Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России

(Грудцына Л. Ю.) ("Российская юстиция", 2008, N 2) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

Л. Ю. ГРУДЦЫНА

Грудцына Л. Ю., кандидат юридических наук.

В научной литературе термины "охрана" и "защита" обрели различное толкование, что актуализирует задачу уточнения их содержания. Родовым по отношению к понятиям "охрана" и "защита" является понятие "обеспечение" <1>. Им объединяется вся система правовых, экономических, политических, социальных, духовных, иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование личностью социальными благами. Понятия "охрана" и "защита" рассматриваются исследователями или как тождественные <2>, или "защита" - более узкое понятие по сравнению с "охраной" <3>, либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием <4>. Так, А. М. Ларин отмечает, что в наиболее общем смысле защита есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось <5>. Подобное определение, по мнению М. В. Мархгейм, "дано в контексте сложившегося подхода, когда защита рассматривается частью правоохранительной деятельности, что не способствует специальной разработке и углублению собственно правозащитного направления во всех его проявлениях" <6>. Необходимо говорить о противодействии не "незаконным", а "противоправным" нарушениям и ограничениям. Такое уточнение обусловлено тем, что право и закон не тождественны. -------------------------------- <1> Григорян Л. А. Конституция СССР - правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1982. С. 13 - 14. <2> Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 77 - 92; Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984. С. 95. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Н. Бутылина "Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и власть", 2002, N 2. ------------------------------------------------------------------ <3> Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. N 12. <4> Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 111; Корешкова И. Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981. С. 18 - 22; Тихонова Б. Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972. С. 15. <5> Ларин А. М. Защита прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве // Общая теория прав человека / Под общ. ред. Е. А. Лукашевой. М.: Норма, 1996. С. 169. <6> Мархгейм М. В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов-на-Дону, 2003. С. 17 - 18.

Например, В. Н. Бутылин под защитой понимает принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права <7>. Однако это определение, по справедливому замечанию М. В. Мархгейм, не учитывает такого конституционного института, как самозащита, который не всегда сопряжен с правозащитной деятельностью компетентных органов <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Н. Бутылина "Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и власть", 2002, N 2. ------------------------------------------------------------------ <7> Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. N 12. <8> Мархгейм М. В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов-на-Дону, 2003. С. 19.

Традиционно защита рассматривается в качестве направления правоохранительной деятельности, выражающейся в установлении и охране правопорядка; в деятельности по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными (муниципальными) органами <9>. Самостоятельность защитной функции государства обосновывается посредством выявления ее специфических свойств, что достигается путем сравнения ее с охранительной <10>. В центре и охранительных, и защитных действий государства, исходя из конституционных приоритетов, находятся в первую очередь человек и гражданин, а также само государство и его различные структуры. И охранительная, и защитная функции государства призваны обеспечить установление режима законности как системного состояния правового государства, как условия защиты прав и свобод человека. Это общий знаменатель названных функций <11>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Н. Бутылина "Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и власть", 2002, N 2. ------------------------------------------------------------------ <9> Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. N 12. <10> Мешкова О. Е. Роль функций государства в формировании предметного и функционального критериев выделения отраслей в системе права // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 3. С. 82 - 85. <11> Мархгейм М. В. Указ. соч. С. 22.

В специальной литературе различаются защита и охрана субъективного права или охраняемого законом интереса. Охраняются права и свободы перманентно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают <12>. Охрана - это установление общего правового режима, а защита - те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права и свободы человека нарушены или оспорены <13>. -------------------------------- <12> Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 131. <13> Ведяхин В. М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. N 1.

Защита прав и свобод человека представляет собой правовое явление. Применение мер защиты, которые, как правило, преследуют правовосстановительные цели, не обусловлено фактическим состоянием вины. Как правильно отметил А. С. Мордовец, меры охраны и меры защиты не совпадают ни по времени, ни по субъектам реализации, ни по содержанию, ни по форме <14>. -------------------------------- <14> Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 223.

