Оказание международной правовой помощи по уголовным делам: некоторые проблемы и перспективы совершенствования в законодательстве Республики Молдовы
(Седлецкий Ю. Н., Кердивара Т. Т.)
("Международное публичное и частное право", 2008, N 1)
Текст документа
ОКАЗАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ:
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ
Ю. Н. СЕДЛЕЦКИЙ, Т. Т. КЕРДИВАРА
Седлецкий Ю. Н., доктор права, доцент, ректор Европейского университета Молдовы.
Кердивара Т. Т., магистр права, преподаватель кафедры уголовных наук, ЕУМ.
Проблема преступности как негативного социального феномена в настоящее время приобрела глобальный характер. Практически во всех странах мира преступность становится препятствием социально-экономическому развитию, существенно ущемляет фундаментальные права и свободы человека.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных и имеющих транснациональный характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок.
Важное значение также имеет определение правовой помощи по уголовным делам, которая представляет собой основанную на внутреннем законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора, судебных и следственных поручений и иных компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному делу.
Взаимная правовая помощь по уголовным делам как юридический институт, сформировавшийся в основном в послевоенное время, характеризуется всеми указанными признаками: в рамках двух отраслей права - международного и уголовно-процессуального - она объединила нормы, регулирующие отношения в сфере взаимной правовой помощи по уголовным делам компетентных органов (национальных и зарубежных) друг с другом, а также с гражданами. Указанные нормы закреплены как в текстах международных договоров, так и в специальных разделах Уголовно-процессуального кодекса либо в отдельных законах.
Базовой характеристикой, отличающей правовую помощь по уголовным делам от других форм сотрудничества в сфере уголовного правосудия, согласно предлагаемому определению является частичная передача запрашивающим государством компетенции по собственному уголовному делу другому государству.
Проводимые ООН статистические исследования мировых тенденций преступности показывают постоянный рост криминальной деятельности. Во многих регионах расширяется круг особо опасных транснациональных преступлений. Среди них наибольшую распространенность получили незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, оружия, радиоактивных материалов, терроризм, похищение и сбыт культурных ценностей, автомобилей, фальшивомонетничество и др. Многие из этих преступлений совершаются организованными группами, состоящими из граждан нескольких государств и действующими на территории разных стран.
Ухудшение криминальной ситуации характерно и для Республики Молдова. Распад СССР и образование суверенных и независимых государств на его бывшей территории повлекли разрушение единой правоохранительной системы и единого правового пространства. Но суверенизация территорий не могла локализовать преступность, а "прозрачность" границ привела к быстрому распространению преступлений международного характера.
В течение последнего времени механизмы и процедуры взаимной правовой помощи претерпевают значительные изменения. Этот процесс обусловлен невысокой эффективностью существующих механизмов оказания правовой помощи, предусмотренных двусторонними и многосторонними соглашениями при нерациональных затратах времени, материальных средств, организационных сил. Громоздкие, медлительные и дорогостоящие процедуры и механизмы взаимодействия государств не способствуют эффективному оказанию правовой помощи и, как следствие, обеспечению оптимальных путей решения задач уголовного судопроизводства.
Республика Молдова - участник более пяти международных конвенций и множества двусторонних соглашений и договоров. Международная правовая база в последние годы значительно расширилась за счет активного сотрудничества Республики Молдова со странами Содружества Независимых Государств. Важное значение в связи с этим имеет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Минская конвенция).
Действующая Конституция Республики Молдова в ст. 4 установила, что международные договоры, одной из сторон которых является Республика Молдова, и общепризнанные принципы и нормы международного права составляют часть правовой системы Молдовы, и в случае противоречия между нормами национального законодательства и нормами международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, приоритет имеют международные нормы. Это положение воспринимается как данность, с теми или иными вариациями воспроизводится в принимаемых в последние годы национальных законах Республики Молдова и без глубокого теоретического осмысления и проработки практических аспектов его применения приводится в учебной, научной и специальной литературе по уголовному процессу.
Между тем п. 1 ст. 8 Конституции Республики Молдова "Соблюдение международного права и международных договоров" создает некоторые проблемы, которые требуют законодательного решения. Республика Молдова не имеет базовой концепции фактического применения в практике оказания правовой помощи по уголовным делам уголовно-процессуального законодательства иностранных государств. Не регламентировано взаимодействие судебных инстанций и органов уголовного преследования со странами, не имеющими договоров с Республикой Молдова.
Эти упущения стремятся восполнить нормы Уголовно-процессуального кодекса РМ 2003 г., где вопросы международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве регламентируются в 28 статьях (ст. ст. 531 - 559 УПК РМ), распределенных по четырем частям гл. IX УПК РМ: общие положения и запрос об оказании правовой помощи; экстрадиция; перевод осужденных лиц; признание решений по уголовным делам иностранных судебных инстанций.
