Конституционное правосудие в Болгарии: основы нормативного регулирования

(Кальяк А. М.) ("Журнал конституционного правосудия", 2008, N 2) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В БОЛГАРИИ: ОСНОВЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. М. КАЛЬЯК

Кальяк А. М., преподаватель Новосибирского юридического института (филиала) ТГУ, кандидат юридических наук.

Теоретические и практические вопросы осуществления конституционного судебного контроля вызывают интерес к сравнительно-правовым исследованиям. Однако существенным препятствием на этом пути является недостаточная информация о нормативных правовых актах, регулирующих деятельность конституционного правосудия в зарубежных государствах, в частности в Болгарии. В литературе деятельность Конституционного Суда этой Республики рассматривалась в нескольких научных статьях <1>, а также в одном диссертационном исследовании <2>, в котором, в частности, анализировались компетенция Суда, порядок формирования Суда и требования, предъявляемые к судьям. -------------------------------- <1> См.: Неновски Н., Жабинска М. Конституционный Суд Болгарии // Государство и право. 1993. N 9. С. 74 - 79; Ганев В. Интервью с судьями Конституционного Суда Республики Болгария Т. Тодоровым и Т. Хадистойчевым // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. N 2(19). С. 35 - 40. <2> См.: Опря О. В. Конституционные суды в постсоциалистических государствах Восточной Европы (на примере Конституционного Суда Республики Болгария): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Важным источником информации о деятельности Конституционного Суда Болгарии и о ее оценке в самой Республике является сборник статей "Юридическая природа актов конституционных судов Республики Болгария и Российской Федерации. Круглый стол болгарских и российских юристов, состоявшийся на юридическом факультете Софийского университета им. Св. Климента Орхидского 26 - 29 ноября 2003 г." (София, 2004). Опубликованные в сборнике работы (некоторые из них были помещены в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", ч. 1 и 2, N 10 за 2004 г.) позволяют говорить, что Конституционный Суд Болгарии сталкивается со многими проблемами, близкими анализируемым в Российской Федерации. Наиболее острой из них остается вопрос о правовой природе решений: являются ли они нормативными правовыми актами, в какой части они обязательны? В настоящее время из актов, составляющих нормативную основу деятельности Конституционного Суда Болгарии, на русский язык переведена только Конституция <3>. Поэтому нами выполнен перевод Закона о Конституционном Суде Республики Болгария и Регламента Суда. Поскольку Закон ссылается на положения Конституции Болгарии, этому переводу предшествует текст главы Конституции, устанавливающей основы правового регулирования деятельности Конституционного Суда. -------------------------------- <3> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т. 1. С. 394 - 422.

Главное назначение Конституционного Суда - охрана Конституции. Около 95% дел, рассмотренных Конституционным Судом, были направлены на толкование Конституции и определение конституционности законов, а также Регламента Парламента и актов Президента. Следует отметить, что, как и специализированные органы конституционного контроля других государств, Конституционный Суд Болгарии не действует по своей инициативе. В число инициаторов конституционного судопроизводства не входят граждане или юридические лица. Они согласно ст. 45 Конституции Болгарии имеют право представить жалобы, предложения и ходатайства государственным органам с просьбой обратиться в Конституционный Суд <4>. -------------------------------- <4> См.: Тодоров Т. Республика Болгария // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. N 3(40). С. 43.

Конституция и Закон о Конституционном Суде не создали механизм исполнения его решений. Возможную основу его формирования могут составить положения, согласно которым решения Конституционного Суда окончательны и обязательны для всех, включая суды. Толкование Конституции, которое дает Суд в специальных решениях, так же обязательно, как и разъяснение положений Основного Закона в других решениях. Если положения правового акта признаны не соответствующими Конституции, то в решении указывается на утрату таким актом юридической силы начиная с даты вступления в силу решения. В то же время в Законе закрепляются положения, характеризующие организационную сторону механизма обеспечения исполнения актов Конституционного Суда. Так, решения вместе с обоснованиями должны быть изданы в "Държавен Вестник" в течение 15 дней после их принятия и вступают в силу через три дня после их публикации. Помимо этого, Суд поддерживает тесный контакт со средствами массовой информации, сообщает им о принятых к рассмотрению делах, о решениях об их допустимости и о решениях по существу. Болгарскому Агентству печати, Национальному телевидению и радио направляются расшифровки стенограмм или резюме решений в день передачи решения для опубликования в "Държавен Вестник". Решения вместе с обоснованиями, особыми мнениями и мнениями судей издаются в Ежегоднике Конституционного Суда <5>. -------------------------------- <5> При подготовке статьи использовались материалы, размещенные в сети Интернет по адресу: http://www. constcourt. bg.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ

(Държавен Вестник. 1991. N 56; 2003. N 85; 2005. N 18; 2006. N 27; 2007. N 12; решение Конституционного Суда N 7 от 2006 г. // Държавен Вестник. 2006. N 78.)

