Виктимологический аспект преступлений, связанных с мигрантами из Республики Таджикистан

(Насуров П. А.) ("Российский следователь", 2008, N 9) Текст документа

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С МИГРАНТАМИ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

П. А. НАСУРОВ

Насуров П. А., адъюнкт Академии управления МВД России.

Было бы ошибочным считать, что в криминологическом плане в миграционных процессах определяющим фактором является только преступность самих мигрантов. На наш взгляд, одним из важных и неотъемлемых составляющих данной проблемы является ее виктимологический аспект. Дело в том, что в процессе своих перемещений мигранты легко становятся жертвами различного рода преступных посягательств, начиная от нарушения их основных прав вплоть до физического уничтожения, зачастую в результате виктимного поведения. Известно, что виктимология в прямом понимании этого слова является наукой о жертве. В криминологическом плане - это учение о жертве преступлений, изучению которой посвящен ряд работ <1>. В целях профилактики преступлений в отношении мигрантов нас интересует виктимность (или виктимогенность) личности самого мигранта и обстоятельств, способствующих этому. -------------------------------- <1> См.: Франк Л. В. Потерпевшие от преступлений и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977; Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. М., 1973; Ривман Д. В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975; Ривман Д. В. Криминальная виктимология: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2002; Голубинский В. Н. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М., 1980; Квашис В. Е. Основы виктимологии. М., 1999; Устинов В. С. Виктимология. Н. Новгород, 1998; Задорожный В. И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений. М., 2006.

Для эффективной борьбы с миграционной преступностью, на наш взгляд, наряду с изучением личности преступника - мигранта, а также причин и условий, порождающих миграционную преступность, необходимо осуществлять всестороннее рассмотрение личности мигранта - жертвы, преступных посягательств в отношении его и обстоятельств, способствующих этому. Как справедливо отмечает В. Д. Малков, "в настоящее время вполне обоснованно признается, что изучение преступности без виктимологического анализа является неполным и неточным" <2>. К сожалению, на сегодняшний день данному аспекту миграционных отношений уделяется недостаточное внимание. -------------------------------- <2> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. С. 177.

Ученые, занимающиеся изучением проблем, связанных с преступлениями мигрантов, основной акцент делают именно на преступлениях, совершаемых мигрантами, а те нередкие факты, когда мигранты сами становятся жертвами преступных посягательств, часто остаются за рамками подобных исследований. Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые авторы при рассмотрении преступлений, связанных с мигрантами, наряду с преступлениями, совершаемыми самими мигрантами, рассматривают мигрантов и как жертвы преступных посягательств. Например, О. Ю. Шадрин в своем диссертационном исследовании <3> рассматривает данную проблему именно с учетом этих двух элементов: иностранцы как преступники и иностранцы как жертвы преступлений. В свою очередь И. И. Вайнагий уделяет внимание именно виктимологическому аспекту данной проблемы <4>. С. Е. Метелев в своей работе подчеркивает, что взаимосвязь криминальной миграции и преступности не имеет односторонней направленности, в смысле совершения преступлений только мигрантами. Существует и обратная взаимосвязь, когда мигранты становятся жертвами преступных посягательств <5>. С. А. Харитонов при определении преступности иностранцев также отражает именно эти два элемента преступности, связанной с мигрантами. Так, по мнению автора: "Преступность среди иностранцев - это органическая совокупность (система) преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранцами и в отношении иностранных граждан, объединенных общностью криминальной среды" <6>. -------------------------------- <3> См.: Шадрин О. Ю. Методика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан (по материалам Дальневосточного региона): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 1998. <4> См.: Вайнагий И. И. Использование криминологических данных в раскрытии преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев: Высшая школа МВД Украины, 1992. <5> См.: Метелев С. Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996. С. 49. <6> Харитонов С. А. Преступность среди иностранцев: Учеб. пособие. Омск: Издательство ЮИ МВД России, 2000. С. 4 - 5.

Создание молодого демократического государства и развитие гражданского общества в Таджикистане проходят в сложной обстановке. Распад СССР и последствия гражданского противостояния обусловили безработицу и отсутствие социальных гарантий. Ухудшилось социально-экономическое положение Республики. Население Таджикистана вынуждено под экономическим давлением эмигрировать за пределы своего государства на заработки. К сожалению, на территории принимающих государств нередко ущемляются их права, унижается их человеческое достоинство либо вообще мигранты становятся жертвами преступных посягательств. Этому положению имеется объяснение. По мнению А. Кутьина, при реализации миграционной политики всем государствам мира приходится учитывать два важных момента: во-первых, виктимологической угрозе в большей степени подвергаются сами мигранты; во-вторых, незаконная миграция угрожает безопасности населения страны, в которой оседают иностранные мигранты, а это, в свою очередь, порождает социальную тревожность и агрессию коренного населения, проявляющиеся на почве ксенофобии и в иных преступных посягательствах в отношении иностранцев <7>. -------------------------------- <7> См.: Кутьин А. Виктимология миграционных процессов в России // Профессионал. 2007. N 2. С. 35.

