Сравнительный аспект регулирования перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в странах СНГ и ЕС

(Кадала В. В.)

("Внешнеторговое право", 2008, N 1)

Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ В СТРАНАХ СНГ И ЕС

В. В. КАДАЛА

Кадала В. В., аспирант Института экономико-правовых исследований НАН Украины, заместитель директора по экономико-правовым вопросам ГП "ЦЕНТР".

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются постоянным расширением хозяйственных связей и международной экономической кооперации. Поэтому приоритетным направлением в политике развитых стран стали интеграционные процессы, которые предполагают создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Это обусловливает постоянный рост транснациональных потоков и международной перевозки грузов. Для многих стран перевозка больших объемов грузов через свою территорию стала важным источником экспорта услуг, валютных поступлений в бюджет, создания дополнительных рабочих мест. Вопрос развития смешанных перевозок занимает ведущее место в европейской транспортной политике. Подтверждением этого служит развитие международных транспортных коридоров на основных направлениях транснациональных перевозок различными видами транспорта.

Как свидетельствует международная практика, эффективное функционирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении зависит от национального законодательства, которое соответствует общепринятым международным нормам, его стабильности, оптимальной тарифно-ценовой и налоговой политики в данной сфере, развитой транспортной инфраструктуры международного значения и оборудованных на высоком техническом уровне пунктов перевалки грузов, использования прогрессивных, построенных на логистических принципах технологий перевозок и переработки грузов, современных систем организации документооборота, расчетов, информационного обеспечения.

Нормы федерального законодательства не всегда согласованы с международными правовыми нормами. Данная проблема, с учетом стремления России вступить в ВТО, а также рост перемещения грузов в прямом смешанном сообщении как по своей территории, так и по территориям стран СНГ и ЕС на современном этапе приобретает большое значение и требует скорейшего разрешения.

Поэтому необходимо обобщить современное состояние научной разработки и законодательной регламентации перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, найти пути согласования норм федерального законодательства с соответствующими международными правовыми нормами, а также принять меры относительно такого согласования норм, регулирующих указанную сферу.

Действующая в настоящий момент временная схема регулирования соответствующих правоотношений в России выглядит следующим образом: отношения, связанные с перевозками грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении, регламентируются гл. V УЖТ РФ (ст. ст. 65 - 79), отношения, возникающие при перевозках грузов в водно-воздушном, водно-автомобильном сообщении, подпадают под действие правил, содержащихся в гл. XIV КВВТ РФ (ст. ст. 104 - 114) [1, с. 513].

Для того чтобы лучше понять европейское право, необходимо рассмотреть его источники. ЕС сегодня - это очень сложный механизм. По общему правилу законодательство стран ЕС состоит из национального законодательства каждой из стран - участниц ЕС, "союзного" и международного законодательства, регулирующего определенный круг правовых отношений, и используется участниками таких отношений в зависимости от уровня их возникновения - национального, "союзного" или международного соответственно. На территории стран - членов Союза действуют две конкурирующие правовые системы - национальная и общеевропейская [2, с. 193]. Но в экспериментальных целях была сформулирована доктрина верховенства (или приоритета) права Союза.

Смешанная перевозка - combined transport (также в США называется inter-modal transport, а в других странах - "multi-modal transport") - предполагает выдачу ряда перевозных документов, которые распространяются на один вид транспорта, что неэффективно с точки зрения международной торговли, или их замену новым, сквозным транспортным документом, охватывающим перевозку от его начала до конца [3].

Отсутствие новой международной конвенции, которая специально применялась бы к смешанным перевозкам, так же как существующие на тот момент времени конвенции применяются к перевозкам одним видом транспорта, и необходимость принятия мер, направленных на преодоление отсталой с коммерческой точки зрения практики разработки большого количества отличных друг от друга документов, оформляющих договоры смешанной перевозки, побудили Международную торговую палату разработать некоторое минимальное число унифицированных правил, регулирующих документ смешанной перевозки, которые отвечали бы требованиям заинтересованных кругов. Правила были подготовлены в 1973 году. Они вводятся в действие путем их включения в частное соглашение, то есть в договор смешанной перевозки, доказательством которого является документ на смешанную перевозку.