Глава 8. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Статья 147

(1) Конституционный Суд состоит из 12 судей, одна треть из которых избирается Народным Собранием, одна треть назначается Президентом, а одна треть избирается Общим собранием судей Верховного Кассационного Суда и Верховного Административного Суда. (2) Срок полномочий судей Конституционного Суда составляет девять лет. Они не могут быть повторно избраны. Состав Конституционного Суда обновляется через три года от каждой квоты в порядке, определенном законом. (3) Судьями Конституционного Суда избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее чем 15-летний юридический стаж. (4) Судьи Конституционного Суда избирают тайным голосованием Председателя Суда сроком на три года. (5) Занятие должности судьи Конституционного Суда несовместимо с исполнением обязанностей народного представителя, с занятием государственной или общественной должности, с членством в политической партии или объединении, а также с выполнением свободной, торговой или иной оплачиваемой профессиональной деятельности. (6) Судьи Конституционного Суда наделяются иммунитетом народных представителей.

Статья 148

(1) Полномочия судей Конституционного Суда прекращаются в случае: 1) истечения срока полномочий; 2) подачи в отставку; 3) вступления в силу обвинительного приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы за совершение умышленного преступления; 4) фактической неспособности более года исполнять свои обязанности; 5) несовместимости с должностями и видами деятельности, указанными в пункте 5 статьи 147; 6) смерти. (2) Конституционный Суд принимает решения о лишении неприкосновенности и установлении фактической неспособности судей исполнять свои обязанности тайным голосованием большинством не менее чем в две трети общего числа судей. (3) При прекращении полномочий судьи Конституционного Суда в месячный срок на его место избирается другой судья из соответствующей квоты.

Статья 149

(1) Конституционный Суд: 1) дает обязательное толкование Конституции; 2) принимает решения по вопросу конституционности законов и других актов Народного Собрания, а также актов Президента; 3) принимает решения по спорам о компетенции между Народным Собранием, Президентом и Советом Министров, а также между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами; 4) устанавливает соответствие Конституции заключенных Республикой Болгарией международных договоров до их ратификации, а также соответствие законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, в которых Болгария выступает одной из сторон; 5) принимает решения по спору о конституционности политических партий и объединений; 6) принимает решения по спорам о законности избрания Президента и Вице-президента; 7) принимает решения по спорам о законности избрания народного представителя; 8) принимает решения по обвинениям, выдвинутым Народным Собранием против Президента и Вице-президента. (2) Компетенция Конституционного Суда не может быть изменена законом.

Статья 150

(1) Конституционный Суд начинает рассмотрение дел по инициативе не менее одной пятой общего числа народных представителей, Президента, Совета Министров, Верховного Кассационного Суда, Верховного Административного Суда и Главного прокурора. Вопрос по поводу компетенции согласно подпункту 3 пункта 1 предыдущей статьи может быть направлен и общинными советами. (2) В случае установления несоответствия закона Конституции Верховный Кассационный Суд или Верховный Административный Суд прекращают производство по делу и вносят данный вопрос на рассмотрение Конституционного Суда.

Статья 151

(1) Конституционный Суд принимает решения большинством голосов более чем половины общего числа судей. (2) Решения Конституционного Суда обнародуются в официальном издании "Държавен вестник" в 15-дневный срок со дня их принятия. Решение вступает в силу через три дня после его обнародования. Акт, объявленный неконституционным, не применяется со дня вступления в силу решения. (3) Часть закона, которая не объявлена неконституционной, сохраняет свое действие.

Статья 152

Организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

ЗАКОН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

(Държавен Вестник. 1991. N 67; 1999. N 20; 2001. N 25; 2002. N 45; 2003. N 114.)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

(1) Конституционный Суд гарантирует верховенство Конституции. (2) Конституционный Суд независим от законодательной, исполнительной и судебной власти и в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией и настоящим Законом.

Статья 2

Место нахождения Конституционного Суда - город София.

Статья 3

Конституционный Суд имеет самостоятельный бюджет.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА И СОСТАВ

Статья 4

(1) Конституционный Суд состоит из 12 членов, одна треть из которых избирается Народным Собранием, одна треть назначается Президентом Республики и одна треть избирается Общим собранием судей Верховного Кассационного Суда и Верховного Административного Суда. (2) Срок полномочий судьи составляет девять лет. (3) Членами Конституционного Суда могут быть избраны или назначены граждане Болгарии, которые не имеют другого гражданства и соответствуют требованиям статьи 147 Конституции.

Статья 5

(1) За три месяца до истечения срока полномочий судьи Председатель Конституционного Суда предлагает Председателю Национального Собрания, Президенту и Председателям Верховного Кассационного Суда и Верховного Административного Суда соответственно выбрать или назначить нового судью. (2) Член Конституционного Суда продолжает выполнять свои функции до вступления в должность его преемника.

Статья 6

(1) Судьи Конституционного Суда вступают в должность после принесения следующей присяги: "Вступая в должность судьи Конституционного Суда, торжественно клянусь добросовестно соблюдать обязанности, возложенные на судью Конституционного Суда Конституцией и Законом о Конституционном Суде. Клянусь". (2) Судья приносит присягу в месячный срок с момента его назначения или избрания в присутствии Председателя Национального собрания, Президента и Председателей Верховного Кассационного Суда и Верховного Административного Суда. (3) Судья Конституционного Суда освобождает занимаемую должность и прекращает деятельность, несовместимую с занимаемой должностью, в соответствии с пунктом 5 статьи 147 Конституции в срок, указанный в пункте 2, кроме должностей преподавателей в высших учебных заведениях. Судьи Конституционного Суда, являющиеся преподавателями высших учебных заведений, пользуются неоплачиваемым отпуском до истечения полномочий судьи. (4) Акт о назначении или выборах судей обнародуется в "Държавен Вестник" в 15-дневный срок.