Понятие меры защиты раскрывается в литературе неоднозначно. Например, С. С. Алексеев считает, что защита права - это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности <15>. А. С. Мордовец включает в понятие "меры защиты" и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения <16>. О. Э. Лейст полагает, что данное понятие, если из мер защиты исключить меры пресечения, по существу тождественно понятию "правовосстановительные санкции" <17>. А. М. Ларин считает синонимами понятия "защита", "охрана", "юридическая помощь", "устранение опасности" <18>, с чем, ввиду приведенных выше доводов, согласиться нельзя. Считаем, что следует различать данные понятия уже потому, что меры защиты являются правовыми последствиями правонарушений. -------------------------------- <15> Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 280. <16> Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 223. <17> Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1962. С. 113. <18> Общая теория прав человека. М., 1996. С. 171.

Конституция РФ термин "защита" использует применительно к различным субстанциям: к самой Конституции (ст. 82), основам конституционного строя (ст. ст. 55, 56), к стране, Отечеству (ст. 59), национальным меньшинствам и малочисленным этническим общностям (п. п. "б" и "м" п. 1 ст. 72), одной из форм осуществления власти народа - местному самоуправлению (ст. 133), денежной единице (ст. 75), формам собственности (ч. 2 ст. 8), к правам и свободам человека и гражданина, его чести, доброму имени, нравственности, здоровью, законным интересам (ст. ст. 2, 23, 30, 37, 45, 61, 71, 72) <19>. -------------------------------- <19> Кабышев В. Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. N 1. С. 128.

Отметим, что Конституция РФ впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила значимость и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция, учитывая теоретические основы естественно-правовой доктрины прав человека, исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основополагающие права и свободы: они принадлежат людям от рождения и неотчуждаемы (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Согласно распоряжению Президента РФ от 4 апреля 1998 г. к 2000 году был разработан проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека - первый в отечественной истории развернутый документ, формулирующий основные направления внутренней и внешней политики России в сфере прав человека и содержащий предложения по совершенствованию механизмов и процедур защиты. Однако при всей востребованности такого документа Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина до сих пор не принята. Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает: 1) государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61); 2) защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130); 3) защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48); 4) самозащиту прав гражданина, включающую следующее: - гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.); - публичные выступления граждан (ст. 31); - обращения в СМИ (ст. 29); 5) международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина выступает главной формой защиты в конституционном механизме защиты. Это обусловлено тем, что личность и государственная власть - органически взаимосвязанные явления. Государственная власть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобод, а личность участвует в формировании государственной власти. Поэтому ошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более, допускать нарушение баланса между ними. Важную роль в защите прав и свобод личности играют органы местного самоуправления. В ст. 130 Конституции РФ устанавливается самостоятельность местных органов при решении вопросов местного значения. Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать следующий вывод: местные органы имеют достаточно большие полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Формирование в местных сообществах единой системы защиты прав и свобод, которая базировалась бы на сочетании государственных и муниципальных институтов, имеет для России важное значение. Органы местного самоуправления являются наиболее приближенными из всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные как на недопущение нарушений прав граждан (превентивная защита), так и на защиту и восстановление уже нарушенных прав. На наш взгляд, превентивная защита имеет наибольшее значение, так как позволяет не только не допустить самого нарушения чьего-либо права, но и обеспечить стабильность и нерушимость прав граждан всего муниципального образования. Следующим звеном в цепи конституционного механизма защиты прав и свобод человека является защита прав и свобод общественными объединениями, профессиональными союзами и правозащитными организациями. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставах общественных объединений. Например, применительно к профессиональным союзам это право записано в Федеральном законе от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 11 которого предусматривает, что профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Не менее важную роль в системе защиты прав граждан играют профессиональные сообщества адвокатов. Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Она не является предпринимательской и направлена на защиту прав, свобод и интересов граждан, на обеспечение доступа их к правосудию. Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время при защите бесплатно оказывается помощь только гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины в установленных законом случаях. Право на самозащиту выступает одним из основных способов защиты прав и свобод в конституционном механизме защиты прав граждан. Конституция РФ закрепила положение, согласно которому каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Самозащита - один из способов защиты нарушенных или ограниченных прав. В законодательстве выделяются различные формы самозащиты: уголовно-правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе: - Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"; - Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации"; - Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"; - Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности <20>, как общественное отношение и государственную функцию <21>. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием <22> или рассматривается как гарантия доступа к нему <23>. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается "совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов" <24>. -------------------------------- <20> Мордовец А. С. Указ. соч. С. 124. <21> Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Указ. соч. С. 225. <22> Там же. С. 226. <23> Международная жизнь. 1990. N 9. С. 135. <24> Матузов Н. И. Указ. соч. С. 8 - 9.

