Современная международная нормативная система

(Амплеева Е. Е.) ("Юрист-международник", 2008, N 1) Текст документа

СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

Е. Е. АМПЛЕЕВА

Амплеева Е. Е., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного права С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

В условиях глобализации современный мир побуждает к переосмыслению и пересмотру всей системы правового регулирования в различных сферах, во всех отраслях национального и международного права. Это вызвано появлением новейших субъектов мирохозяйственного общения как на национальном, так и на международном уровнях. Понятие "мировое сообщество государств", возникшее после Второй мировой войны и проявившееся в создании ООН, находится в процессе постоянного развития и укрепления, олицетворяя высокую степень взаимодействия и взаимозависимости государств в современном мире <1>. Неслучайно поэтому условием функционирования международного сообщества в современных условиях служит система субъектов международного права, которые как крупные социальные формирования управляют сложными политическими, экономическими и дипломатическими отношениями. -------------------------------- <1> Мовчан А. П. Международное право и мировой порядок // Московский журнал международного права. 1993. N 3. С. 17.

Международное и мировое сообщество взаимосвязаны между собой и выступают как элементы глобальной социально-политической системы. Как части единой системы международное сообщество и мировое сообщество должны находиться в определенном соответствии друг другу. Существенный разрыв неизбежно порождает кризис. Ныне международное сообщество как управляющая система отстает от потребностей достигшей высокой степени единства глобальной экономической и финансовой системы. В этом одна из причин периодически разражающихся кризисов <2>. -------------------------------- <2> Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI в. М., 2000. С. 61.

Структура современного международного сообщества отражает иерархичность его строения, т. е. имеет несколько уровней организации, неодинаково взаимосвязанных и взаимодействующих. Субъектами международного сообщества выступают нации, государства, международные организации, а также союзы и объединения государств. Понятие "субъект международного права", долгое время использовавшееся лишь в научных трудах по международному праву, в последние годы стало активно использоваться в международно-правовых актах, в частности в универсальных международных конвенциях, подготовленных Комиссией ООН по международному праву <3>. -------------------------------- <3> Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. // Международное право: Сборник документов / Под ред. А. Н. Талалаева. М., 2000.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в мире прослеживаются две основные тенденции развития международного сообщества: - во-первых, тенденция взаимодействия государств, укрепления сотрудничества между собой, стремление государств к интеграции, к совместному рассмотрению важнейших проблем современности. Идея союза государств, объединенных вместе на принципах долевого участия, - есть главный исторический опыт современного мира, особенно с множественными попытками наднациональных организаций и тенденции к интеграции в XXI в. Растет число международных органов и международных организаций в этой области, например недавнее преобразование Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию, расширение Европейского союза (ЕС) и пр.; - во-вторых, стремление государств к сохранению независимой политики, укреплению государственного суверенитета и руководства собственными национальными интересами при решении мировых проблем. Отмеченная тенденция обусловлена ростом национального самосознания, стремлением к национальной идентификации. В мировой политике еще велика роль права экономического могущества, которое находит и организационное оформление, нередко юридически неоформленное. Достаточно вспомнить о роли "Большой восьмерки" (G-8) в решении глобальных экономических проблем, что вряд ли содействует развитию экономического сотрудничества государств. Действие обеих отмеченных тенденций можно проследить в отношениях как в пределах одного государства, так и между различными нациями <4>. Следовательно, в условиях глобализации происходит поиск современных форм и методов правового регулирования в рамках нового геоэкономического миропорядка <5>. Речь идет о новом классе договоров, конвенций, рамочных "законов-доктрин", определяющих новый подход с учетом интересов всех участников международно-правового регулирования <6>. -------------------------------- <4> Крылова Н. С. Содружество Наций: политико-правовые проблемы. М., 1991. С. 4. <5> Кочетов Э. Х. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 89 - 90. <6> Фархутдинов И. З. Иностранные инвестиции: глобальные правовые парадигмы // Право и политика. 2003. N 10. С. 57 - 71.