Статья 7

(1) На первом заседании Конституционного Суда, на котором избирается Председатель Суда, председательствует старейший судья. (2) Судьи Конституционного Суда избирают Председателя Суда в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Конституции. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов всех судей. (3) В случае если при первом голосовании ни один из кандидатов не получил необходимого количества голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. При повторном голосовании избранным считается кандидат, который получил больше голосов, а при равенстве голосов избранным считается имеющий больший профессиональный стаж, при равном стаже - старший по возрасту.

Статья 8

(1) Председатель Конституционного Суда: 1) представляет Суд; 2) руководит судебными заседаниями; 3) управляет бюджетом Суда; 4) распределяет работу между судьями; 5) назначает Главного секретаря и служащих Суда; 6) руководит административной деятельностью Суда; 7) обнародует акты Суда. (2) В отсутствие Председателя Суда его замещает старейший судья.

Статья 9

(1) В отношении судьи Конституционного Суда не может быть возбуждено уголовное преследование до лишения его иммунитета. (2) Судья лишается иммунитета при наличии достаточных доказательств совершения тяжкого умышленного преступления, представленных Конституционному Суду Главным прокурором.

Статья 10

(1) Председатель Конституционного Суда получает ежемесячное вознаграждение, равное среднеарифметическому вознаграждению Президента Республики и Председателя Национального Собрания. (2) Судья Конституционного Суда получает ежемесячное вознаграждение, равное 90 процентам ежемесячного вознаграждения Председателя Конституционного Суда. (3) Судья Конституционного Суда обладает таким же статусом, как и Председатель Национального Собрания. (4) Судьи Конституционного Суда имеют право на пенсионное обеспечение после истечения мандата, независимо от достижения пенсионного возраста, а также на обеспечение на условиях и в размере, предусмотренных в пункте 3 статьи 106 и статьи 109 Закона "О государственных служащих".

Статья 11

(1) Полномочия судьи Конституционного Суда прекращается в соответствии со статьей 148 Конституции. (2) О прекращении полномочий по основаниям, указанным в подпунктах 2, 3, 4, 5 пункта 1 статьи 148 Конституции, решение принимает Конституционный Суд. (3) О прекращении полномочий по основаниям, указанным в подпунктах 1, 6 пункта 1 статьи 148 Конституции, объявляется Председателем Суда. (4) Решения и определения о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда обнародуется в "Държавен Вестник" в 15-дневный срок.

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА

Статья 12

(1) Конституционный Суд: 1) дает обязательное толкование Конституции; 2) принимает решения по запросам об установлении конституционности законов и других актов Народного Собрания, актов Президента; 3) принимает решения по спорам о компетенции между Народным Собранием, Президентом и Советом Министров, между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами; 4) устанавливает соответствие Конституции заключенных Республикой Болгарией международных договоров до их ратификации, а также соответствие законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, в которых Болгария выступает одной из сторон; 5) принимает решения по спорам о конституционности политических партий и объединений; 6) принимает решения по спорам о законности выборов Президента и Вице-президента; 7) устанавливает обстоятельства, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1, пункте 2 статьи 97 Конституции; 8) принимает решения по спорам о законности выборов народных представителей; 9) устанавливает неизбираемость или несовместимость народных представителей в связи с занятием другой деятельностью; 10) принимает решения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием, против Президента или Вице-президента; 11) лишает иммунитета, устанавливает неспособность исполнения обязанностей и несовместимость судьи Конституционного Суда.

Статья 13

Конституционный Суд самостоятельно решает, входит ли вопрос, направленный ему, в его компетенцию.

Статья 14

(1) Конституционный Суд выносит решения, определения и распоряжения. (2) Решение выносится по существу спора. (3) Решения должны быть изданы в "Държавен Вестник" в 15-дневный срок со дня их принятия и вступают в силу через 3 дня после их опубликования. (4) Решения по спорам о законности выборов Президента, Вице-президента или народного представителя, об установлении неизбираемости или несовместимости народного представителя, о фактической неспособности исполнения обязанностей и несовместимости судьи Конституционного Суда, вступают в силу с даты их постановления. (5) Акты Суда окончательны. (6) Решения Суда обязательны для всех государственных органов, юридических лиц и граждан. (7) Акты Суда, вместе с их обоснованием, издаются в ежегоднике.

Статья 15

(1) Заседания Конституционного Суда действительны, если на них присутствуют не менее двух третей судей. (2) Решения и определения Суда принимаются голосами более половины всех судей. (3) Не допускается воздержание от голосования.

Статья 16

Конституционный Суд начинает рассмотрение дел по инициативе органов и лиц, указанных в пункте 1 статьи 150 Конституции.

