Международно-правовые основы формирования национального уголовного законодательства о борьбе с наркотизмом и межгосударственного сотрудничества в этой сфере

(Прохоров Л. А., Прохорова М. Л.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2008, N 1) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С НАРКОТИЗМОМ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭТОЙ СФЕРЕ

Л. А. ПРОХОРОВ, М. Л. ПРОХОРОВА

Прохоров Л. А., профессор, доктор юридических наук.

Прохорова М. Л., профессор, доктор юридических наук.

Начало третьего тысячелетия новой эры, знаменующееся, с одной стороны, невиданным доселе уровнем развития человеческой цивилизации, существенными достижениями демократии, в то же время, с другой - отличается беспрецедентным "расцветом" в мире национальной и транснациональной преступности и ряда негативных социальных явлений и пороков, непосредственно с ней связанных, в том числе наркотизма. Как справедливо отмечается в специальной литературе, "в связи со складывающимися криминологическими условиями человечество в начале XXI в. оказалось в криминальном капкане" <1>. -------------------------------- <1> Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. IV.

В принципе сложившаяся ситуация ни в коей мере не противоречит одному из основных законов диалектики - закону единства и борьбы противоположностей: позитивные процессы, происходящие в общественном организме, не могут не сопровождаться неким комплексом негативных проявлений, требования борьбы с которыми, в свою очередь, будут способствовать дальнейшему прогрессу социума. Вместе с тем уповать лишь на действие тех или иных объективных законов было бы неверным и опрометчивым решением, ибо подобная пассивность может привести к краху цивилизации и возврату человечества на исходные позиции. Мировое сообщество в связи с этим вынуждено разрабатывать и осуществлять программы по сдерживанию преступности и прочих социальных патологий, по контролю над ними. Выраженное расширение масштабов транснациональной преступности ставит задачу объединения усилий государств в противостоянии этому явлению. Как уже отмечалось, наркотизм, получивший в настоящее время колоссальное распространение в мире и ставший неким "брендом" современности, представляет собой одну из наиболее уродливых патологий, свойственных общественному организму, одну из наиболее пернициозных социальных болезней, неразрывно сопряженных с преступностью, причем преступностью транснациональной. Одна из составляющих названного явления - преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, - носит ярко выраженный международный характер. Причем примечательно то обстоятельство, что таковой она стала сразу же после своего "рождения". Первые наркотические средства, известные человечеству, имели природное (растительное) происхождение: и наркотики опийной группы, и производные конопли, и кокаин. Соответствующие растения произрастали лишь в определенных регионах мира, поэтому их распространение в иных его частях требовало как минимум пересечения государственных границ и объединения усилий представителей различных государств. С течением времени ситуация, безусловно, усугубилась: механизм соответствующей преступной деятельности усложнился; международная наркопреступность обрела, преимущественно, организованный характер; более рельефным стало международное "разделение труда" в рамках нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ; национальная и интернациональная наркомафия все решительнее пытается оказывать влияние на политические процессы внутри государств и на международной арене. Как известно, вывод о пагубном воздействии наркотиков на человека, приводящем к ряду необратимых патологических изменений функций и систем организма, был сделан лишь к началу XIX в. В конце XIX - начале XX в. в ряде государств появились и первые нормативные акты, направленные на ограничение неконтролируемого оборота этих препаратов (США, Франция, Россия), а также и первые международно-правовые документы, посвященные этой проблеме, что свидетельствует об осознании государствами уже в тот исторический период интернационального характера незаконной деятельности с наркотиками. Родоначальницей процесса формирования международного законодательства о борьбе с наркотизмом следует считать Шанхайскую опийную комиссию, созванную в 1909 г. (5 - 26 февраля), в работе которой приняли участие представители 13 государств Европы, Америки и Азии (в том числе Англия, Германия, Китай, Россия, Франция, США, Япония). На конференции была предпринята попытка определения путей ограничения незаконного оборота и пресечения незаконного ввоза опиума в страны Европы и США из азиатских государств <2>. Положения Шанхайской опийной комиссии носили сугубо рекомендательный характер; на государства-участников не были возложены никакие конкретные правовые обязательства; не был определен круг деяний, связанных с нелегальным оборотом опиума, подлежащих криминализации и влекущих уголовное наказание. Как справедливо констатируется в литературе, подобное содержание решений конференции предопределило отсутствие каких-либо позитивных результатов ее проведения <3>. -------------------------------- <2> См.: Рексед Б., Эдмондсон К., Хан И., Самсом Р. Дж. Руководство по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами (в контексте международных договоров). Женева, 1984. М., 1987. С. 18; Уильям Э. Батлер. ВИЧ/СПИД и злоупотребление наркотическими средствами в России: программы снижения вреда и российская правовая система. Лондон, 2003. С. 117. <3> См.: Уильям Э. Батлер. Указ. соч. С. 117.

