Международные стандарты, принципы и нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних и их внедрение в российское законодательство
(Коновалова И. А.) ("Адвокат", 2008, N 2) Текст документаМЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И. А. КОНОВАЛОВА
Коновалова И. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, заместитель декана юридического факультета Московского государственного областного университета.
Преступность несовершеннолетних относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в обеспечении жизнеспособности общества и его развитии. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерен рост преступности среди подростков. Это доказывает невозможность разрешения данной проблемы только национальными средствами и вызывает необходимость объединить усилия мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение и развитие системы стандартов, норм и принципов международного права, направленных на решение этой проблемы. По мнению Л. И. Беляевой, международные стандарты - это "правила, выработанные усилиями международного сотрудничества ученых и практиков, юристов и педагогов, медиков и психологов" <1>. Некоторые авторы отмечают определенную узконаправленность подобного подхода, указывая на принципиальную важность того, что "стандарты должны быть закреплены в каких-то международных документах, а также быть общепринятыми мировым сообществом" <2> и что "понятие "стандарты в области прав человека" означает обязательные требования, нормы, закрепленные в международных актах..." <3>. -------------------------------- <1> Беляева Л. И. Несовершеннолетний в ВК: международные стандарты. М.: Институт прав человека, 1998. С. 5. <2> Садовникова М. Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов // Сибирский юридический вестник. 2005. N 5. С. 43. <3> Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С. 27.
Международные стандарты представляют собой общепринятые в мировом сообществе нормы, правила поведения, которые могут быть закреплены как в международных актах, имеющих обязательную юридическую силу для государств, подписавших их, так и в рекомендательных нормативных правовых актах. Однако следует отметить, что ценность нормы, закрепленной в том или ином международном акте, и возможность отнесения ее к международным стандартам не всегда напрямую связаны с юридической силой самого документа. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод <4> имеет обязательную юридическую силу, в то время как нормы Всеобщей декларации прав человека <5> на сегодняшний день являются признанными мировым сообществом наравне с нормами Конвенции и их ценность не зависит от юридической силы документа, их содержащего. Подобная позиция находит поддержку среди специалистов в области защиты прав человека: "...Всеобщая декларация прав человека не является юридически обязательным документом, однако права человека, зафиксированные в ней, являются ярким примером стандартов..." <6>. Таким образом, под международными стандартами следует понимать нормы, закрепленные в международно-правовых актах, имеющих разную юридическую силу, представляющие ценность для каждого человека, государства и мирового сообщества в целом, в силу чего возникает необходимость их соблюдения всеми членами мирового сообщества. -------------------------------- <4> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <5> Всеобщая Декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 39 - 44. <6> Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Указ. соч. С. 27.
Предупреждение преступности несовершеннолетних с точки зрения норм, принципов и стандартов международного права является одним из направлений защиты прав несовершеннолетнего. Подходя к данному вопросу с позиций науки уголовного права и криминологии, следует отметить, что основными концептуальными направлениями предупреждения преступности несовершеннолетних на уровне международно-правового регулирования являются следующие: - формирование и имплементация в национальные уголовные законодательства международных стандартов гуманного обращения с несовершеннолетними; - предотвращение стигматизации несовершеннолетних правонарушителей; - предотвращение нанесения ущерба личности, психической и физической целостности несовершеннолетних правонарушителей в связи с участием несовершеннолетних в уголовно-процессуальных процедурах; - акцентирование направленности усилий национальных правоохранительных систем на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними; - усиление борьбы с фактами вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных правонарушений, а также в иную антиобщественную деятельность; - внедрение в национальные правоохранительные системы специализированных институтов, концентрирующихся на применении к несовершеннолетним преступникам современных нетравмирующих социальных технологий и юридических процедур, направленных преимущественно на декриминализацию и ресоциализацию несовершеннолетних. С учетом вышеизложенных современных концептуальных представлений очевидно, что предупреждение преступлений несовершеннолетних с точки зрения современного правосознания видится как часть цельной системы, направленной на обеспечение нормального становления личности и развитие подростка, уважение и защиту его неотъемлемых прав как человека и гражданина. Международно-правовой статус несовершеннолетних регулируется целым рядом международно-правовых актов, среди которых можно выделить следующие. 1. Международные акты, декларирующие основные права человека и их защиту. К ним относятся: - Конвенция о принудительном или обязательном труде от 28 июля 1930 г.; - Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.; - Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и Факультативный протокол к нему; - Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.; - Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г.; - Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.; - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г.; - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; - Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; - Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г. 2. Международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую защиту детей в чрезвычайных ситуациях: - Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.); Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.); - Декларация и план действий "Мир, пригодный для жизни детей" (приняты Резолюцией S-27/2 на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г.); - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.); - Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (принята без голосования Резолюцией 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1965 г.); - Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (принята на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.); - Рекомендация 1286 Парламентской ассамблеи Совета Европы "О европейской стратегии в защиту детей" (принята на очередной сессии 1996 г.). 3. Международно-правовые акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными: - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - "Пекинские правила" (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. N 40/33); - Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.); - Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г.); - Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (приложение к Резолюции 1997/30 Экономического и Социального Совета от 21 июля 1997 г.); - Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений (приняты Резолюцией ЭКОСОС от 22 июля 2005 г. N 2005/20, действуют с 22 июля 2005 г.).