Статья 17

(1) Запросы в Конституционный Суд направляются в письменной форме, с обоснованием и приложением письменных доказательств. (2) Запросы о неконституционности законов и актов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, могут быть поданы со дня опубликования соответствующих законов и актов. (3) Запросы о решении споров о компетенции согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 149 Конституции направляются только после обсуждения предмета спора между заинтересованными учреждениями. (4) Запросы по спорам о законности выборов Президента, Вице-президента и народного представителя могут быть направлены в 15-дневный срок со дня принятия решения Центральной избирательной комиссии.

Статья 18

(1) Председатель Суда при принятии дела определяет судью-докладчика и дату рассмотрения дела. (2) Заинтересованные учреждения уведомляются о принятии дела к рассмотрению и о сроке для представления письменных мнений и доказательств.

Статья 19

(1) По поступившим запросам, указанным в статье 17 настоящего Закона, Конституционный Суд выносит определение о допустимости в закрытом заседании. (2) При отклонении запроса, он возвращается подателю с мотивированным определением.

Статья 20

(1) Конституционный Суд может запросить дополнительные письменные доказательства или экспертное заключение. (2) Никто не может отказаться от представления информации или письменных доказательств независимо от того, является ли эта информация представляющей государственную или служебную тайну. (3) В ситуациях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, применяются условия Закона "О защите специальной информации".

Статья 21

(1) Заседания Конституционного Суда проводятся без участия заинтересованных сторон за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или когда Суд решит иначе. (2) Суд может потребовать личного присутствия и заслушивания эксперта. (3) В заседании Суда ведется протокол, который подписывается Председателем и секретарем-протоколистом. (4) Если установлено, что собранных доказательств достаточно, Суд принимает решение в течение двух месяцев. (5) Если Конституционный Суд принял решение или определение о недопустимости направленного иска, по данному предмету последующие обращения не допускаются.

Статья 22

(1) Суд принимает решения только по представленному вопросу. Он не ограничен указанными основаниями о несоответствии с Конституцией. (2) Акты, объявленные неконституционными, не должны применяться. (3) Если акт принят некомпетентным органом, Конституционный Суд объявляет его ничтожным. (4) Возникшие правовые последствия действия акта, указанного в пункте 2 настоящей статьи, устраняются принявшим его органом. (5) Решение о незаконности выборов Президента, Вице-президента и народного представителя и о неизбираемости народного представителя, направляется в Народное Собрание, в Центральную избирательную комиссию и заинтересованным органам и лицам.

Статья 23

(1) Решение по обвинению Народным Собранием Президента или Вице-президента направляется в Конституционный Суд вместе с обоснованием, письменными доказательствами и протоколами заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 103 Конституции. (2) Председатель Суда возбуждает производство, определяет трех судей-докладчиков, дату слушания и уведомляет обвиняемого. (3) Копии решения, письменных доказательств и протоколов направляются обвиняемому, который в 15-дневный срок может представить другие доказательства или запросить их сбор. (4) В производстве являются допустимыми все виды доказательств. Обвиняемый имеет право участвовать в производстве с защитником. (5) Суд уведомляет Председателя Народного Собрания о дате заседания. В производстве участвует и определенный от Народного Собрания представитель, который поддерживает обвинение.

Статья 24

(1) Конституционный Суд рассматривает дело в составе не менее трех четвертей от общего числа членов. (2) Обвиняемый имеет право на личные объяснения перед Судом. (3) Суд постановляет решение тайным голосованием. (4) Решением Суд прекращает или отказывает в прекращении полномочий Президента или Вице-президента. (5) Решение сообщается лицу, привлеченному к ответственности, Председателю Народного Собрания, Президенту или Вице-президенту и Председателю Совета министров. (6) Если Суд прекращает полномочия Президента или Вице-президента на основании совершения государственной измены, дело направляется Главному прокурору.

Статья 25

(1) Решение о лишении иммунитета судьи Конституционного Суда принимается тайным голосованием. (2) Судье дается возможность дать лично объяснения перед Судом. Он не участвует в голосовании.

Статья 26

В случаях рассмотрения вопроса о несовместимости народного представителя ему представляется возможность, предусмотренная в части 2 статьи 25 настоящего Закона.

Статья 27

(1) При неисполнении распоряжения или определения Конституционного Суда Председатель Суда налагает на виновное лицо штраф до 1000 левов. (2) До наложения штрафа на виновных лиц им предоставляется возможность дать письменные объяснения в 14-дневный срок со дня сообщения. (3) Председатель может собирать и другие доказательства, если это необходимо. (4) Штраф не подлежит обжалованию, но может быть уменьшен или отменен Председателем Суда.

ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Конституционный Суд принимает Правила организации и деятельности. § 2. (1) Состав Конституционного Суда его первого срока обновляется по жребию. (2) После истечения трехлетнего периода членство должно быть обновлено двумя представителями от квоты Народного Собрания и по одному представителю от квоты Президента и судебной власти. (3) После истечения 6-летнего срока состав обновляется двумя представителями от квоты Президента и по одному от квот Народного Собрания и судебной власти.

