Изменение системы комплектования вооруженных сил и эволюция политической системы в государствах Европы IX - XIV вв

(Байдаров С. В.) ("Военно-юридический журнал", 2008, N 4) Текст документа

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЫ IX - XIV ВВ.

С. В. БАЙДАРОВ

Байдаров С. В., аспирант кафедры государственного и административного права СПбГИЭУ.

В варварских королевствах Европы VII - IX вв. большое значение имела организация структур общества военной демократии. Важнейшими принципами комплектования вооруженных сил являются характеристики кровного родства. Народное собрание объединяло в себе всеобщее ополчение. Военная организация была основана на сочетании принципов организации армии мирного и военного времени. Постоянную армию составляли дружины князей, являвшихся главами родов, племен или союзов племен. Призыв ополченцев был кратковремен и связан с непосредственной военной опасностью. Например, Григорий Флоренци, епископ Турский, в "Истории франков" описывает проведение так называемых Мартовских полей, всеобщего воинского смотра полноправных франков. Обязанность постоянной военной готовности проверялась лично королем под угрозой смерти, что и было продемонстрировано Хлодвигом, убившим нерадивого общинника <1>. Служба основывалась главным образом на соблюдении норм обычного права. Правовой основой соблюдения обязанности являлась личная кровная сплоченность членов племен, союзные договоры или наем. -------------------------------- <1> Григорий Турский. История франков // Хрестоматия по истории Средних веков. Т. I. М., 1953. С. 125.

Конное войско составлялось из представителей племенной аристократии. Пехота была представлена рядовыми членами племени. В VI - VIII вв. пехотные и конные формирования применялись с разным успехом, но в равной степени. Данное обстоятельство имеет определяющее политико-правовое значение. Отсутствие четкого расслоения общества отражено в военной организации. Политическая власть неразрывно связана с военной системой - влияние народного собрания основано на системе всеобщего ополчения. Характерной чертой комплектования вооруженных сил с точки зрения права была мононорма - право и обязанность каждого полноправного общинника к службе в армии, сообразно пехоте или кавалерии. Определяющим правовым фактором было то, что носитель и адресат исполнения обязанности во многом совпадали. Ополченец служил всему роду или вождю, королю, который осуществлял свою власть от имени племени, народа. Постоянная действительная служба для состоятельных лиц в дружине и в периоды всеобщих сборов для всех остальных. Наиболее длительное время армия как система всеобщего ополчения сохранялась в Швейцарии, что было обусловлено отставанием социально-политического развития и стремлением иных государств иметь постоянный источник найма профессиональных воинов, сохранивших основы кровной дисциплины. В период разложения родоплеменного строя исчезает кровная сплоченность. Наиболее рано данный процесс произошел у народов, чьи государства возникали на основе синтеза достижений римской политической системы. Основу войск Карла Великого составляли ополченцы, но с течением времени все меньшее число лиц привлекается к воинской повинности. Представители знати не были заинтересованы в сохранении политической роли народных собраний, чье значение и было основано на системе всеобщего ополчения. Воинская служба из всеобщей обязанности превращается в институт привилегии. В 747 г. Папа Захарий в письме к мажордому Пипину еще высказывал мысль, что миряне и воины должны защищать страну, а духовенство - молиться. Но в начале IX в. рыцарство заняло господствующее положение, сложилась формула: "Народ должен