Конституционные основы сближения Российской Федерации и Республики Беларусь

(Сергиенко Ю. П.)

("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 4)

Текст документа

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СБЛИЖЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ю. П. СЕРГИЕНКО

Сергиенко Ю. П., первый проректор Международного института трудовых и социальных отношений (г. Минск, Республика Беларусь).

В условиях происходящих в мире процессов глобализации, наличия внешних угроз, объективных потребностей расширения экономического пространства, укрепления духовного родства граждан Российской Федерации и Республики Беларусь прогрессивное значение имеет строительство Союзного государства России и Беларуси. Правовой основой для его создания является Договор от 8 декабря 1999 г., имеющий статус учредительного международного акта. Реализация этого Договора в значительной степени зависит от национального законодательства обоих государств, так как близость его содержания, на наш взгляд, является условием ускорения интеграционных процессов, гарантирует выполнение сторонами Договора взятых на себя обязательств.

В этой связи особую значимость имеют статьи Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь, закрепляющие основы конституционного строя. Важность этих частей конституционных актов обусловлена тем, что, как вполне объективно отмечает профессор С. А. Авакьян, конституционный строй - это закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Структурными элементами конституционного строя являются политические, экономические, социальные и духовные основы. Их сущность закреплена в специальных статьях Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь, составляющих в своей совокупности основы конституционного строя каждого из названных государств. В первых статьях обеих Конституций они характеризуются как демократические, правовые государства. В этой же статье белорусской Конституции Республика Беларусь называется и социальным государством. Данный признак Российского государства закреплен в ст. 7 Конституции Российской Федерации. Таким образом, Россия и Беларусь имеют одинаковую содержательную сущность, то есть являются демократическими, правовыми, социальными государствами. Следовательно, осуществляя интеграционные процессы, им не нужно менять свою сущность как демократических, правовых, социальных государств.

Согласно вторым статьям Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь для обоих государств высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Этот конституционный постулат обеспечивает единство целей деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь, что также весьма важно для интеграционных процессов.

Оба государства в качестве основополагающего принципа своей деятельности избрали принцип народовластия. В ст. 3 их Конституций провозглашено, что народ является единственным источником власти и носителем суверенитета.

Право на осуществление власти согласно ст. 3 Конституции России народ реализует непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ст. 3 Конституции Республики Беларусь также признается право народа на непосредственное осуществление власти. В то же время возможность осуществления власти через государственные органы в этой статье ограничена представительными органами. Кроме того, не упоминаются органы местного самоуправления в качестве органов, через которые народ также может осуществлять свою власть. И это сделано вполне осмысленно, что подтверждает содержание пятого раздела Конституции Республики Беларусь. В нем установлено, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь. Правда, затем они утверждаются в должности соответствующими местными советами депутатов, но, пожалуй, в данном случае их решения являются формальным актом.

Вполне очевиден более демократический характер расстановки кадров в органах местного самоуправления в Российской Федерации - здесь вопросы расстановки кадров решаются в основном в самих органах местного самоуправления. При этом зачастую население избирает и глав муниципальных образований. В связи с этим представляется, что сближению России и Беларуси будет способствовать развитие демократических начал в деятельности белорусских органов местного самоуправления. Для этого следовало бы в ст. 3 Конституции Республики Беларусь закрепить право народа осуществлять власть также и через всю систему органов местного самоуправления.

Оба государства восприняли принцип разделения властей. Это позволило создать систему органов государственной власти с учетом этого принципа, а также обеспечить формирование и функционирование парламентов - Федерального Собрания России и Национального Собрания Беларуси.

Важным составляющим элементом политической основы конституционного строя является функционирование политических партий. Гарантией их деятельности выступает конституционное закрепление принципов политического и идеологического многообразия, многопартийности. Эти принципы нашли отражение в ст. 13 Конституции Российской Федерации и в ст. 4 и 5 Конституции Республики Беларусь. При этом в Конституции Республики Беларусь не только нашли отражение названные принципы, но и определены конституционные основы деятельности политических партий. Согласно ее пятой статье они призваны содействовать выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах, имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации. Думается, что и статус политических партий России должен быть поднят до конституционного, то есть, по нашему мнению, имеется объективная потребность определить основы их деятельности в Конституции России. Определение статуса политических партий в российской Конституции повысило бы их авторитет и увеличило бы влияние на проходящие в стране политические процессы, создало бы конституционные гарантии их деятельности. Естественно, внесение в Конституцию России таких поправок способствовало бы сближению политических основ России и Беларуси.

