Роль таможенных органов в противодействии экстремизму

(Белоусов Д.)

("Законность", 2008, N 3)

Текст документа

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ

Д. БЕЛОУСОВ

Белоусов Д., старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах прокуратуры Санкт-Петербурга.

Сегодня читатель вряд ли услышит такие речевые штампы, как идеологическая диверсия, тлетворное влияние Запада и им подобные. Прошли те времена, когда кульминацией борьбы за устойчивость основ конституционного строя страны было изъятие экземпляров иностранных журналов "Посев" у отдельных инакомыслящих.

Новые времена поставили российские правоохранительные органы перед новыми вызовами, введя в оборот и обострив такие понятия, как фашизм, экстремизм и расизм, причем отнюдь не "квасного", или "кухонного", характера.

В целом анализ прошедшего периода новейшей истории показывает, что влияние извне деструктивных политических течений в их идеологической оболочке, в том числе путем внедрения чуждых России моделей фашистского, экстремистского и расистского характера, по существу никогда не прекращалось, оно лишь приобрело более изощренные, а порой и более циничные формы.

Если борьбу с административно и уголовно наказуемыми проявлениями фашизма, экстремизма и расизма на внутреннем пространстве России осуществляют органы внутренних дел и федеральной безопасности, то кто как не таможенные органы, стоящие на переднем крае Государственной границы России, призваны поставить заслон проникновению в наши пределы материальных носителей экстремистской идеологии в печатном, аудио - или видеоизложении?

Вместе с тем, как показала проверка, проведенная прокуратурой Санкт-Петербурга, в действующем таможенном законодательстве и законодательстве о противодействии фашизму и иным формам экстремизма есть существенные недоработки и пробелы, требующие урегулирования на федеральном уровне.

Согласно ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК) к числу основных функций таможенных органов относится борьба с контрабандой и иными преступлениями, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Указом Президента РФ от 23 марта 1995 г. "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" Министерству внутренних дел, Федеральной службе безопасности, Государственному таможенному комитету, Федеральной пограничной службе предписано в пределах предоставленной им компетенции силами подчиненных органов задерживать и привлекать к установленной действующим законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио - и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов.

Таким образом, предусмотренные Указом Президента РФ меры направлены на пресечение распространения материалов указанной направленности.

Во исполнение Указа Государственным таможенным комитетом России был издан Приказ от 10 ноября 1995 г. "О мерах по пресечению перемещения через таможенную границу Российской Федерации запрещенных печатных и аудиовизуальных материалов". Его п. 2 должностным лицам таможенных органов предписывалось строго соблюдать положения Конституции РФ и действующего на территории РФ законодательства о запрещении ввоза на территорию России печатных и аудиовизуальных материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а в случае ввоза указанных печатных и аудиовизуальных материалов руководствоваться ст. 20 ТК (действовавшего до 1 января 2004 г.).

В настоящее время законодательные основы борьбы с экстремизмом определены ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности".

В соответствии с ним экстремистской деятельностью (экстремизмом) является в том числе не только пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, но и создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 Федерального закона.

В качестве экстремистских материалов законодатель определил предназначенные для обнародования документы либо информацию на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (ст. 1).

Общее понятие и виды экстремистской деятельности сформулированы достаточно подробно и конкретно. Более того, в ст. 13 Закона определено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, на основании представления прокурора.

Однако, как видно из приведенной выше формулировки, это положение Закона касается только организаций и только в узком аспекте их деятельности - издании материалов рассматриваемой категории.

Вместе с тем остается неурегулированным вопрос о том, какой орган и на каких правовых основаниях полномочен установить наличие признаков экстремистской деятельности в печатной, кино-, аудио-, видеопродукции, ввозимой в Россию из-за рубежа.

Позиция Федеральной таможенной службы, изложенная в письме от 14 июля 2006 г., направленном в Генеральную прокуратуру РФ, основана на том, что действующим таможенным законодательством не установлен особый порядок перемещения через таможенную границу РФ печатной продукции, кино-, фото-, аудио - и видеоматериалов.

В соответствии со ст. 124 и п. 1 ст. 14 ТК любые товары (в том числе печатная продукция, кино-, фото-, аудио - и видеоматериалы), перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю.

При этом вступивший в силу с 1 января 2004 г. ТК (как и ранее действовавший Таможенный кодекс) не установил перечня товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу России.

Статьей 20 ТК, действовавшего до 1 января 2004 г., на которую сделана ссылка в Приказе ГТК России от 10 ноября 1995 г., равно как и ст. 13 действующего ТК, определен порядок действий с товарами, запрещенными к ввозу на таможенную территорию России и вывозу с этой территории, в случаях их ввоза и, соответственно, вывоза с таможенной территории РФ.

Конституцией РФ и ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" установлен запрет на осуществление определенных видов деятельности, связанных с распространением материалов экстремистского характера, при этом ввоз как таковой в РФ материалов перечисленной категории не запрещен.

Таким образом, запрет ввоза в Россию, а также изъятие или арест таможенными органами печатной продукции и прочих материалов, обладающих перечисленными выше общественно опасными признаками, в случае их перемещения через таможенную границу с соблюдением требований законодательства к таможенному оформлению перемещаемых товаров не представляется возможным.

При таком положении, с точки зрения ФТС России, для пресечения таможенными органами перемещения через таможенную границу России печатной продукции, кино-, фото-, аудио-, видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, необходимы соответствующие правовые основания.

На практике создаются реальные предпосылки к тому, что внесенные в установленном порядке, например, в таможенную декларацию формы Т-6 красочно иллюстрированные книги о "подвигах" войск СС или "труды" по расовым вопросам активистов Ку-клукс-клана и их последователей могут быть выпущены таможней для внутреннего потребления наравне с безобидными журналами мод.

С подобным положением категорически нельзя согласиться, ведь примеры негативного влияния фашистской и экстремистской идеологии на неокрепшие умы некоторых молодых "радикалов", к сожалению, не единичны. Большинство россиян наслышано о преступлениях членов молодежных группировок "Уайт Пауэр" (белая сила) и "Мэд Крауд" (бешеная толпа), совершивших в Санкт-Петербурге убийства на почве национальной вражды. Их тяга к фашистской символике была столь сильна, что они даже украсили себя татуированными свастиками и аббревиатурой СС. Все это происходило в нашей стране, потерявшей миллионы своих граждан ради мировой победы над фашизмом.

А сколько еще таких "идейных борцов", пока не проявивших себя столь же кроваво, вызревает под другими звучными иноязычными "брэндами"?

С учетом общественной остроты и особой государственной значимости борьбы с распространением фашизма и экстремизма во всех их проявлениях, по моему мнению, необходимо:

1) законодательно закрепить четкие критерии отнесения печатной, кино-, фото-, аудио, видеопродукции к материалам фашистского, экстремистского или расистского характера;

2) установить уголовную ответственность за перемещение через таможенную границу РФ печатной продукции, прочих материалов и предметов, направленных на пропаганду фашизма и экстремизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Название документа