23 января 1912 г. 58 государств мира, в том числе Россия, подписали Гаагскую международную опийную конвенцию. В ней были сформулированы некоторые принципы политики государств в сфере организации оборота наркотиков, противодействия их нелегальному обращению и международного сотрудничества государств в соответствующей области, а также впервые был представлен Перечень наркотиков, в который вошли курительный опиум, опиум-сырец, морфин, кокаин <4>. И вновь мировое сообщество не конкретизировало направления соответствующей деятельности, не определило форм сотрудничества, ограничившись хоть и важными, но в большей степени все-таки декларативными положениями. -------------------------------- <4> См.: Рексед Б., Эдмондсон К., Хан И., Самсом Р. Дж. Указ. соч. С. 19; Уильям Э. Батлер. Указ. соч. С. 117.

В большей части декларативный характер носили положения и Женевской конвенции 1925 г. о запрещении изготовления, внутренней торговли и использования очищенного опиума <5>, и Женевской конвенции 1931 г. об ограничении изготовления и регулировании распространения наркотиков <6>. -------------------------------- <5> Собрание законодательства СССР. 1937. II отд. N 17. Ст. 106. <6> Собрание законодательства СССР. 1937. II отд. N 17. Ст. 107.

Более или менее ощутимый вклад в развитие международно-правовой базы противодействия наркотизму и организации международного сотрудничества в этой сфере внесла Женевская конвенция 1936 г. о запрещении незаконной торговли наркотическими веществами <7>. Ее заслугой является определение круга условий выдачи преступника иностранному государству и подходов к решению вопроса о наказании участников нелегального оборота наркотиков. -------------------------------- <7> См.: Уильям Э. Батлер. Указ. соч. С. 118.

Таким образом, до второй половины XX в. решительных и действенных шагов, направленных на противодействие наркотизму в мировом масштабе, не предпринималось. Как знать, прояви в тот период мировое сообщество больше активности и наступательности, предприми реальные меры, не ограничиваясь декларациями и общими исходными положениями, возможно, сейчас человечество не столкнулось бы со столь мощным распространением наркотизма, в том числе и соответствующего вида преступности транснационального характера. В программе ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности отмечается, что "незаконные наркотики представляют собой проблему глобального уровня, поскольку в мире злоупотребляют наркотиками более 200 млн. человек. Это зло затронуло все слои общества: городской интеллигент нюхает кокаин в ночном клубе; беспризорные дети нюхают клей в городских трущобах в развивающихся странах; крестьянин употребляет опийный мак, который сам и выращивает; подростки балуются "экстази" в комфортабельных пригородных домах. Потребление наркотиков ведет к потере заработка, резкому росту расходов на здравоохранение, распаду семей и ухудшению обстановки там, где живут наркоманы. Внутривенное введение наркотиков приводит к быстрому распространению ВИЧ/СПИДа и гепатита. Существует прямая связь между наркотиками и повышением уровня преступности и насилия. Наркокартели подрывают работу правительственных органов и коррумпируют законный бизнес. В отдельных странах более половины краж совершаются наркоманами, идущими на воровство, чтобы добыть средства для приобретения наркотиков. За счет доходов от незаконных наркотиков финансируются некоторые из самых кровавых вооруженных конфликтов. Цена наркомании с точки зрения финансовых затрат огромна. Громадные суммы расходуются каждый год на укрепление полиции, пограничных сил, судебных систем, а также на программы лечения и реабилитации наркоманов. Но приходится платить и не менее огромную социальную цену: уличное насилие, бандитские разборки, страх, упадок городов, разрушение жизни людей" <8>. -------------------------------- <8> См.: www. narkotiki. ru.