Кроме указанных правил, необходимо рассмотреть Конвенции, которые регулируют смешанные перевозки грузов.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, принятая 19 мая 1956 года в Женеве, содержит главу VI, которая регулирует перевозку, осуществляемую последовательно несколькими перевозчиками [4, с. 85]. Но действие Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов не распространяется на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении, по причине отсутствия такого элемента, как "разные виды транспорта", характерного для указанного выше вида перевозки. Для регулирования международных смешанных перевозок грузов была разработана и подписана 24 мая 1980 года в Женеве Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов [5].

Согласно Конвенции смешанной считается перевозка не менее чем двумя видами транспорта по единому документу смешанной перевозки, что также нашло свое отражение в действующем законодательстве РФ.

Правовое регулирование деятельности в области перевозок в республике Беларусь осуществляется как общим гражданским законодательством, так и специальными нормативными актами.

Гражданское законодательство Республики имеет общие черты с соответствующим законодательством РФ. Однако статья 742 Гражданского кодекса Республики Беларусь, посвященная смешанной перевозке, в отличие от статьи 788 ГК РФ вводит институт экспедитора, который осуществляет и обеспечивает смешанную перевозку грузов.

Что касается Украины, то с момента вступления в силу новой редакции Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года (далее - ГК Украины и ХК Украины соответственно) в данных Кодексах появилось определенное законодателем понятие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

Кроме указанных Кодексов перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регламентируется транспортными кодексами (уставами) и иными нормативно-правовыми актами.

В статье 913 ГК Украины определено, что перевозка грузов может осуществляться несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение).

В специальном законе, а именно в ст. 312 ХК Украины, установлено, что по договору перевозки грузов в прямом смешанном сообщении перевозка осуществляется от грузоотправителя к грузополучателю двумя или более перевозчиками разных видов транспорта по единому перевозному документу. К договорам перевозки грузов в прямом смешанном сообщении применяются правила ст. 307 ХК Украины, если иное не предусмотрено транспортными кодексами или уставами. Отношения перевозчиков во время перевозки грузов в прямом смешанном сообщении и условия работы перевалочных пунктов регулируются узловыми соглашениями. Порядок заключения узловых соглашений устанавливается транспортными кодексами и уставами. Однако отсылка законодателя на статью 307 ХК Украины носит общий характер, а, учитывая сложность и специфику регулируемых отношений, они требуют более детальной регламентации, воплощенной в соответствующем законе, который на настоящий момент отсутствует.

Таким образом, смешанными (комбинированными, мультимодальными) называются перевозки, которые осуществляются с использованием разных видов транспорта - морского, воздушного, автомобильного, железнодорожного. Они могут осуществляться как по единому транспортному документу (то есть в прямом смешанном сообщении), так и на основе разных документов (непрямое смешанное сообщение) [6, с. 278].

Итак, учитывая намерение государства вступить в ВТО, с одной стороны, и географическую приближенность к южным и западным соседям, вместе с тесными экономическими отношениями с ними, с другой стороны, законодательство страны должно быть построено таким образом, чтобы оно, во-первых, в полной мере учитывало интересы отечественных операторов смешанных перевозок, во-вторых, не имело явных противоречий с европейским и международным законодательством, в-третьих, для наибольшего упрощения и эффективного применения было отрегулировано двусторонними соглашениями с Украиной и Беларусью, с учетом отсутствия в их законодательных базах профильного закона. Это следует учесть законодателю при принятии федерального закона "О смешанных перевозках". Также существенным приложением к закону должна стать развитая транспортная инфраструктура международного значения и оборудованные на высоком техническом уровне пункты перевалки грузов.

Литература

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта" (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003.

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2006.

2. Кэрен Дэйвис. Право европейского союза: Пер. со 2-го англ. изд. К.: Знання, 2005.

3. Международные правила, относящиеся к документу на смешанную перевозку. Международные организации и союзы. Правила от 01.01.1973. Международная торговая палата. Правила. Международный документ от 01.01.1973 // http://zakon. rada. gov. ua/cgi-bin/laws/main. cgi? nreg=988_004.

4. Международные договоры Республики Беларусь, применяемые в хозяйственной (предпринимательской) деятельности / Под общ. ред. В. С. Каменкова. Мн.: Амалфея, 2002.

5. Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов. Женева, 24 мая 1980 г. // http://zakon. rada. gov. ua/cgibin/laws/main. cgi? nreg=995_189.

6. Внешнеэкономические сделки. Правовое регулирование / В. А. Канашевский. М.: Междунар. отношения, 2005.

Название документа