Субъекты международной правовой помощи по гражданским делам

(Никульшина О. Г.)

("Законодательство и экономика", 2008, N 4)

Текст документа

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

О. Г. НИКУЛЬШИНА

Никульшина О. Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Российского государственного гуманитарного университета.

В современном мире международная правовая помощь по гражданским делам характеризуется существенным расширением круга ее субъектов. Субъекта международной правовой помощи по гражданским делам можно определить как носителя прав и обязанностей, при фактической реализации которых он способен вступать в международно-правовые, гражданско-правовые, гражданско - и арбитражно-процессуальные отношения, складывающиеся в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, в их рамках непосредственно либо через иных субъектов взаимодействовать с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства. Субъекты международной правовой помощи по гражданским делам взаимодействуют с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства непосредственно (например, Министерство юстиции РФ - как специально назначенный для этих целей в соответствии с международными конвенциями центральный орган государства; дипломатические представительства и консульские учреждения; органы записи актов гражданского состояния - в случае непосредственной пересылки свидетельств о регистрации актов гражданского состояния органам загсов стран - участниц Минской конвенции). Через иных компетентных субъектов адвокаты, нотариусы и иные участники международной правовой помощи по гражданским делам взаимодействуют с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства в соответствии с установленным законодательством порядком ее оказания.

Предложенное выше определение носит универсальный характер, поскольку спектр субъектов международной правовой помощи по гражданским делам весьма широк, разнообразны их цели и задачи, функции, компетенция в данной области, специфична юридическая ответственность.

Всех субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, основываясь на разнообразии правоотношений, протекающих в данной сфере, можно классифицировать как участвующих в международно-правовых, гражданско-правовых, гражданско - и арбитражно-процессуальных отношениях, а также в отношениях, протекающих в связи с осуществлением нотариального процесса. Правовая помощь по гражданским делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений. Международные договоры, национальные нормативные правовые акты и правоприменительная практика свидетельствуют о том, что межгосударственное правовое сотрудничество охватывает сферы нотариата, записи актов гражданского состояния, брачно-семейную, трудо-правовую и др.

Кроме того, исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить следующие группы субъектов международной правовой помощи по гражданским делам:

а) осуществляющие правотворчество (международные организации, государства и государственные органы);

б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);

в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражданским делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным государственным органам и должностным лицам.

В области правотворчества роль международных организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных правоотношений, протекающих в данной сфере.

Центральное место среди международных организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, занимает ООН. Пункт 3 ст. 1 Устава ООН одной из целей данной организации провозглашает осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем социального и гуманитарного характера. В 1947 г. создана Комиссия международного права ООН, основной формой работы которой является составление проектов статей соглашений и на их базе принимаются многосторонние конвенции. Данная функция закреплена в Положении о Комиссии международного права ООН, принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II) от 21 ноября 1947 г.

Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражданским делам. Среди них принятые в разные годы в Вене Конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.); о праве международных договоров (1969 г.); о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

Значительную роль в международно-правовом регулировании статуса субъектов изучаемого института играют международные организации регионального характера. Так, деятельность Совета Европы, созданного в 1949 г., охватывает все основные вопросы европейского сотрудничества, включая международную правовую помощь по гражданским делам. Органами СЕ, непосредственно занимающимися данными вопросами, являются Парламентская Ассамблея, Комитет министров и Европейский комитет по правовому сотрудничеству.

Как и СЕ, Содружество Независимых Государств объединяет в своих рамках государства-члены, деятельность которых направлена на решение вопросов международного характера, в том числе по выработке норм международного права в сфере международной правовой помощи по гражданским делам. Существенная роль в вопросах правотворчества отводится Совету глав правительств СНГ, Совету министров иностранных дел СНГ, Исполнительному комитету СНГ. Уставом СНГ предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества. В рассматриваемой сфере сотрудничества государств действуют Консультативный комитет руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ, Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников СНГ, Совет министров юстиции государств - участников СНГ, Совет председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики.

В рамках СНГ приняты следующие документы, регулирующие статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.), ставшая первой многосторонней конвенцией, послужившей базой для заключения многих двусторонних международных договоров между странами - участницами СНГ; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.).

Государство, будучи субъектом международной правовой помощи по гражданским делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как международного, так и национального права. Внешняя правотворческая деятельность государства предопределяет активизацию внутренних правотворческих функций.

Основные права и обязанности государства как субъекта правотворчества в рассматриваемой сфере определяются следующими основными принципами международного права: суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государств; равноправие и самоопределение народов; сотрудничество государств; уважение прав человека; добросовестное выполнение международных обязательств.

В силу обладания государством международной правосубъектностью оно способно заключать международные договоры, признавать общепризнанные принципы и нормы международного права, присоединяться к конвенциям и другим международно-правовым актам в рассматриваемой сфере. Заключая международные договоры в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, государства тем самым принимают на себя обязательства по их выполнению, которые выражаются во включении таких норм в национальную правовую систему.

Для Российской Федерации характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражданским делам в национальную правовую систему. Первый представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Второй способ заключается в принятии норм внутреннего законодательства. В данном случае принятие в гражданском, гражданско - и арбитражно-процессуальном законах комплекса норм, регулирующих вопросы статуса субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, свидетельствует об инкорпорации.

