О становлении и развитии Российского бизнес-инкубатора в Сингапуре

(Обрезанов С. А.) ("Информационное право", 2008, N 1) Текст документа

О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА В СИНГАПУРЕ

С. А. ОБРЕЗАНОВ

Обрезанов С. А., директор Российского бизнес-инкубатора в Сингапуре, кандидат исторических наук.

Вопрос: Зачем Правительство России создало единственный зарубежный бизнес-инкубатор в Сингапуре, и каково его место в информационно-коммуникационной системе инновационной инфраструктуры России. Ответ: 15 августа 2006 г. руководитель российского Министерства экономического развития и торговли г-н Г. О. Греф, с одной стороны, и руководитель сингапурского Министерства торговли и промышленности г-н Лим Хун Кан (Lim Hng Kiang) с другой подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур по вопросам экономического сотрудничества в области особых экономических зон. В указанном документе были прописаны направления двустороннего взаимодействия, основным из которых стало установление российско-сингапурского сотрудничества в области создания и функционирования особых экономических зон в РФ, определение и согласование наиболее перспективных направлений такого сотрудничества, а также создание механизма его координации. При этом было согласовано, что сингапурская сторона признается консультирующей стороной и организует обучение сотрудников органов исполнительной власти Российской Федерации, включая представителей администраций регионов. Кроме того, были определены условия участия сингапурской стороны в развитии особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Томске и особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Республике Татарстан. В развитие российско-сингапурского взаимодействия по линии двух ведомств 3 ноября 2006 г. был подписан Протокол о намерениях, участниками которого стали: с сингапурской стороны - Совет по экономическому развитию Республики Сингапур - СЭРС (The Singapore Economic Development Board - EDB); с российской стороны - Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Предметом Протокола стало намерение сторон создать российский бизнес-инкубатор в Сингапуре - первая такого рода инициатива российской стороны на зарубежной территории. 27 февраля 2007 г. состоялась регистрация российского бизнес-инкубатора "Футурус" <1> в качестве юридического лица по законодательству Республики Сингапур (Russian Business Incubator "Futurus" Pte. Ltd.). -------------------------------- <1> Примечание: - на момент регистрации РБИ в Сингапуре уже существовало 114 бизнес-инкубаторов, из которых 43 представляли интересы 21 страны мира.

Согласно вышеназванному Протоколу основная активность российского бизнес-инкубатора (РБИ) должна была быть ориентирована на: - расширение отечественного высокотехнологичного экспорта путем продвижения российских технологий, их коммерциализации и развертывания на их основе производств на рынках Сингапура и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); - продвижение российских научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, инженерных сервисов и инвестиционных проектов; - содействие росту российских компаний и обеспечение их доступа на мировые рынки, используя возможности Сингапура. Как представляется, выбор Республики Сингапур для создания здесь российского бизнес-инкубатора не является случайным, и в пользу этого говорят следующие обстоятельства. Сингапур является одной из самых динамично развивающихся экономик не только Азии, но и мира. Ключевыми элементами, обеспечившими быстрое развитие республики, стали: - удобное географическое расположение, позволившее превратить морской порт Сингапура в крупнейший мировой логистический центр; - заметная ориентация на нефтехимический комплекс, что в конечном итоге привело к тому, что Сингапур занял 3-е место в мире по переработке нефти; - упор в последнее десятилетие на развитие высокотехнологичных и наиболее передовых отраслей экономики при одновременном проведении жесткой политики по охране и защите прав на интеллектуальную собственность; - создание максимально благоприятных, в т. ч. налоговых, условий для активного привлечения иностранных компаний и содействия становлению и развитию местного бизнес-сообщества. В итоге, по оценке экспертов Швейцарской бизнес-школы (IMD business school), ежегодно выпускающей обзор конкурентоспособности мировых экономик (the World Competitiveness Yearbook), Сингапур по итогам 2006 года занял второе место в мире по уровню конкурентоспособности <2>. -------------------------------- <2> The Straits Times, May 10, 2007.

Кроме того, согласно обозрению, подготовленному Bank for International Settlements (BIS) в апреле 2007 года, Сингапур был признан ключевым глобальным финансовым центром и занял пятое место в мире по торгам на бирже <3>. В обозрении отмечалось, что на сингапурской бирже совершается в среднем сделок на сумму до 231 млрд. долларов США. Интересно, что по сравнению с апрелем 2004 года, когда было выпущено предыдущее обозрение, рост составил 84% <4>. -------------------------------- <3> Первое место досталось Великобритании, второе - США, третье - Швейцарии, четвертое - Японии. <4> The Straits Times, September 26, 2007.

Наконец, как отмечалось в отчете Мирового банка, Республика Сингапур является самым лучшим местом в мире (из 178 стран) для создания частной компании и ведения бизнеса. На втором месте - Новая Зеландия, на третьем - США, на четвертом - Гонконг. Оценка осуществлялась по 10 индикаторам, которые включали систему налогообложения, время и стоимость открытия своего бизнеса, коммерческое право, таможенные процедуры и т. д. <5>. -------------------------------- <5> The Straits Times, September 27, 2007.

За десять месяцев с момента регистрации бизнес-инкубатора были наработаны определенные заделы и сформированы основные направления деятельности РБИ с учетом проявленной заинтересованности как сингапурской, так и российской сторон. В частности, в настоящее время деятельность бизнес-инкубатора осуществляется по следующим направлениям: - целевые предложения результатов научно-технической деятельности ряда российских компаний в виде готовых или находящихся в завершающей стадии технологий с последующей отработкой с сингапурскими партнерами механизма вывода российских технологий на рынок стран АТР; - целевые предложения готовых российских высокотехнологичных изделий и комплексов; - с учетом высказанной с сингапурской стороны заинтересованности начата работа по адресному поиску готовых высокотехнологических изделий и технологий в России; - в предварительном плане начались консультации с рядом сингапурских компаний (Ascendas, CapitaLand, Hexagon и др.) по отработке алгоритма содействия их выходу на российский рынок с целью включения в перспективные совместные российско-сингапурские проекты. В последующем помимо вышеназванного планируется также проводить работу и по таким направлениям, как: - продолжение расширения круга российских высокотехнологичных компаний и отдельных изобретателей, являющихся собственниками технологий и высокотехнологичных изделий, которые могут представлять интерес с точки зрения их коммерциализации и продвижения на рынки стран АТР; - предоставление пакета информационных и административных услуг российским компаниям, заинтересованным в коммерциализации своих высокотехнологичных разработок в Сингапуре и странах АТР; - содействие в регистрации, создании и развитии на территории Сингапура стартапов и иных совместных российско-сингапурских компаний в сферах технологического и промышленного сотрудничества; - содействие российским компаниям в получении правовой охраны интеллектуальной собственности в Сингапуре и странах АТР, а также содействие в продажах лицензий на изготовление их наукоемкой продукции; - организация тренингов, семинаров и программ обучения по направлениям деятельности инкубатора; - целевые исследования рынков стран АТР на предмет выявления потребностей в новых конкурентных высокотехнологичных товарах и услугах, а также технологиях, в т. ч. уже имеющихся в России, или которые могут быть разработаны отечественными производителями под конкретные запросы рынка; - предоставление информационно-консалтинговых и иных услуг компаниям из стран АТР в России.

Название документа