Нормы перечисленных международных актов фактически сформировали политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей, применение альтернативных лишению свободы мер, осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и на максимально короткий срок, отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения. Главная идея вышеуказанных международных актов заключается в том, что "в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является профилактика правонарушений" <7>. -------------------------------- <7> Папкова Т. П. Международные стандарты и нормы ООН в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. 2004. N 10. С. 30.
В международно-правовых документах, имеющих как обязательную, так и необязательную силу, вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних регулируются уже не одно десятилетие. Принципы отделения несовершеннолетних заключенных от взрослых в местах лишения свободы и раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних подследственных и осужденных предусмотрены уже в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г. <8>, которые, в свою очередь, основаны на нормах, утвержденных Лигой Наций в 1934 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. <9> превратил эти принципы в "жесткий закон", кроме того, запретил вынесение смертного приговора за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 6.5). В Пакте содержатся также многие гарантии, применимые ко всем лицам, представшим перед судом или содержащимся под стражей, и, в частности, говорится, что "в отношении несовершеннолетних (судебный) процесс должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желательность их содействия перевоспитанию" (ст. 14.4). -------------------------------- <8> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. 1992. N 2. С. 19. <9> Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 1966 г.) // Бюллетень ВС РФ. 1994. N 12.
Наиболее важными в плане предупреждения преступности несовершеннолетних источниками международного права являются Конвенция о правах ребенка 1989 г. (далее - Конвенция) <10>; Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. <11>; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (далее - Пекинские правила) <12>; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г. (далее - Правила) <13>, Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия 1997 г. (далее - Руководящие принципы) <14>. -------------------------------- <10> Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г. // Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992. <11> Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде). Приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г. // Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992. <12> Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"). Приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. 1991. N 12 - 14. <13> Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г. // Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992. <14> Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия. Приложение к Резолюции 1997/30 Экономического и Социального Совета от 21 июля 1997 г. "Применение правосудия в отношении несовершеннолетних" // Официальный сайт Высшей комиссии по правам человека ООН http://www2.ohchr. org/english/law/pdf/system. pdf.
Конвенция на сегодняшний день является самым массово подписанным международным документом в рамках ООН. К апрелю 2003 г. Конвенцию подписали и ратифицировали все страны - члены ООН, за исключением двух стран - США (подписали, но не ратифицировали) и Сомали. Государствам при подписании Конвенции была предоставлена возможность сделать оговорки к любым ее положениям, которые они не хотят признать для себя обязательным, при условии что содержание оговорок не будет противоречить основному духу и цели этого международного акта. Ряд стран (Австралия, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и Швейцария) зарегистрировали оговорки к п. "c" ст. 37 - непризнание систематического отделения несовершеннолетнего, лишенного свободы, от взрослых. Не оспаривая сам принцип, указанные государства считают, что в ряде случаев такое отделение либо неосуществимо из-за отсутствия условий, либо нецелесообразно, поскольку, например, сопряжено с необоснованным разлучением ребенка с его семьей. В отношении п. "a" ст. 37 Конвенции, предусматривающего обязательство запретить жесткое или унижающие достоинство обращения и наказания, Сингапур сохранил за собой право прибегать к "обоснованному" применению телесных наказаний. Оговорки были зарегистрированы и в отношении ст. 40 Конвенции: Бельгия, Германия, Монако, Нидерланды, Тунис, Франция, Швейцария указали, что устанавливают ограничения на дела, которые могут быть пересмотрены судами высшей инстанции; Республика Корея заявила о непризнании этого положения для себя обязательным; Германия и Нидерланды определили, что мелкие правонарушения могут рассматриваться в суде без участия адвоката или другого соответствующего лица. Конвенцию называют Мировой конституцией прав ребенка. Она представляет собой первый международный документ, в котором обширно перечислены и раскрыты права ребенка. Конвенция готовилась почти одновременно с тремя другими вышеназванными документами, не обладающими обязательной силой, в силу чего в ней отражены те же основные принципы и придан дополнительный вес многим нормам, содержавшимся в этих руководствах и правилах. Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. В нормах Конвенции впервые на межгосударственном уровне определены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей, а также провозглашены четыре основных принципа, призванных "облегчить толкование Конвенции в целом и тем самым способствовать ее реализации с помощью национальных программ" <15>. К таковым отнесены запрет дискриминации (ст. 2), приоритет интересов ребенка (ст. 3), право на жизнь, выживание и развитие, под которыми понимается не только физическое здоровье ребенка, но и его интеллектуальное, эмоциональное, когнитивное, социальное и культурное развитие (ст. 6), мировоззрение ребенка (ст. 12). В основе последнего принципа лежит идея о том, что дети имеют право быть услышанными, их взгляды должны приниматься во внимание, в том числе в процессе реализации судебных и административных процедур, в которых могут быть затронуты их интересы. -------------------------------- <15> Актуальные вопросы ювенальной юстиции / Л. М. Карнозова и др. М., 2006, 2007. С. 79.