Государства как главные создатели норм международного права в то же время являются гарантами их соблюдения. В результате нарушения государством какой-либо международно-правовой обязанности (принципа международного права, договорной нормы) возникает политическая ответственность. Данный вид международно-правовой ответственности реализуется в форме сатисфакции - предоставления затронутому государству удовлетворения (выражение сожаления, публичного извинения, наказание своих виновных должностных лиц и т. п.).

В механизме государства правотворческую деятельность осуществляют его органы, наделенные соответствующими полномочиями. В зависимости от юридической силы издаваемые ими нормативные правовые акты, оказывающие регулирующее воздействие на статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

В Российской Федерации согласно статье 8 Закона о международных договорах правом представления рекомендаций о заключении международных договоров Российской Федерации в сфере международной правовой помощи по гражданским делам на рассмотрение Президента или Правительства РФ обладают: обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации); субъекты Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти; Верховный Суд РФ; Генеральная прокуратура РФ.

Высшим законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ, в деятельности которого принимают активное участие Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, через которые осуществляется международная правовая помощь по гражданским делам. Нормотворческая деятельность в виде издания подзаконных нормативных правовых актов и заключения международных договоров межведомственного характера осуществляется указанными субъектами правотворчества в соответствии с их отраслевой принадлежностью. Так, в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" одним из приоритетных направлений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определено участие в законодательном процессе.

Большой объем разного уровня международных договоров, их несистемность, наличие коллизий и в ряде случаев несоответствие оказывают негативное воздействие на качество взаимодействия компетентных государственных органов по оказанию правовой помощи по гражданским делам. В связи с этим принятие подзаконных нормативных правовых актов в большей степени обусловливается существующими пробелами в нормативно-правовом регулировании международной правовой помощи по гражданским делам. Принятие подзаконных нормативных правовых актов не должно привносить какие-либо новые нормы, регламентирующие оказание международной правовой помощи по гражданским делам.

Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностранного государства); во-вторых, при исполнении международного правового поручения, поступившего из иностранного государства. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с международным правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражданским делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:

а) федеральные суды: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);

б) суды субъектов Федерации: конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Федерации.

Именно суды являются субъектами, осуществляющими правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, как инициируя ее, так и выполняя запросы иностранных компетентных органов;

в) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

г) органы прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно статье 22.1 "Просьба об участии прокурора в гражданском процессе" Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.) прокурор одной из Договаривающихся Сторон вправе обратиться к прокурору другой Договаривающейся Стороны с просьбой о возбуждении в суде дела о защите прав и законных интересов граждан запрашивающей Договаривающейся Стороны, о принятии участия в рассмотрении таких дел или принесении в суд вышестоящей инстанции кассационного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора на судебные постановления по таким делам. В Российской Федерации участие прокурора в гражданском и арбитражном процессах, в том числе вопросы подачи прокурором иска, подачи представлений на судебные решения четко урегулированы Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами;

д) органы записи актов гражданского состояния;

е) нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий:

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- нотариусы государственных нотариальных контор;

- должностные лица органов исполнительной власти (в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса);

- должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющие нотариальные функции на территории иностранных государств;

ж) органы опеки и попечительства;

з) адвокаты.

Вопрос о том, является ли деятельность адвоката в сфере международной правовой помощи по гражданским делам правоприменительной, в литературе не поднимался. Правоприменение (от англ. "application") в теории права - деятельность государственных органов, обеспечивающая реализацию норм права, содержащихся в законах и других нормативных правовых актах путем издания актов применения права. Акт применения права выражает официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержит государственно-властное веление, в отличие от нормативных правовых актов имеет индивидуальное значение, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай; реализует общие предписания нормативного акта, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права. В связи с этим адвоката нельзя отнести к субъектам правоприменения как в целом, так и в сфере международной правовой помощи по гражданским делам. Данный субъект вовлекается в обозначенную правовую сферу в связи с выполнением возложенных на него обязанностей представителя по гражданскому или уголовному делу.

В процесс оказания международной правовой помощи может быть вовлечен широкий круг субъектов: во-первых, это лица, в целях защиты субъективных прав и законных интересов которых инициируется международная правовая помощь, во-вторых, лица, реализующие возложенные на них гражданско-правовые, гражданско - и арбитражно-процессуальные обязанности (например, являясь свидетелями по гражданскому делу, дающие свидетельские показания на основании поступившего международного правового поручения, и др.).

В силу комплексного межотраслевого характера международной правовой помощи по гражданским делам правоотношения, протекающие в ее сфере, разнообразны. В гражданские правоотношения в сфере международной правовой помощи вовлекается довольно широкий круг субъектов. Участниками гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, являются применительно к российскому национальному праву Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица. В гражданско - и арбитражно-процессуальные отношения, протекающие в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, помимо суда общей юрисдикции или арбитражного могут быть вовлечены традиционные участники процесса (истец, ответчик, их представители, иные заинтересованные в деле лица, свидетель, эксперт специалист), которые, например, по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, должны явиться в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, либо в рамках выполнения международного судебного поручения вызываются в суд своего государства для совершения процессуальных действий.

Статус перечисленных субъектов будет определяться в соответствии с международными договорами государства и его национальным законодательством. Например, в соответствии со статьей 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Название документа