Экономическую основу конституционного строя академик РАН О. Е. Кутафин вполне обоснованно характеризует как становление социального рыночного хозяйства, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Представляется, что это определение подходит к характеристике экономических основ конституционного строя Республики Беларусь и Российской Федерации. Рыночные отношения в сфере экономики в Республике Беларусь, равно как и в России, обеспечивают наличие нескольких видов собственности, а также право на осуществление предпринимательской деятельности. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь собственность может быть как государственная, так и частная. При этом государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности, гарантирует равные условия для развития всех форм собственности, а также равные для всех возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законами экономической деятельности. Согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь государство выступает гарантом права каждого на собственность и принимает на себя обязательства содействовать ее приобретению.

В российской Конституции рыночная составляющая экономики высвечена более ярко. В ее ст. 8 не только признаются частная, государственная, муниципальная формы собственности, но и гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В этой связи представляется, что важным шагом на пути сближения экономических основ России и Беларуси могла стать корректировка ст. 13 Конституции Республики Беларусь с учетом соответствующих положений ст. 8 Конституции Российской Федерации. Целесообразна также и взаимокоррекция конституционных положений, определяющих права граждан обоих государств в экономической сфере.

К числу принципиальных вопросов, которые следовало бы решить Республике Беларусь, относится вопрос о частной собственности на землю. На него нет ответа в Конституции Республики Беларусь, а вот согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Оба государства - Россия и Беларусь являются социальными государствами. Этот характерный для Республики Беларусь признак раскрывается прежде всего в ст. 14 ее Конституции. В ней установлено, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. На принципах социального партнерства и взаимодействия сторон строятся социально-трудовые отношения между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами. Социальный характер Белорусского государства проявляется в том, что оно взяло на себя защиту социальных ценностей, материнства, отцовства и детства, а также обязательства обеспечить женщинам равные с мужчинами возможности в образовании и профессиональной подготовке, в труде и других сферах деятельности. Конституция Республики Беларусь гарантирует своим гражданам права на образование, труд, отдых, охрану здоровья, на социальное обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности.

Близкие по своему содержанию социальные права предоставлены гражданам России. Они также закреплены в Конституции Российской Федерации. В то же время в ее главе 1 "Основы конституционного строя" более удачно раскрыта сущность Российской Федерации как социального государства. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации социальный характер государства проявляется в политике, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Во второй части этой же статьи установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Представляется, что столь обширное проявление "социальности" Российского государства желательно отразить и в статьях Конституции Республики Беларусь, раскрывающих социальную сущность Белорусского государства. Российскую Конституцию, в свою очередь, можно было бы обогатить положениями об ограничении рабочей недели для работников по найму.

К числу основ конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь относится духовность. Согласно ст. 15 Конституции Республики Беларусь государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Особо важное значение для укрепления духовной основы имеет ст. 17 Конституции Республики Беларусь, провозглашающая государственными языками в Республике Беларусь белорусский и русский языки. Легализация русского языка на конституционном уровне является не только явным свидетельством духовной близости русских и белорусов, других народов, проживающих в России и Белоруссии, но гарантирует укрепление их братской дружбы, плодотворное сотрудничество в экономических и иных социально полезных сферах жизнедеятельности.

В главе российской Конституции, посвященной основам конституционного строя, нет статьи о духовной основе конституционного строя. Этот недостаток в определенной степени компенсируется закрепленным в ст. 44 Конституции Российской Федерации правом каждого на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям. Но учитывая особые отношения двух государств, следовало бы определить духовные преференции Республики Беларусь в Конституции Российской Федерации. Это способствовало бы упрочнению Союзного государства России и Беларуси.

Таким образом, представляется возможным констатировать, что в Конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь заложены основы для существования двух государств в рамках Союзного государства. В то же время реализация высказанных предложений по корректировке конституционных статей, регулирующих основы конституционного строя, могла бы способствовать более тесному сближению Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства.

Название документа