К ведению правоохранительных органов государств - участников Конвенции отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушения их личных прав при отправлении правосудия (ст. ст. 32 - 40). Кроме того, Конвенция содержит контрольный механизм за деятельностью государств по соблюдению и реализации ее норм, осуществляемый Комитетом ООН по правам ребенка, который с 2001 г. состоит из 18 экспертов (первоначально их было 10, однако в связи с задержками рассмотрения докладов число экспертов было увеличено), избираемых на четыре года из числа граждан государств-участников. Комитет уполномочен рассматривать периодические (подготавливаемые один раз в пять лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Он также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей (ст. 45). Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Следует отметить, что Конвенция стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская хартия прав и благополучия детей, Советом Европы разработана Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления) <16>. -------------------------------- <16> См.: Исмаилов Б. И. Правовые основы системы ювенальной юстиции: Учеб. пособ. // Allpravo. ru, http://www. allpravo. ru/library/doc117p0/instrum5783/item5787.php.
Свое продолжение положения Конвенции нашли во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению названной Декларации в 90-е годы XX в. Оба документа посвящены правовым аспектам защиты детства, а также новым принципам и программам реальных действий в пользу детей. Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т. е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20). Пункты 18, 19 Плана особое внимание уделяют роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка: "Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, причем необходимо уделять соответствующее внимание тому, чтобы ребенок по возможности продолжал развиваться в условиях его культурной среды" <17>. -------------------------------- <17> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 35. Ст. 3318.
Основным документом в области предупреждения преступности несовершеннолетних являются Эр-Риядские принципы. В этом документе определено, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Эр-Риядские руководящие принципы предусматривают тесное сотрудничество национальных, государственных, местных органов управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоохранительных и судебных органов с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи. В п. 1 изложены идеи не об устранении, не просто о нейтрализации криминогенных факторов детской преступности, а о необходимости формирования собственно антикриминогенных навыков у несовершеннолетних: "Участвуя в законной социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность". Пункт 10 уточняет позицию ООН в отношении антикриминогенных факторов: "Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации". Пункт 2 обращает внимание на то, что меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних могут быть эффективны только тогда, когда предпринимаемые "усилия всего общества в целом в целях гармоничного развития подростков" поощряют развитие личности "с раннего детства". Некоторые международные стандарты в области предупреждения преступности подростковой (например, регулирующие вопросы лишения свободы) закрепляют экономические, социальные и культурные права несовершеннолетних заключенных: например, удовлетворительное обеспечение пищей и одеждой, доступ к медицинскому обслуживанию и образованию. Эти права должны соблюдаться без какой-либо дискриминации, независимо от положения того или иного ребенка, и государство несет за это ответственность. К числу таких международных документов следует отнести Пекинские правила, разработанные на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г. Они представляют собой основополагающие нормы-принципы, касающиеся общих для всех государств - участников ООН минимальных стандартных правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Правила регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание. В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1). В области судебного разбирательства устанавливается принцип его соответствия интересам несовершеннолетнего и осуществления в атмосфере понимания, что позволит свободно излагать свою точку зрения участвующему в разбирательстве несовершеннолетнему (п. 14.2). При выборе мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя судебные и иные правоохранительные органы должны руководствоваться принципами (п. 17.1): - соизмеримости мер воздействия с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, а также с положением и потребностями несовершеннолетнего; - принятия решения об ограничении свободы несовершеннолетнего только после тщательного рассмотрения вопроса, только при совершении им серьезного насильственного преступления и на как можно более краткий срок; - вопрос о благополучии несовершеннолетнего должен быть определяющим при рассмотрении вопроса о применении к нему мер воздействия. Пекинские правила поощряют прекращение расследования на самых ранних стадиях с передачей материалов в соответствующие "общественные или иные службы" и рекомендуют "по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентными органами власти" (правило 11). Несмотря на значительные льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Пекинскими правилами, правосудие в отношении несовершеннолетних, как верно отмечает О. Ведерникова, "вопреки распространенному ошибочному мнению основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, его цель - попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества" <18>. -------------------------------- <18> Ведерникова О. Ювенальная юстиция: опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 51.
