К вопросу о присоединении России к Болонскому процессу (правовой аспект)

(Морозова В. С.) ("Международное публичное и частное право", 2008, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИИ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) <1>

В. С. МОРОЗОВА

Морозова В. С., заведующая кафедрой государственного права Сергиево-Посадского гуманитарного института, кандидат педагогических наук.

В последнее десятилетие XX в. одним из главных событий мировой истории стало становление нового государства - Российской Федерации. Этот процесс является сложнейшим по своему содержанию. Данные изменения радикально повлияли на российскую систему образования в целом и систему высшего профессионального образования в частности. Происходит процесс переосмысления практически всех аспектов системы под углом зрения их соответствия вызовам XXI в. Результатом должно стать формирование стратегии модернизации образования, призванной обеспечить повышение эффективности и качества отечественного образования <2>. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы указывает, что цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Также подчеркивается, что отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство <3>. -------------------------------- <2> См.: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4089; Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186. <3> См.: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186.

Реформирование национальных систем высшего образования последнее десятилетие в Европе проходит в рамках так называемого Болонского процесса, целью которого выступает создание единого общеевропейского пространства высшего образования <4>. Разные аспекты проблемы вхождения России в Болонский процесс рассматривались в работах Н. Д. Гребенниковой, Т. В. Жуковой, В. Н. Зенкова, В. И. Ивановой, В. П. Кириленко, В. К. Митрохина и др. Особый интерес представляет работа А. Н. Козырина, где проводится теоретическое исследование системы нормативно-правового регулирования образования в контексте обозначенной темы <5>. -------------------------------- <4> См.: Joint declaration of the European ministers of education (Bologna, 19.VI.1999) // КонсультантПлюс; Косинска А., Дмоховски Т. Интеграция Польши в Болонский процесс: плюсы и минусы // Материалы международной научно-практической конференции "Интеграция науки и образования: нормативно-правовое обеспечение" от 4 февраля 2005 г. М.: МИЭМП, 2005. С. 336 - 342. <5> См.: Козырин А. Н. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) // Юридическое образование и наука. 2006. N 4.

19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Как известно, дальнейшее совершенствование высшего профессионального образования в России связано с реализацией идей этого документа. В письме Рособрнадзора от 17 июля 2006 г. N 01-614/05-01 "О представлении материалов самообследования вузов" определяются рамки проведения изменений в системе - 2010 г. Очевидно, что в рамках этих тенденций и необходимо рассматривать перспективы развития системы образования в нашей стране. Анализ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., закрепляющей направления государственной политики в области образования, показывает, что в ней отсутствуют упоминания о Болонской декларации и о других документах Болонского процесса. Вместе с тем сравнительный анализ показывает, что текст Концепции имеет определенную схожесть с положениями, отраженными в документах Болонского процесса <6>. В других источниках мы уже встречаемся со ссылками на Болонский процесс. В них речь идет о реализации системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах. Целью деятельности выступает повышение конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования <7>. По Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы планируется увеличить количество программ профессионального образования, получивших международное признание, в 1,3 раза по сравнению с 2005 г. Анализ документа показывает, что прогнозируется повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования до уровня, являющегося средним (20-е место) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (сейчас Россия занимает 30-е место). Планируется увеличить долю учебных заведений, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, с 15 до 70%. Также речь идет о поднятии удельного веса вузов, выдающих европейское приложение к диплому: -------------------------------- <6> См.: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О концепции модернизации образования на период до 2010 года" // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. II). Ст. 119. Joint declaration of the European ministers of education (Bologna, 19.VI.1999) // КонсультантПлюс. <7> См.: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186; распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р "О концепции Федеральной программы развития образования на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2005. N 37. Ст. 3752; Приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. N 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" // КонсультантПлюс (не был опубликован).

На 1-м этапе: 2006 г. - 0%; 2007 г. - 0%. На 2-м этапе: 2008 г. - 2%; 2009 г. - 5%. На 3-м этапе: 2010 г. - 15% <8>. -------------------------------- <8> См.: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186.

К настоящему времени создан Совет по координации управления качеством профессионального образования, одной из функций которого является определение направлений деятельности образовательных учреждений в области управления качеством профессионального образования, ориентированных на выполнение соглашений вхождения Российской Федерации в Болонский процесс и обеспечение признания российских документов об образовании за рубежом <9>. -------------------------------- <9> См.: Приказ Рособрнадзора от 7 мая 2007 г. N 1305 "Об утверждении Положения о Совете по координации управления качеством профессионального образования".

