Коллизионные вопросы заключения международных договоров

(Шматова Е. С., Изварина А. С.)

("Международное публичное и частное право", 2013, N 5)

Текст документа

КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Е. С. ШМАТОВА, А. С. ИЗВАРИНА

Шматова Елена Сергеевна, доцент кафедры теории государства и права и отечественной истории, доцент Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), кандидат философских наук.

Изварина Анна Сергеевна, Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), студентка V курса специальности "Юриспруденция".

Статья посвящена процессу заключения международных договоров. Представлены точки зрения по определению стадий и процедур заключения международных договоров. Делаются выводы о коллизионности процесса принятия международных договоров. Отмечается необходимость совершенствования международно-правовых актов, регулирующих процесс заключения международных договоров.

Ключевые слова: международный договор, международное договорное право, принятие международного договора, заключение международного договора.

Conflict questions conclusions of international treaties

E. S. Shmatova, A. S. Izvarina

Article is devoted to process of the conclusion of international treaties. The points of view by definition of stages and procedures of the conclusion of international treaties are presented. Conclusions about a kollizionnost of process of adoption of international treaties are drawn. Need of improvement of the international legal acts regulating process of the conclusion of international treaties is noted.

Key words: international treaty, international contract law, adoption of the international treaty, conclusion of the international treaty.

На сегодняшний день международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, международного правопорядка и развитию международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств в современном мире. А. А. Васечко обращает внимание на то, что развитие общества в настоящее время характеризуется процессами глобализации и динамичной трансформацией системы международных отношений. При появлении глобальных проблем стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить их в одиночку. И только международное сотрудничество с учетом интересов всех участников международных отношений способно решить эти проблемы. Поддержание международных связей в условиях формирования нового мирового порядка, отражающего реальную политическую и экономическую систему современного мира, и его нормальное функционирование в дальнейшем в интересах как отдельных стран, так и всего человечества становятся возможными в том числе и при помощи договоров [1. С. 3]. Такого же мнения придерживается А. Ю. Курашвили, отмечая, что именно договоры позволяют согласовать интересы, позиции и действия государств [4. С. 69 - 76]. Тем самым ученые акцентируют внимание на том факте, что современное международное сообщество регулирует вопросы взаимовыгодного сотрудничества при помощи международных договоров, что подчеркивает их актуальность и значимость на международной арене.

Изучению международных договоров посвящены работы А. А. Васечко, Н. Г. Вилковой, А. Ю. Курашвили, И. И. Лукашук, А. Н. Талалаева, Г. Я. Тункина и др. В центре научного дискурса находятся вопросы определения, принятия, действия международных договоров и прочие вопросы. Однако, несмотря на достаточно большой перечень трудов по обозначенной тематике, существуют ряд коллизионных вопросов права международных договоров. Некоторым из них посвящена данная статья.

Нормативное определение договора как источника международного права закреплено в ст. 2 Конвенции 1969 г. Под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [2. С. 87]. Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Специфика и сложность, связанная с заключением договоров в международном праве, по мнению А. А. Васечко, связаны с тем, что по сравнению с внутригосударственным правом международное право отличается особым статусом субъектов, их независимостью, самостоятельностью и равенством, обусловливающими отсутствие в международных отношениях единого центрального ядра власти и управления [1. С. 4]. Можно сделать вывод, что государства в стремлении отстаивать своей суверенитет на международной арене не желают идти на консенсус с другими государствами. Многие государства полагают, что таким образом они ограничивают свою независимость и подчиняют свою волю другим государствам. Не желают понять, что заключение договоров и соглашений между государствами не ограничивает, а предоставляет большой спектр возможностей, создает препятствия процессу правотворчества на международной арене.

Видные теоретики международного публичного права Г. Я. Тункин [9. С. 236 - 245], И. И. Лукашук [6. С. 108] отмечали сложности, связанные с урегулированием международных отношений, которые связаны с процедурой принятия договоров. Не менее сложным является вопрос о внесении изменений в уже принятый государствами-участниками договор. Хотя этот вопрос довольно детально урегулирован Венской конвенцией о праве международных договоров, процесс нередко затягивается на несколько лет, а то и десятилетий. Кроме того, А. Ю. Курашвили, анализируя Венскую конвенцию 1969 г., констатирует, что она не содержит в себе термина "заключение международного договора". Тем самым выработка объективной и единой дефиниции "заключение международного договора" является одной из приоритетных задач в международном праве [4. С. 69 - 76].

