение процедуры усыновления российских детей иностранцами. Только 18% российских граждан выступают за облегчение этой процедуры. При этом значительная часть россиян (39%) полагают, что иностранцам в принципе не следует разрешать усыновлять российских детей. Большинство россиян (52%) считают, что лучше, если бы ребенка из детского дома усыновляла российская семья. Главными аргументами в этом случае являются: детям легче жить в привычной среде (около 11%), дети - это демографический ресурс страны (20%). Большинство жителей России (54%) полагают, что усыновить ребенка из детского дома достаточно сложно. Около 60% опрошенных выступают за облегчение процедуры усыновления детей россиянами <2>. -------------------------------- <2> Россияне - за ужесточение процедуры усыновления детей иностранцами // www. news. mail. ru.

При этом в научной литературе, как правило, изучаются только юридические аспекты данной проблемы. В данной статье нами была предпринята попытка выявить причины и масштабы, оценить социально-демографические последствия эмиграции детей, а также предложить меры по совершенствованию политики в этой области в интересах России. Прежде отметим, что в условиях демографического кризиса численность детского населения России уменьшается примерно на 1 млн. в год, в первую очередь из-за сокращения рождаемости. При этом резко возросло число детей, оставшихся без попечения родителей, - в 2005 г. их было выявлено 133 тыс. человек (что на 63% больше, чем в 1993 г.). Значительная часть этих детей (65%) были переданы в семьи и устроены в различные учреждения для детей-сирот (31%). Российские граждане могут усыновить ребенка, имеют возможность оформить опеку (попечительство), взять его в приемную семью. В 2005 г. было усыновлено только 22,2 тыс., или 16%, детей, оставшихся без попечения родителей. Третья часть (более 31%) всех российских детей была усыновлена иностранными гражданами и в большинстве своем безвозвратно покинула Россию, обретя семью и дом в разных странах Запада (рис. 1). Всего в 2005 г. иностранцы усыновили в России около 7 тыс. детей, в том числе граждане США - около 4 тыс., остальные дети выехали в Испанию, Италию, Канаду и другие страны.

25000

х * * 20000 * * Ч х х е * * л х * о * в * е * к 15000 * @ * @ * х * * х * * * х * х @ * 10000 * х @ * х * х + * @ + х * @ . @+ * @ * * @ * .* @ * @ * @х * +@ . . + . + . . + + . + 5000 . . + . + . . . + + 0 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

* х * - Российскими отчимами и мачехами * @ * - Российскими гражданами . + . - Иностранными гражданами

Рис. 1. Динамика усыновления детей в России различными категориями усыновителей в 1993 - 2005 гг., человек

По официальным данным Госдепартамента США, американские граждане в России ежегодно усыновляют до 6 тыс. детей (американские данные по усыновлениям в России несколько больше, чем данные российские). Всего за период 1992 - 2005 гг. американские граждане в России усыновили порядка 49 тыс. детей (табл. 1).

Таблица 1

Количество детей, в том числе из России, усыновленных гражданами США в 1992 - 2005 гг., человек <3>

Год Общее число Количество детей Доля детей из Место России иностранных детей, из России, России в числе в списке стран усыновленных усыновленных усыновленных происхождения гражданами США гражданами США гражданами США, усыновленных % иностранных детей в США

1992 6472 324 5,0 6

1993 7377 746 10,1 2

1994 8333 1530 18,4 2

1995 8987 1896 21,1 2

1996 10641 2454 23,1 2

1997 12743 3816 30,0 1

1998 15774 4491 28,5 1

1999 16363 4348 26,6 1

2000 17718 4269 24,1 2

2001 19237 4279 22,2 2

2002 20099 4939 24,6 2

2003 21616 5209 24,1 2

2004 22884 5865 25,6 2

2005 22728 4639 20,4 2

Итого 210972 48805 23,1 2

Доля детей и подростков экстремально высока в потоке эмигрантов в США. По данным Росстата, около 40% потока эмигрантов из России в США - это дети и подростки. В то время как в общей эмиграции (во все страны) доля детей и подростков не превышает 22% (рис. 2).