Настоящий Закон был принят Великим Народным Собранием 30 июля 1991 года и скреплен государственной печатью.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

(Държавен Вестник. 1991. N 106; 1992. N 3; 1999. N 35; 2001. N 8.)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящие Правила регулируют организацию деятельности Конституционного Суда Республики Болгария.

Статья 2. Конституционный Суд гарантирует верховенство Конституции.

Статья 3. Конституционный Суд независим от законодательной, исполнительной и судебной властей и в своей деятельности руководствуется только Конституцией и Законом о Конституционном Суде.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 4. (1) Должность судьи Конституционного Суда несовместима: 1) с занятием выборной должности; 2) с занятием государственной или общественной должности; 3) с членством в политической партии или профсоюзе; 4) с выполнением коммерческой или другой оплачиваемой профессиональной деятельности. (2) Судья Конституционного Суда в течение семи дней после назначения или выборов освобождает занимаемую им должность и прекращает деятельность, указанную в части первой настоящей статьи, что должно быть подтверждено в письменной форме. (3) Судьи Конституционного Суда вступают в должность после принесения предусмотренной в Законе присяги, что удостоверяется письменно.

Статья 5. Судьи Конституционного Суда имеют равный статус и равны в правах.

Статья 6. (1) Председатель Конституционного Суда осуществляет административное руководство Судом. Он наделен следующими полномочиями: 1) представлять Суд; 2) возглавлять судебные заседания; 3) управлять бюджетом Суда; 4) распределять работу между судьями; 5) назначать Главного секретаря и служащих Суда; 6) руководить административной деятельностью Суда; 7) публиковать акты Суда. (2) В случае отсутствия Председателя его замещает старейший судья.

Статья 7. (1) Судья Конституционного Суда пользуется: 1) иммунитетом, предоставленным народным представителям; 2) статусом Председателя Народного Собрания. (2) Судьи имеют право посещать любые государственные органы, коммерческие и общественные организации и получать всю требуемую им информацию. (3) Государственные органы должны оказывать полное содействие судьям Конституционного Суда в осуществлении их полномочий. (4) Судьи должны исполнять свои обязанности добросовестно, соблюдать тайну совещания при решении дела, государственную и официальную тайну, которая стала им известна при исполнении их функций.

Статья 8. Конституционный Суд официально уведомляет о своей деятельности средства массовой информации.

Глава 3. ОТДЕЛЫ И СЛУЖАЩИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 9. (1) Служащие Конституционного Суда должны добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать государственную и служебную тайну, которая стала им известна при выполнении их функций, о чем они письменно предупреждаются при вступлении в должность. (2) Служащие Конституционного Суда не могут входить в состав руководящих органов политических партий, профсоюзов или ассоциаций. (3) Служащие Конституционного Суда не могут заниматься коммерческой или иной постоянно оплачиваемой деятельностью. (4) Служащие Конституционного Суда не могут делать заявления средствам массовой информации о деятельности Конституционного Суда.

Статья 10. Служащие Конституционного Суда пользуются статусом служащих Народного Собрания.

Статья 11. Главный секретарь исполняет распоряжения Председателя Конституционного Суда и руководит текущей работой в суде.

Статья 12. (1) Конституционный Суд имеет следующие структурные отделы: 1. "Деятельность Суда и правовая информация". 2. "Международное Сотрудничество". 3. "Финансы и Бухгалтерский учет". (2) При возникновении необходимости могут создаваться и другие отделы. (3) Права и обязанности руководителей и служащих определяются должностными инструкциями, утвержденными Председателем Конституционного Суда.

Статья 13. Судьи Конституционного Суда имеют право на помощников в соответствии с их статусом, определенным в части 3 статьи 10 Закона о Конституционном Суде.

Статья 14. (1) Конституционный Суд имеет самостоятельный бюджет, утверждаемый Народным Собранием. (2) Проект бюджета вносится на рассмотрение Народного Собрания Председателем Конституционного Суда. (3) При необходимости изменения допускаются в пределах утвержденной Народным Собранием структуры бюджета.

Статья 15. Периодически Председатель информирует Конституционный Суд о расходовании бюджета и об изменениях в нем.

Глава 4. ПРИНЯТИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ

Статья 16. (1) Конституционный Суд: 1) дает обязательное толкование Конституции; 2) принимает решения по запросам об установлении конституционности законов и других актов Народного Собрания, актов Президента; 3) принимает решения по спорам о компетенции между Народным Собранием, Президентом и Советом Министров, между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами; 4) устанавливает соответствие Конституции заключенных Республикой Болгарией международных договоров до их ратификации, а также соответствие законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, в которых Болгария выступает одной из сторон; 5) принимает решения по спорам о конституционности политических партий и объединений; 6) принимает решения по спорам о законности выборов Президента и Вице-президента; 7) устанавливает обстоятельства, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1, пункте 2 статьи 97 Конституции; 8) принимает решения по спорам о законности выборов народных представителей; 9) устанавливает неизбираемость или несовместимость народных представителей в связи с занятием другой деятельностью; 10) принимает решения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием, против Президента или Вице-президента; 11) лишает иммунитета, устанавливает неспособность исполнения обязанностей и несовместимость судьи Конституционного Суда. (2) Конституционный Суд сам решает, входит ли в его компетенцию вопрос, направленный ему.