Во Всемирном докладе ООН о наркотиках, подготовленном Управлением этой организации по борьбе с наркотиками и преступностью в 2006 г., сказано: "На сегодняшний день примерно 200 млн. человек, или 5% населения в возрасте от 5 до 64 лет, употребляют наркотики. Число же тех, кого обычно называют наркозависимыми лицами, составляет примерно 25 млн.". По данным доклада, самый распространенный наркотик в мире - марихуана, ее употребляют 162 млн. человек; число злоупотребляющих опиатами составляет примерно 16 млн., из них 11 млн. используют героин; примерно 13 млн. человек зависят от кокаина. В документе содержится информация о том, что каждый год в Европейском союзе от передозировки наркотических средств умирает около 8 тысяч человек, но общее число умерших по причинам, так или иначе связанным с их употреблением, в три раза больше - около 20 тысяч человек <9>. -------------------------------- <9> См.: Там же.

В сложившейся крайне тревожной ситуации государства осознали необходимость принятия действенных мер, направленных на сдерживание наркотизма, и потребность их реализации в режиме тесного международного сотрудничества. На это обстоятельство обращено внимание и в упомянутой программе ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности. В ней отмечено, что "долгие годы страны взваливали вину за распространение наркомании друг на друга, но теперь международное сообщество, опираясь на единую волю правительств, движется к тому, чтобы ликвидировать незаконную торговлю наркотиками во всем мире". В настоящее время международно-правовые основы формирования национального законодательства о борьбе с наркотизмом и межгосударственного сотрудничества в этой сфере заложены в трех основных международно-правовых документах, разработанных и принятых в рамках деятельности Организации Объединенных Наций. Имеются в виду Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. <10>, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. <11> и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. <12>. -------------------------------- <10> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105 - 134. <11> См.: Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIV. М., 1981. С. 416 - 434. <12> См.: Материалы Конференции ООН для принятия Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 1988.

Названные Конвенции действительно содержат базовые положения, достаточно конкретные и определенные, позволяющие ориентировать на них национальное право в соответствующей его части и обеспечивать более эффективное его воздействие на процесс преодоления наркотизма. Это уже не свод деклараций и общих, не вполне определенных установлений, а "международно-правовой акт, содержащий стройную систему сконцентрированных воедино норм, являющихся в совокупности правовым фундаментом борьбы с наркотизмом в мировом масштабе" <13>. -------------------------------- <13> Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2000. С. 60.