В современном мире все более обостряется проблема взаимовыгодного сотрудничества государств и установления новых форм договорного взаимодействия. Однако чтобы точнее очертить круг международно-правовых проблем, необходимо представлять те тенденции, которые происходят в мировом хозяйстве. Глобализация мировой экономики - это сложное явление. Беспрецедентный рост экономического сотрудничества и международной торговли для каждой страны объясняется объективными причинами. Сегодня мировая экономика не расколота на мировое капиталистическое и мировое социалистическое хозяйство, как это сложилось в середине XX в. О параметрах, структуре, закономерностях развития мировой экономики говорит обширная научная литература <7>. Вывод один - тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества. Глобализация как феномен последних двух-трех десятилетий является конституирующей основой, которая формирует мир завтрашнего дня. -------------------------------- <7> См., например: Ломакин В. К. Мировая экономика. М., 1998; Семенов К. А. Международные экономические отношения. М., 1998; Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. М., 2000; и др.

Генеральным направлением развития мирового хозяйства является движение человечества к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг, инвестиций (капиталов), к единому экономическому пространству. Система международных экономических отношений является объектом нормативного регулирования. Вместе с международными экономическими отношениями меняется и международная нормативная система, которая тесно связана с внутригосударственным правом. Вопросы роли и места международного экономического права в международной нормативной системе, перспективы его развития в эпоху глобализации носят не только теоретический, но и практический характер, связанный с оставшимися за пределами внимания государственными интересами. В экономическом аспекте проблемы международного экономического права изучаются в рамках мировой экономики, международных экономических отношений. В политологическом аспекте проблемы международного экономического права исследуются, в частности, геополитикой и политологией. С позиций частного права вопросы и проблемы международного экономического права и международных экономических отношений в той или иной степени охватываются международным частным правом, гражданским и торговым правом зарубежных стран. Современная система международных экономических отношений переживает процесс интенсивного развития, связанного с перестройкой политической конфигурации мира, переходом от биполярного мироустройства к новой структуре баланса сил и интересов <8>. Основными нерешенными задачами современных международных экономических отношений с точки зрения правопорядка являются несправедливая система международного разделения труда и международных экономических отношений, а также применение государствами экономической силы и мер экономического воздействия на основе самостоятельной оценки юридических фактов. -------------------------------- <8> Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М., 2003. С. 5 - 6.

За последние 10 - 15 лет мировое экономическое пространство стремительно превратилось в единое целое - глобальное по своим масштабам <9>. Глобализация проявляется в интернационализации хозяйственной жизни, транснационализации предприятий и банков, экономической интеграции государств. С глобализацией связаны и такие явления, как дифференциация государств по уровню экономического развития, разрыв в уровне экономического развития групп государств. -------------------------------- <9> Шумилов В. М. Указ. соч. С. 5.

У современного этапа глобализации три основных символа. Это Интернет, "горячие деньги" и транснациональные корпорации (ТНК), которых довольно много (более 53000), и на их долю приходится четверть глобального ВВП <10>. На долю ТНК также приходится треть мирового экспорта обрабатывающей промышленности, 60% мировой торговли (мировая торговля в основном идет между филиалами транснациональных компаний) и 80% мировой торговли технологиями. Среди ТНК выделяется особая группа суперТНК. Это компании с многомиллиардными оборотами и глобальными интересами, такие, как "Дженерал Моторс", "Форд", "Мицубиси", "Эксон", "Тойота". Оборот этих компаний нередко превышает ВВП целых государств. Подобные предприятия превращаются в основу для глобализации мировой экономики, а фактически - для размывания экономических границ между государствами. Государства используют "свои" ТНК/ТНБ как ударную силу в целях обеспечения долгосрочных стратегических государственных интересов, усиления своего воздействия на экономическую и правовую среду других государств <11>. -------------------------------- <10> Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003. С. 131. <11> Шумилов В. М. Глобализация мировой экономики и глобальная правовая система // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. N 8. С. 75 - 76.

В мире сложилась ситуация международного долгового кризиса. Обострилась международная конкуренция на отдельных товарных рынках и в целых секторах мировой экономики. При этом международная экономическая система рассчитана исключительно на национальные экономики открытого типа - рыночные экономики, обращенные к внешнему рынку. Все больше стран переходят к экономике открытого типа. Идет формирование новых центров экономической силы <12>. -------------------------------- <12> Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М., 2003. С. 5.