Статья 17. Конституционный Суд рассматривает дела по запросу 1) не менее одной пятой членов Национального Собрания; 2) Президента Республики; 3) Совета Министров 4) Верховного Кассационного Суда; 5) Верховного Административного Суда; 6) Главного прокурора; 7) сторон по спорам о компетенции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 149 Конституции, включая муниципальные советы.

Статья 18. (1) Запросы в Конституционный Суд должны быть поданы в письменной форме и должны быть мотивированными. (2) Запросы представляются на болгарском языке и должны содержать: 1) наименование Суда; 2) наименование (имя), место нахождения (адреса) органов и лиц, отправивших иск. Когда запрос представлен группой народных представителей, первый по списку считается представителем и уведомляется по делу, если иное не указано в запросе; 3) наименование (имя) и место нахождения (адрес) заинтересованных учреждений и лиц, которые, по мнению запрашивающего, должны принять участие в слушаниях; 4) обстоятельства, на которых основан запрос; 5) предмет иска; 6) исходящий номер и печать органа, подавшего запрос; 7) подпись человека, подавшего запрос. (3) Доказательства обстоятельств, на которых основан запрос, должны быть указаны и должны прикладываться к запросу. (4) По спорам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 149 Конституции, к запросу прилагаются в письменном виде доказательства, указанные в части 3 статьи 17 Закона о Конституционном Суде. (5) Иск представляется в канцелярию Суда или по почте с копиями и приложениями согласно числу заинтересованных органов и лиц.

Статья 19. (1) Если иск не отвечает требованиям статьи 18, Председатель Суда устанавливает срок для устранения недостатков. (2) Если направивший орган или лицо не устранит недостатки в указанный срок, председатель вносит запрос на рассмотрение в Конституционный Суд, который решает, должен ли он быть возвращен. (3) Конституционный Суд может указать на необходимость устранения недостатков в любое время в течение слушаний в Суде.

Статья 20. (1) Председатель Конституционного Суда распоряжением возбуждает конституционное дело, определяет одного или нескольких судей-докладчиков и дату его рассмотрения. (2) Судья-докладчик подготавливает дело к рассмотрению в судебном заседании и подготавливает проект решения или определения и их обоснование.

Статья 21. (1) Заинтересованные органы и лица определяются Судом. О рассмотрении дела они уведомляются в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом. (2) Уведомления и объявления должны быть рассмотрены докладчиком, и если есть недостатки, он должен указать на необходимость их устранения. О невозможности их устранения докладчик должен сообщить Председателю Конституционного Суда.

Статья 22. (1) Конституционный Суд решает дела вынесением решений, резолюций и распоряжений. (2) Суд должен решить существо спора решением. (3) Суд должен решить о допустимости запроса и по другим процедурным проблемам резолюцией. (4) Председатель должен решать вопросы порядка судопроизводства в случаях, предусмотренных законом и настоящими Правилами; докладчик принимает решения в порядке подготовки дела, подлежащего рассмотрению.

Статья 23. (1) Решения и определения Конституционного Суда должны содержать: 1) дату и место их принятия; 2) наименование Суда, имена судей, докладчика и секретаря-протоколиста; 3) стороны слушаний; 4) номер дела, по которому постановлен акт; 5) вынесенное судом постановление. (2) Акты, указанные в параграфе 1, должны быть обоснованными. (3) Акты Конституционного Суда должны быть подписаны всеми судьями, участвовавшими в их принятии. Если один из судей не подписал акт, Председатель должен объяснить причину.

Статья 24. Конституционный Суд вправе рассматривать дела при присутствии не менее двух третей судей; в случаях, изложенных в статье 23 Закона о Конституционном Суде, Суд вправе рассматривать дела при присутствии не менее трех четвертей всех судей.

Статья 25. (1) Конституционное дело должно рассматриваться в двух стадиях: 1) на первой стадии решаются вопросы относительно допустимости иска; 2) на второй стадии дело рассматривается по существу. (2) Суд может принять решение о допустимости запроса на любой стадии конституционного процесса.

Статья 26. (1) Если Конституционный Суд установит, что запрос подан не названными в статье 17 настоящих Правил лицами или вопрос не относится к его компетенции, существуют другие процедурные препятствия, то он должен отказать в рассмотрении дела резолюцией о прекращении дела с указанием причин. В этом случае запрос возвращается адресанту. (2) Заинтересованным учреждениям и лицам, которые были уведомлены относительно начала слушаний, о прекращении дела сообщается письменно.

Статья 27. (1) Заседания Конституционного Суда проводятся без участия заинтересованных учреждений и лиц за исключением случаев, указанных в статьях 23 и 26 Закона о Конституционном Суде. (2) Конституционный Суд может принять решение о рассмотрении дела в открытом заседании.

Статья 27а. (1) Открытые заседания Конституционного Суда по существу рассматриваемого дела согласно части 2 статьи 27б проводятся при участии сторон (подателей запроса и заинтересованных лиц). Также могут присутствовать аккредитованные в Конституционном Суде представители средств массовой информации и граждане, если судьи сочтут, что важные соображения по делу делают нужным его рассмотрение в их присутствии. (2) В открытом заседании судьи заседают в мантиях и ожерельях с медальоном, на котором изображены государственный герб и надпись "Конституционный Суд Республики Болгария".