С приведенным мнением А. Кутьина мы солидарны, так как в действительности мигрантов можно отнести к группе "повышенного риска" по сравнению с другими социальными группами населения принимающего государства. Мигранты, на наш взгляд, - это наиболее уязвимая часть населения в плане совершения преступления в отношении их. Относительно второй группы угроз, приведенных автором, тоже следует согласиться, так как в действительности от криминальных действий мигрантов исходит определенная угроза общественным отношениям принимающего государства. И соответственно это порождает социальное недовольство к приезжим, что иногда проявляется в открытых актах насилия в отношении их на почве межнациональной ненависти. Изученные нами статистические данные транспортной милиции МВД Республики Таджикистан относительно количества граждан РТ, погибших при различных обстоятельствах в городах и областях Российской Федерации и доставленных на территорию Республики Таджикистан воздушным и железнодорожным транспортом, свидетельствуют о том, что более серьезный подход к изучению виктимологического аспекта личности мигрантов из Республики Таджикистан просто необходим.

Сведения о количестве граждан Республики Таджикистан, погибших в России <8>

Таблица 1

В зависимости от причин смерти

Причины Годы смерти 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Убийство 78 86 61 36 42 61

Несчастный случай 86 125 129 65 128 96

ДТП 39 51 46 27 34 26

По болезни 118 138 181 125 140 129

По неуста - новленной 7 7 2 6 14 10 причине

ВСЕГО 328 407 419 259 358 322

Таблица 2

Распределение погибших по регионам РТ

Жители Годы регионов РТ 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Хатлонская 99 129 129 73 77 70 обл.

Сугдская 101 69 94 86 175 174 обл.

Горно-Ба - дахшанская автономная 18 31 23 18 15 8 обл. ГБАО)

Районы республи - канского подчинения (районы, 63 98 108 54 49 57 прилегаю - щие к го - роду Душанбе)

г. Душанбе 28 54 48 22 28 18

Раштская группа районов (районы, 19 26 20 5 13 10 прилегаю - щие к ГБАО)