Открытость и прозрачность экономики, государства и общества как атрибут современного экономического развития вызвали принципиальные изменения в межгосударственном сотрудничестве. В последние два десятилетия наступил перелом - прежние протекционистские тенденции пошли на убыль, тогда как развернулся процесс постепенного сокращения величины таможенных барьеров и растущего признания необходимости либерализации международных экономических отношений. Это обстоятельство объективно подводит страны с государственной экономикой к необходимости переходить к рыночному регулированию. Правовая система каждой страны тем не менее по-прежнему остается ее важнейшей характеристикой, неотъемлемым элементом. Это первый, по мнению юристов-международников, микроэкономический уровень глобализации. Второй уровень - это макроэкономический уровень или сфера согласования, переплетения, состыковки публичных интересов при помощи экономической интеграции государств <13>. Каждая международная экономическая организация (интеграционное объединение) имеет свою институциональную надстройку, действует на основании своего учредительного договора, осуществляет строго определенные функции. В связи с этим меняется экономическая функция государства. -------------------------------- <13> Шумилов В. М. Концепция глобальной правовой системы // Юрист-международник. 2003. N 3. С. 46.

С одной стороны, государство "передает экономику" частным лицам (при помощи приватизации, продажи пакетов акций и т. п.), переключаясь на задачи обеспечения конкурентной среды, регулирование экономики рыночными механизмами, с другой - государство включается в защиту национальной экономики от конкуренции извне, согласовывая общие правила с другими государствами. Для достижения этой цели государства вынуждены были объединяться в интеграционные блоки, а в настоящее время заметна тенденция к объединению между блоками. Но глобализация экономики порождает и немало проблем. Главная состоит в том, что многие государства лишены или ограничены в возможности пользоваться благами этого процесса. Прежде всего, это развивающиеся страны и в немалой мере страны с переходной экономикой (бывшие социалистические). Сказанное относится и к России. Разделение государственными границами некогда единого экономического комплекса СССР поставило проблему нового налаживания связей с его бывшими частями. К сожалению, отсутствие должного опыта у новых независимых государств ведет к тому, что их рынки осваиваются капиталом из дальнего зарубежья. Начиная с 1992 г. в рамках СНГ заключаются двух-, трех-, четырехсторонние соглашения в области транспорта, связи, таможенного дела, энергетики, промышленной собственности, поставки товаров и т. д. В 1993 году был принят Устав СНГ, указавший в качестве одной из основных целей экономическое сотрудничество в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов в рамках общего экономического пространства, в интересах углубления интеграции. Особо следует отметить задачу координации действий в осуществлении экономических реформ, предусматривается поэтапное углубление интеграции, для чего будет формироваться общий рынок, валютный и таможенный союзы. Вместе с тем большинство актов СНГ принимаются далеко не всеми государствами-членами. Отсюда тенденция к интеграции с участием ограниченного числа государств. Показателен в этом плане Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г. Аналогичные интеграционные процессы происходят и в других регионах планеты: созданы и широко применяются система экономических льгот и преференций для стран Содружества Наций (чаще упоминаемого как Британское Содружество), интеграция государств долларовой зоны (страны - участницы НАФТА - Североамериканской организации свободной торговли), создание Африканского союза и перспективы введения единой валюты - афро. В сущности, это свидетельства того, что формируются глобальные правовые пространства и встает проблема управляемости мировым развитием в целом. Таким образом, глобализация мировой экономики способствует созданию, с одной стороны, единого экономического пространства, а с другой - формированию соответствующей политико-правовой надстройки. Глобализация требует, чтобы практические вопросы либерализации национальных экономик были оформлены и зафиксированы политико-правовыми средствами, в частности, в рамках Всемирной торговой организации - ВТО <14>. -------------------------------- <14> Фархутдинов И. З. Международное или глобальное право // Юрист-международник. 2004. N 4. С. 19.