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, содержат следующую основную мысль: система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера. Правила содержат норму о необходимости по возможности избегать содержания под стражей до суда несовершеннолетних, прибегая к нему только в исключительных случаях (п. 2). Следует отметить, что такое положение международного права касается и несовершеннолетних, уже признанных виновными. В связи с этим принципом государствам рекомендуется широко распространить практику применения мер, альтернативных задержанию, на стадии предварительного следствия. Несовершеннолетние, находящиеся под арестом или в ожидании суда, еще не признаны виновными, вследствие чего ограничение их прав неприемлемо (п. 17). Еще большим нарушением, несоблюдением международных принципов и стандартов является содержание под стражей детей, не совершивших никаких противоправных действий. Цель Правил заключается в установлении минимальных стандартов защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества (п. 3). Важнейшее требование Правил - беспристрастное применение правосудия к несовершеннолетним без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. В документе особо отмечается необходимость обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов ребенка (п. 4). Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с особым вниманием к законности мер по задержанию должна обеспечиваться судебной властью, цели вовлечения в социальную жизнь общества должны реализовываться путем регулярных инспекций и других средств контроля, осуществляемых в соответствии с международными нормами и национальным законодательством должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения. Весьма важным документом, регулирующим правовое положение несовершеннолетнего в системе уголовного правосудия, являются Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия, принятые на заседании Экономического и Социального Совета 21 июля 1997 г. Они были разработаны группой экспертов в 1997 г. в Вене, с целью оказания помощи государствам в осуществлении положений Конвенции о правах ребенка, Пекинских правил, Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, а также Эр-Риядских руководящих принципов. В Руководящих принципах четко указывается, что ответственность за выполнение Конвенции лежит на государствах-участниках (принцип 6), тем не менее дополнительно подчеркивается, что важнейшую роль в обеспечении эффективного выполнения Руководящих принципов играет совершенствование сотрудничества между правительствами, учреждениями системы ООН и членами гражданского общества. Руководящие принципы в отношении действий состоят из разделов: меры общего применения; конкретные цели; меры, которые должны быть приняты на международном уровне; механизмы для осуществления проектов консультативных услуг и оказания помощи; дальнейшие соображения по осуществлению национальных проектов, а также планы в отношении детей-жертв и детей-свидетелей. В Руководящих принципах подчеркивается также следующее: важность ориентации на основе прав; целостный подход к выполнению; интеграция услуг на междисциплинарной основе; равноправное применение и доступность для наиболее нуждающихся; отчетность и транспарентность всех действий; предупреждающие действия на основе эффективных профилактических и корректировочных мер; а также использование соответствующих (людских, организационных, технических, финансовых) ресурсов и информации <19>. -------------------------------- <19> См.: Исмаилов Б. И. Указ. соч.
Особое внимание в документе уделено принципу недискриминации, включая учет особенностей полов, и максимальной защиты интересов ребенка, права на жизнь, выживание и здоровое развитие, а также обязанности государств уважать взгляды ребенка. Указывается также на необходимость развития партнерских отношений между правительствами, органами системы ООН, неправительственными организациями, профессиональными объединениями, средствами массовой информации, академическими учреждениями, детьми и другими членами гражданского общества. В международно-правовых документах не существует четкой нормы, касающейся возраста, по достижении которого имеет смысл привлекать несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Конвенция просто требует, чтобы государства-участники установили "минимальный возраст, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство" (ст. 40.3). Пекинские правила содержат дополнительный принцип: "нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости" (п. 4.1). Минимальные пределы возраста уголовной ответственности в разных странах весьма отличаются друг от друга в зависимости от исторических и культурных особенностей самих стран. Современный подход к установлению минимального возраста ответственности "заключается в оценке способностей ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические моменты, то есть в определении возможности привлечения к ответственности с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего или ее восприятия и понимания им" <20>. -------------------------------- <20> Трунов И. Л., Айвар Л. К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 29.