80

70

= 60 = = = = = = = = = = 50 = = = = = = = = = = = = = = = = = % 40 = = = = = = = = = * = = = = = = * = = = 30 = * = = * = = = = * = = * = = * = = * = = * = = * = 20 * = * = * = * = = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = * = 10 * = х * = х * = х * = * = * = * = х * = х * = х * = х * = х * = х * = х * = х * = х * = х * = х * = х 0 2001 2001 2003 2003 2005 2005

Общая Эмиграция Общая Эмиграция Общая Эмиграция эмиграция в США эмиграция в США эмиграция в США

* - Моложе трудоспособного возраста

= - Трудоспособного возраста

х - Старше трудоспособного возраста

Рис. 2. Возрастная структура эмиграции из России в страны дальнего зарубежья, в том числе в США, %

Данные переписи населения США 2000 г. свидетельствуют, что усыновленные американцами белые дети из Европы происходят прежде всего из России и Румынии - примерно 82% усыновленных детей в возрасте от 6 до 11 лет приходилось на воспитанников именно российских и румынских детских домов <4>. -------------------------------- <4> Некипелова Е. Сибиряки - впереди // Иностранец. 2004. 12 января. N 1. С. 33; Сироту усыновили // Коммерсантъ-Власть. 2004. 30 августа. N 34. С. 32.

По данным национальной статистики Швейцарии, Россия занимает "почетное" второе место после Таиланда в списке стран - основных поставщиков детей для усыновления швейцарцами (рис. 3).

180

160 154

140

120

99 100

Ч 80 е л о в 60 е 48 53 к == // 40 == 37 // == // 30 == == // 28 == == // // 22 20 15 == 14 == // == // 14 9 == == // == // == 4 // == // == // == // == 3 == // == 0 // == // == // == // == 0 Таиланд Россия Индия Румыния Марокко

- 1990

/ - 1996

= - 2003

Рис. 3. Число иностранных детей, усыновленных гражданами Швейцарии в 1990, 1996 и 2003 гг., человек

В мире действует масса посредников - фирм и частных лиц, которые зарабатывают деньги на международном усыновлении детей. Некоторые скрывают свой экономический интерес и провозглашают некоммерческую деятельность. Например, в качестве цели они декларируют стремление "на время вырвать ребенка из детского дома, дать возможность обрести семью тем детям, которые имеют немного шансов найти новых родителей". Схема деятельности таких организаций выглядит так. В России подбирают в детских домах детей, которые приглашаются на каникулы в американские семьи. Как правило, это дети в возрасте от семи до двенадцати лет. В США они едут в сопровождении работника детского дома. Довольно часто американские семьи выражают желание усыновить или удочерить этого ребенка. За последние три года по этой программе в США побывали около 800 российских детей, в результате около 95% из них обрели новых родителей. Затраты усыновителя из США и Европы в России оцениваются посредниками в размере 16 - 25 тыс. долларов <5>. По оценкам организации "Франк Фаундэйшн", специализирующейся на усыновлении детей из стран бывшего СССР, расходы потенциальных родителей на вывоз ребенка из России составляют 25 - 27 тыс. долларов (без учета еще примерно 3 тыс. долларов, необходимых на поездку в Россию) <6>. Называются также цифры, что здоровый малыш прямо из роддома обходится в 50 тыс. долларов, из дома ребенка - в 20 - 40 тыс. долларов <7>. -------------------------------- <5> Сивкова В., Филатова И. Сколько стоит человек // Аргументы и факты. Северный Кавказ. 1998. N 21. С. 2. <6> Дети России переезжают в США // Информационно-аналитическое интернет-издание "Правда". 5 марта 2003 г. // www. world. pravda. ru. <7> Михайлина Е. Загогулина для Гогулиной // Московский комсомолец. 2004. 1 декабря. С. 10.

В условиях социально-экономических изменений начала 1990-х годов в странах Центральной и Восточной Европы приобрели широкий размах усыновления детей иностранцами из развитых стран Запада. В условиях все возраставшего спроса явление стало массовым и быстро коммерциализировалось, получив наименование "бизнес на детях" ("baby-business"). Его "первооткрывателем" была Румыния. После свержения режима Н. Чаушеску в стране, имевшей традиционно высокую рождаемость и относительно невысокий уровень жизни, началась масштабная продажа детей за границу. За 1990 г. было вывезено более 3 тыс. детей. На черном рынке цены сделки по усыновлению румынских детей колебались от 300 долл. до 25 тыс. долларов. По данным румынской прокуратуры, только в уезде Сибиу в 1990 г. были зарегистрированы 140 фактов усыновления детей иностранными гражданами, причем было доказано, что в двадцати случаях это было связано с деньгами <8>. Некоторая часть из этих детей были попросту проданы родителями или другими лицами, имевшими права на ребенка. В середине 1991 г. румынские власти издали Указ о запрете продажи детей иностранцам. Затем к "экспорту" детей подключились страны бывшего СССР, включая Россию. К сожалению, в настоящее время Россия стала одной из стран "экспорта" детей для усыновления иностранцами, наряду с Китаем, Индией, Таиландом, Украиной, другими развивающимися странами Азии, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки <9>. По данным ЮНИСЕФ, в настоящее время незаконная торговля детьми приносит ежегодный доход порядка 10 млрд. долларов <10>. -------------------------------- <8> Малютин В. "Бэби-бизнес" // Эхо планеты. 1991. N 24. С. 22 - 23. <9> Рыбаковский Л. Л., Рязанцев С. В. Международная миграция в Российской Федерации. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. С. 28. <10> Данилкин А. Куда же вы пропали? // Труд. 2005. 2 авг. N 140. С. 1.