Статья 27б. (1) Стороны дела - коллегиальные государственные органы, государственные учреждения или юридические лица участвуют в открытом заседании через своих представителей, руководителей или председателей совета директоров. Последние могут уполномочить другое лицо быть своим представителем. Президент, Главный прокурор, как и другие единоличные государственные органы, являющиеся сторонами по делу, могут участвовать и через представителей. Если иск подан группой народных представителей, применяется второе предложение пункта 2 части 2 статьи 18. (2) В открытом заседании стороны кратко излагают свою позицию. Они могут представлять письменные доказательства.

Статья 27в. (1) О проведении открытого заседания стороны уведомляются письменно под расписку или путем направления телекса, факса, телеграммы или электронной почты. (2) В уведомлении стороны указывается: 1) дата и час заседания; 2) время, предоставленное им для устного изложения позиции согласно части 2 статьи 27б; 3) о необходимости уведомления представителей об информации, указанной в пунктах 1 и 2, и представления суду своих полномочий не позднее чем за 3 дня до дня заседания. (3) Неявка надлежащим образом уведомленной стороны и ее представителя не является препятствием для начала разбирательства.

Статья 27г. (1) Главный секретарь выдает пропуски присутствующим в открытом заседании аккредитованным при Конституционном Суде представителям средств массовой информации, как и гражданам. (2) При входе судей, Председателя Суда в зал Главный секретарь призывает присутствующих встать, пока судьи занимают свои места. Главный секретарь призывает присутствующих встать при выходе Суда из зала.

Статья 27д. (1) Председатель открывает заседание. Он объявляет номер дела, которое подлежит рассмотрению, называет явившиеся стороны, после этого предоставляет слово судье-докладчику для доклада по делу. (2) После доклада Председатель дает слово сторонам для устного изложения согласно части 2 статьи 27б, которое начинается с подателя запроса. (3) После окончания устного изложения Председатель объявляет дело рассмотренным и Конституционный Суд удаляется на совещание до провозглашения решения. (4) На провозглашение решения в заседание приглашаются стороны согласно статье 27в.

Статья 28. В заседании при объявлении решения Председатель Суда оглашает резолютивную часть решения и объявляет имена судей, которые подписали особое мнение. Судья-докладчик оглашает мотивировочную часть полностью или ее резюме.

Статья 29. (1) В производстве Конституционного Суда допустимы только письменные доказательства за исключением случаев, указанных в статье 23 Закона о Конституционном Суде. (2) Никто не может отказаться представить требуемую информацию, письменные или вещественные доказательства, независимо от того, содержат ли они государственную или официальную тайну. (3) Суд предоставляет возможность заинтересованным учреждениям и лицам представлять доказательства. (4) Конституционный Суд предупреждает участвующих в конституционном производстве об уголовной ответственности, если такая ответственность предусмотрена Уголовным кодексом.

Статья 30. (1) Когда Суд находит, что собранных доказательств достаточно и дело было рассмотрено, он должен принять решение в пределах двух месяцев. (2) Совещание при вынесении решения о допустимости иска и решения его по существу является тайным.

Статья 31. (1) Конституционный Суд постановляет решения числом более половины от всех судей. (2) При отмене иммунитета и установления неспособности судьи Конституционного Суда выполнять его обязанности, решение должны быть принято большинством не менее двух третей всех судей. (3) Воздержание от голосования не допускается.

Статья 32. (1) Конституционный Суд принимает его решения открытым голосованием. (2) Решения Конституционного Суда в соответствии с частью 2 статьи 148 и пунктом 8 части 1 статьи 149 Конституции должны быть приняты тайным голосованием. (3) Судьи, не согласные с принятым решением или с определением об отклонении запроса, могут подписать их с особым мнением и излагают свои позиции в письменной форме. (4) Если решение принято тайным голосованием, не допускается подписание к нему особого мнения. (5) Каждый судья может изложить письменно свое мнение в отношении акта Конституционного Суда.

Статья 33. (1) Решения Конституционного Суда вместе с обоснованием, особыми мнениями и мнениями, публикуются в "Държавен Вестник" в 15-дневный срок со дня его принятия. (2) Решения вступают в силу после трех дней после их публикации. (3) Решения по спорам о законности выборов Президента, Вице-президента или народного представителя, по установлению неизбираемости или несовместимости народного представителя, о неспособности исполнять обязанности и несовместимости судьи Конституционного Суда, вступают в силу со дня их постановления. (4) Акты Суда окончательны.

Статья 34. (1) В заседании Конституционного Суда составляется протокол, в котором отмечаются место и время заседания, состав Суда, участники слушаний и выполненные процедурные действия. (2) Протоколы должны быть подготовлены в течение семи дней со дня слушаний. Если протоколы не могут быть подготовлены в пределах этого периода, Председатель определяет новый срок. (3) Протокол подписывает Председатель и секретарь-протоколист. (4) Каждый судья и участник слушания могут просить исправления или дополнения протокола в семидневный срок со дня его изготовления. Этот запрос рассматривается Конституционным Судом, который принимает решение по нему открытым голосованием.