Приветствуя стремление разработчиков УПК РМ законодательно разрешить комплекс вопросов, связанных с международным сотрудничеством в сфере борьбы с преступностью и применением норм международного права в уголовном процессе, следует отметить, что и в данном документе можно обнаружить некоторую противоречивость предложенных решений. УПК РМ не предусматривает процессуального порядка выполнения многих положений, указанных в международных договорах, что крайне осложняет их процессуальную реализацию, выбор и применение соответствующей нормы. На практике создаются некоторые коллизии. Это тем более следует учитывать, поскольку подавляющее большинство прокуроров и судей не имеют опыта применения международно-правовых норм в уголовно-процессуальной деятельности и не обладают необходимыми и достаточными знаниями.
Основную роль в процессе оказания правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства выполняет развитое национальное уголовно-процессуальное законодательство, придающее позитивный характер межгосударственному сотрудничеству по уголовным делам и определяющее эффективность взаимодействия органов уголовного преследования Республики Молдова и иностранных учреждений юстиции. Является актуальным научное обоснование сущности и правовой природы такого направления уголовного судопроизводства, как международное уголовно-процессуальное право.
Отсутствие ясного и исчерпывающего определения понятия "общепризнанные принципы и нормы международного права" и перечня последних в Конституции и иных законодательных документах Республики Молдова обусловило ситуацию, при которой органы уголовного преследования при производстве по уголовным делам должны искать критерии "общепризнанности" какого-то правила, не предусмотренного УПК. Как следствие, они вынуждены применять не конкретную общеобязательную процессуальную норму, а произвольно установленную для определенной уголовно-процессуальной ситуации, что ведет к превращению кодифицированной процессуальной формы в прецедентное право.
Большинство принципов, отвечающих требованиям "общепризнанности", относятся к принципам межгосударственного сотрудничества и взаимоотношений между государствами. Они должны быть изложены в п. 2 ст. 8 Конституции Республики Молдова ориентировочно в следующей редакции: "Республика Молдова осуществляет сотрудничество с иностранными государствами на основе соблюдения общих принципов международного права, к которым относятся: суверенное равенство государств; признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; неприменение силы и угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; принцип международного сотрудничества; добросовестное выполнение международных обязательств".
Общепризнанные принципы и нормы международного уголовного права находят закрепление в международных договорах, которые являются составной частью уголовно-процессуального права Республики Молдова. Действие и применение общепризнанных принципов и норм международного права на территории Республики Молдова осуществляются через признание их национальным законодательством. Таким образом, ратифицированный международный договор, одной из сторон которого является Республика Молдова, содержащий общепризнанные международные принципы и нормы, определяет статус законности и должен относиться к законам Республики Молдова.
Международные договоры о правовой помощи по уголовным делам, одной из сторон которых является Республика Молдова, должны заключаться от имени Республики Молдова и подлежат обязательной ратификации согласно Конституции РМ. Иные соглашения, в том числе межправительственные и межведомственные, не могут рассматриваться как международные договоры, они не входят в систему уголовно-процессуального права страны, поэтому не должны применяться.
В связи с этим п. 3 ст. 8 Конституции РМ целесообразно изложить, например, в такой редакции: "Международные договоры, заключенные от имени Республики Молдова, ратифицированные в установленном законом порядке и признанные международными правовыми актами, являются составной частью правовой системы Республики Молдова, имеют приоритет перед национальными законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".
Признание международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, частью национального уголовно-процессуального права обеспечивает единство ее правовой системы и защиту суверенитета. Базовые положения действия и применения внутренних нормативных актов экстраполируются на акты международного уголовно-процессуального права. Применению международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, предшествует процедура признания их внутренними правовыми актами в соответствии с законодательством Республики Молдова. Это обусловливает дуалистический характер международных договоров, их действие и применение, исходя из предмета отраслевого регулирования. Международные договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам, одной из сторон которых является Республика Молдова, действуют и применяются по правилам конституционных законов Республики Молдова.
Как известно, международное сотрудничество по уголовным делам базируется на совокупности общих принципов:
1) международного права, регулирующих сотрудничество государства в целом;
2) международного сотрудничества при оказании правовой помощи, закрепленных в международных договорах РМ;
3) внутреннего законодательства РМ (уголовного, уголовно-процессуального, конституционного и др.).