работать, рыцари - воевать, духовенство - молиться". Утверждаются отношения вассалитета и ленной системы. Складывается класс профессиональных воинов, являющийся и правящим политическим сословием государства. В IX в. термин "военный" стал синонимом "вассального". По эдикту 847 г. каждый свободный обязывался иметь сеньора: "Пусть каждый найдет себе господина". В Средневековье одновременно действовали две схемы призыва - старая, по которой король призывал, посредством своих графов, всех свободных и новая - король, посредством сеньоров, созывал их вассалов. Реальный государственный контроль был возможен только в отношении ленного войска. Основой формирования вооруженных сил в IX - XIII вв. было не принуждение, а индивидуальное желание военнообязанного ленника. Призывы ополчения были возможны только в армию военного времени и лишь в исключительных случаях. Государство не в состоянии содержать и экипировать многотысячные армии. В войсках Карла Великого каждый воин должен был иметь 3-месячный запас продовольствия, обоз насчитывал тысячи повозок. Армия, насчитывавшая свыше 10 тыс. воинов, фактически не могла существовать. Кроме того, возможности кормиться за счет местности в пределах территорий разоренных римских провинций были крайне ограниченны. В IX в. окончательно сложилась феодальная военная система. Профессиональный с XII в., как правило, наследственный воин, владелец лена, вассал стал все резче отличаться от массы населения. Следует отметить, что рыцарское звание в аспекте публично-правовой обязанности военной службы с податного участка могло восприниматься как тяжкое бремя. Значительная стоимость вооружения, обязанность сформировать тактическое подразделение - "копье" из 10 - 20 воинов не оправдывали возможной выгоды от действительной службы. Балдуин Фландрский в 1200 г. вел борьбу с уклонением от рыцарского звания и издал декрет: сыновья рыцарей, до 25 лет не добившиеся звания рыцаря, должны рассматриваться как лица крестьянского сословия. Во Франции и Англии были установлены штрафы за уклонение от рыцарского достоинства. Комплектование по вертикали связано с иерархией феодальной системы и соглашениями частноправового характера. Рыцарство представляло собой скелет феодальной армии. Бойцы подразделений поддержки (копьеносцы, лучники, военные слуги и т. п.) служили на основе личной зависимости как подвластные рыцарям люди либо были наемниками. Комплектование средневековых армий было связано с исполнением обязанностей военно-податного надела. Формально правовой основой был вечно-наследственный договор сюзерена с вассалом, нормы наследования и перехода феодов к иным владельцам, акты, устанавливающие объем и порядок натурального исполнения военной обязанности. Первоначально вассальный договор заключался персонифицированно на срок жизни сторон, но закрепился как наследственный. Уплата рельефа, или иного аналогичного налога, при наследовании феода пролонгировала договор. Феодальные иммунитеты отличало важное обстоятельство - военная служба является заменой несения большинства иных государственных податей. Например, хартия английского короля Генриха I устанавливала: "...рыцарям, которые служат за свои земли рыцарскую службу, собственным пожалованием даю согласие на то, чтобы земли их доменов были свободны от всяких денежных взиманий... чтобы быть годными и готовыми для службы и для защиты королевства моего" <2>. Королевскую армию составляли все вассалы государства вниз по феодальной иерархии или только его непосредственные ленники. -------------------------------- <2> Хартия Генриха I // Памятники истории Англии XI - XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского. М., 1936. С. 44.