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства <25>. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию. -------------------------------- <25> Толкачев Х. Б., Хабибуллин А. Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46.

Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Согласно Конституции РФ каждому предоставлено право: 1) защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45); 2) обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46); 3) обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое <26>, поскольку общепризнанно, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства <27>. Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (одобренной Советом по судебной реформе РФ от 11 января 1995 г.), судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти "легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти" <28>. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти), с 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения, с 1 июля 1990 г. до 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан кроме случаев, когда законами был установленной порядок их разрешения, с 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения. -------------------------------- <26> Синюкова Т. В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права: Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150 - 160. <27> Лучин В. О. Конституционные институты / Современный конституционализм. М., 1990. С. 35. <28> Зарицкий А. В. Указ. соч. С. 16.

Сейчас можно констатировать, что законодательно деятельность российских судов полностью не обеспечена. До сих пор не принят Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", о котором так много говорят. Именно он должен установить более или менее единую систему, с одной стороны, и конкретные права и обязанности судей и судов - с другой. В связи с этим важным моментом стало принятие Федерального закона о мировых судьях, целью которого является, несомненно, разгрузка судов общей юрисдикции. Одна из главных причин низкой эффективности правосудия - незнание и непонимание гражданами задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий уровень престижа последних. В суды обращаются редко, боясь многодневных хождений по кабинетам, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться справедливости. По мировым стандартам суды должны олицетворять справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г. Не случайно Основные принципы независимости судебных органов начинаются словами: "...народы мира заявляют о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость..." В Основных принципах независимости судебных органов декларируются не только правила подготовки и повышения квалификации, условия службы и срок полномочий судей, но и формулируются правила, выполнение которых является обязанностью государства-члена. В частности, п. 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: "Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции". Данная норма-гарантия является одной из основных в рассматриваемом документе, поскольку раскрывает механизм действия остальных норм-принципов. В настоящее время назрела необходимость в проведении системы мер, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия: 1. Следует обеспечить законодательную базу судебных органов - ускорить принятие Федерального закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", что позволит создать четкие юридические механизмы и процедуры защиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам. 2. Для обеспечения доступа граждан к правосудию необходимо в соответствии с федеральным законом учредить во всех субъектах Федерации первичные, наиболее приближенные к населению судебные системы - мировых судей, которые будут обслуживать небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек. Важно не только без промедления учредить мировых судей, но и обеспечить материально и организационно их деятельность. 3. Важным инструментом повышения качества правосудия могло бы служить включение в программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров судебных, прокурорских и следственных работников, теоретико-прикладной дисциплины "Права человека". Права человека и их защита регулируются в современном мире не только национальным правом, но и международным. В ст. 15 Конституции РФ признается приоритет принципов и норм международного права и их принадлежность к правовой системе Российской Федерации. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Учреждение и функционирование межгосударственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из важных достижений в международном регулировании прав человека. Сегодня, в соответствии с положениями международных договоров, сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. В международном праве различают: - универсальные органы (органы ООН). Основными органами ООН по правам человека являются, в частности: 1. Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и т. д. 2. Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создан для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколов к нему. 3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов, контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 году. 4. Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1984 году и вступила в силу в 1987 году. - региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод открыло отдельным лицам возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕС). Европейский суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Любое государство-участник может передать в Европейский суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другому государству-участнику (жалобы государств). Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или частных организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции о правах человека. Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. В первом документе СБСЕ - Хельсинкском заключительном акте 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался принцип сбалансированного, равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека <29>. -------------------------------- <29> Павлова Л. В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 5.

Название документа