По нашему мнению, анализ статистических данных о погибших, доставленных в Республику Таджикистан из Российской Федерации, не отражает реальную картину данного явления. Так, в большинстве случаев трупы неопознаваемы или при них не имеется удостоверяющих документов, что затрудняет определение гражданства и других важных личностных данных. Вместе с тем значительное количество погибших в зависимости от причин смерти свидетельствует о том, что мигранты из Республики Таджикистан на территории принимающих стран заняты в основном строительными и другими тяжелыми физическими работами, которые не требуют квалификации. Соответственно, данные работы выполняются с грубым нарушением техники безопасности. Основной причиной такого положения дел является стремление работодателей сэкономить на охране труда и технике безопасности. Они набирают дешевых работников-мигрантов низкой квалификации или вообще без квалификации, как правило, не имеющих представления о технике безопасности. В связи с чем число граждан, погибших при несчастных случаях, значительно больше, чем при других обстоятельствах. В процессе миграции проблемы со здоровьем у мигрантов из Республики Таджикистан возникают довольно часто. Большие физические и нервные перегрузки, тяжелые условия труда и проживания способствуют возникновению ряда заболеваний. В большинстве случаев мигранты не в силах оплатить медицинскую помощь и тогда нередко последствием является летальный исход. Таблица 1 показывает, что из года в год количество мигрантов, умирающих по болезни, растет. Согласно приведенным в этой таблице данным число убийств граждан Таджикистана из года в год колеблется. Мигранты становятся жертвами преступных посягательств как со стороны местного населения, так и со стороны своих соотечественников. Как видно из приведенных данных, значительное число мигрантов за анализируемый период лишились жизни при дорожно-транспортных происшествиях. На наш взгляд, интенсивные потоки транспорта в больших городах, незнание и несоблюдение мигрантами правил дорожного движения приводят к плачевным последствиям. Данные о количестве погибших из разных регионов Таджикистана свидетельствуют о том, что значительное их число составляют выходцы из Согдийской области республики, хотя она по численности населения уступает Хатлонской области. Однако необходимо подчеркнуть, что данная область находится в северной части республики и ввиду развитости путей сообщения число мигрантов из Согдийской области значительно больше, чем из других регионов Республики Таджикистан. Количество погибших в Российской Федерации граждан Таджикистана, проживающих в Хатлонской области, немного уступает числу проживающих в Согдийской области. На наш взгляд, это объясняется тем, что граждане данной области менее мобильны в плане миграции, а численность мигрантов из данной области значительно меньше. Миграционные потоки из районов республиканского подчинения и Раштской группы районов Республики Таджикистан являются более интенсивными. На наш взгляд, большое число погибших из данных регионов связано именно с интенсивностью миграционных перемещений их выходцев. Численность мигрантов из города Душанбе значительно ниже, чем из других областей республики, так как в столице население более обеспечено рабочими местами, а материальное положение жителей более стабильно. В связи с этим и число погибших граждан из Душанбе намного меньше. Горно-Бадахшанская автономная область Республики Таджикистан по площади занимает большую территорию, но в основном это горная местность, и населения там проживает мало. В экономическом плане регион находится в затруднительном положении. Однако следует отметить, что в плане миграции население этого региона не проявляет большой активности. Поэтому данные таблицы 2 показывают, что относительно других регионов республики граждан Горно-Бадахшанской автономной области меньше среди мигрантов, погибших на территории Российской Федерации. Считаем, что это связано именно с тем, что число мигрантов из данного региона значительно меньше, чем из других регионов Таджикистана. Приведенные данные дают определенную возможность познания социальной реальности в изучаемой среде. Так, исходя из вышеизложенного, можно выделить ряд виктимологических угроз, связанных с миграционными перемещениями граждан Республики Таджикистан. В частности, эти угрозы можно подразделить на две условные группы: угрозы от миграционных процессов для принимающего общества и угрозы для самих мигрантов, независимо от того, на каком (законном или незаконном) положении они находятся. К первой группе виктимологических угроз, исходящих от мигрантов по отношению к принимающему обществу, можно отнести: - угрозы, исходящие от криминальных мигрантов, совершающих общеуголовные преступления на территории принимающих государств; - угрозы, исходящие от преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершаемых криминальными мигрантами из Республики Таджикистан; - незаконную миграцию как фактор, способствующий интернационализации организованной преступности; - вовлечение мигрантов (как законных, так и незаконных) в зону внимания политических и экстремистских организаций, что также таит в себе определенную угрозу. Во вторую группу угроз, существующих по отношению к мигрантам, можно отнести: - торговлю людьми, осуществляемую в отношении незаконных мигрантов, принудительный труд мигрантов (законных и незаконных). Так, мигранты из Республики Таджикистан, осознавая свою уязвимость, сами демонстрируют готовность работать сверхурочно, без социальных выплат, мирятся с другими нарушениями законодательства об условиях труда. Отсутствие легального статуса повышает уязвимость незаконных мигрантов в принимающем государстве; - преступления против жизни и здоровья мигрантов (законных и незаконных), совершаемые на территории принимающего государства местным населением; - вымогательство со стороны сотрудников милиции; - преступления, совершаемые по отношению к мигрантам из Республики Таджикистан на почве межнациональной, расовой и религиозной вражды и ненависти; - преступления общеуголовного характера, совершаемые незаконными мигрантами в отношении своих соотечественников (вымогательство, мошенничество, нанесение вреда здоровью различной степени тяжести и т. д.). Таким образом, анализ реальной ситуации в сфере миграционных процессов наглядно показывает, что внешняя миграция граждан Республики Таджикистан имеет определенные криминальные последствия как для принимающих стран, так и для самих мигрантов. В связи с этим, на наш взгляд, виктимологическое изучение данной проблемы остро необходимо и должно быть связано с разработкой концептуальных и прикладных основ миграционной политики в области виктимологической безопасности путем создания соответствующей нормативной правовой базы, комплексных виктимологических программ, виктимологического просвещения мигрантов и т. д. По нашему мнению, в целях борьбы с виктимологическими угрозами миграционных процессов надо использовать опыт ведущих европейских стран и усилия научного потенциала Республики Таджикистан. Предупреждению виктимологических угроз также вполне могут способствовать информационные кампании в печати, по телевидению, радиовещанию, разъясняющие условия законного выезда за пределы республики, правил пребывания и трудоустройства. Сотрудникам правоохранительных органов из Республики Таджикистан необходимо тесно взаимодействовать в данной сфере с коллегами из других государств. Экономическое развитие Республики Таджикистан свидетельствует о том, что в ближайшем будущем она останется страной-донором, т. е. поставщиком мигрантов (законных и незаконных), в связи с чем, на наш взгляд, необходимо в средних школах ввести курс миграциологии, в который входили бы основы миграционного законодательства Республики Таджикистан и законодательства дружеских государств, в частности Российской Федерации, в которую прогнозируется массовая эмиграция в ближайшее 5 - 10 лет. Соответственно, потребуется углубленное изучение русского языка. В заключение следует отметить, что своевременное, достаточное и адекватное реагирование на виктимологические особенности преступлений, связанных с мигрантами, является одним из значимых обстоятельств, способствующих борьбе с преступностью, связанной с мигрантами, что, в свою очередь, является одной из важных составляющих всего комплекса стратегии противодействия этому социальному злу.

Название документа