Законодательство ряда стран, например Франции, препятствовало наследованию феодов как недвижимости по женской линии. Срок действительной службы феодалов был, как правило, ограничен, т. е. по существу профессиональные воины также были родом ополчения. В Иерусалимских ассизах и Мартовском договоре, соглашении о разделе государства ромеев, установлено постоянное действительное исполнение службы. В Ассизах Романии срок установлен в 8 месяцев <3>. Факт действительного несения службы может быть связан и с реализацией определенных национальных проектов, например, итальянские походы германских императоров, Реконкиста христианских государств Испании и др. Законодательно и в соответствии с договором был возможен временный перерыв в военной службе, например, в Иерусалимском королевстве на 1 год и 1 день, в Латинской империи на 2 года и 2 дня и т. д. Но на данное время феод передавался сюзерену, т. е. владение податным наделом без военной службы невозможно. Обычной практикой в Европе стал срок в 40 дней. Неисполнение службы вело к утрате феода. Исходя из трудностей зарубежных походов устанавливались дополнительные денежные компенсации и ограничения по времени. -------------------------------- <3> Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. СПб.: Алетейя, 2001. С. 190.

Публичная власть, воплощенная в феодальной иерархии и социальном слое феодалов, основывалась на уникальном институте "расщепленного суверенитета". Каждый феодал имел свою собственную армию, из совокупности которых и складывались вооруженные силы государства. Комплектование вооруженных сил отражает политическую и социальную организацию общества. Происходит сочетание принципов частного и публичного права. Глава государства распоряжается страной подобно частной собственности, например, вопрос престолонаследия в империи Каролингов и позднее решался по правилам наследования недвижимого имущества. Вопрос военной службы государству становится частным делом индивида - желание владеть феодом или наем на военную службу. Устанавливается в качестве общего правила личная служба определенному государю, а не народу, как было в периоды господства народного ополчения. Королевская власть была заинтересована в наличии постоянного профессионального войска. Итальянские города-государства и Англия первыми наиболее последовательно проводили политику отказа от ленного войска. В Англии феодальный призыв был упразднен установлениями 1181 г. и 1252 г., вместо него учреждалось всеобщее военное ополчение, в том числе и рыцарей. Это была армия военного времени, ополченцы должны были явиться на сборные пункты, по призыву короля минуя систему феодального ополчения, под угрозой административных и уголовных наказаний. Данная система традиционна, она существовала в Афинах, Римской республике и др. Но смысл законодательства был противоположен. Население откупалось от действительного несения службы. Ленник, непригодный к действительному исполнению службы, не являлся на призыв, у него формально должен быть отобран лен, но при внесении штрафа он оставался владельцем лена. Таким образом, личное отбывание военной службы заменилось уплатой особого налога с лена, а король на собранные деньги нанимал рыцарей, имевших желание служить. Следует отметить, что феодалы пытались отстоять принцип рыцарского ополчения как основы комплектования войска. Например, в § 51 Великой Хартии Вольностей 1215 г. закреплено правило о запрете организации вооруженной силы из наемников <4>. В качестве примера договора о найме рыцарского войска можно привести соглашение английского короля Генриха I с графом Робертом Фландрским 1103 г. Последний обязался за ежегодную сумму в 400 марок выставить в распоряжение короля 1000 рыцарей <5>. С XIII в. королевская и княжеская власть в Германии предпочитает продавать освободившиеся лены, а поселять рыцарей. Сеньор мог созвать своих вассалов только для короткого похода. Когда предстоял дальний поход, например императорские походы в Италию, то воинов должны были содержать города, общины и церковь. Так, в архиепископстве Кельнском была установлена норма для итальянских походов. Вассалы, не принимавшие участия, уплачивали половину дохода с лена. Отправлявшиеся в поход получали пособие в два годовых дохода. -------------------------------- <4> Великая хартия вольностей // Памятники истории Англии XI - XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского. М., 1936. С. 44. <5> Договор короля Генриха I с Робертом Фландрским // Памятники истории Англии XI - XIII вв. / Пер. с лат. Д. М. Петрушевского. М., 1936. С. 110.

Города обладали необходимыми ресурсами для содержания войска, например, в 1363 г. Страсбург выставил 81 копье. Кроме того, горожанам во всех странах Европы непосредственно вменялось ношение оружия в городском ополчении, в отличие от крестьян. Во Франции организация городской милиции развивалась по инициативе королевской власти, Людовик VI в 1137 г. определил положение о городской милиции, уточненное Филиппом-Августом. При этом сами горожане не стремились к военной службе. Например, г. Кельн в 1263 г. заключил договор с графом Адольфом фон Бергом. Последний становился гражданином Кельна и обязался выходить на помощь городу с 24 воинами. Город уплачивал за это ежедневную субсидию и со своей стороны обязался помогать графу. Практика постоянных городских армий в Италии, Франции, Германии и иных странах привела к тому, что среднее и высшее командование комплектовалось из среды профессиональных воинов-рыцарей. История сохранила юридический термин "кодротьер" - рыцарь, возглавлявший городское войско. Отход от системы рыцарского ополчения был неразрывно связан с изменением политико-правового строя. Переход от феодальной раздробленности к сословно-представительной и централизованной монархии был связан с комплексом социально-экономических и политических причин. Изменение системы комплектования вооруженных сил выступает наиболее ярким показателем происходящих процессов. Монополия на вооруженную силу государства переходит в руки центральных властей. Государство было заинтересовано в наличии материальных ресурсов для содержания постоянной армии. Обеспечить это силой принуждения королевская власть не могла. Не случайно, что вопросы установления налогов и сборов выступили важнейшей функцией появившихся представительных органов власти. В дальнейшем, уже опираясь на постоянные наемные армии, монархи устанавливают правовые начала централизованных государств и снижают роль представительных органов власти. Королевская власть в Англии, Франции, княжеская и королевская власть в государствах Германии и многих иных странах опирались на союз с городами. В аспекте особенностей комплектования наемных армий городами прослеживается их связь с королевской властью в стремлении покончить с феодальной раздробленностью.

Название документа