Необходимо признать, что процесс международного усыновления имеет позитивные стороны, прежде всего для самого ребенка, который обрел родителей и семью, и для родителей, которые не могут родить собственных детей. Однако с точки зрения интересов России, особенно в условиях современной демографической ситуации, массовое усыновление детей иностранцами - это прямые потери демографического потенциала страны. По нашим расчетам, основанным на данных Министерства образования России, прямые демографические потери страны в результате международных усыновлений и последующей эмиграции детей составили 69,3 тыс. человек за период 1993 - 2005 гг. Подобное, позорное, на мой взгляд, место России в списке стран - "экспортеров детей" обусловлено несколькими причинами. Первая причина - относительно либеральное законодательство в сфере международного усыновления. Эксперты считают, что география международных усыновлений во многом обусловливается лояльностью законодательства перечисленных выше стран. Чем сложнее вывезти ребенка из страны, тем реже этим занимаются посредники. В России около 80% усыновлений иностранцами производится через аккредитованные организации и лишь 20% - через каналы независимого усыновления. Частных компаний, помогающих иностранцам усыновлять российских детей, в России действует более 200. Согласно официальным данным, указанным на сайте Национального совета США по усыновлению, только американских агентств такого рода в России сейчас 16. Так много их еще в Китае. Даже в Индии американских агентств по усыновлению зарегистрировано всего четыре. Генеральная прокуратура выявила многочисленные нарушения закона в деятельности официально зарегистрированных представительств иностранных организаций по усыновлению. Многие представительства работали без продления сроков аккредитации, не представляли никаких отчетов о положении усыновленных детей за границей, учетная документация о деятельности большинства из них находится в запущенном состоянии. Однако все эти агентства по усыновлению имеют свои страницы в Интернете, причем во многих случаях на этих сайтах размещается не только информация о подлежащих усыновлению детях, но и цена их усыновления. Таким образом, фактически речь идет о продаже детей за границу. После внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты в мае 2005 г. Министерство возобновило выдачу разрешений, приостановленную в результате административной реформы. В этот период на территории России действовали 87 представительств иностранных органов и организаций по усыновлению; 42 из них был продлен срок действия разрешений на 2005 - 2006 гг. Некоторые государства прямо запрещают усыновление детей иностранцами. В октябре 2004 г. Президент Беларуси А. Лукашенко распорядился приостановить процесс усыновления белорусских детей иностранными гражданами, поскольку это стало одним из каналов торговли людьми. Согласно новому Указу Президента Беларуси "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми" на каждую просьбу иностранца об усыновлении должен дать свое согласие лично Министр образования, который и несет персональную ответственность за дальнейшую судьбу усыновленного ребенка <11>. Это усложнило, но поставило под контроль процесс усыновления детей иностранцами. -------------------------------- <11> Лукашенко не выпустит из страны сирот, фотомоделей и студентов // www. lenta. ru.