Остановимся на наиболее значимых для формирования национального уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами, положениях, содержащихся в названных выше Конвенциях. Принимая Конвенции, государства-участники в их преамбулах провозгласили, что они озабочены здоровьем и благополучием человечества, масштабами и тенденцией роста незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые представляют собой серьезную угрозу для людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества, все большим распространением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных социальных групп и особенно тем, что дети во многих районах мира используются в качестве потребителей незаконных наркотических средств и психотропных веществ и эксплуатируются при их незаконном производстве и обороте, что представляет собой огромную опасность; признают, что наркомания является серьезным злом для отдельных лиц и чревата социальной и экономической опасностью для человечества; осознают взаимосвязь между незаконным оборотом и другими связанными с ним формами организованной преступности, которые подрывают законную экономику и создают угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государств; признают также, что незаконный оборот представляет собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует неотложного и самого первоочередного внимания; сознают свою обязанность предотвратить это зло и бороться с ним; принимают во внимание, что искоренение незаконного оборота является коллективной обязанностью всех государств и что эффективные меры против злоупотребления наркотическими средствами требуют принятия координированных и универсальных мер, и понимают, что такие универсальные меры требуют международного сотрудничества, направленного на достижение общих целей. Единая конвенция 1961 г. содержала целый комплекс положений, касающихся вопросов определения системы мер, во-первых, по организации контроля за легальным оборотом наркотиков (с установлением перечня соответствующих препаратов и круга социально полезных целей - медицинских, исследовательских и др., для достижения которых допустимо использование наркотиков) и, во-вторых, по борьбе с незаконным их обращением. Особое внимание следует обратить на положения ст. 36 "Постановления о наказаниях", ст. 37 "Наложение ареста и конфискация", ст. 38 "Меры борьбы со злоупотреблениями наркотическими средствами" Конвенции. Пункт 1 ст. 36 определил круг деяний, подлежащих криминализации в рамках национального уголовного законодательства и влекущих уголовное наказание при противоправном и умышленном их совершении. К ним отнесены, в частности, культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление; хранение; предложение, предложение с коммерческими целями, маклерство; распределение; покупка; продажа; доставка на каких бы то ни было условиях, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств. При этом в Конвенции содержится положение, согласно которому Сторона может признавать преступным и всякое другое действие, являющее собой нарушение постановлений Конвенции. Таким образом, в части криминализации иных деяний с наркотиками, не названных в ст. 36, уголовная юрисдикция государств-участников не ограничена. В соответствии с Конвенцией серьезные преступления должны подлежать строгому наказанию - тюремному заключению или иным способом лишению свободы. Вместе с тем для лиц, страдающих наркоманией и совершающих незаконные действия с наркотиками без цели распространения, предусматривается возможность замены осуждения или наказания мерами, направленными на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания ими лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество. Эти меры могут применяться и в дополнение к наказанию. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. содержит положения, практически дублирующие представленные выше, но сформулированные применительно к психотропным веществам. Ею также определен перечень соответствующих препаратов, требования к организации их легального оборота и осуществлению контроля за ним, круг деяний, признаваемых преступными при условии их умышленного совершения в нарушение установлений Конвенции, подходы к наказанию участников незаконного их обращения. Бесспорной заслугой Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является установление подлежащих криминализации в национальном уголовном законодательстве государств-участников деяний, прямо либо опосредованно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 3 "Правонарушения и санкции"). Причем это уже не только посягательства, непосредственно связанные с организацией и осуществлением данного оборота, но и правонарушения, направленные на легализацию и сокрытие незаконно полученных в результате доходов, а также деяния, совершаемые в той же сфере, которые могут быть признаны преступлениями в силу обусловленности такого решения конституционными положениями и основными принципами правовой системы государства-участника. Соответственно, во всех трех Конвенциях содержатся положения, касающиеся международного сотрудничества государств в деятельности по противодействию наркотизму. В частности, о том, что они должны помогать друг другу в проведении кампаний по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ и тесно сотрудничать друг с другом и с теми компетентными международными организациями, членами которых они являются, с целью проведения согласованной кампании по борьбе с незаконным оборотом названных средств. Так, ст. 7 Конвенции 1988 г. "Взаимная юридическая помощь" устанавливает, что Стороны предоставляют друг другу самую широкую взаимную юридическую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве уголовного правонарушения, признанного таковым Конвенцией. Взаимная юридическая помощь может запрашиваться с целью сбора доказательств или показаний; ознакомления с материалами судебного разбирательства; произведения обысков и арестов; обследования предметов и мест; предоставления информации и доказательственных предметов; предоставления оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, фирменные или коммерческие документы; определения или выявления доходов, собственности, средств или других вещей для доказательственных целей. В соответствии с Конвенцией Стороны могут предоставлять друг другу любые другие формы взаимной юридической помощи, разрешаемые национальным законодательством запрашиваемой Стороны. Серьезное внимание уделено в Конвенциях проблеме экстрадиции лиц, участвующих в нелегальном обороте наркотических средств и психотропных веществ, как акту "межгосударственной судебной взаимопомощи по уголовным делам, имеющему целью передачу лица, преследуемого в уголовном порядке или осужденного, из пределов подсудности одного государства в пределы подсудности другого государства" <14>. Положения, содержащиеся в них, детализируют установления международно-правовых документов, непосредственно посвященных решению вопросов выдачи преступников. -------------------------------- <14> Подшибякин А. С., Подшибякин С. А. Экстрадиция как форма международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. Краснодар, 2000. С. 40.

Название документа