Организационно-правовые основы выявления и расследования коррупционных преступлений организованного характера в США

(Астанин В. В.)

("Российская юстиция", 2008, N 3)

Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ

КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНИЗОВАННОГО ХАРАКТЕРА В США

В. В. АСТАНИН

Астанин В. В., доцент Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, кандидат юридических наук.

Использование оперативных материалов в уголовном процессе особенно оправданно в борьбе с коррупционными преступлениями. Последние совершаются в условиях, при которых заурядный процессуальный механизм действует с запозданием (бьет "по хвостам" совершенной коррупции), а то и вовсе не имеет возможности фиксировать данные, которые нужны для раскрытия изощренных, организованных и потому высоко латентных коррупционных преступлений.

Традиционный для российской практики первичный этап расследования коррупционных преступлений - арест подозреваемого отсутствует. В североамериканской практике расследования коррупции арест подозреваемого происходит после предварительного следствия, когда собранные с использованием оперативно-розыскных мер доказательства виновности субъектов коррупции готовятся к представлению в суд.

В связи с изложенным, расследование коррупционных преступлений в США по полному праву можно определять рабочим понятием "оперативно-следственные мероприятия". На все оперативно-следственные действия (обыски, прослушивания) требуется санкция суда, которую можно получить только при наличии ходатайства со стороны органов федеральной прокуратуры.

Процесс оформления ходатайства не так сложен, как оформление судебного ордера. Ключевые условия оформления ходатайства определяются на основе уголовно-процессуального законодательства, но детально регламентируются ведомственными актами правоприменяющих органов. Ведомственные акты правоприменяющих органов регламентируют часто применяемые оперативно-следственные мероприятия, которые выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они направлены на выявление коррупционных преступлений, а во-вторых, они облегчают процесс их последующего расследования. Выделяется несколько форм таких мероприятий.

Секретные операции. Правила секретных операций по расследованию коррупции определены Инструкцией Генерального прокурора США 1992 года о порядке проведения секретных операций ФБР. Инструкция определяет, что секретные операции, направленные на расследование коррупции, связаны с созданием фиктивных (подставных) организаций. Подставные организации должны создавать ложную заинтересованность в коррупционных сделках (чаще всего связанных с нарушением государственных заказов). В задачи подставной организации в рамках оперативно-следственной работы входит сбор доказательств виновности субъектов коррупции, выявление коррупционеров среди публичных должностных лиц (например, путем установления доверительных отношений с потенциальными субъектами коррупции).

Участие подставной организации (которая юридически является собственностью спецслужб) в коррупционных преступлениях может быть разрешено в трех случаях необходимости:

- получения доказательств, дающих основание для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности;

- поддержания "легенды" подставной организации при угрозе разоблачения ее фиктивного статуса;

- предупреждения опасности для жизни или здоровья людей.

Между тем нельзя признать, что деятельность подставных организаций в целом может иметь чисто провокационный характер. Провокации запрещены. В инструкциях Генерального прокурора США провокация определяется как ловушка - склонение или подстрекательство субъектов к совершению противозаконных действий, которые они при иных обстоятельствах не склонились бы совершить. При этом не определяется противозаконность действий, направленных на приглашение к совершению преступления или создание условий для его совершения. Причем для подобного приглашения не требуется наличия подозрений в отношении субъектов коррупции (ведь они являются потенциальными) по поводу их предшествующей преступной деятельности. В криминологическом смысле речь можно вести о проявлении борьбы с коррупцией на живца.

Таким образом, подставными организациями реализуются действия, не имеющие конкретно навязывающего характера. Своеобразный сыр в мышеловке при неизвестности ни судьбы сыра, ни точного адресата посягательства на него. Условно с подобными условиями и принципами следственно-оперативные мероприятия можно обозначить как приглашение, но не как провокацию.

Руководитель, утверждающий план приглашения, знаменующий начало оперативно-следственной операции, должен выяснить и удостовериться, что:

- противоправный характер деятельности подставной организации будет очевиден потенциальным субъектам коррупции;

- противоправный характер деятельности подставной организации выявит противозаконную деятельность субъектов коррупции;

- склонение потенциальных субъектов коррупции к совершению противоправных действий оправданно ввиду характера этих действий.