Либерально-демократическое государство является закономерным этапом развития человеческого общества. Такое государство, по мнению И. И. Лукашука, открывает значительный простор для социального прогресса. В первую очередь речь идет о развитии производительных сил, о научно-техническом прогрессе, значение которых для цивилизации трудно переоценить. Немалые возможности имеются и для совершенствования демократии, улучшения социального обеспечения, развития политической культуры и правосознания общества. Значителен потенциал и в совершенствовании международной нормативной системы, в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством <15>. -------------------------------- <15> Лукашук И. И. Указ. соч. С. 35.

В глобальной социальной системе, рассчитанной на демократические, рыночные государства, можно выделить несколько уровней отношений <16>: -------------------------------- <16> Шумилов В. М. Глобализация мировой экономики и глобальная правовая система // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. N 8. С. 78.

1) отношения, охватываемые внутригосударственным правом, т. е. речь идет о так называемых отношениях частноправового характера с иностранным элементом; 2) отношения между государствами и не только, т. е. отношения между публичными лицами. Эти два уровня отношений традиционны, входят в предмет регулирования международного частного права (МЧП) и международного публичного права (МПП), не вызывают никаких сомнений ни по форме, ни по содержанию. На современном этапе пределы действия международного частного и международного публичного права, характер и правовая природа международных организаций, а также их возможность играть весьма значимую роль в становлении международного сотрудничества будут представлять собой как бы равнодействующую силу в стремлении государств сохранить характер основного субъекта международного права, государственный суверенитет. С другой стороны, постоянно растущая взаимозависимость государств требует развития международных норм и институтов. Международное частное право обеспечивает нормальное взаимодействие сложных правовых систем и правовое регулирование большого объема межгосударственных связей. Нормы МЧП являются основой юридического взаимодействия все новых отраслей права государств и характеризуются наличием особого метода регулирования (коллизионного). Нормы МЧП образуют определенное единство, свидетельством тому служит факт принятия в ряде стран законов о международном частном праве. Как международная практика, так и специалисты в области международного частного права исходят из того, что это право является частью внутреннего права государств. Международное право регулирует взаимодействие правовых систем, в основном разграничивая сферы их действия. Международное сотрудничество содействует упрочению правовых основ взаимодействия государств. В этом плане достигнуты ощутимые результаты, прежде всего благодаря деятельности Совета Европы. Принятые им международно-правовые акты в области прав человека оказали существенное влияние на правовые системы государств, на многие его отрасли, включая такие, как конституционное и уголовное право. В том же направлении действуют и политические обязательства, вытекающие из актов ОБСЕ, ощутимо продвинулось сближение национального гражданского и трудового права. Согласование внутреннего права с международным правом охватывает все более широкие области жизни общества, ведет к сближению национальных правовых систем. Международное право служит основным инструментом гармонизации и унификации права государств, закрепило универсальные стандарты демократии. Сложнее обстоят дела с двумя другими группами отношений, которые, по мнению В. М. Шумилова, входят в орбиту транснационального и наднационального права; 3) отношения между частными лицами в тех вопросах, которые не регулируются ни внутренним, ни международным правом. В этом случае частные лица разных государств, будучи заинтересованными в обеспечении порядка, создают собственную автономную систему регулирования - нечто вроде договорного международного права или так называемое транснациональное право. Транснациональное право представляет собой особую синтетическую правовую сферу, в которой взаимодействуют как субъекты международного права, так и субъекты внутреннего права <17>. В таком понимании транснациональное право есть необходимое промежуточное звено между внутренним и международным правом, т. е. звено, посредством которого происходит усиление взаимосвязей и взаимозависимости двух правовых систем. -------------------------------- <17> Шумилов В. М. Указ. соч. С. 73.

Следует отметить, что теория транснационального права далеко не нова. Еще в начале 20-х гг. XX в. данная концепция была разработана профессором Харьковского института народного хозяйства В. М. Корецким <18>. Ученый обосновал концепцию международного хозяйственного права, объединяющую международно-правовые и национально-правовые нормы, регулирующие международные экономические отношения <19>. В 1956 году американский профессор Ф. Джессон опубликовал исследование на тему "Транснациональное право". Его концепция исходила из равного статуса государств и юридических лиц в сфере международных отношений <20>. В современных условиях эта концепция получила наибольшее развитие в сфере международного экономического права. -------------------------------- <18> Корецкий В. М. Избранные труды. Кн. 1. Киев, 1989. <19> Там же. С. 95. <20> International economic theory and international economic Law // The structure and progress of international law. The Hague. 1986.