Вторая причина - криминализация сферы усыновления, жажда наживы отдельных посредников, которые идут на подкуп чиновников, причастных к выдаче разрешений на усыновление детей иностранцами. Усыновление детей иностранцами в России разрешено лишь после того, как не находится усыновителей из числа собственных граждан. Статья 124 Семейного кодекса России "Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)" гласит, что "усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников". Однако на практике в условиях широкого распространения коррупции в органах, занимающихся выдачей разрешений на усыновление детей иностранцами, этот принцип не соблюдается. Некоторым государственным служащим, имеющим отношение к выдаче разрешений на усыновление, гораздо выгоднее продать ребенка иностранцам. Поэтому чиновники часто искусственно затягивают сроки усыновления детей россиянами или пытаются отказать им под любым предлогом, вплоть до фальсификации фактов. Самый нашумевший пример - дело итальянской гражданки Н. Фратти в Волгограде, сумевшей поставить на поток усыновление детей иностранцами в России. Она осуществляла подкуп чиновников, причастных к выдаче разрешений на усыновление детей в этом регионе. Дело Фратти - лишь один из многочисленных эпизодов в практике торговли российскими детьми. Привлечь к уголовной или административной ответственности людей, которые злоупотребляют при совершении процедур усыновления, практически невозможно. Заместитель Генерального прокурора России свидетельствует, что увеличилось число поступающих в Генпрокуратуру жалоб на нарушения соответствующего законодательства со стороны иностранных граждан, желающих усыновить российских детей. При этом активность правоохранительных органов в возбуждении и раскрытии уголовных дел о незаконных действиях по усыновлению детей крайне низка. С 1998 по 2004 г. по стране было расследовано лишь 17 таких уголовных дел и осуждено лишь 3 человека. Третья причина - несоблюдение прав детей, разрушение семейных ценностей, снижение ценности в детях в российском обществе. В 1999 и 2005 гг. Коалиция российских НПО представила в Комитет ООН по правам ребенка альтернативные доклады - комментарии ко второму и третьему периодическим докладам о реализации в РФ Конвенции о правах ребенка. Основная их мысль заключается в том, что причины кризиса семьи и детства - сугубо институциональные: отсутствие эффективной системы поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или "социально опасном положении" (определение Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Россия в течение многих лет не исполняет рекомендации Комитета ООН по правам ребенка, направленные на создание ювенальной юстиции, системы профилактики детского неблагополучия, внедрение интегрированного образования, общественной инспекции государственных учреждений, деинституционализацию сиротских учреждений, привлечение институтов гражданского общества к решению проблем детства. Парадокс в том, что, несмотря на позитивный опыт в ряде регионов, он практически не влияет на общегосударственную политику на федеральном уровне. Отметим, что во многих странах Арабского Востока (ОАЭ, Саудовской Аравии и прочих) просто невозможно усыновление детей иностранцами. Причина даже не в запретах, а в морально-психологических установках и нормах морали, которые не допускают возможности отказа от ребенка, - оставшийся без попечения родителей ребенок обязательно будет воспитываться в семье родственников. Четвертая причина - низкая материальная поддержка семей с детьми, в том числе семей с усыновленными детьми. Сложился парадокс: если человек берет опеку над ребенком, он получает заработную плату от государства. За своих детей или усыновленных детей родителям не выплачивают заработную плату независимо от их числа. До тех пор, пока труд по воспитанию детей не будет признан со стороны государства трудом с соответствующей зарплатой, данная проблема будет сохранять свою актуальность не только в сфере усыновления, но и в сфере рождения детей. Данный факт доказывает ненормальное соотношение между формами устройства детей в российские семьи - на 1 усыновленного ребенка приходится примерно 4 ребенка, взятых под опеку и попечительство. Многие люди утверждают, что оформляют именно опеку не потому, что не хотят усыновить детей, а потому, что так они будут получать большие выплаты на детей. В стране не создано условий (финансовых, жилищных, налоговых, социальных), чтобы заинтересовать россиян усыновлять детей. И главное, существует колоссальное количество бюрократических препон, существует система коррупции, пронизывающая эту сферу. Пятая причина - отсутствие адекватных и мощных информационных ресурсов, поддерживающих и рекламирующих процесс усыновления. Многие потенциальные усыновители, особенно в провинции, просто не осведомлены о возможностях выбора конкретных детей для усыновления. До последнего времени в России долго не было единого банка данных о детях, которых можно усыновить. Только недавно появились интернет-ресурсы Министерства образования России (сайт www. usinovite. ru) и других организаций (сайт www. nashi-deti. ru), на которых есть информация о детях и формах опеки над детьми. Появились прекрасные телепередачи. Например, регулярные сюжеты в воскресной программе "Пока все дома", социальная реклама на каналах по вопросам усыновления. Благодаря этому многие дети обрели родителей в России. Подобных программ на российском телевидении должно быть много, они требуют государственной поддержки. Считаем, что необходимо предложить следующие меры в сфере стимулирования усыновления детей в России: - необходимо внести дополнения в Семейный кодекс и реализовать программу перепрофилирования части детских сиротских учреждений в центры профилактики сиротства и семейного устройства детей-сирот; - требуется поощрять усыновления российскими гражданами, в том числе необходимо ввести льготы для усыновителей и усыновленных, предоставлять единовременное пособие при усыновлении; жилье (например, Закон Белгородской области от 17 ноября 2005 г. "Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области"); декретный отпуск при усыновлении ребенка любого возраста (в настоящее время - до полутора лет); специальный медицинский полис усыновленному ребенку, в частности гарантирующий его помещение в случае серьезного заболевания в профильную клинику; бесплатные путевки для ребенка с родителями в пансионат, санаторий и т. д.; - утвердить постановлением Правительства РФ Примерное положение "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", которое регламентирует координирующую деятельность региональных и территориальных комиссий и обязывает комиссии формировать единые межведомственные региональные и муниципальные банки данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - внести в федеральное законодательство основные положения концепции проекта Федерального закона "О деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними", ввести понятия "социальный патронат", "патронатное воспитание", "разграничение ответственности за ребенка", "планирование попечения над ребенком"; - усилить контроль над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, со стороны консульских учреждений за рубежом.

Название документа