К уголовно-процессуальным принципам международного сотрудничества при оказании правовой помощи следует отнести: 1) взаимность; 2) добровольность; 3) соблюдение суверенитета и безопасности договаривающихся стран; 4) непременная уступка части суверенитета (применение отдельных норм иностранного уголовного процесса); 5) соответствие просьбы запрашивающей страны законодательству исполняющего государства; 6) взаимодействие на основе права, предусмотренного международным договором; 7) равенство полномочий органов уголовного преследования суверенных государств, осуществляющих взаимодействие; 8) обеспечение правовой защиты и равенства прав всех участников уголовного процесса; 9) реализация условий договора посредством применения национального уголовно-процессуального законодательства; 10) ограничение действия и применения международного договора территориями договаривающихся стран; 11) соблюдение прав и интересов третьих стран участниками договорных отношений; 12) обязательность выполнения условий договора; 13) принцип законности.
Систему данных принципов как основу взаимодействия при оказании правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства необходимо включить в гл. IX УПК РМ.
Международное сотрудничество Республики Молдова с другими государствами в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам без национального уголовного процесса осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство исполняющей страны. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения международных договоров. Международное право в этом аспекте выполняет вторичную роль.
Необходимым условием оказания правовой помощи по уголовным делам является соответствие просьбы иностранного государства национальному законодательству исполняющей страны. Как правило, законодательство Республики Молдова не предусматривает прямого действия иностранных законов на своей территории.
Допустимы три варианта применения на территории Республики Молдова норм иностранного уголовного процесса: по письменной просьбе запрашивающей стороны в соответствии с международным договором; приобщение к уголовному делу процессуальных актов, исполненных на территории другого государства в соответствии с его внутренними законами; передача материалов уголовного дела из другой страны для продолжения уголовного преследования.
В связи с рассмотренным п. 4 ст. 8 УПК РМ следует изложить в следующей редакции: "В Республике Молдова допускается применение уголовно-процессуального законодательства иностранного государства, исполняющего письменное поручение органов уголовного преследования Республики Молдова на основе международного договора, одной из сторон которого является Республика Молдова, или на условиях взаимности, в порядке, определенном соответствующей статьей УПК РМ. Факты, установленные за рубежом с применением уголовно-процессуального законодательства страны, исполняющей письменное поручение органов уголовного преследования Республики Молдова на основе международного договора или на условиях взаимности, в порядке, установленном УПК РМ, признаются доказательствами наравне с полученными на территории Республики Молдова".
Необходимо законодательное решение проблемы оказания правовой помощи по уголовным делам при отсутствии международного договора с соответствующей страной. В уголовно-процессуальной норме важно отразить следующие моменты: сложившуюся договорную практику по предмету взаимодействия, взаимность, выполнение поручения о правовой помощи с применением законодательства Республики Молдова, недопустимость причинения ущерба безопасности и суверенитету страны, а также положение об отказе в правовой помощи, если ее оказание противоречит законодательству РМ или запрашиваемого государства.
Изучение Минской конвенции, других международных договоров о правовой помощи и практики их применения позволило выявить недостатки этих международных документов. Они связаны с наличием пробелов в решении ряда конкретных проблем; бланкетным характером многих положений; несовершенством осуществления контактов, экстрадиции и отказа в ней, исполнения следственных поручений; неконкретностью положений об аресте в качестве меры пресечения и уголовно-процессуальном задержании. Не решены вопросы о правомерности задержания, праве на защиту выдаваемых лиц, розыске обвиняемых, сроках исполнения международных процессуальных актов и др. Многие из указанных проблем и ряд смежных вопросов не получили разрешения в четырех частях девятой главы УПК РМ.
В современной судебно-следственной практике по-прежнему остро стоят неразрешенная проблема упрощения порядка сотрудничества и введения прямых контактов между учреждениями уголовной юстиции договаривающихся сторон, вопросы о взаимном признании приговоров иностранных судов (правовые последствия - квалифицирующий признак либо отягчающее ответственность обстоятельство), об унификации процессуальной формы водворения и содержания под стражей выдаваемых лиц, об исключении по возможности бланкетных правил и прецедентов из сферы сотрудничества. Вносятся предложения по совершенствованию процессуального порядка оказания правовой помощи, в том числе по внедрению видеосвязи при выполнении международных поручений в ходе собирания доказательств (допросы свидетелей, потерпевших, обвиняемых и др.).
Литература
1. Клещев М. Правовая помощь органам предварительного расследования иностранных государств. Казахстан, 2002.
2. Волеводз А. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. Москва, 2002.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова от 7 июня 2003 г.
4. Зимин В. П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. М.: БЕК, 1990.
5. Волженкина В. М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества: Учеб. пос. СПб., 1999.
6. Кузьмина С. С. Процессуальные проблемы расследования уголовных дел в отношении иностранцев в соответствии с международными договорами. СПб.: Альфа, 1994.
7. Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России. М.: БЕК, 2001.
8. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А. В. Смирнова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
Название документа