Действительно, мировая экономика в решающей мере контролируется крупным капиталом, который, в свою очередь, является доминирующей экономической силой. Транснациональные компании довольно успешно избегают контроля со стороны государства. Сегодня около 70% мировой торговли осуществляется внутри промышленных отраслей или внутри компаний. В США в 2004 г. внерыночная торговля составила примерно 40% всей торговли страны. Все это ограничивает возможности контроля со стороны государства за деятельностью ТНК как внутри страны, так еще в большей степени за ее пределами. Угроза способности государства осуществлять свою власть представляет угрозу и демократии. Очевидность этого побудила сторонников власти ТНК утверждать, будто демократия возможна и без государства <21>. -------------------------------- <21> Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI в. М., 2000. С. 24.

Подобные концепции не остаются достоянием теории. Они реализуются в практике западных держав. Могущество американского бизнеса является важным фактором внешней политики США. США стремятся повысить свою способность иметь дело с транснациональными опасностями, формируя коалиции с негосударственными факторами, прежде всего с корпорациями, а также неправительственными организациями и международными учреждениями, такими как ООН, Всемирный банк и МВФ. Итак, роль бизнеса в глобальной экономике на сегодняшний день является общепризнанной. В "Повестке дня для демократизации" Генеральной Ассамблеи ООН говорится, что "бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". На этом основании делается вывод, согласно которому "сектор частного бизнеса, особенно транснационального бизнеса, должен быть признан как необходимый фактор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне" <22>; -------------------------------- <22> Цит. по: Лукашук И. И. Указ. соч. С. 25.

4) особый интерес представляют отношения в сфере надгосударственной юрисдикции, которые также порождены глобальными проблемами и интересами. Поясним, что на международно-правовом уровне появляются нормы, имеющие прямое, а не опосредованное внутренним правом действие в отношении частных лиц. Например, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), входящее в пакет соглашений ВТО, предусматривает непосредственное действие в отношении поставщиков услуг. В западной науке международного права индивид или группа лиц уже более полувека выделяется в качестве особого субъекта. Факт непосредственного применения отдельных норм международного права к индивидам бесспорен и получил широкое применение, например: - Устав МОТ устанавливает право подачи петиций профсоюзов по поводу несоблюдения конвенций для членов МОТ; - право обращения граждан или юридических лиц в Европейский суд предоставляет Боннское соглашение 1952 г. для стран Европейского союза; - военные преступники (физические лица) привлекаются международным судом к ответственности в качестве подсудимых международных военных трибуналов в Нюрнберге, Токио, Женеве. Сюда же относится пример учреждения Международного уголовного суда универсальной юрисдикции; - международные соглашения налагают обязанности на должностных лиц международных организаций и их органов, а также лиц, выступающих в личном качестве, например арбитров. Таким образом, в международном праве, как и во внутреннем праве, приходится признать наличие разных категорий субъектов. Особенность международного права состоит в наличии правообразующих субъектов. Вместе с тем существование неправообразующего субъекта, которого можно назвать специальным, возможно. По мнению Я. Броунли, в самой структуре международного права нет ничего такого, что предполагало бы монополию государств на обладание международной правоспособностью - они могут, если захотят по договоренности между собой, создать и другие субъекты международного права. Утверждать, что только государства обладают правами и обязанностями в сфере международных отношений, означало бы отказать им в подобной возможности. Более того, в международном праве нет никаких норм, которые накладывали на государства такие ограничения свободы их действий <23>. -------------------------------- <23> Курс международного права. В 7 т. М., 1989. Т. 1. С. 34.