Заключение договора, как уже было отмечено выше, является сложным процессом и состоит из ряда последовательно совершаемых стадий и комплекса юридических процедур. Однако в вопросе определения последовательности, количественного состава стадий и процедур заключения международного договора мнения ученых расходятся. Так, в теории международного права выделяются следующие стадии: согласование воли государств относительно текста документа; проведение переговоров с государствами; согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора; вступление в силу международного договора; регистрация и опубликование международного договора. Профессор А. Н. Талалаев считает, что процесс заключения международных договоров включает в себя целый ряд конкретных стадий, подстадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора [8. С. 61]. Согласно точке зрения А. Ю. Курашвили, проводившего исследование международной практики в отношении международных договоров, этот процесс можно разбить на восемь стадий, которые должны быть выполнены в строгой последовательности: 1) выдвижение договорной инициативы; 2) назначение лиц, уполномоченных на совершение действий по заключению договора; 3) переговоры; 4) подготовка текста договора; 5) принятие текста договора; 6) установление аутентичности текста; 7) выражение согласия государств на обязательность для него договора; 8) вступление договора в силу [4. С. 69 - 76]. Автор полагает, что четкое определение стадий заключения международных договоров позволяет избежать возможных правовых коллизий.

Венская конвенция о праве договоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров. Первая стадия - принятие текста, вторая стадия - установление аутентичности текста и заключительная третья стадия - согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре.

Чтобы понять, в чем же состоят сложности и трудности применения данной Конвенции на практике, следует рассмотреть процедуру принятия договоров. Статья 9 Конвенции содержит положения, касающиеся первой стадии, а именно - принятия текста. В ней говорится о том, что текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих при его составлении, за исключением того случая, когда он принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством они не решили применить иное правило [2. С. 89]. Из подобной формулировки можно сделать следующий вывод: поскольку количество государств, участвующих в согласовании текста договора, Конвенцией не лимитировано, их может быть неограниченное количество. Текст договора принимается только в случае согласия всех государств, поэтому принятие текста в таком случае является весьма затруднительным.

В международной практике наиболее часто применяемым методом подготовки текста международного договора являются переговоры между договаривающимися государствами. Переговоры могут проводиться как непосредственно, так и с использованием различных дипломатических средств. Во время переговоров государства доводят до сведения друг друга свои позиции. Позже эти позиции изучаются и анализируются. На этой стадии заключения международных договоров могут возникнуть сложности. Во-первых, чем больше стран-участниц, тем больше мнений и позиций, которые нередко являются очень противоречивыми. Не каждое договаривающееся государство пожелает уступить свою позицию и пойти на компромисс. Во-вторых, международное право устанавливает определенные принципы ведения переговоров, основным из которых является принцип равноправия сторон. На практике соблюдение данного принципа не всегда представляется возможным, например, если во время переговоров происходит ущемление суверенитета одной из стран-участниц.

В настоящее время существуют следующие формы подготовки текста международного договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Нередко страны прибегают к урегулированию принципиально важных вопросов до начала ведения переговоров, что весьма облегчает последующий процесс согласования спорных моментов. При подготовке текста договора большое внимание следует уделять конкретным формулировкам правовых положений. Стоит согласиться с мнением А. Ю. Курашвили, который утверждает, что четкое фиксирование взаимных прав и обязанностей сторон, исключение неоднозначного толкования положений и выработка удобства применения позволяют закрепить и развить сотрудничество между государствами и народами по самому широкому кругу вопросов [4. С. 69 - 76].

Вторая стадия - установление аутентичности текста - содержится в ст. 10 Венской конвенции 1969 г. Она закрепляет в себе положения о том, что текст договора становится аутентичным и окончательным в двух случаях. Первый случай - это в результате применения такой процедуры, какая может быть предусмотрена в этом тексте или согласована между государствами, участвующими в его составлении; второй случай - при отсутствии такой процедуры - путем подписания ad referendum или парафирования.

Заключительной, третьей, стадией является выражение согласия на обязательность договора. Статья 11 Конвенции закрепляет следующие способы: подписание договора; обмен документами, образующими договор; ратификация договора, принятие, утверждение, присоединение к нему; иные способы, о которых государства условились заранее [2. С. 90]. Национальным законодательством также могут предусматриваться способы выражения согласия на обязательность договора [5. С. 5 - 7]. Так, в Российской Федерации в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ предусматриваются такие способы, как ратификация, утверждение, принятие, присоединение [10]. Данная стадия является одним из решающих этапов заключения международных договоров и гарантией их действия.