Подобным образом регламентированные основания противоправной деятельности подставных организаций оправданны и необходимы при расследовании организованных преступлений коррупции. При этом каждая операция не может проводиться дольше, чем это необходимо для достижения поставленной цели и не должна длиться более шести месяцев.

Негласные методы расследования. При проведении оперативной разработки субъектов расследования могут использоваться практически любые методы добывания информации, которая может иметь доказательное значение. Таковыми могут быть: наружное наблюдение, оперативная фотосъемка, агентурная работа, прослушивание, электронное наблюдение с помощью жучков и направленных микрофонов, видеозапись. Единственное условие применения указанных методов - наличие судебного ордера. Ордера не требуется в случае, если негласные методы добывания информации используются в местах, в которых подозреваемый - субъект коррупции не имеет право рассчитывать на неприкосновенность частной жизни. Иначе сказать, электронное наблюдение можно вести в жилище подозреваемого при наличии судебного ордера, без такового, например, в любом общественном месте, где будет находиться подозреваемый.

Дополнительную эффективность негласным методам расследования предоставляет одно правовое исключение, которое можно проиллюстрировать на примере совершения коррупционной сделки. В такой сделке как минимум имеются два участника - подкупающая и подкупаемая стороны. В том случае, если одна из сторон дала согласие на проведение негласных методов оперативно-следственной работы, то судебного ордера на применение негласных методов расследования не требуется. В североамериканской практике расследования коррупции такой механизм сбора доказательной информации получил название "консенсуальная запись".

При всех имеющихся отступлениях в применении негласных методов расследования между тем довольно трудно получить судебную санкцию на их применение. Лицу, ведущему расследование коррупционного преступления, необходимо согласовать вопрос со своими руководителями и федеральным окружным прокурором, который, в свою очередь, должен получить одобрение Генерального прокурора или одного из его заместителей. Судья, изучая ходатайство, должен убедиться, что следствию действительно недостаточно уже использованных методов для получения доказательств о совершении коррупционного преступления.

За нарушение правил санкционированных методов расследования предусмотрена уголовная ответственность, а информация, имеющая доказательное значение, не допускается судом в качестве доказательной при условии получения ее с отклонением от правил. Поэтому о допустимости собранных доказательств судьей проводятся предварительные слушания еще до судебного разбирательства.

Запрещенным отступлением от правил может являться прослушивание, которое не было минимизировано. Минимизация предполагает прекращение негласных методов расследования в тех случаях, когда они фиксируют обстоятельства, не имеющие отношения к предмету расследования.

Необходимость широкого применения негласных методов расследования коррупции, даже с упомянутыми ограничениями, является единственной альтернативой традиционным методам расследования коррупционных преступлений. Использование негласных методов обоснованно в условиях отсутствия потерпевших или в случаях, когда потерпевшие отказываются предоставлять следствию доказательства вины коррупционеров.

Порядок применения негласных методов расследования приведен в методическом пособии "Виды доказательств, тактика и правовые методы их сбора в ходе расследования", которое специально подготовлено Министерством юстиции США для федеральных прокуроров. В пособии достаточно подробно описываются трудности, с которыми могут сталкиваться следователи при расследовании коррупционных преступлений. Трудности имеют внешнюю бюрократическую природу проявлений: сначала при оформлении разрешения на использование негласных методов расследования, затем при их непосредственном применении. Трудности оформления увязываются с преодолением барьера сомнения судьи в том, что используемые методы расследования не нарушат конституционных прав граждан.

При непосредственном применении негласных методов расследования работа следователя еще более забюрократизирована. Прежде всего, следователю необходимо ежедневно анализировать получаемые данные на предмет их соответствия требованиям расследования. Один раз в десять дней следователь обязан представлять в суд отчеты с результатами расследования.

Применение вышеописанных методов расследования коррупционных преступлений, особенно изощренных, законспирированных и организованных, безусловно, определяет высокую результативность деятельности органов, занятых борьбой с организованной коррупцией. Между тем такой эффект достигается при условии, что расследование коррупционных преступлений проводится в соответствии с установленными законодательными актами требованиями.

Название документа