Наиболее емко эту концепцию изложил Г. В. Игнатенко, отмечая, что "если мы в соответствии с современной трактовкой предмета международно-правового регулирования примем характеристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международно-правовыми приемами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей, то признаем связанную с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода отношений новых участников - юридических лиц, физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, составных частей федеративных государств" <24>. Известно, что во многих развитых государствах идут процессы перераспределения внутренней компетенции. Государства передают все больший объем компетенции вниз - субъектам федерации, органам местного самоуправления. В передаваемый круг компетенции входят права на осуществление международных связей с иностранными государствами в соответствии с законодательным разграничением полномочий между федеральным центром и субъектом федерации. Результатом этого становится интенсификация международно-правовых отношений. -------------------------------- <24> Международное право / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2000. С. 46.

Признаки наднациональности присутствуют в деятельности ряда международных организаций регионального и универсального характера. Заметим, что приобретение наднациональных полномочий некоторыми международными организациями связано с перерастанием данного международного образования если не в федерацию, то в новое образование федеративного типа. Вместе с тем в научной литературе термин "наднациональность" вызывает множество споров. Понятие наднациональности дано в работах А. Н. Талалаева, В. А. Василенко, А. С. Фещенко и др. Так, по их мнению, определение наднациональности должно идти в русле проблемы взаимоотношений государственного суверенитета и полномочий органов международной организации. Проблема существования надгосударственности возникает в связи с усилением глобальных проблем и поиском наиболее эффективных путей их решения в рамках международных организаций <25>. Таким образом, это означает предоставление учредителями международной организации (государствами-членами) права обсуждать вопросы, которые обычно государства считают относящимися к своей внутренней компетенции и принимают по ним решения обязательного характера без согласия заинтересованной стороны или сторон. Решения с течением времени начинают рассматриваться как действующие и применяются непосредственно в отношении индивидов, должностных лиц и т. д. Этот процесс может и должен идти достаточно медленно и постепенно. -------------------------------- <25> Моисеев А. А. Надгосударственность в современном международном праве. М., 2007. С. 176.

В качестве примера региональной международной организации такого типа следует привести Европейский союз. Переплетение межгосударственных и наднациональных форм отмечалось в ЕС уже с момента зарождения, поэтому отличительной чертой европейской экономической интеграции считается постоянное противоборство двух начал - международно-правового и наднационального, которые усилились после подписания единой Европейской конституции. Для Европейского союза являются характерными: - специфическое членство, которое затрагивает первичную правоспособность государств-членов; - наличие общих органов, обладающих наднациональными полномочиями; - обязательность принятого решения для всех членов организации (например, директив Совета министров); - развитая нормативная база; - наличие особого судебного органа; - право выхода в любое время из состава Союза. Следует также добавить, что подобная трансформация ЕС стала возможной исключительно благодаря особенностям правосубъектности классической международной организации. Западноевропейская школа характеризует природу международных организаций тремя чертами: межгосударственный характер, качество добровольного объединения и постоянство. При этом первые две черты, на наш взгляд, как раз и показывают разницу между международной организацией и внутригосударственным механизмом. В наибольшем объеме, кроме ЕС, международной правосубъектностью на универсальном уровне пользуются ООН и ее специализированные учреждения, в частности МВФ. Членство в международной организации наделяет государство правом воздействовать на решение вопросов в региональном или во всемирном масштабе. Другими словами, на сегодняшний день только некоторые международные организации приобрели в отношении суверенных государств-членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. В таком понимании наднациональное право предстает как необходимое звено для обеспечения иерархичности формирующейся глобальной правовой системы. В формировании глобальной правовой системы сделаны, по мнению И. И. Лукашука, важные, но все же лишь первые шаги <26>. Данный процесс не следует понимать упрощенно, как некую стандартизацию национальных правовых систем, он гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее. Однако нельзя не согласиться с тем, что традиционная доктрина международного права в отношении субъектов права становится тесной, в нее не вписываются реалии последних десятилетий, наглядно обозначенные в сфере международно-экономических отношений <27>. Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно-правового регулирования, побуждает теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права. -------------------------------- <26> Лукашук И. И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. N 3. С. 122. <27> The Seventieth Conference of the International Law Association in New Delhi, April 2 - 6, 2002. L., 2002.

Название документа