Международные отношения, складывающиеся между государствами, организациями и иными субъектами международного права, как и любые другие отношения, динамично развиваются, что, в свою очередь, нередко требует корректировки действующего законодательства, договоров и соглашений. Часть IV Конвенции содержит всего лишь три статьи (39 - 41) о поправках к договорам и изменению договоров [2. С. 87 - 113].

Внесение изменений и поправок к договорам вызывает немало трудностей и вопросов, так же как и при данном принятии первоначального текста договора. Наибольшую сложность в данном случае будут представлять следующие вопросы: во-первых, динамика международных отношений в силу своих специфических особенностей не может касаться всех стран - участниц международного соглашения; во-вторых, что для одного государства будет являться необходимостью, то для другого государства вообще может принести негативные последствия. Отсюда следует, что государства - участники международного соглашения, у которых возникла острая необходимость в принятии новых положений, могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоотношениях между собой, если возможность такого изменения предусматривается самим договором или такое изменение не запрещено договором. Однако, если возникает необходимость урегулирования вопросов государства - участника многостороннего соглашения с иными его участниками, такое положение нельзя применять.

С проблемой процесса заключения международных договоров тесно связана и другая не менее важная проблема, касающаяся правопреемства государств в отношении договоров. Данный вопрос регламентируется Венской конвенцией 1978 г. Под правопреемством следует понимать смену одного государства другими в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. В Конвенции выделяются три категории правопреемства государств: 1) правопреемство в отношении части территории; 2) новые независимые государства; 3) объединение и отделение государств. В ст. 16 Венской конвенции было сформулировано общее правило, в котором говорится, что независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств [3. С. 147].

По мнению видного юриста-международника И. И. Лукашука, под новым независимым государством понимается государство-преемник, территория которого непосредственно перед моментом правопреемства являлась зависимой территорией, за международные отношения которой было ответственно государство-предшественник [7. С. 94 - 111]. В соответствии с положениями Конвенции 1978 г. новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор и становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств [3. С. 147]. Новое независимое государство начинает "с чистого листа" в отношении договорных обязательств. Международно-правовая доктрина поддерживает данные положения Конвенции, так как государство, ранее находившееся в зависимости от другого государства, было вынуждено подчинятся всем его действиям, нередко против своей воли. Став независимым, оно самостоятельно принимает решение о своем участии либо отказе от участия в данном договоре.

Подводя итоги изучения коллизионных вопросов процесса заключения международных договоров, можно сделать следующие выводы. С одной стороны, консервативность и в связи с этим относительная стабильность и устойчивость норм международных договоров несут в себе положительные моменты, поскольку защищают интересы его участников. С другой стороны, именно консервативность мешает государствам адаптироваться к новым реалиям современного международного правопорядка. Однозначно нельзя утверждать, что какая-либо из точек зрения должна преобладать в международно-правовой практике в отношении договоров. Возможно, именно их компромиссное сочетание позволит решить возникающие проблемы в отношении договоров в ходе международного сотрудничества на паритетных началах. Однако коллизионность и наличие пробелов в актах международного договорного права позволяют констатировать необходимость их обновления. Право международных договоров также нуждается в корректировке по вопросам уточнения юридических процедур и стадий процесса заключения договоров.

Литература

1. Васечко А. А. Международный договор как источник внутригосударственного права: Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2008. 166 с.

2. Венская конвенция о праве международных договоров (принята в Вене 23 мая 1969 г.) // Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 87 - 113.

3. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (принята в Вене 23 августа 1978 г.) // Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 144 - 159.

4. Курашвили А. Ю. Полномочия и стадии заключения международных договоров // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 69 - 76.

5. Кучинская Е. Н. Правовые аспекты ратификации и имплементация международных договоров в Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2012. N 6. С. 5 - 7.

6. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 544 с.

7. Лукашук И. И. Правопреемство государств в отношении договоров // Журнал российского права. 2006. N 7. С. 94 - 111.

8. Талалаев А. Н. Право международных договоров: общие вопросы. М.: Международные отношения, 1980. 312 с.

9. Тункин Г. Я. Теория международного права. М., 1970. 511 с.

10. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ; от 25 декабря 2012 г. N 254-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2007. N 49. Ст. 6079; 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7579.

Название документа