В рамках обозначенной темы не представляется возможным рассмотрение многих вопросов, остановимся на некоторых из них. Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается прежде всего введением сходных периодов обучения и названий для них. Признано целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов по желанию получать высшее образование разного качества с различными сроками обучения. Согласно указанной модели первый уровень европейского высшего образования - бакалавр. Болонская декларация устанавливает, что для завершения первого уровня необходимо не менее трех лет подготовки. На съезде европейских ректоров в Саламанке было констатировано, что первый уровень требует набора студентом от 180 до 240 академических кредитов. Выпускник, имеющий степень бакалавра, вправе продолжить обучение на втором уровне, по завершении которого присваивается степень магистра. Самый высокий (третий) уровень европейского высшего образования предполагает обучение в докторантуре. Нормативных требований для сроков подготовки в магистратуре и докторантуре не устанавливается. В. П. Кириленко, А. Ю. Пиджаков, анализируя образовательное законодательство стран, вовлеченных в Болонский процесс, делают вывод о доминировании следующей схемы двухуровневой модели: три года бакалавриат и 2 два года магистратура. Таким образом, для получения степени магистра, как правило, необходимо пять лет обучения <10>. -------------------------------- <10> См.: Кириленко В. П., Пиджаков А. Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. 2005. N 3.

В России многоуровневая подготовка в высшем образовании была введена в 1992 г. Однако она существенно отличалась от общеевропейской модели. К настоящему времени намечен комплекс мероприятий по переходу к данной модели образования <11>. В частности, в Закон внесены изменения, согласно которым устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат и подготовка специалиста или магистратура <12>. Но в практике мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией, которая обозначена В. И. Ивановой. Речь идет о признании бакалавра на российском рынке труда. Автор обратил внимание на то, что работодатель зачастую не приравнивает квалификацию выпускника бакалавриата к высшему образованию, ссылаясь на отсутствие законодательной поддержки <13>. -------------------------------- <11> См.: Приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. N 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" // КонсультантПлюс (не был опубликован). <12> См.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (ред. от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ) "О высшем и послевузовском образовании" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <13> См.: Иванова В. И. О некоторых нормативных противоречиях в связи с реализацией Болонских идей в России // Международное публичное и частное право. 2006. N 4.

Одной из особенностей выступает система ECTS, суть которой заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации <14>. Хочется обратить внимание, что в нашей стране использование в области высшего профессионального образования системы, основанной на кредитных единицах, началось несколько раньше официального вступления в Болонский процесс. Так, в 2002 г. Министерство образования Российской Федерации приняло Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования России от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ИН/13) и направило ее в высшие учебные заведения, использующие зачетные единицы для учета трудоемкости учебной нагрузки студентов <15>. -------------------------------- <14> См.: Ларионова М. В., Шадриков В. Д. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М., 2004. <15> См.: письмо Министерства образования РФ от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ИН/13 "О методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах" // Приказ Министерства образования N 1597, зарегистрирован Минюстом 9 июля 2002 г. N 3561.

Установлено, что одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам), а максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 1,5 зачетной единицы. Необходимо отметить, что учебные часы - это формальная привязка, от которой в Европе и Америке в настоящее время уходят. Часы - это затратная категория, а зачетные единицы - это категория результата, за ней должно стоять содержание учебного процесса, его качество, выраженное в знаниях, умениях, компетенциях. В Перечне к Приказу Минобрнауки России от 29 июля 2005 г. N 215 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц" названо 39 высших учебных заведений, как государственных, так и негосударственных, в которых проводится данный эксперимент <16>. -------------------------------- <16> См.: Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2005 г. N 215 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц" // Бюллетень Минобрнауки. 2005. N 10.

Вместе с тем необходимо учитывать, что изменения в организации учебного процесса, связанные с введением кредитной системы, зачастую требуют законодательной поддержки. В частности, это касается широкого распространения модульного подхода к изучению дисциплин, пропагандируемого болонскими документами. Переход к данному подходу противоречит нынешним стандартам, которые составлены попредметно. В целях дальнейшего внедрения кредитной системы в российское образование целесообразно разработать новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования на основе системы зачетных единиц, что предусмотрено правовыми источниками <17>. -------------------------------- <17> См.: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 (ред. от 5 мая 2007 г.) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186; Приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. N 40 "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" // КонсультантПлюс (не был опубликован).

Таким образом, ввиду развития европейской интеграции необходимость унификации в области высшего образования является одним из главных вызовов времени. Этот процесс будет способствовать выравниванию уровней образования государств - участников Болонского процесса и его дальнейшей интернационализации. В свете этого усиливается внимание государства к обозначенной сфере, на высшем государственном уровне стимулируется интеграция отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство. Для реализации задач Болонской декларации в России проводятся меры правового, экономического, идеологического характера. Тем не менее активное вхождение нашего государства в Болонский процесс требует от реформ соблюдения единства национально-государственных и общемировых начал.

Название документа