Статья 35. (1) Решения Суда обязательны для всех государственных органов, юридических лиц и граждан. (2) Если Конституционный Суд принял решение или определение о недопустимости направленного запроса, по данному предмету не могут быть представлены новые запросы.

Глава 5. СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Статья 36. Отдел делопроизводства обеспечивает деятельность Конституционного Суда.

Статья 37. На каждого судью и служащего Суда заводится служебное дело, в котором хранится документация, связанная с его назначением, изменениями в служебной деятельности, отпусках и с другими вопросами, связанными с его трудовыми отношениями.

Статья 38. (1) В Конституционном Суде ведутся следующие книги: 1) книга входящей и исходящей корреспонденции; 2) алфавитный указатель заведенных дел; 3) инвентарная книга по заведенным делам; 4) книга судебных заседаний; 5) книга конфиденциальной информации; 6) книга штрафов; 7) книга вещественных доказательств; 8) архивная книга по передаче разрешенных дел из отдела судебного судопроизводства в архив; 9) библиотечная книга. (2) Все книги должны быть пронумерованы, опечатаны печатью Суда и заверены подписью Председателя.

Статья 39. (1) Поступающие документы должны быть зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции в день прибытия путем указания даты и регистрационного номера. (2) После получения документов по почте конверт с маркой и штампом сохраняется. (3) Для корреспонденции по тому же предмету только первое письмо должно быть зарегистрировано в поступающем регистре, получение последующих писем регистрируется в специальной колонке журнала.

Статья 40. Документы, которые не относятся к конституционным делам, хранятся в делах канцелярии.

Статья 41. Все исходящие из Суда документы должны быть зарегистрированы в журнале исходящей информации.

Статья 42. (1) Возбужденные конституционные дела должны регистрироваться в инвентарной книге и алфавитном указателе. (2) Документация по возбужденным делам должна быть помещена в папки, оформленные по утвержденному Председателем Конституционного Суда образцу.

Статья 43. (1) Если дело нужно вынести из помещения, где оно хранится, служащий должен сделать примечание, кому оно передано, в заполняемой им книге. (2) Конституционные дела могут быть даны только судье Конституционного Суда. (3) По распоряжению Председателя Конституционного Суда материалы дела могут быть представлены в канцелярию Суда для ознакомления другим лицам. (4) В материалах дела не допускаются пометки, подписи и подчеркивания.

Статья 44. Представленные по делу письменные или вещественные доказательства могут быть возвращены только на основании определения Конституционного Суда.

Статья 45. (1) Конституционные дела не могут направляться другим органам и учреждениям. (2) В исключительных случаях они могут быть представлены высшим государственным органам в соответствии с определением Конституционного Суда.

Статья 46. (1) Если дело потеряно или уничтожено, Председатель Суда приказывает его восстановить. Для этого составляется акт Главным секретарем и используется любой документ, относящийся к делу, находящийся в Суде, других учреждениях и у сторон. (2) После окончания сбора материалов составляется протокол о восстановлении документов, Конституционный Суд в открытом судебном заседании и с уведомлением сторон выносит определение о восстановлении. (3) Если дело не было восстановлено и Суд вынес определение об этом, может быть возбуждено новое дело, которое должно быть принято, если запрос подан в срок, предписанный законом.

Статья 47. (1) Ежегодно проводится проверка наличия дел в судебном делопроизводстве. (2) О делах, не обнаруженных при проверке, уведомляется Председатель Конституционного Суда.

Статья 48. Вещественные доказательства, поступившие в Суд, регистрируются в журнале вещественных доказательств и хранятся в порядке, установленном Судом.

Статья 49. Документы, представленные как доказательства по делу, могут по распоряжению Председателя храниться в Суде.

Статья 50. Если к делу приложены вещественные доказательства, ценности и деньги, Конституционный Суд постановляет об их возврате сторонам, передаче в доход государственного бюджета или уничтожению, о чем составляется протокол.

Статья 51. Материалы рассмотренных дел и корреспонденция передаются в архив не позже марта следующего года.

Статья 52. (1) При передаче конституционного дела в архив, книги и канцелярские дела регистрируются в архивной книге. Каждому делу присваивается архивный номер и номер связи. (2) В инвентарной книге указывается номер архивного дела.

Статья 53. (1) Материалы архива хранятся в специальном помещении. (2) Доступ посторонних людей к этому помещению ограничен. (3) Информация из дела, переписка и другие документы из архивов для официального пользования могут быть выданы по разрешению Председателя Конституционного Суда.

Статья 54. (1) Рассмотренные дела хранятся в архиве Конституционного Суда. (2) Дела могут быть переданы в Центральный государственный архив по разрешению Конституционного Суда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Настоящие Правила приняты на основании § 1 "Переходных и заключительных положений" Закона о Конституционном Суде (Държавен Вестник. 1001. N 67). § 2. Настоящие Правила вступают в силу спустя три дня после публикации в "Държавен Вестник".

Правила организации деятельности Конституционного Суда были приняты 6 декабря 1991 г. судьями Конституционного Суда и скреплены печатью Суда.

Название документа