Кроме того, получить однозначный ответ о минимальном возрасте, установленном в различных странах, не так просто. В частности, за одним таким возрастом иногда скрывается другой, иными словами, официальный минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности оказывается выше возраста, по достижении которого малолетний правонарушитель может столкнуться с системой правосудия. В других случаях понятие минимального возраста применимо ко всем правонарушениям, кроме тяжких преступлений. В некоторых странах с низким минимальным возрастом привлечения к ответственности существует многоступенчатая система, по которой для разных возрастных групп предусмотрены разные меры воздействия. В ряде стран минимальный возраст вообще не установлен, что в принципе позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Там, где он установлен, между странами существуют значительные различия. Комитет по правам ребенка в своих Заключительных замечаниях по докладам государств постоянно указывает на желательность установления минимального возраста уголовной ответственности на как можно более высоком уровне. Он, в частности, подверг критике страны, в которых такой возраст установлен на уровне 10 лет или ниже. Тем не менее возраст уголовной ответственности не всегда является аккуратным показателем того, является ли позиция властей репрессивной или воспитательной <21>. -------------------------------- <21> См.: Исмаилов Б. И. Указ. соч.
Вопрос профилактики преступности несовершеннолетних так или иначе затрагивается во всех рассматриваемых международных документах. В Эр-Риядских руководящих принципах предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике несовершеннолетней преступности: - первый уровень профилактики: общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации; - второй уровень профилактики: меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями; - третий уровень профилактики: меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений. Такая классификация свидетельствует о наличии явной связи между понятием "профилактика" и понятием "реинтеграция". Реинтеграция является заявленной целью системы правосудия в отношении несовершеннолетних в целом. Весьма часто под этим словом (или другими подобными терминами, например "реабилитация") понимают простое содействие возвращению правонарушителя в общество. Однако целесообразнее рассматривать реинтеграцию как процесс, пытающийся "начать с исходной позиции", т. е. исходя из того, что данный ребенок относится к группе повышенного риска в смысле возможных правонарушений, начать применять и к нему лично, и на уровне семьи или общины такие меры, которые способны свести этот риск к минимуму. Следовательно, если конечной целью ряда конкретных мер (более подробно изложенных в международных документах, не обладающих обязательной силой), таких как профессиональная подготовка, консультации, условное освобождение и центры промежуточной реабилитации, должна быть реинтеграция, то между этими мерами и теми, целью которых является профилактика правонарушений на всех трех уровнях, существует большое сходство. В правиле 1.3 Пекинских правил отмечается необходимость "позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона...". В Конвенции нет прямого упоминания о профилактике детской преступности, однако многие считают, что осуществление этого международного договора во всей полноте является наилучшим и наиболее фундаментальным решением данной проблемы. По существу, в Эр-Риядских руководящих принципах в качестве основных компонентов первого и второго уровней профилактики, а также, возможно, в меньшей степени - профилактики третьего уровня отражены многие права, изложенные в Конвенции. Так, нормальный жизненный уровень и доступ к образовательной системе, прививающей детям положительные ценности, являются одновременно и правами ребенка (в Конвенции), и элементами первого уровня профилактики (в Эр-Риядских руководящих принципах). Что касается второго уровня профилактики, то в этом отношении оба документа основаны на концепции первоочередной обязанности семьи обеспечивать благополучие, защиту и воспитание ребенка, что подкреплено обязательствами подписавших Конвенцию стран помогать семье в выполнении этой роли и в то же время вмешиваться в тех случаях, когда родители явно не желают или не способны взять на себя эти обязанности. Поощряя принятие в отношении правонарушителя ответных мер, позволяющих избежать обращения к судопроизводству, и устанавливая в качестве главной цели любой такой меры социальную реинтеграцию ребенка, Конвенция тем самым отражает задачи третьего уровня профилактики, как они изложены в Эр-Риядских руководящих принципах. Следствием такого однородного подхода, безусловно, должно быть максимальное развитие инициатив, поддерживаемых общиной и направленных на семью. Это - задача не для отдельных специалистов в области правосудия в отношении несовершеннолетних, а для широкого круга государственных и общественных организаций, обладающих полномочиями в данной области. Несомненно, отчасти по причине широты этой задачи обязанности соответствующих организаций до сих пор не определены, а действия - бессистемны. Так что профилактика и реинтеграция в полном смысле этого слова все еще остаются самыми слабыми звеньями в цепи мероприятий по совершенствованию системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
Название документа